Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воды потопа

Роман-катастрофа «Объяли меня воды до души моей» получил самую престижную в Японии литературную награду ‒ премию Нома. Он знаменует переход писателя к собственно мифологической прозе и последовательному использованию приемов гротескного повествования. Если ранее в произведениях Оэ выступали личности, то отныне действуют типажи.

Герои романа предстают изгоями, отринувшими общество. Это условные фигуры, носители асоциальной идеологии. Их консолидирует нигилистическое отношение к институтам власти. Мотивации их конфликта с социумом различны.

Прежде всего, в романе описан бессмысленный бунт молодежи, лишенной социальных идеалов, разочарованной и опустошенной. Она не находит перспектив для своего существования, ею утрачены позитивные цели. В мире зла молодежь ожесточается, направляя свой гнев на представителей властных структур. Она неустроена и вступает в конфронтацию с социумом. Она объединяется в Союз свободных мореплавателей, чтобы уйти в море на корабле, ее вдохновляет идея эскапизма ‒ бегства от враждебного общества циничных политиканов и дельцов. Если ранее в произведениях Оэ выступали маргиналы-одиночки, то теперь они сведены в коллектив бродяг и преступников, образуя мифический микрокосмос.

Нигилистическое сознание свойственно и главному герою романа ‒ Ооки Исана, солидарного с молодежью в отрицании общественных ценностей современной Японии. Вместе со своим умственно отсталым пятилетним сыном по имени Дзин («человечность») он живет в бомбоубежище, отгородившись от внешнего мира, и ставит своей целью оберегать обитателей земли от уничтожения.

Случайность сводит Исана с молодежью, в которой он находит союзников. Молодые люди проявили чуткость к слабоумному Дзину и полюбили беспомощное существо. В отношениях отца и сына отсутствует дискурс. Они понимают друг друга без слов, воплощая известную в буддизме доктрину молчания. Ребенок Дзин как последний человек, оставшийся на земле после ядерной катастрофы, призван возвестить о конце света. При этом «деревьям и китам будут предоставлены законные права», т. е. природа сохранится вечно живой после гибели человечества.

В романе Оэ возрождается традиционный взгляд на природу как на обитель истины и красоты, утраченный в современную эпоху. Обращение к духам природы является проявлением и традиций синтоизма. Наиболее близок к природе слабоумный ребенок, который не отделяет себя от окружающего мира, слит с голосами птиц и дыханием земли.

В полифоническом романе Оэ звучит эсхатологический мотив, предупреждая о гибели мира. Писатель обращается к аллегории великого потопа. Духовный кризис, переживаемый обществом, сродни стихийному бедствию, способному захлестнуть землю, как воды потопа. В романе сплетаются библейские, буддийские и синтоистские мотивы.

Подростки, Такаки, Инаго, Бой, Красномордый, Тамакити и другие, натуры незаурядные, способные откликнуться на доброе чувство и смягчиться. В Исана они находят человека, который способен их понять, кому они могут излить свои переживания.

Молодежь, «униженная и оскорбленная», ненавидит общество и обречена в нем на гибель. Она презирает бездуховность и попрание нравственных устоев. Исана, включившись в деятельность подростков, выходит из пассивного состояния, получает возможность, хоть и иллюзорную, защищать китов и деревья, обрести последователей. Однако в итоге, действуя на стороне подростков, он участвует в убийстве Короткого и оказывает вооруженное сопротивление полиции.

Он погибает как очередная жертва абсурдного существования, полагая, что только с уничтожением человечества будет спасена природа. Спасение видится в способности каждой личности осознать смысл своего пребывания на земле и взять на себя ответственность за происходящее. Когда-то оставленный своим отцом, он теперь осознает, что не в состоянии поступить жестоко со своим сыном. Он преодолевает свой эготизм, начинает видеть в ребенке часть собственного Я и смысл своей жизни.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Игра в футбол | Игра в бейсбол
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.