Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление литературы неосенсуализма




Учебная информация

Учебные вопросы

Вопросы для самопроверки

a. Образование «Школы нового мастерства».

b. Творчество Кикути Кан и Кумэ Масао.

c. Исследование психологического конфликта в новеллах Акутагава Рюноскэ.

Список литературы

1. Гривнин, В.С. Акутагава Рюноскэ: Жизнь, творчество, идеи / В.С.Гривнин. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 296 с.

2. История современной японской литературы / Пер. с яп. под ред. Н.И.Конрада. − М.: Изд-во иностр.лит., 1961. – 429 с.

3. Литература Востока в новейшее время: учебник / И.В.Боролина [и др.]; под ред. И.С.Брагинского [и др.]; Моск. гос. ун-т. − М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. – 560 с.

4. Конрад, Н.И. Очерки японской литературы / Н.И.Конрад. − М.: Худож.лит., 1973. – 463 с.

ТЕМА 38. Литература неосенсуализма (4 ч.)

Цели и задачи: изучение творчества писателей-неосенсуалистов.

i. Становление литературы неосенсуализма.

2. Творчество Ёкомицу Риити.

3. Творчество Сато Харуо.

4. Творчество Хори Тацуо.

Японские писатели-модернисты в 1924 г. создали свое творческое объединение − «Группу неосенсуалистов» (Синканкакуха), которая просуществовала до 1927 г. Во главе с писателем Кикути Кан (1888-1948) они начали выпускать журнал «Бунгэй дзидай» («Литературная эпоха», 1924-1927), в котором сотрудничали Ёкомицу Риити, Кавабата Ясунари, Катаока Тэппэй, Накагава Ёити, Дзюития Ёсабуро, Кисида Кунио, Сасаки Мосаку и др.

В своих эстетических концепциях они ориентировались на литературную теорию западных авторов. Их кумирами становятся Марсель Пруст, Джеймс Джойс, Франц Кафка, с именами которых связано рождение новых тенденций в литературе XX столетия.

Неосенсуалисты призывали писателей руководствоваться в творчестве своими «ощущениями» и «чувствованиями», провозглашали лозунг «литературной революции», которая означала «революцию» в области художественной формы. Они увлекались психоаналитическим методом З. Фрейда, обращение к которому явилось результатом обостренных поисков какого-либо устойчивого, положительного начала в нелепом окружающем мире.

Теоретической основой деятельности писателей-неосенсуалистов стала статья Ёкомицу Риити (1898-1947) «Теория неосенсуализма» («Синканкакурон», 1925), в которой автор отстаивал позиции «чистой» литературы, понимая ее как литературу, лишенную связи с идеологией и политикой. Художественное творчество осмыслялось не как отражение объективной реальности, а как передача субъективных ощущений.

Содержанием «чистой» литературы, по мнению Ёкомицу, являются «ощущения», рассматриваемые как «некая движущаяся в сознании человека субстанция».

По мнению Ёкомицу, человек осмысляет не мир, а свое восприятие мира, следовательно, художественное творчество не отражает объективной реальности, а передает субъективные ощущения, и задача художника в связи с этим сводится к простой регистрации непрерывно меняющихся внутренних состояний индивида».

Исходные принципы неосенсуализма были связаны с литературной теорией западного модернизма, настаивавшей на выражении малейших нюансов субъективного переживания, вызванного тем или иным объектом, обстоятельством или ситуацией.

Задача писателя, по мнению Ёкомицу, заключается в конструировании «ощущений», средством для этого являются «слова, ритм, поэзия». Глава неосенсуалистов объявил, по его словам, «кровавую войну родному языку», чтобы конструировать, как он выражался, неизведанный стиль для выражения нового облика времени. Неосенсуалисты хотели преодолеть догматические нормы художественной речи, сложившиеся в натуралистической литературе с ее эгоцентристским содержанием, и ставили задачей показ многообразного и разноцветного спектра ощущений как отклика на изменчивость реальной действительности

Ёкомицу считал себя «писателем-практиком», поэтому его теоретические представления не обладали стройностью академической теории, отличались смешением понятий и расплывчатостью суждений. Модернисты придерживались различных взглядов на искусство и его роль в обществе. Авангардисты отстаивали позиции всеобщего разрушения, неосенсуалисты хотели видеть в литературе средство «преобразования жизни» в рамках существующего порядка. В апреле 1927 г. «Группа неосенсуалистов» распалась, и перестал выходить журнал «Бунгэй дзидай».

Судьбы писателей-неосенсуалистов сложились по-разному, их пути порой пролегали в диаметрально противоположных направлениях. Катаока Тэппэй (1894-1944), например, обратился к пролетарскому литературному движению (пурорэтариа бунгаку ундо). Он снискал популярность своими произведениями «Повесть о мирном житье-бытье деревни Киори» («Кёрисон кайкёроку», 1929) и «Проблемы любви» («Айдзё но мондай», 1931) В 1933 г., когда писатели-коммунисты оказались под гнетом правительственных репрессий, он тоже был арестован и в тюремном заключении отрекся от сочувствия пролетарским идеям. В отличие от него Ёкомицу Риити оставался последовательным борцом с марксистской идеологией и пролетарской литературой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.