Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Низкоэнергетичные. А. Высокоэнергичные (агрессивные) акцентуации




А. Высокоэнергичные (агрессивные) акцентуации

1) эпилептоид (любовь к порядку)

2) параноик (целеустремленность)

3) гипертимик (постоянно повышенный фон настроение, обращенность ко внешнему миру)

4) истероид (демонстративность, стремление быть в центре внимания)

5) шизоид (интровертированность, направленность на себя)

6) психастеник (неуверенность в себе)

7) сенситивный (повышенная чувствительность)

8) гипотимик (пониженный фон настроения)

В. Непостоянные акцентуации

9) циклоид (смена противоположных состояний – эмоций, настроения)

10) конформный (зависимость от окружения)

11) неустойчивый (полное непостоянство проявлений личности).

 

 

Тема 3.3. Эмоционально-волевая сфера личности

 

По данной теме студент должен знать: понятия «эмоции» и «чувства»; формы эмоций (настроение, аффект, стресс, страсть); высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические). Понятие о воле и регуляции поведения и деятельности; структура волевых действий; волевые качества личности.

Уметь: классифицировать эмоциональные состояния, высшие чувства и волевые качества личности.

Литература: Маклаков, А. Г. Общая психология. / А. Г. Маклаков. – М., СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

 

Материалы для подготовки к теме

Эмоции

Эмо­ции - психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристи­кой эмоций является их субъективность.

К основным функциям эмоций относятся следующие:

1. Оценка субъективной значимости предметов, явлений, событий, мыслей, поступков и т.д.

2. Потребностная функция – сигнализируют человеку о состоянии его потребностной сферы, в зависимости от состояния потребности эмоции усиливаются, ослабляются или исчезают совсем.

3. Побудительная функция – выступают мощными источниками активности. Направление активности определяется знаком эмоции. Положительные эмоции побуждают к действиям по направлению к эмоциональной ситуации (на сближение, удлиненнее контакта), отрицательные эмоции обладают противоположными свойствами.

4. Обеспечивают понимание людьми друг друга без включения речи. Человек и высшие животные могут не только понимать эмоциональное состояние сородичей, но и переживать вместе с ними - экспрессивная и коммуникативная функция эмоций.

5. Регуляция процессов познания – связь эмоций с вниманием, памятью, мышлением.

6. Интегративно-защитная функция– еще не оценив сознательно степень опасности и необходимые меры защиты, организм реагирует на эмоцию определенным типом поведения.

Р.М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

1) Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами на­зывают интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев,ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захва­тывает психику человека. Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональ­ная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Таким образом, аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов

2) Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Это непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увели­чивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, выска­зываниям. Когда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях (чувствах).

Ос­новные, «фундаментальные» эмоции:

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможно­стью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Противоположная – страдание, горе.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицатель­ного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получен­ной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удов­летворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, проте­кающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта по­требности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объек­тами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которы­ми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эсте­тическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных пози­ций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и пове­дением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при полу­чении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружаю­щих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем об­лике. Противоположная – гордость.

3) Чувства — эмоциональные стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым).

Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нрав­ственные, морально-политические, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными называются чувства, переживаемые людь­ми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с норма­ми, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие и т. д.

К морально-политическим чувствам относят чувство патриотизма.

Интеллектуаль­ными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. Успешность или неуспеш­ность, легкость или трудность умственной деятельности вызывают в человеке целую гамму переживаний. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полу­ченных знаний. К интеллектуальным чувствам относят: удивление, любопыт­ство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказа­тельства.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение челове­ка к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Особенно глубокие переживания человек испыты­вает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства. Эстетическое отношение проявляется через разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и др.

По другой классификации выделяют положительные и отрицательные чувства. Положительные чувства возникают в ответ на удовлетворение потребности. Отрицательные чувства – это переживания, свидетельствующие о неудовлетворении потребности.

4) Настроение — самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интен­сивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселымили угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настрое­ния зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенно­стей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение несколь­ких дней и даже недель.

5) Фрустрация – это состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути достижения цели

Эмоции входят во многие сложные психологические состояния человека, выступая как их органическая часть.

Юмор – это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго.

Ирония – сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного.

Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире объект представляется, как правило, в неприглядном виде.

Сарказм связан с выраженным проявлением недоброго, злого.

Апатия – психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере интереса и безразличии к окружающему.

Вдохновение – психические состояние, в состав которого входят стенические эмоции и творческое мышление.

Депрессия – подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.

Трагизм – эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

Стремление найти первопричину эмоциональных состояний привело к появлению различных концепций. Ч. Дарвин предложил эволюционный принцип в изучении психических и поведенческих реакций у человека, развитие которого аналогично развитию животных. Эти идеи легли в основу эволюционной теории эмоций.
С. Шехтер предложил когнитивно-физиологическую концепцию эмоций, в которой раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. У. Кэннон разработал психоорганическую теорию эмоций, основанную на экспериментальных исследованиях процессов головного мозга. П. В. Симонов является автором информационной теории, раскрывающей природу эмоций через потребности и уровень знаний.

Воля

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли за­ключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности.

Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, — внутренних или внешних. Внутренними, или субъективными, препят­ствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данно­го действия или на выполнение противоположных ему действий. Примером внешних пре­пятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен­ная цель была достигнута.

В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяют параметры, которые ее характеризуют, - это сила воли, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, решительность, организованность, дисциплинированность и др.

Структура волевого акта

С.Л. Рубинштейн в структуре волевого акта выделяет четыре стадии: актуализация побуждения, постановка цели; обсуждение и борьба мотивов; решение; исполнение.1) Актуализация побуждения. Основным содержанием первой фазы являются возникновение побуждения и осознание цели. При формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем бо­лее мощное стремление может быть вызвано ею. Требуемые волевые качества – инициативность.2) Постановка цели. Внутренним содержанием второй фазы выступает борьба мотивов. Человек испытывает потребность в том, чтобы учесть последствия осуществления своего желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Пси­хическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борь­бой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направ­лении, обдумывании того, как именно действовать. Задержка действия, к которой может привести борьба мотивов, также существенна для волевого акта, как и импульсация. Требуемые волевые качества – решительность.

3) Принятие решения или волевое усилие. Стадия может протекать по-разному. Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как отдельная фаза. Иногда оно как бы само собой наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Иногда решение принимается в силу осознанной необходимости. В этом случае само решение и следующее за ним исполнение сопровождается ярко выраженным чувством усилия. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или ак­тивности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необ­ходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии. Требуемые волевые качества – настойчивость.

На этом этапе также могут проявляться отрицательные волевые качества.

Слабоволие характеризуется принятием решения без стремления к выполнению.

Нерешительность связана с отсутствием принятия решения или часто меняющимся решением.

Внушаемость проявляется в принятии решения, данного извне.

Податливость выражается в легко меняющихся решениях.

4) Исполнение решения. За решением должно последовать исполнение. Без этого последнего звена волевой акт не завершен. Заключительный этап волевого действия может получить двоякое выра­жение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (та­кое проявление принято называть внутренним волевым действием). Требуемые волевые качества – энергичность. Волевые действия развиваются на основе непроизвольных действий. Структуру волевого действия составляют несколько компонентов.Желание – существующее идеально содержание потребности.Влечение – переходное состояние, переживаемое как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности.Намерение – внутренняя подготовка отсроченного действия, представляющая собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующая внутренние ресурсы человека и создающая дополнительные мотивы к действию по достижению цели.В рамках психоаналитической теории предпринимались попытки конкретизировать представление о воле как своеобразной энергии человеческих поступков.К. Лоренц видел энергию воли в изначальной агрессивности человека.А. Адлер проявление воли связывал со стремлением к власти и социальному контролю.С точки зрения К. Хорни, воля связана со стремлением к самореализации в культуре.К. Юнг видел источники воли в архетипах поведения и мышления, заложенных в культуре.

 

 

 


Тема 3.4. Индивидуально-психологические свойства личности

 

По данной теме студент должен знать: понятие о темпераменте и типах темпераментов (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик); индивидуальный стиль деятельности и темперамент. Понятие о характере, акцентуациях характера, формировании характера. Понятие о способностях; общие и специальные способности; способности и профессия.

Уметь: определять тип темперамента.

Литература:

Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

Столяренко, Л. Д. Психология: учеб. для вузов / Л. Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2004. – 592 с.

Материалы для подготовки к теме

Способности

Под способностями понимают та­кие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Признаками способностей являются скорость, качество и легкость выполнения деятельности.

Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными спо­собностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуни­кации. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками.

Специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предмет­ные и межличностные и др.

К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи чело­века в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию вхо­дят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способ­ности, свойственные для большинства людей.

Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических ви­дах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математиче­ские, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.

Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склон­ность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к кон­кретным практическим действиям.

Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отлича­ются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возмож­ность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духов­ной культуры и др.

Для развития способностей изначально должно быть определенное ос­нование, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную осно­ву развития способностей. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей, уровень достижения и быстроту их развития.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней раз­вития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Одарен­ностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения.

Следующий уровень развития способностей человека — талант. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельно­сти. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениаль­ности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Темперамент

Темперамент – это характерная для данного человека совокупность психических особенно­стей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и их силой — с другой (Теплов Б. М., 1985). Темперамент имеет два компонента — активность, моторика и эмоциональность. Что проявляется, во-первых, в динамике психических процессов и степени активности индивида; во-вторых, темперамент самым тесным образом связан с деятельно­стью.

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях подменяют эти понятия друг другом. Л. С. Выготским и Б. Г. Ананьевым было разработано положение о том, что темперамент является природной основой характера.

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до п. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением че­тырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной жел­чи. Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию тем­пераментов, со­гласно которой, тип темперамента зависит от преобладания в организме одно­го из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, по затем они были сведе­ны до четырех: сангвиник (от лат. sanguis — кровь), флегматик (от герч. phlegma — слизь, мокро­та), холерик (от греч. chole — желчь) и меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь).

В последующие века исследователи, наблюдая значительное разнообразие пове­дения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В резуль­тате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов. В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожден­ные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложе­ния. Такие типологии получили название конституционных типологий (Э. Кречмер и У. Шелдон). Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э. Кречмером. Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом тело­сложения имеют определенные психические особенности. Э. Кречмер провел мно­жество измерений частей тела людей, что позволило ему выделить четыре конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик.

1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.

2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, харак­теризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с боль­шим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, ха­рактерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индиви­ды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебани­ям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлети­ческим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержан­ными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между ра­достью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Теория Кречмера получила наибольшее распространение в Европе. В США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и тем­перамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мне­нию автора, структура тела определяет темперамент, который является его функ­цией. Им были выделены три типа:

1) эндоморфный - свойственно относительно слабое телосло­жение с избытком жировой ткани. Соответствует такой тип темперамента, как висцеротония;

2) мезоморфный - характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила. Соответствует такой тип темперамента, как соматотония;

3) эктоморфный - хрупкое телосло­жение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускула­турой. Соответствует такой тип темперамента, как церебротония.

Лиц с преобладанием определен­ного типа телосложения Шелдон называет соответственно висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств.

 

Типы темперамента  
Висцеротония   Соматотония   Церебротония  
Расслабленность и осанке и движениях     Уверенность в осанке и движениях     Заторможен в движениях скованность в осанке  
Любовь к комфорту   Склонность к физической деятельности     Чрезмерная физиологическая реактивность    
Медленная реакция   Энергичность   Повышенная скорость реакции    
Пристрастие к еде   Потребность в движениях и удовольствие от них     Склонность к уединению  
Социализация пищевой потребности     Потребность в доминировании   Склонность к рассуждениям
Наслаждение от процесса пищеварения   Склонность к риску в игре случая     Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность
Любовь к компаниям дружеским излияниям     Решительные манеры   Самоконтроль мимики  
Социофилия (любовь к общественной жизни)     Храбрость     Социофобия (страх перед общественными контактами)  
Приветливость со всеми   Сильная агрессивность   Заторможенность в общении
Жажда любви и одобрения окружающих     Психологическая нечувствительность     Избегание стандартных действий  

 

Типы темперамента с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризо­вать следующим образом.

Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; неред­ко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведе­нии, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откли­кается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.

 

Характер

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности. Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружаю­щей его действительности и людям.

Характер относится к числу инструментальных личностных свойств, т.е. от него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Под чертами ха­рактера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

Все многообразие проявлений характера подразделяется на 4 группы:

1) направленность индивида, система отношений в социуме, нравственность. К основным формам направленности относят интерес и убеждение; отношение личности к труду (добросовестность, преодоление трудностей, склонности, талант), отношение к вещам и собственности (бережливость, аккуратность, расточительность, корыстность, жадность);

б) волевые черты характера (особенности сознательной регуляции поведения) – процесс принятия решений, решительность, выдержка, самообладание, смелость, мужество;

в) эмоциональные особенности, в частности содержательная, качественная, динамическая сторона;

г) интеллектуальные черты характера (продуктивность, оригинальность мышления, владение обобщенными способами мышления, любознательность, глубокомыслие, рассудительность, вдумчивость и т.д.)

Значительное влияние на развитие учения о характере оказала физиогномика. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-либо животным, а затем отождествляя его характер с характером животного.

Акцентуация – высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет крайний вариант нормы, граничащий с психопатией.

Авторами типологии личности по типам акцентуации характера являются К. Леонгард, Личко, Ганнушкин.

 

Леонгард (на основе стиля общения с окружающими) Личко (наблюдение за подростками)
1. гипертимный 2. циклотимный 3. дистимный 4. возбудимый 5. застревающий 6. педантичный 7. тревожный 8. эмотивный 9. демонстративный 10. экзальтированный 11. экстравертированный 12. интровертированный 1. гипертимный 2. циклоидный 3. лабильный 4. астеноневротический 5. сензитивный 6. психостенический 7. шизоидный 8. эпилептоидный 9. истероидный 10. неустойчивый 11. конформный

 

Отличительные особенности основных акцентуаций характера




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.