Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематика песен




Подавляющее большинство песен «Манъёсю» посвящено любви и природе. Но немало в антологии и произведений на темы, непосредственно связанные с повседневной жизнью народа − крестьянским трудом, домашней тяжелой работой женщины, рыбачьим промыслом, требующим выносливости и мужества. Однако и эти темы большей частью переводятся авторами в план любовной лирики, выражены через тонкое поэтическое переживание.

Жанрово-тематическое содержание антологии «Манъёсю» раскрывает богатство народной песни, однако главное положение в собрании занимает лирика природы и любовная лирика. В календарной поэзии японского фольклора присутствуют циклы любовных песен, связанных с временами года, что определяется земледельческим культом.

Песни «Манъёсю» тематически подразделяются на три основные группы.

1. Сомон. Главное место в этой наиболее древней группе песен-перекличек занимают песни любви, сюда же включаются песни-послания и песни-воспоминания.

2. Банка. К этой группе принадлежат песни элегического содержания - песни-плачи, песни скорби и печали.

3. Дзока. Эти песни отличаются разнообразным содержанием. Они посвящаются охоте, празднествам, красотам столицы, легендам и преданиям старины.

Авторы «Манъёсю»

В антологии «Манъёсю» насчитывается 561 автор, среди них выделяется 5 лучших поэтов: Какиномото Хитомаро, Ямабэ Акахито, Яманоэ Окура, Отомо Табито, Отомо Якамоти. Наибольшую известность приобрели Хитомаро и Акахито, в последствии они были названы «двумя гениями японской поэзии» (никасэн).

Какиномото Хитомаро занимал скромные должности при дворе Значительное место в его творчестве принадлежит славословиям (одам) в честь императорской семьи и придворной знати, а также плачам (элегиям) - песням об усопших, среди которых выделяются плачи, выражающие скорбь поэта в связи с кончиной его двух жен. Эти сочинения писались в форме «длинных песен». Прославился он и как мастер «коротких песен» - танка, в которых воспевал природу страны, изливал любовные переживания. Неизменно Хитомаро ценили за величие чувств, выражаемых им в поэзии.

Поэзия Какиномото Хитомаро отличается виртуозным использованием специальных поэтических средств. С Хитомаро связано включение народно-песенной традиции в авторскую литературную поэзию - переложение старинных легенд и преданий, использование фольклорных сюжетов, зачинов и запевов.

Стихи, созданные Ямабэ Акахито, выражают любовь поэта к родной природе. Поэзия Акахито как дескриптивная лирика отличается вниманием к деталям, точным воспроизведением окружающего природного мира, населенного синтоистскими богами, при этом поэт избегает прямого и непосредственного выражения собственных чувств.

Он не применяет эмоционально окрашенных эпитетов и сравнений. Близость к природе, светлый и грустный настрой души поэта окрашивают его стихи. В поэтических зарисовках Акахито проявил себя как мастер точного, ясного образа, верного картинам действительности.

Отомо Табито служил в Дадзайфу губернатором (724-729 гг.), что равносильно почетной ссылке. Здесь поэт потерял жену и только за год до смерти вернулся в столицу Нара на дворцовую службу. В связи с кончиной жены в поэзии Табито зазвучали буддийские мотивы сожаления о быстротечности жизни.

Одним из ведущих мотивов лирики Дадзайфу стала тоска об оставленной столице Нара. Описания столичного города, сложившиеся в поэзии, передавали печаль воспоминаний о прошлом, горечь разлуки с близкими.

Особой известностью пользуется цикл из 13 стихотворений поэта, посвященных вину и отличающихся сатирической направленностью (№ 338-350).

Художественным принципом поэта в цикле о вине становится критическое отношение к действительности, и комическое приобретает характер сатиры. Осмеяние противоречий между религиозным догматом и гуманистическими устремлениями личности, между официальными установлениями и свободомыслием ведется с позиций лирического героя стихотворного цикла.

Отомо Якамоти (718-785), старший сын Отомо Табито, прославился красотой и поэтическим талантом. Мастер любовной лирики, он заявил о своем мастерстве уже на раннем этапе поэтического творчества, главным образом в сочинении любовных посланий. Заслуживает внимания обширная переписка Отомо Якамоти со старшей дочерью Саканоэ, а также стихи поэта, посвященныепамяти умершей первой жены.

Лирика поэта несет глубокое чувство, которое выражается в изысканной поэтической речи. Любовная лирика Якамоти наполнена теплыми, нежными чувствами, ее мотивы и образы причудливо сплетаются, рассказывая о судьбе поэта.

Заслуживает внимания и пейзажная лирика поэта, в которой оформляются законы художественного письма, связанного с изображением времен года.

В поэтическом искусстве каноническим знаком летнего сезона становится кукушка, поющая в горах. Ей поэт посвятил множество пейзажных стихотворений, варьируя разнообразные мотивы: ожидание кукушки, восхищение ее пением, сожаление о том, что она покидает его сад.

Среди многочисленных поэтов «Манъёсю» выделяется тематикой своих стихов Яманоэ Окура. Мысли о непрочности земного бытия, выраженные в некоторых произведениях поэта, заставляют японских исследователей подчеркивать влияние на Окура буддизма. Однако не буддийские настроения определяют его творчество. Всеми помыслами Окура привязан к жизни земной. Окура − поэт гражданин, не мирившийся с общественным злом. Ему принадлежит известное стихотворение «Диалог бедняков». Поэт с горячим сочувствием обращается к тем, кто беден, кто страдает от голода, а в дождливую ночь мерзнет под тонкой одеждой, под холодными одеялами. Здесь выражено ощущение безысходности, порожденное суровыми условиями жизни, тяжелой нуждой.

При составлении последующих поэтических антологий считалось, что в них продолжится традиция «Манъёсю». В новых антологиях выдержан принцип классификации стихов по темам, впервые осуществленный составителями «Манъёсю». Однако характер поэзии, представленной в них, стал иным. Танка, окончательно вытеснившая в этих антологиях другие формы стиха, уже не уходит корнями в народную поэзию и, хотя сохраняет установившуюся форму, пользуется многими поэтическими образами и приемами, выработанными поэтами «Манъёсю», является, в значительной части, творчеством аристократической верхушки.

Форма танка, сложившаяся уже в эпоху «Манъёсю», продолжала совершенствоваться, становилась все более отточенной, она живет и в современной японской поэзии наряду с другими формами стиха.

Выводы по теме

Поэзия «Манъёсю» − безыскусная и глубокая, народная по своему содержанию и по форме. Именно эта поэзия, так богато представленная в «Манъёсю», составляет ценность первой антологии, определяет ее значение для японской культуры. Ценным содержанием «Манъёсю» является не только поэзия сама по себе, но и то, что в антологии раскрывается процесс становления и утверждения поэзии литературной, которая с момента своего появления и в дальнейшем питалась лучшими образцами поэзии народной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.