Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Градостроительство Двуречья (Месопотамии). Ассирия и Вавилон




В низовьях Двуречья возникла культура – Шумеров. (3-е тысячелетие до н.э.). Первые поселения городов имели компактную кругообразную форму с цитаделью в центре, где размещались храмы, дворцы, общественные здания, и случайной планировкой расположенных вокруг жилых кварталов.

Рис.4. План.Шумерский город Ур. 1 – священный двор с зиккуратом; 2 - священный двор бога Луны Наннара; 3 – храм Наннара; 4 – храм Нингал, жены бога Наннара; 5 –дворец Дунги; 6 - мавзолей царей рец царей Урнамму и Дунги и Бурсина. Зиккурат в Уре (раскопки и восстановление). (2300-2200 гг. до н.э.)

Шумерское царство. Изображения построек в г. Ур. Квадратные плане по форме постройки делались из кирпича (с обжигом в печах), скреплялись известью и перекрывались куполами и арками. Перекрытия - из дерева (пальма). Ассирия. Город Дур-Шарукин (Хорсабад) город, построенный ассирийским царём Саргоном II (711,,,707 гг., до н.э) на террасах. В этот период Ассирия достигла наивысшего развития. Был объявлен столицей государства. Планировка включала дворец, центральный двор, хозяйственные постройки, зиккурат. Вокруг – мощные крепостные стены. Дворец Саргона представлял собой крепость на террасе, сложенную из кирпича. Высота террасы – 14м. На террасу вели широки пандусы, служившие для въезда колесниц. Ворота, устроенные в крепостной стене, окружавшей дворец, фланкированы двумя башнями. Этот приём был распространён в Странах Востока. У входа устанавливали фигуры крылатых быков с человеческими головами, как символ стражи.

Рис.5 ГородДур-Шаррукин.Дворец 711,,,707 гг до н.э. с зиккуратом высотой в 42 м. План дворца. 1.Главный вход состороны города, 2 – официальная часть дворца,3 – службы, 4 – гарем, 5 – летнее жилище царя, 6 – зиккурат. Главный вход во дворец Саргона II (VIII век до н.э.).. Украшение башен – крылатые быки (охрана «счастья» повелителя – Саргона II)

Вавилон. Вавилон известен до 2-го тысячелетия до н.э.. Город развивался и разрушался под натиском различных племён с севера и покорялся Ассирией. В конце 2-го тысячелетия Двуречье объединилось под властью Вавилона. Царь Вавилонии Хамураппи довершил объединение и составил знаменитый кодекс законов регулирующий жизнь страны. В частности, в кодексе есть указания на оплату труда архитектора и на взаимные отношения между архитектором и заказчиком. Вавилон.

Рис.6 Вавилон..Схема плана. 6-ой век до н.э. 1-1 – дорога процессий, 2 – дворцы Навуходоносора, храм главного божества Мардука, 4 – Зиккурат, 5 – новый город, 6-6 – внешняя стена города.. Дворец-зиккурат занимал огромную территорию, господствующую над городом

В отличие от египетских городов города Двуречья ориентированы на северо-восток и юго-запад в соответствии с направлением ветров, которым придавалось Мистическое значение и в тоже время, создавало проветриваемоть. В период наивысшего расцвета город располагался на двух берегах. Зиккурат блестел позолоченным ярусом (Геродот 1-ый век до н.э). На левом берегу Евфрата находились дворцы. Через город – дорога для процессий в 7,5м, замощенная плитами из мрамора Ширина улиц в жилой части - 1,5 – 2м. Улица оформлялась глухими стенами большой толщины. Внутри – жилая среда с двориком. Дворцы ограждались высокими стенами Вавилон. Аксонометрия. Система зданий покоится на платформах из кирпича (глина, тростник). Зиккурат ( вершина, башня) – культовое сооружение, представляющее собой поставленных друг на друга параллелепипедов. Вавилонская Башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. После последней реконструкции фундамент башни достиг ширины 90 м при высоте в 91м. Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 млн., кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо двухэтажный храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Археологами найдены глиняные таблички с надписями, которые позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме. Вавилонская башня (с картины П.Брейгеля) Самый высокий зиккурат назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Вавилонский царь Навуходоносор II (605—562 до н. э.) для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтвержден женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Навуходоносор приказал возвести сады на террасах. Сады на террасах («висячие») просуществовали около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садом, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло.

Заключение. Возникновение крупных государств на Ближнем востоке имело большое значение для развития градостроительства. Концентрация власти находилась в руках государства. Развитие городов шло от примитивных по планировке до крупных регулярных комплексов. Впервые в истории решена проблема архитектурного ансамбля и проблема синтеза искусств с участием скульптуры и живописи. Все сооружения особенно позднего периода, отличались монументальностью. В крупных масштабах производилось преобразование рельефа и инженерная подготовка. В городах возникли водопровод, канализация.

Лекция 3. Эгейская цивилизация. Градостроительство Греции (Эллады). Периоды: Крит. Микены.12- 9 век, до н.э. Архаика(8-7век), Классика(6-5вв), Эллинизм 4-3-2- 1вв до н.э)

Территория материковой Греции и острова были обитаемы задолго до 4000 лет до н.э. Обнаружены стоянки и орудия, относящиеся к среднему и верхнему палеолиту. Примерно в 19 в. до н.э., в центральную Грецию и на Пелопоннес началось вторжение индоевропейских племен с севера. Пришельцы – ахейцы, эолийцы, ионийцы. К началу 2-го тысячелетия до н.э., культура эгейского региона достигла высокого уровня развития. Название «Греция» получено в Древнем Риме. Греки – эллины. Эллада (греч. Hellás) - общее название территории древнегреческих государств. Древняя Эллада распространила свои владения на: юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, западную береговую полосу Малой Азии, территории Южной Италии, восточной Сицилии, южной Франции, северной побережье Африки, проливы и побережья Чёрного и Азовского морей (греческие колонии).

Природа. Горы. Лесистость. В 5 веке до н.э. в лесах Фессалии водились дикие быки и львы, охота на которых запечатлена на кубках. (Геродот, 480-425 гг. до н.э.). Леса еще сохранились на Трахинских высотах около Фермопил, в горах Македонии и Фессалии. Для прорубания прохода в густых лесах персидский царь Ксеркс отрядил треть своего войска, потерпевшего в конечном счете сокрушительное поражение при Саламине (Фемистокл) и Платеях в 479 г.до н.э.

Выделялся очаг минойской цивилизации на острове Крит (связь с Египтом и Малой Азией) В 16 в. до н.э. расцветает микенская культура с городами и храмами под властью Крита. Критская цивилизация характерна возникновением укреплённых крепостей-городов: Микены, Тиринф, Пилос, Троя в Малой Азии, Кносс. Обнаружены ювелирные изделия, оружие, керамика, глиняные таблички с иероглифами и линейным письмом. Предположительно, что к этому времени контроль над Эгейским морем перешел от Крита к материковой Греции.

Архаика. Возникновение города. Греческий город-полис – город государство, отражавшее мировоззрение греков, основанной на системе ценностей, высшей из которых, был человек-гражданин. Города, разрушавшиеся в ходе греко-персидских войн, начиная с V века до н.э., подвергались перестройке на основе ранее сложившихся планов. Города располагались: на побережье моря, у подножья гор, поднимались по склонам - Приена, Милет, Ассос, Книд.

Приморские города на Средиземном море. Флот. Торговля. Гавани. Характерные приёмы планировки греческих торговых городов. В городах – общественные здания, улицы, площади – агоры. Города окружены крепостными стенами. Вдоль улиц и на площадях посадки деревьев. Архитектор Гипподам (5ый век до н.э) – автор геометрической планировки городов. Пирей застраивался строго по регулярной системе Гипподама в 5-ом веке до н.э. В планировке городов учитывались местные природные условия и подчёркивалось их политическое и религиозное значение. А гора - площадь и акрополь святилище, как комплекс храмов и мест сосредоточения политической и религиозной жизни. Агора и акрополь - композиционные центры городов. Возникшие приёмы регулярной планировки городов сложились в стройную градостроительную систему. 5-ый век до н.э..

Рис.6 План Афины гавань – Пирей (арх. Гипподам) – город порт. 1- Афины, 2 – амфитеатр Олимпион. 3 – Акрополь, 4 - город Пирей. 5-5 северная укреплённая стена, 6-6 - южная укреплённая стена.

Площадь (агора), жилая застройка, общественные постройки, заполняют одну или несколько ячеек (кварталов) регулярного плана. Сетка Гипподама группируется вдоль одной или двух главных улиц, связывающих главные въезды в город, гавань, акрополь.

Приена, Город расположен на крутом террасообразном рельефе. Верхняя терраса – площадка, где размещались стражи города, п ерестроен во 2-ом веке), Зонирование.

Рис.7. План Развитие городского центра. 1-Южная агора,2 – Северная агора. 3 - Священный участок Аполлона Дельфийского, 4 – стадион, 5 – гимнасий. 6 – западный рынок, 7 – театр. Приена План центральной части.1,2,3,4, - - святилища богов (стоа), 5 - рынки 6 – храм Афины, 7 – алтарь Афины, 8 – пропилеи, 9 – Гимнасий, 10, 11 – улицы.

Афины. Город-полис на материковой Греции. Город расположен среди скудной природы на безводной равнине среди холмов. Город не имел регулярного плана.. Выделялись центральные площади – агоры окаймлёнными деревьями.В центре на скале – Акрополь, возвышается над городом. являлся главным ансамблем Афин (размеры - 300м длина, 150 м ширина). Самая высокая точка скалы - храм Парфенон. Строительство храма происходило в период наивысшего культурного развития Афин (5-ый век до н.э.). Афинский акрополь рассчитан на постепенное восприятие при шествиях горожан от города, агоры во время празднеств. По мере движения по склонам раскрывались перспективы на Пропилеи в сторону большого алтаря к Парфенону. Век Перикла (третья четверть V века до н.э.). (5-й век до н.э.) – «Золотой век» Эллады. Выдающиеся деятели государства. Философы и писатели - Геродот (историк), писатели, драматурги- Эсхил, Софокол, Эврипид. Гармоничная соразмерность древнегреческой архитектуры. Храмы Акрополя - Парфенон - храм Афины-девы (447- 438 гг.. до н.э.), архитекторы - Иктин и Калликрат и скульптор Фидий, создавший статую Афины внутри храма. Храм Афины – крупнейшее сооружение, ширина по стилобату – 30,89 м, длина 69,54 м. Внешняя колоннада имеет восемь колонн по главному торцевому фасаду и семнадцать - по боковому.

Рис.8. Афинский Акрополь. План. 1 – статуя Афины 2 – храм Парфенона. 3 – Храм Эрехетейон с кариатидами 4 – Пропилеи 5 – храм Ники Аптерос. 6, 7 – Одеон, амфитеатры. Парфенон вид иа коллонаду из Пропилей

Ядро храма состоит из двух композиционных частей. Восточня часть – вытянутая в плане –целла (святилище, помещение), где стояла статуя Афины, озарявшаяся лучами утреннего солнца сквозь огромную восточную дверь, окружённая с трех сторон лёгкой колоннадой. Западная часть – квадратное помещение с четырьмя внутренними колоннами – пропилеи. пропилеи – сооружение, оформляющее парадный Пропилеи архитектурное сооружение с ионическими колоннами. Построено в период 437-432 гг. до н.э. (архитектор Мнесекл). Храм – Эрехетайон с кариатидами (южный портик) В 420-406 гг. до н.э. сооружен последний памятник Акрополя являющийся образцом совершенства постройки с ионическими колоннамиДельфы. В центре храм Аполлона (реконструкция). Мастерство заключается в организации ландшафта. Архитектор Спинфар, 5-ый век до н.э. Реконструкция. Дельфы созданы у подножья священной горы Парнас (2400 м).

Древнегреческий храм – периптер – окружен с 4-х сторон колоннадой. Наиболее распространённый тип храма в Греции. В архитектуре городов получило развитие новых архитектурных форм: колонны в ряд и в два ряда перед храмами-святилищами. Главный вход в храм располагался между двумя рядами колонн. Ориентировка храма по линии - «восток – запад». Материалом для строительства служил мрамор. Главным средством изменения облика храма являлся ордер (от лат., ordin - строй, порядок, художественный образ строительной конструкции). Колонна явилась частью ордера, вертикальная опора, поддерживающая перекрытие.

Архитектурный ордер - художественно обработанная стоечно-балочная конструкция, разработанная в древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран Европы в своеобразной трактовке. (Ренессанс, классицизм).

Рис.9 Древнегреческие ордера: А -Дорический; Б- Ионический; В –Коринфский 1- карниз;2 – фриз; 3 – архитрав; 4 – капитель колонны; 5 – ствол колонны; 6 – база колонны

Эллинистический период. Эпоха завоеваний Александра Македонского.

Рис. 10 Город Ассос. Пример организации открытого пространства в виде агоры. Длинные стороны площади оформлены: на первом плане – банями и галереей общественного значения. Слева - храм римской эпохи. На противоположном конце – здание государственного совета (Булевтерий).

Высокий уровень благоустройства, развитие комфорта в быту. Сооружения. Театры. Древнегреческий театр строился, как правило, на склоне холма. При строительстве театра большое значение имело гармоничное сочетание особенностей рельефа местности и конструкции здания. Сиденья располагались ступенями, в центре возвышалась сцена. Использование рельефа. Амфитеатр (на горном склоне). Частновладельческие владения с садами в горной местности (реконструкция). Устройству предшествовала работа с ландшафтом.

Идеальный город по Платону. Территория города разделяется тремя водными кольцами. В центре акрополь с храмом и жилищем правителя. Город соединяется с морем каналом. Внешнее водное кольцо соединено с морем каналом длиной в 50 стадиев (1 стадий – ок. 193 м). Земляные кольца, разделявшие водные вблизи мостов имели подземные каналы, приспособленные для прохода судов. Самое большое по окружности водное кольцо имело в ширину три стадия, таким же было и следовавшее за ним земляное; следующие два кольца, водное и земляное, были шириной в два стадия. Водное кольцо, остров, имел размеры в несколько в стадий. На земляных кольцах - святилища, сады и гимнасии. На самом большом кольце - ипподром. По обе его стороны стояли помещения для воинов. Остров, на котором стоял дворец, имел пять стадиев в диаметре и обведен каменными стенами. На острове - два источника - вода для всего города..Внутри акрополя храмы и священная роща. Весь город на расстоянии в 50 стадиев от внешнего водного кольца опоясывала стена, начинавшаяся от моря.

Заключение. Градостроительство в эпоху античности (5…4-ый – конец 2-го вв. до н.э.) характеризуется следующими основными особенностями:

- городские пространства становятся самостоятельной архитектурной темой;

- использование колоннад, портиков, галерей в формировании пространств городских площадей для придания им геометрической правильности и единообразия;

- возрастание роли перистиля в жилой архитектуре, святилищах, гимнасиях и других общественных зданиях;

- развитие тенденции к замкнутости городских пространств;

- развитие приёмов создания единых архитектурно – пространственных композиций на разных уровнях сложного рельефа;

- высокий уровень благоустройства: замощение улиц и площадей, водопроводы;

- опыт строительства многоэтажных домов для сдачи помещений внаём;

- строительство вилл;

- внесение в греческое искусство восточных элементов;

- увеличение масштабов архитектурных ансамблей;

- увеличение формально – композиционной стороны в ущерб идейно – художественному содержанию;

Лекция 4. Градостроительство Древнего Рима. Период царств (753-510 гг.до н.э.) Период республики (510-27 гг.до.э.) Императорский период (27 г до н.э -476 г.н.э).

Природные условия. На Аппенинском полуострове леса уничтожены до I-го века н.э. в результате раскорчевки и осушения болот. Судоходные реки превратились в мелкие речушки. Происходило массовое истребление животных на аренах цирка. В 107 г.н.э. император Троян устроил зрелища, продолжавшиеся 123 дня, во время которых было убито 11 тысяч зверей. Император Проб (276-282 гг.) устроил зрелище, на котором было убито 100 львов, 100 львиц, 200 леопардов и 300 медведей, роздано народу 1000 страусов, столько же кабанов и оленей.

Общая характеристика древнеримского градостроительства Природные условия. Возникновение поселений на холмистой местности. На холмах возникали крепости. Римские города можно условно подразделить на следующие категории:

1 – города – военные лагеря;

2- города – административные центры (Рим, Эфес и др.)

;3- Торговые и портовые города ((Остия, Салерн, и др.);

4 – Курортные города (Помпеи, Геркуланум и др.).

Планировка римских города начиналась с определения геометрического центра, в котором устанавливалась пространство (грома) для определения направления двух главных улиц: кардо - северо-южного направления (шириной 20 футов 6 м) и декуманус-максимус западно-восточного направления (40 футов, 12 м), второстепенные улицы (12 футов, 4м).Главный перекресток отмечался тетрапилом (кубическое здание с сквозными проездами или четыре столба) На въездах в город – триумфальные арки в честь полководцев и императоров. Главную улицу (декуманус максима) обстраивали с двух сторон непрерывными колоннадами, выполненными в одном ордере. Колоннады размещались между проезжей частью и тротуарами, над которыми устраивали навесы для защиты пешеходов от палящего солнца. Особый тип мощения дороги каменными плоскими плитами с плоским верхом. Предусмотрены продольные уклоны для отвода воды (напр., мостовая в Помпеях, по раскопкам).

Рис. 10 Город - римский военный лагерь (арх., Полибий 200-120 гг.до н.э Преторий – палатка консула. Квесторий (казначейство). Форум – место палатки легата 1 – конница римлян и их союзников;2 – триархи, лучшие солдаты, занимающие третий резервный ряд во время походов;3 – принципсы, солдаты, занимающие в строю первый ряд;4- гастаты – копьеносцы;5 – ведиты – легко вооруженные воины Главная улица шириной 100 римских футов.

Рим.Римский градостроительный канон – это гармоничное отношение поперечного сечения улицы и ее обрамления 1:1 Стержнем композиции городов была главная улица (декоманус), шириной 20-30 м, которая служила дорогой для триумфальных процессий.

В эпоху царств городские стены огибали холмы и прерывались с западной стороны Тибром.

В эпоху Республики построены оборонительные стены, протяженностью 8 км а на Капитолийском холме построен акрополь.

В императорскую эпоху развивалось строительство строительства общественных центров - форумов, триумфальных арок. Так, в осушенной болотистой низине возник Форум Романум с гигантским каменным водостоком «Клоака максимум», существующим и поныне. Окраины города были застроены переуплотненными многоэтажными домами – инсулами. В императорской эпохе строительства городов характерной особенностью явилось распространение на крупные города радиальной планировочной структуры. В Риме - регулярная планировка обнаружена в древнейшей части города на плоском участке Палатинского холма – «Рома квадрата».

Благоустройство. Марк Випсаний Агриппа. У строено 700 бассейнов, 500 фонтанов, 130 резервуаров для сохранения воды. Император Агриппа (как инженер-архитектор) привел в порядок водопроводы Аква Аппиа, Анио Ветус, Аква Анция, Аква Тепула, построил Аква Юлия и Аква Вирго. Построил термы. Вокруг терм возникали сады с портиками, скульптурой, бассейнами, каналами, увеселительными сооружениями. Построен грандиозный мавзолей императора Августа.

Император Веспасиан, и его сын - император Тит (1-ый век н.э.). Построен амфитеатр Флавиев (Колизей), который занимал центральное положение в городе, превратился в статическое ядро города. Колизей стал возвышаться над холмами Рима. Высота овального сооружения составила - 48,5м. Длина овала в лане - 188м, при ширине в плане - 144м. Амфитеатр вмещал свыше 50тыс., зрителей. Колизей находился на композиционной оси – от Капиталийского холма через Форум Романум. В центре оси воздвигнута на переломе рельефа арка Тита. Арка фиксировала направление виа Сакра (Священная улица) На противоположной стороне - храм Веспасиана. Колизей построен на месте «Золотого дома» дворца императора. Нерона. Арки и система ордеров амфитетара: в нижнем ярусе тосканские полуколонны, в среднем – онические, в верхнем – коринфские. Амфитеатр включает 80 радиальных стен, 76 выходов, 4 портика над входом в императорскую ложу. Места для сидения выполнены первых трех рядах для знати из мрамора; для плебса - из дерева. В амфитеатре устраивались грандиозные зрелища - бои гладиаторов, травля зверей. (В 6-ом н.э., веке гладиаторские бои прекратили).

Форумы Рима как общественные центры.

 

Рис. 11. Форум Траяна 81 в.н.э. (фото XX век) на переднем плане в центре - колонны храма Веспасиана слева - арка Септимия Севера, справа - колоннада храма Сатурна, за колоннадой - развалины базилики Юлия, в глубине - три колонны храма Кастора и Поллукса.

Форум Траяна. построен Аполлодором из Дамасска, греческим архитектором - самый крупный форум к северу от форума АвгустаГигантская триумфальная колонна Траяна, высота – 43м покрытая рельефами, на которых изображены его походы и победы над даками (предками румынского народа). Пантеон «Храм всех богов», Построен в конце правления императора Траяна. Возведен на останках терм Агриппы. Огромный купол равен диаметру экседр (купольных форм) форумов Августа и Траяна имел верхний просвет диаметром 9 м., в который проникало солнце в течение всего дня, высвечивая ниши со скульптурами богов.

Адриан. (117-138 гг.н.э.) приверженец греческой архитектурной традиции греческих архитекторов, основатель многих городов. В Афинах достроен храм Зевса, триумфальная арка, обустроена агора, возведены новые стены В Риме - огромный храм Венеры и Ромы между Колизеем и форумом Романум На правом берегу Тибра построен Мавзолей Адриана - круглое 64 м диаметром сооружение на высоком цоколе Построен мост, украшенный статуями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.