Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие автоматизированной корпоративной системы




Введение

Автоматизированные системы управления производством

(конспект лекций)

Ведущую роль в современной экономике играют отрасли промышленности, связанные с производством высокотехнологичной наукоёмкой продукции (авто-, авиа- и судостроение, производство атомной, космической, военной техники и пр.). Перед высокотехнологичной промышленностью возникает множество новых проблем, к числу которых относятся:

  • критичность времени, требующегося для создания высокотехнологичных (HiTech – High Technology) изделий и организации их продажи;
  • снижение всех видов затрат, связанных с созданием и сопровождением таких изделий;
  • повышение качества процессов их проектирования и производства;

· обеспечение гибкого и надежного эксплуатационного обслуживания такой продукции.

Действенным средством решения этих проблем в последнее десятилетие выступают новые информационные технологии непрерывного сбора данных и поддержки жизненного цикла (Continuous Acquisition and Lifecycle Support – CALS) продукции, базирующиеся на стандартизованном едином электронном представлении данных о продукции и коллективном доступе к ним. Эти технологии позволяют существенно упростить выполнение этапов жизненного цикла (ЖЦ) продукции, повысить производительность труда и, согласно западному опыту, примерно на 30%, автоматически обеспечить заданное качество продукции.

Прежде, чем переходить к подробному описанию производственных систем и CALS-технологий, нужно напомнить ряд общих понятий, относящихся к современным автоматизированным корпоративным системам (АКС).

Термин корпорация (corporation) определяется в [1] как «самая общая форма организации бизнеса, которому государство предоставляет множество юридических прав, и который, по-существу, отделён от своих собственников. Эта форма бизнеса характеризуется ограниченной ответственностью его владельцев, выпуском легко трансформируемых акций и существованием только в форме функционирующего предприятия». Такое определение называют организационно-правовой формой определения бизнеса (делового предприятия). Под корпоратизацией в этом случае понимают процесс распределения акций между учредителями предприятия или инвесторами в соответствии с вкладом каждого. В российской экономике такие предприятия принято называть акционерными обществами (АО). Дальнейшее развитие корпоративных форм хозяйствования идёт в направлении инновационно-промышленных компаний, финансово-промышленных групп (ФПГ), транснациональных финансово-промышленных корпораций и др.

Мы, однако, будем использовать термин «корпорация» в самом общем смысле, ‑ как синоним любой целенаправленной организации (предприятия), независимо от сферы (предметной области) её деятельности, формы собственности и организационно-правовой формы, т.е. как синоним русскоязычных терминов «организация», «предприятие», «учреждение» (или англоязычных «organization», «corporation», «enterprise», «firm»). В экономическом контексте понятие корпоративной системы (КС) можно определить так:

Корпоративная система (предприятие, организация, учреждение, фирма) — это стабильная формальная социально-экономическая система, которая получает ресурсы из окружающей среды и использует их для целей производства продукции или услуг, обладающих определённой добавочной стоимостью для производителя и ценностью для потребителя. Для достижения поставленных целей такая система должна включать эффективно работающую управляющую [под]систему, эффективность которой может быть существенно повышена с помощью автоматизации на базе компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Корпоративные системы не обязательно связывать с экономической и, в частности, с коммерческой деятельностью. Это могут быть любые организационные системы, созданные для достижения коммерческих или некоммерческих целей. Кроме социально-экономических организаций в эту категорию попадают государственные и некоммерческие организации, формальные или неформальные объединения.

Современные автоматизированные корпоративные системы (АКС) отличают следующие особенности.

1. От традиционных организаций современные КС отличаются наличием автоматизированной (под)системы управления (АСУ), т.е. почти полной опорой на информационные технологии в организации и менеджменте, а также комплексной автоматизацией всех уровней организационного управления, включая производственный. Архитектурная модель такой системы показана на рис. 1.1. Она включает в себя:

· бизнес-архитектуру (стратегию, руководство, организацию, процесс стратегического управления),

· архитектуру информации и данных,

· архитектуру приложений (прикладных компонентов КИС),

· архитектуру информационных технологий (ИТ),

· архитектуру контроля и управления средой информационных технологий.

2. Практически все значимые деловые связи в таких организациях реализуются в цифровой, компьютернойформе, а основные рабочие процессы выполняются в инфраструктуре электронных компьютерных сетей, охватывающих всю организацию, или связывающих несколько организаций, образуя так называемые промышленные или расширенные корпоративные сети.

3. В соответствии с философией управления Эдвардса Дэминга [4], работа на предприятии организуется и координируется в форме рабочих (бизнес -) процессов, которыефокусируются на производстве товаров или услуг, представляющих определённую ценность для потребителя. В качестве примеров бизнес-процессов можно назвать разработку нового продукта, организацию и выполнение заказа потребителя, наем служащих и т.д. Способ реализации таких процессов может быть источником конкурентного преимущества конкретной организации.

4. Ключевыми корпоративными ресурсами являются интеллектуальная собственность, основные умения и знания работников, материальные, финансовые, человеческие и информационные ресурсы, которые управляются автоматизированным (электронным) способом.

Говоря об отличиях современных корпоративных систем от традиционных организаций, следует отметить, что они значительно быстрее и более гибко адаптируются к условиям быстро меняющейся и усложняющейся рыночной среды, легче выживают в трудные времена. Благодаря электронным возможностям и рационализации работы они обладают большим потенциалом для достижения беспрецедентных уровней прибыльности и конкурентоспособности, располагают исключительной готовностью к работе в условиях глобальной экономики.

Следует отметить также, что в настоящее время даже в промышленно развитых странах, не говоря о России, лишь ограниченное число фирм может претендовать на звание современных корпоративных систем. Однако, это то направление, по которому уже идут многие зарубежные компании и, надеемся, скоро пойдут и российские предприятия.

Преобразование предприятия, построенного на традиционных основах, в современную автоматизированную корпоративную систему требует интуиции, квалификации и настойчивости менеджеров всех уровней управления, особенно ‑ высшего. При этом менеджеры должны уметь:

1) идентифицировать проблемы, возникающие перед их предприятием,

2) определять технологии, которые помогут им решить эти проблемы,

3) реорганизовывать своё предприятие и его рабочие процессы с целью совершенствования используемых процессов и технологий,

4) создавать управленческие процедуры и разрабатывать политику внедрения требуемых изменений.

Рис. 1.1. Архитектурная модель современной автоматизированной корпоративной системы

Уровни управления в модели АСУП, показанной на рис. 6.2, можно кратко описать с помощью основных управленческих функций и задач, решаемых на этих уровнях:

· верхний уровень управления предприятием (административно-хозяйственный) решает стратегические задачи – стратегическое управление и планирование, прогнозирование и многовариантный анализ развития событий, бюджетирование и финансовая консолидация, контроль и анализ исполнения бюджетов и планов, координация работы структурных подразделений.

  • ERP-уровень обеспечивает управление ресурсами в масштабе предприятия в целом, включая часть функций поддержки производства (долгосрочное планирование и стратегическое управление в масштабе года, квартала, месяца);

· производственный уровень управления решает задачи оперативного управления процессом производства, а соответствующая автоматизированная система обеспечивает эффективное использование ресурсов (сырья, энергоносителей, производственных средств, персонала), а также оптимальное исполнение плановых заданий (сменное, суточное, декадное, месячное) на уровне участка, цеха, предприятия;

· контур управления уровня АСУТП (технологический) ‑ самый интенсивный по объему информации и самый жесткий по времени реакции, которое может составлять секунды и даже миллисекунды. В верхнем уровне слоя АСУТП ‑ в SCADA-системах ‑ происходит накопление и обработка большого числа технологических параметров и создается информационная база исходных данных для MES-уровня.

Низшие уровни технологического управления решают классические задачи управления технологическими процессами. Надо отметить, что при передаче части функций управления от систем ERP в MES-системы на производственный уровень (руководству производства, цеха, производственного участка, технологу, начальнику службы эксплуатации, и т.д.), происходит рациональная сегментация контуров управления предприятием в целом. В этом случае каждый контур управления характеризуется своим уровнем интенсивности циркулирующей в нем информации, своим масштабом времени и своим набором функций:

Контур управления уровня MES (оперативно-производственный) опирается на отфильтрованную и обработанную информацию, поступающую как от АСУТП, так и от других служб производства (снабжения, технической поддержки, технологических, планово-производственных и т.д.). Интенсивность информационных потоков здесь существенно ниже и связана с задачами оптимизации заданных производственных показателей (качество продукции, производительность, энергосбережение, себестоимость и т.д.). Типовые времена циклов управления составляют минуты, часы, смены, сутки. Оперативное управление производством в этом контуре управления осуществляется специалистами, которые более детально, чем высший менеджмент, владеют производственной ситуацией (руководители производственных цехов, участков, главные технологи, энергетики, механики и др.). В связи с этим должно повышаться качество и эффективность принимаемых решений в пределах делегированных сверху полномочий.

Контур управления уровня ERP освобождается в этом случае от решения оперативных задач производства и обеспечивает поддержку бизнес-процессов предприятия в целом. Поток информации от производственного блока становится минимальным и включает в себя агрегированную управляющую и отчетную информацию по стандартам ERP с типовыми временами контроля (декада, месяц, квартал), а также сигналы, требующие немедленного вмешательства высшего менеджмента предприятия.

Очевидно, что при комплексной автоматизации практически любого предприятия есть потребности в покрытии того или иного набора MES-функций средствами автоматизации. Какими продуктами это реализуется — вопрос другой, здесь возможны разные варианты. В некоторых случаях могут применяться интегрированные MES-системы, иногда эти функции могут быть реализованы в рамках той или иной функциональности ERP, возможно использование автономных продуктов, реализующих ту или иную MES-функцию. Возможно также и сочетание этих вариантов. Заметим, что автоматизация всех уровней управления сразу и везде не является обязательной — возможна поэтапная автоматизация предприятия, а в некоторых случаях можно ограничиться управлением на уровне MES-системы, дополнив ее учетными средствами автоматизации административно-хозяйственной деятельности предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.