Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трилогия Катай и военные рассказы

Воодушевленный успехом романа «Постель», Катай продолжил писать произведения о своей жизни. Он воссоздал ее не отдельными эпизодами, а попытался создать цельное полотно всей жизни. Воплощением этого замысла явились романы «Сэй» («Жизнь», 1908), «Цума» («Жена», 1908), «Эн» («Узы», 1910), рассказы «Осанаки моно» («Малышка», 1910) и «Аса» («Утро», 1910).

В первом из этих произведений описывается жизнь семьи Таяма в 1877−1899 гг. В центре романа стоит образ матери писателя, воспитывающей четверых детей после смерти отца. В романе содержится определенная картина домашнего уклада, при котором «родители есть родители, а дети есть дети». В этом смысле можно согласиться с оценкой этого романа Н.И.Конрадом как «наиболее значительного в художественном отношении произведения» из автобиографических романов, написанных после «Постели». В «Жизни» протест против домашнего уклада заслоняется эгоизмом детей, их единственным желанием: только бы дождаться смерти матери и вырваться на свободу.

Продолжением романа «Жизнь» явился роман «Жена». Первый кончается смертью матери, второй начинается с женитьбы автора, последовавшей в том же году. По словам самого Катай, он намеревался, изображая свою жену, нарисовать образ «жены вообще». Но писателю не удалось воплотить свой первоначальный замысел. Он хотел поставить в центр повествования свою жену, но в конечном итоге занял центральное место сам.

В этом романе Катай еще более последователен в воплощении идеи «плоскостного изображения», чем в романе «Постель»: еще более упрощен сюжет, чрезмерная приверженность этой установке порождает «ощущение бессвязности сюжета и слабости центрального образа» − самого писателя, не говоря уже об образах жены и старшего брата, которому тоже уделено немалое место в романе.

Романы «Жизнь», «Жена», и «Узы» принято считать автобиографической трилогией, однако возможно объединить их с романом «Постель» в тетралогию. «Постель» детально описывает события, которых в романе «Жена» автор касается лишь эпизодически. Дальнейшие события, связанные с героиней «Постели», описаны в романе «Узы».

В нем героиня, которую принудили вернуться на родину, убегает из дому и возвращается в Токио. Но ее больше влечет не литература, а возлюбленный. Но вследствие того, что родители после ее бегства лишили ее наследства и перестали ей помогать, она испытывает серьезные материальные затруднения: она терпит крах из-за того, что ее возлюбленный стал считать себя писателем и примкнул к богеме. Они ссорятся и расстаются: героиня остается одна с ребенком на руках. На помощь ей приходит ее учитель – сам автор, который все еще питает к ней определенные чувства. Он заботится о ее литературных успехах, лечит ее ребенка, затем отдает его на воспитание своему зятю – настоятелю одного деревенского храма. Но все его попытки помочь своей ученице окончились ничем. Освободившись от ребенка, она сразу же скрывается с мужчиной. Узнав об этом, герой печально, но с облегчением замечает: «Наконец-то окончилось и последнее действие», забывая, что между ним и его учительницей остались еще «узы» − ее ребенок, отданный на воспитание в храм.

Роман отличается большим, чем в предыдущих произведениях, психологизмом, проникновением во внутренний мир героя. Все события романа даны через его восприятие, и в этом писатель достигает большого мастерства, но это восприятие жизни гораздо мрачнее, чем раньше.

Рассказ «Малышка», повествующий о судьбе девочки, отданной на воспитание настоятелю храма, можно назвать эпилогом романа «Узы».

В качестве еще одного примера обращения к детскому образу как центральному образу произведения можно привести рассказ «Утро», который является как бы прологом всей тетралогии.

Этот рассказ – воспоминания зрелого писателя об «утре» своей жизни, и воскрешение детских переживаний и ощущений порождает чувство спокойствия и надежд на будущее, резко контрастирующее с мрачностью романов и вместе с тем еще резче оттесняющее ее.

Создание тетралогии и примыкающих к ней рассказов относится к периоду расцвета натурализма, но Катай писал автобиографические произведения и в период позднего натурализма (1911−1918) и даже после отхода от этого течения.

Откликом Катай на события русско-японской войны стали рассказы «Иппэйсоцу» («Рядовой», 1908) и «Инака-но кёси» («Сельский учитель», 1909), в которых достоверно и убедительно созданы образы героев. В событиях войны писатель участвовал в качестве фотокорреспондента. В рассказе «Рядовой» остро передано чувство беззащитности, затерянности человека в хаосе войны. Рассказ прозвучал обвинением войны с позиций гуманизма.

В рассказе «Сельский учитель» предстает загубленная человеческая жизнь. Молодой одаренный учитель Хаяси Сэйдзо гибнет в рутине повседневности. Не находя отклика своим стремлениям в среде чиновников и мещан, он начинает пить и заболевает. В последние минуты жизни он слышит крики газетчиков. Они принесли известие о победе японской армии под Ляояном.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Литературно-критические работы | Вопросы для самопроверки. Заключительный этап творчества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.