Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прочность дорожных одежд и определение допускаемых нагрузок

Дорожная одежда хорошо выдерживает движение автомобилей только в тех случаях, когда ее конструкция и толщина отдельных слоев рассчитаны на действующие нагрузки с учетом частоты их приложения. Срок службы дорожных одежд может быть суще­ственно продлен, если при организации автомобильных перевозок учитывать прочность дорожных одежд и по возможности согласо­вывать с типами покрытий тоннаж используемых автомобилей, а в случае необходимости рассредоточивать интенсивные пере­возки между несколькими параллельными дорогами.

Все типы дорожных одежд по условиям их работы при действии нагрузок делят на две группы - жесткие и нежесткие.

К жестким относят цементобетонные, а также асфальтобетонные покрытия или усовершенствованные мостовые на бетонных осно­ваниях. Прочность этих одежд в основном определяется сопро­тивлением изгибающим усилиям цементобетонной плиты, рас­пределяющей давление от автомобиля на большую площадь грунтового основания.

К нежестким относят все остальные типы дорожных одежд, которые сами практически не воспринимают изгибающих напряжений, а сопротивление нагрузкам обеспечи­вается преимущественно подстилающим грунтом, на который дорожные одежды распределяют давление от колес автомобиля. При этом прочность грунта используется в значительно большей степени, чем при жестких одеждах.

Если к нежесткой дорожной одежде приложена нагрузка, пре­восходящая ее прочность (рис. 7.8), то происходят следующие яв­ления, приводящие к разрушению дорожной одежды:

- дорожная одежда распределяет давление на некоторую пло­щадь подстилающего грунта и тем большую, чем значительнее жесткость одежды, грунт под местом приложения нагрузки сжи­мается и частично вытесняется в стороны, в результате чего дорожная одежда прогибается;

- при прогибе в дорожной одежде развиваются растягивающие и скалывающие напряжения, которые по достижении прогибом некоторого критического значения вызывают пролом одежды с выкалыванием ее части, находящейся под колесом в виде рас­ширяющегося книзу усеченного конуса. Длительные наблюдения за службой дорожных одежд и специальные испытания большими нагрузками показали, что независимо от конструкции нежестких одежд и состояния подстилающего грунта в подавляющем боль­шинстве случаев разрушения происходят при достижении проги­бом критического значения, находящегося в пределах 0,035— 0,065 от диаметра круга, равновеликого площади, через которую передается на покрытие нагрузка (при нагрузке от автомобилей - площади контакта спаренных колес с покрытием);

- в основаниях из несвязных и малосвязных материалов (гравия, песка, щебня) и в подстилающем грунте при превышении касатель­ными напряжениями сцепления могут возникать явления пласти­ческого течения - выжимания материалов вбок из-под загружен­ной площадки, развитие которых также приводит к потере прочности одежды.

Относительная роль каждой из перечисленных деформаций в разрушениях дорожной одежды различна в разных конструкциях нежестких дорож­ных одежд. Чем тоньше до­рожная одежда и меньше она отличается по жесткости от подстилающего грунта, тем чаще происходят разрушения от выкалывания.

Нормальными условиями для работы дорожной одежды при воздействиях расчетных автомобилей являются упругие прогибы,восстанавливающиеся после прохода автомобилей. Небольшие остаточные деформации допустимы только в первое время после постройки, когда проезды автомобиля вызывают доуплотнение дорожной одежды.

В процессе службы дороги под влиянием многократно прилагаемых нагрузок и температурных колебаний в дорожных одеждах возникают явления усталости. Зерна минеральных материалов истираются и дробятся, причем трение и сцепление между ними уменьшаются, а органические вяжущие материалы, которыми они связаны выветриваются, становятся хрупкими, их прилипаемость к камню ухудшается. Многократное динамическое воздействие проездов автомобилей в периоды опасного переувлажнения грунтового основания приводит к постепенному накоплению усталостных пластических деформаций в дорожной одежде и подстилающем грунте, к нарушению внутренней связи материалов и в конце концов к разрушению дорожной одежды при нагрузках, меньших расчетной.

Для определения прогибов дорожной одежды предложены установки, смонтированные на автомобилях. Измерения выполняют при движении с малой скоростью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Транспортно-эксплуатационные характеристики дорожных покрытий | Влияние конструкции ходовых частей автомобилей на прочность дорожной одежды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.