Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К основным методам психологии относятся наблюдение и эксперимент




Научную психологию следует отличать от житейской, знания которой имеют конкретный, интуитивный, ограниченный характер. Научные знания характеризуются обобщенностью, рационализмом, неограниченностью, основаны на экспериментальных исследованиях.

Свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира, называется психикой.

Согласно классификации Б. М. Кедрова, психология находится на стыке трех дисциплин: естественных, социальных и философских. Постоянное развитие психологии, педагогики, наличие взаимосвязей с др. науками приводит к образованию новых отраслей (психология труда, педагогическая психология, медицинская, юридическая, возрастная: детская, психология подростка, психологию юности, взрослого человека, геронтопсихология; сравнительная психология, социальная, практическая психология).

Для оценки индивидуальных различий людей в психологии в конце 19 – 20 веков стали применяться качественные и количественные методы оценки психических процессов и простые методы измерения уровня развития психических процессов.

Одним из первых, кто заговорил о необходимости измерений в психологии, был немецкий ученый Х. Вольф (1679-1754), который вводит понятие “психометрия”.

Но истинная потребность в измерительных приёмах возникает век спустя, с развитием экспериментальной психологии, особенно психофизики, основателем которой считают немецкого физика и психолога Густава Фахнера (1801-1887): исследуя соотношение реальных физических стимулов с ощущениями, которые они вызывают у человека Фахнер предложил метод измерения и попытку математического описания наблюдаемой закономерности. Идея оказалась продуктивной и быстро продвинула экспериментальную психологию, содействовала становлению психологии как науки.

Ф. Гальтон – первый, кто организовал массовые обследования больших выборок испытуемых для изучения наследственной обусловленности способностей человека. Именно Гальтон разработал специальные измерительные процедуры и методы анализа данных.

Виды наблюдения

1) Прямое наблюдение и косвенное наблюдение.

Прямое наблюдение - изучает реакцию человека на раздражитель или наблюдение за поведением человека.

Прямое наблюдение:

а) активное (научное) – наблюдение без изменения ситуации, но имея определенную цель, задачу, условия наблюдения.

б) пассивное (житейское): многократно повторяясь, концентрируется в поговорках, пословицах, метафорах.

Косвенное наблюдение – изучение психических процессов, не поддающихся прямому наблюдению (например, установить степень усталости человека при выполнении им определенной работы) используются объективные методы регистрации физиологических процессов (энцефалограмма, кожно-гальваническая реакция...).

2) По характеру контакта объекта и наблюдателя:

- непосредственное (наблюдатель и объект находятся в непосредственном контакте

- опосредованное (исследователь знакомится с респондентом косвенно (например, с помощью анкет, биографий, аудио-, видеозаписей).

3) По условиям осуществления наблюдения:

- полевое (наблюдение идет в условиях повседневной жизни, работы, учебы).

- лабораторное (наблюдение идет в искусственных, специально созданных условиях).

4) По характеру взаимодействия с объектом различают:

- включённое наблюдение: исследователь является членом группы, участвует в деятельности, которую он изучает, его поведение и присутствие является частью наблюдаемой ситуации.

- Не включённое наблюдение (со стороны): т.е без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом.

5) Открытое наблюдение: исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостаток снижение естественного поведения и скрытое (инкогнито): когда о присутствии наблюдателя респонденту не сообщается.

6) По целям различают:

- целенаправленное (наблюдаемый объект не ограничивается в своей свободе).

- случайное (поисковое) не подчиняющееся никаким правилам, не имеет чётко поставленной цели.

7) По упорядоченности во времени различают (н):

- сплошные (ход событий фиксируется постоянно).

- выборочные (исследователь фиксирует наблюдаемые процессы только в определенные промежутки времени).

8) Свободное (не регламентируется формой, темой, не имеет заранее установленных рамок, программы и процедур проведения) и структурированное (стандартизированное): события фиксируются в соответствии с ранее разработанной схемой. Определяют тему по форме, похоже на устно предъявляемый опросник.

Также выделяют научное наблюдение, которое отличается организованностью, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.

Наблюдение даёт возможность получить информацию двух типов:

а) наблюдение за поведением, жестами, позой, речью.

б) позволяет получить данные о прошлом, настоящем отношении к событиям.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок и программы и процедуры проведения.

Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике

2. Метод эксперимента – изучение явления, при котором экспериментатор может произвольно менять условия, при которых оно совершается. Наблюдая, делать выводы о закономерностях изучаемого явления.

Лабораторный эксперимент: исследование проводится в лабораторных условиях. Применяется спец. литература, задания четко спланированы, респондент принимает участие добровольно, знает, что подвергается исследованию.

Естественный эксперимент: исследование в обычных условиях, естественных условиях (урок, собеседование и др.).

3. Метод опроса (интервью, анкетирование) – способ получения информации в ходе непосредственного (интервью) или опосредстванного (опросник, анкета) общения наблюдателя и респондента.

Интервью – способ получения информации в процессе устной беседы.

4. Тестирование: 1904 год, Альфред Бине предложил новую процедуру оценки уровня способностей по особенностям памяти, внимания, успешности решения задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.