Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сюжет и композиция романа




Учебная информация

Учебные вопросы

Вопросы для самопроверки

1. «Такэтори моногатари» как обработка народной сказки.

2. Особенности структуры и композиции «Такэтори моногатари».

3. «Уцухо моногатари» как жизнеописание бодхисаттвы.

4. Место религиозного мистического элемента в «Уцухо моногатари».

5. «Отикубо моногатари» как бытописательская повесть.

6. Роль предметного мира в бытописательской повести.

Список литературы

1. Повесть о дупле (Уцухо моногатари). В 2 т. / Введ., пер. с яп. и примеч. В. И. Сисаури / Под ред. В. Н. Горегляда. − СПб. М., 2004.

2. Повесть о прекрасной Отикубо / Пер. с яп. ВН.Марковой. − СПб.: Азбука классика, 2006. − 314 с.

3. Старинные японские повести / Пер. с яп. − СПб.:Северо Запад, 2003. – 386 с.

4. Горегляд В.Н. Японская литература VIII XVI вв.: Начало и развитие традиций / В.Н.Горегляд. − СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997. – 416 с.

5. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках / Н.И.Конрад. − М.: Наука, 1991. – 562 с.

6. Сисаури В.И. Японский роман X−XII вв. / В.И.Сисаури. − СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. − 247 с.

 

Тема 6. Роман «Гэндзи моногатари» (6 ч.)

Цели и задачи: изучение особенностей ранней японской романистики.

1. Создание романа и его автор.

2. Сюжет и композиция романа.

3. Идейно-тематическое содержание произведения.

Создание романа и его автор

В начале XI в. придворная дама, поэтесса Мурасаки сикибу («фрейлина Мурасаки») создает роман «Повесть о Гэндзи» («Гэндзи моногатари»), который по праву может считаться художественной энциклопедией жизни придворной аристократии той эпохи.

Автор романа Мурасаки (настоящее имя писательницы неизвестно, Мурасаки − ее прозвище) происходила из старинного рода Фудзивара. В эпоху Хэйан придворные звания присваивались женщинам безотносительно к тому, какое положение они занимали при дворе. Так, звание сикибу Мурасаки получила, вероятно, в связи с тем, что ее отец служил по ведомству церемоний (сикибу-сё), она жебыла фрейлиной. Отец ее был ученым, брат − поэтом. Сама Мурасаки получила прекрасное образование: была начитанна в китайской классике, умела слагать стихи. Полагают, что Мурасаки родилась в конце 70 х годов X в., умерла в 1014 г., но называются и другие даты.

«Гэндзи моногатари» состоит из двух частей (первую часть составляют 44 главы, вторую −10 глав), первая часть появилась в 1005 г. Роман чрезвычайно обширен: в нем триста действующих лиц, из них главных, или, во всяком случае, проходящих через все произведение, более тридцати. Действие охватывает семьдесят лет. Героем романа является побочный сын императора − Гэндзи.

Мурасаки развертывает перед читателем историю жизни своего героя, начиная с его рождения и кончая последними годами жизни. Каждая глава романа вводит в повествование новую героиню увлечений Гэндзи. Отсюда и названия многих глав: «Югао» («Вечерний лик»), «Уцусэми» («Оболочка цикады»), «Суэцуму хана» («Цветок шафрана»), «Обородзуки ё» («Ночь призрачной луны»). Все это прозвища, которыми наделяют женщин Гэндзи или сама Мурасаки в соответствии с характером и внешностью данной героини или ситуацией ее встречи с Гэндзи (например, «Обородзуки ё» − «Ночь призрачной луны» и др.). На протяжении многих глав Мурасаки любовно и увлеченно рисует жизнь своего героя, полную веселья и блеска. Постепенно, однако, намечается перелом в этой беззаботной жизни, начина­ется как бы второй период жизни Гэндзи, и для этого периода характерна совсем иная атмосфера. Женщины, окружавшие Гэндзи, либо умирают, либо уходят в монастырь, сам он приближается к старости. Последняя возлюбленная Гэндзи, принцесса Сан-но Мия, неверна ему, отцом ее сына оказывается не Гэндзи, а молодой придворный. Повторяется история, героем которой был когда то сам Гэндзи, соблазнивший наложницу своего отца. Во всем чувствуется приближение возмездия за легкомысленную жизнь. Предпоследняя глава первой части романа (она называется «Призраки») посвящена изображению печального настроения Гэндзи, он хочет уйти от мира. Перечитывая письма, полученные от возлюбленных, Гэндзи горюет о своем одиночестве и сжигает эти письма «вместе с воспоминаниями о прошлом». Следующая за этой глава состоит из одного названия «Сокрытие в облаках», самой главы нет в романе. Под «сокрытием в облаках» нужно понимать смерть Гэндзи. Вторая часть романа (она часто фигурирует как отдельное издание) рассказывает о жизни сына Сан-но Мия, принца Каору.

Идейно-тематическое содержание произведения

Появление в такую раннюю эпоху − на рубеже XI в. − монументального и сложного романа, подобного «Гэндзи моногатари» представляет собой необычайное явление, не имеющее параллелей в мировой литературе. Не следует, конечно, преувеличивать широту изображения жизни в романе. Мурасаки показала жизнь верхушки общества, не выходя за ее пределы. Представителей другой общественной среды, например поместных дворян, Мурасаки изображает иронически, не скрывая своего пренебрежения. Простой народ отделен в романе от придворной аристократии подлинной пропастью − так, услышав однажды разговор крестьян между собой, Гэндзи не понял их речи, как будто они говорили не на японском языке.

Мурасаки с большой силой художественного обобщения нарисовала хэйанское общество, показала его судьбу. Центральный герой романа, Гэндзи, обладает всеми преимуществами высокого рождения, чарующей внешностью, добрым сердцем. Но свои незаурядные данные он растрачивает в погоне за наслаждением. Конечно, он не вульгарный сластолюбец: истый хэйанский кавалер, он стремился и в любви, как во всем окружающем, находить красоту и очарование, и все же ни ему, ни тем, с кем он связан, такая жизнь не принесла счастья, она должна была завершиться и завершилась печальным концом, возмездием в духе буддизма, идеологии, господствовавшей в эту эпоху. Атмосфера печали и разочарования чем дальше, тем больше окрашивает повествование. Она безраздельно господствует во второй части романа: на принца Каору распространяется возмездие, заслуженное Гэндзи.

В изображении героинь любовных увлечений Гэндзи ярко проявился гуманизм Мурасаки. Каждая из них наделена индивидуальными чертами, это живые, великолепно обрисованные автором женщины хэйанской эпохи, но в их судьбе есть одно общее: грустный, а иногда и трагический конец. И хотя Мурасаки не протестует против традиционного для ее времени и среды взгляда на женщину как на объект любовного развлечения, ее охватывает печаль каждый раз, когда она видит гибель содержательной, глубоко чувствующей человеческой личности.

Он превзошел все, что было создано до него в японской литературе, богатством психологических характеристик действующих лиц, стройностью сюжета, законченным изяществом литературного языка и стиля.

Выводы по теме

Роман «Гэндзи моногатари» является крупнейшим памятником японской литературы, высшим достижением развития художественной прозы моногатари в средневековый период. Он превзошел все, что было создано до него в японской литературе, богатством психологических характеристик действующих лиц, стройностью сюжета, законченным изяществом литературного языка и стиля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.