Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К симптомам подросткового кризиса относятся конфликтность, взрыв непослушания и грубость




Кризис семнадцати лет проявляется в проблеме профессионального самоопределения, в повышении уровня тревожности, в формировании личной идентичности. В связи с окончанием школы в юношеском возрасте возникает необходимость выбора профессии, что приводит к повышению тревожности, связанной с самооценкой.

К симптомам подросткового кризиса относятся конфликтность, взрыв непослушания, грубость.

Интеллектуальные действия животных имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы.


Тема 1.6. Сознание человека

 

По данной теме студент должен знать: понятие о сознании человека; предпосылки и условия возникновения и развития сознания; структуру сознания; сознание и бессознательное.

Литература:

Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб.: Питер. - 2008. – 253 с.

 

Материалы для подготовки к теме

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание – это высшая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Структура сознания, его важнейшие психологические характеристики:

1. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят познавательные процессы: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление.

2. Различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» и «не я». Отделение «я» от«не я» осуществляется в процессе самосознания человека (в детстве). Иногда ошибочно считается, что сознание человека и самосознание тождественны.

Основными функциями сознания являются следующие:

• отражательная, позволяющая адекватно отражать окружающий мир, условия жизни и деятельности человека;

• регулятивно-оценочная, обеспечивающая регулирование и оценку результатов деятельности;

• рефлексивная, позволяющая человеку осуществлять самопознание, т.е. осознавать свои внутренние психические акты и состояния;

порождающая (творчески-креативная), дающая возможность создавать новое, оригинальное.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения в следующих случаях: когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации.

К сфере человеческого сознания относится способность рассуждениям и к абстрактному мышлению.

Существенной характеристикой человеческого сознания является способность к коммуникации, мысленное представление и воображение действительности, способность к рефлексии, самонаблюдению. Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, осознание самого сознания. (Само сознание пытается ответить на вопрос, а что есть сознание?).

К частным характеристикам сознания относятся восприятие человеком себя как познающего субъекта, связь воображения и представлений человека с его волей, связь сознания с мышлением и речью, отражение в сознании сущностных характеристик предметов и явлений, наличие в нем интеллектуальных схем, доминирование языка и речи во взаимодействии с другими людьми.

Условиями возникновения индивидуального сознания являются совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. Развитие сознания человека предполагает появление способности к познанию окружающей действительности и творчеству.

Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание, или сознание самости. Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.

К высшей стадии психического отражения относятся сознание и самосознание людей. Для этой стадии отражения характерны путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения; самоконтроль и самовоспитание; познание других и социальной жизни.

Самопознание - это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Как осуществляется самопознание? Выделяют три его аспекта. Во-первых, это анализ результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими на основе существующих норм. Во-вторых, - это осознание отношения к себе других. И в-третьих, самопознание происходит в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.

Самопознание выступает как основа самооценки. Самооценка включает в себя знание шкалы ценностей, по которым человек может оценить себя. Самооценка бывает разной - адекватной (реальной, объективной), неадекватной (заниженной, завышенной). Самосознание связано с уровнем притязаний человека.

У.Джеймс, амер. психолог определил формулу самоуважения, самооценки человека:

УСПЕХ (РЕЗУЛЬТАТ)

САМООЦЕНКА = ----------------------------------

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Самопознание - есть основа развития самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или “образа Я”. “Образ Я” определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. Образ Я может быть реальным и идеальным.

Таким образом, к проявлениям самосознания относятся образ «Я», самооценка, уровень притязаний.

3. Обеспечение целеполагающей деятельности. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Сознание индивида характеризуется активностью. Известна реактивность организмов, т.е. такие их действия, которые обусловлены предшествующей ситуацией. Активность же обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действования, а также наличием цели и устойчивой деятельностью по её достижению. Сознание имеет мотивационно - ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-то жизненные ценности, что внутренне обусловлено потребностями организма или личности.

4. Включение в сознание определенного отношения (чувства, язык).

Если говорить о функционировании сознания, то целесообразнее, как считают многие исследователи, речь вести о состояниях сознания. Ими могут быть: наивное, рациональное, обыденное, мистическое, рефлексивное, многие патологические состояния сознания.

Впервые взаимоотношения сознательного и бессознательного детально исследовал известный австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856 - 1939).

Бессознательное начало проявляется в психических процессах, мотивации и личности. Оно представлено в ощущениях равновесия, проприоцептивных (мышечных) ощущениях, неосознаваемых образах восприятия, узнавании ранее увиденного, долговременной и генетической памяти, решении человеком творческих задач, внутренней речи; непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Личные проявления бессознательного представлены в непроизвольных реакциях и психических явлениях. К бессознательным психическим явлениям относятся проприоцептивные ощущения и генетическая память.

Исследования многих психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые затрудняют регулирование отношений человека с внутренней или внешней средой. Их осознание и помогает человеку создать новый режим регулирования или нового способа решения задачи. Как только создается этот новый режим или способ, то регуляция переходит в режим “автопилота”, т.е. на подсознательный уровень. Эта непрерывная возможность переадресовки ряда задач на автоматическое управление обеспечивает человеку возможность решать все новые, более творческие задачи.

Т.о., происходит гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Большая часть процессов в нашем организме протекает неосознанно, однако они влияют на наше поведение. З.Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, из-за которых могут быть не только трудности адаптации, но даже заболевания.

Основная часть психических процессов, как уже было сказано, человеком обычно не сознается. Однако это не значит, что они не могут превратиться в осознанные, познаваемые. Метод психоанализа З.Фрейда позволяет выявить бессознательное.

В сфере бессознательного выделяют: 1) подсознательное - те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут появиться вновь; 2) собственно бессознательное - такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Более того, З. Фрейд считал, что само бессознательное - это не столько процессы, на которых не сосредоточивается внимание человека, сколько переживания, подавляемые сознанием, в этом случае сознание против них воздвигает мощные барьеры.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.