Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Научно-методическое обоснование стоимости платных услуг образовательных услуг ОУ




Методы анализа и мониторинга эффективности использования федеральной собственности.

Принципы оценки и классификация показателей эффективности использования ресурсов в образовательных учреждениях.

Методы анализа и мониторинга эффективности использования федеральной собственности.

Принципы оценки и классификация показателей эффективности использования ресурсов в образовательных учреждениях.

Для характеристики работы промышленных предприятий в качестве показателей эффективности используются классические категории, ориентированные на извлечения максимальной прибыли (рентабельность, ликвидность), применительно к некоммерческим организациям, к которым принадлежат и образовательные учреждения (ОУ), данные показатели требуют определенного переосмысления.

Разработка методов анализа и мониторинга (наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату) предполагает соблюдения ряда основополагающих принципов:

1. Универсальность, т.е. независимость от типа и масштаба образовательного учреждения;

2. Прозрачность, т.е. возможность открытой публикации и обсуждения результатов анализа экономической деятельности;

3. Достоверность и одновременно минимальная трудоемкость применения, основанные на использовании существующих форм бухгалтерской и статистической отчетности, а также данных ведомственного кадастра Министерства образования РФ;

4. Оперативность и непрерывность, обусловленные законодательно установленными сроками подготовки исходных данных;

5. Целостность, обеспечения непротиворечивостью и взаимной увязкой используемой исходной информации из отчетных форм образовательных учреждений;

6. Сопоставимость результатов экономического анализа, обусловленные применением относительных объективных показателей.

Специфичность оценки состояния федеральной собственности, находящейся в управлении образовательных учреждений, можно классифицировать следующими показателями эффективности: имущественного состояния, деловой активности, финансовой активности, профильного использования.

I. Группа показателей оценки имущественного состояния характеризует состояние и использование образовательными учреждениями федеральной собственности.

1. Коэффициент износа основных средств (ОС) характеризует степень износа ОС в целом по ОУ:

, (1)

где – величина износа основных средств на конец (начало) года;

– стоимость основных средств на конец (начало) года.

Основные средства – это материальные условия позволяющие обеспечить процесс обучения.

Отличающие особенность основных средств:

- сохраняют свою натуральную форму, внешний вид в течении длительного времени;

- списываются частями, через норму амортизации, в течении установленного срока службы.

Чем меньше значения данного коэффициента, тем быстрее обновление и восстановление основных средств, а повышение этого коэффициента свидетельствует о старении материально-технической базы.

2. Коэффициенты ремонта зданий показывают величину фактических расходов на капремонт зданий, приходящуюся на 1 руб. балансовой стоимости основных средств.

, (2)

где - затраты на капитальный ремонт, направленные на нужды образовательного учреждения за счет внебюджетных источников;

-затраты на капремонт за счет бюджетных средств;

- стоимость основных средств на конец (начало) года.

, (3)

или

, (4)

, (5)

где - площадьзданий, находящихся в капитальном ремонте или реконструкции;

-общая площадь зданий.

3. Коэффициенты аренды характеризуют удельный вес площади зданий, как сданных в аренду ОУ, так и арендуемых.

, (6)

где - площади зданий, сданные образовательным учреждениям в аренду;

- общая площадь зданий.

Исходя из конкретных возможностей ОУ значение показателя должно повышаться. Это показателя должно понижаться, так как аренда ОУ площадей и других материальных элементов ОС приводит к изъятию средств, что отрицательно сказывается на эффективности использования собственности.

4. Коэффициент обновления основных средств показывает долю поступивших в течение года основных средств в балансовой стоимости основных средств, рассчитанных на конец (начало) года.

, (7)

где - стоимость основных средств.

Если позволяют финансовые возможности ОУ, значение этого показателя желательно увеличивается, так как уменьшается износ ОС и их выбытие.

5. Коэффициент выбытия основных средств показывает долю выбывших в течение года основных средств в балансовой стоимости основных средств, рассчитанной на конец (начало) года.

, (8)

где - стоимость основных средств, выбывших в течении года;

- стоимость основных средств на конец года.

Значение этого показателя не должно снижаться ниже определенного уровня.

В качестве дополнительных показателей имущественного состояния образовательного учреждения могут быть использованы показатели качественной структуры имущества, выраженные в коэффициентах удельного веса видов имущества в общей структуре основных средств.

А). Удельный вес зданий определяется по формуле:

, (9)

где - балансовая стоимость зданий на конец (начало) года.

Б). Удельный вес сооружений определяется по формуле:

, (10)

где - балансовая стоимость сооружений на конец (начало) года.

В). Удельный вес передаточных устройств определяется по формуле:

, (11)

где - балансовая стоимость передаточных устройств на конец (начало) года.

Г). Удельный вес машин и оборудования:

, (12)

где - балансовая стоимость машин и оборудования на конец (начало) года.

Д). Удельный вес транспортных средств:

, (13)

где - балансовая стоимость транспортных средств на конец (начало) года.

Е). Удельный вес производственного инструмента:

, (14)

где - балансовая стоимость производственного инструмента (включая принадлежности) и хозяйственного инвентаря на конец (начало) года.

Ж). Удельный вес рабочего и продуктивного скота:

, (15)

где - балансовая стоимость рабочего и продуктивного скота на конец (начало) года.

З). Удельный вес библиотечного фонда:

, (16)

где - балансовая стоимость библиотечного фонда на конец года.

И). Удельный вес прочих основных фондов:

, (17)

где - балансовая стоимость прочих основных фондов на конец года.

Удельные веса показывают долю элементов, основных средств ОУ по группам в общей стоимости на конец года.

II. Группа показателей деловой активности (позволяет оценить деятельность ОУ с точки зрения эффективности использования имеющегося федерального имущества и его экономического потенциала).

1. Коэффициент оборачиваемости и структуры поступивших средств по образовательному учреждению показывают количество всех поступивших финансовых средств, приходящихся на 1 руб., вложенных в активы ОУ , а также удельный вес внебюджетной доходности в общей доходности .

, (18)

где - сумма поступивших средств из всех источников за год;

- валюта баланса на конец года.

, (19)

где - сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год.

Для образовательных учреждений желательно увеличение значений этих показателей.

2. Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача) показывает, сколько финансовых ресурсов получено ОУ на 1 руб., вложенных в основные средства.

, (20)

где - балансовая стоимость основных средств на конец года.

Для ОУ желательно увеличение этого показателя за счет максимизации финансовых поступлений.

3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует количество оборотов финансовых ресурсов ОУ.

, (21)

где - стоимость оборотных средств на конец (начало) года.

Для ОУ желательно увеличение значения этого показателя за счет максимизации финансовых поступлений.

4. Коэффициент затрат на содержание образовательного учреждения показывают сумму текущих и капитальных вложений, приходящуюся на одного обучающегося.

, (22)

где - расходы на содержание ОУ за год;

- численность обучающихся.

, (23)

где - капитальные вложения за год.

, (24)

, (25)

где - расходы на содержание образовательного учреждения за год за счет средств федерального бюджета;

- капитальные вложения за год за счет средств федерального бюджета;

- численность обучающихся в рамках бюджетного финансирования.

Для ОУ желательно снижение этих показателей, не приводящее к ухудшению качества образовательного процесса, за счет рациональной структуры расходов на содержание ОУ, капитальных вложений и численности обучающихся.

2. Коэффициент деловой активности показывает эффективность финансовых ресурсов, поступивших в ОУ в расчете на одного среднесписочного работника.

, (26)

где среднесписочная численность работников ОУ.

Для ОУ желателен рост значения этого показателя за счет увеличения поступлений денежных средств из всех источников финансирования и рационализации численности работающих.

Для конкретизации и выводов об эффективности использования имущества ОУ отдельно по бюджетным и внебюджетным средствам могут быть рассчитаны также дополнительные показатели деловой активности, выраженные несколько иначе, чем рассмотренные выше.

6. Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача) показывают, сколько финансовых ресурсов получено ОУ на 1 руб., вложенных в основные средства.

, (27)

где - бюджетное финансирование за год;

- балансовая стоимость основных средств на конец года.

, (28)

где - сумма поступивших средств из внебюджетных источников за год.

Для ОУ желателен рост значений этих показателей за счет максимизации финансовых поступлений.

7. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует количество оборотов финансовых ресурсов ОУ.

, (29)

где - стоимость оборотных внебюджетных средств.

Для ОУ желателен рост значения этих показателей за счет увеличения финансовых поступлений и уменьшения стоимости оборотных средств.

III. Группа показателей финансовой активности (характеризует эффективности использования ОУ финансовых инструментов).

1. Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает скорость оборота дебиторской задолженности, т.е. сколько поступивших финансовых средств приходится на 1 руб. средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность.

, (30)

где - средняя величина дебиторской задолженности за год.

Увеличение этого показателя положительно характеризует финансовую активность ОУ.

2. Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает скорость оборота кредиторской задолженности, т.е. сколько поступивших финансовых средств приходится на 1 руб. средств, привлеченных в кредиторскую задолженность.

, (31)

где - средняя величина кредиторской задолженности за год.

Увеличение этого показателя также положительно характеризует финансовую активность ОУ.

3. Коэффициент финансовой значимости характеризует величину заемных средств, приходящуюся на 1 руб. средств, вложенных в активы ОУ.

, (32)

где - сумма заемных средств на конец (начало) года;

- валюта баланса на конец (начало) года.

Значение этого показателя не должно превышать определенный уровень.

4. Коэффициент финансовой устойчивости:

, (33)

где - величина фондов и средств целевого назначения;

- величина износа средств на конец (начало) года.

5. Коэффициент покрытия:

, (34)

где - средства учреждений и расчеты.

6. Доля оборотных средств в активах:

, (35)

IV. Группа показателей профильного использования (характеризуют использование различных видов имущества, находящегося в распоряжении ОУ).

1. Коэффициент профильного использования площадей показывает удельный вес площадей, непосредственно используемых для обеспечения процесса обучения, в общей площади ОУ.

, (36)

где - сумма площадей ОУ, непосредственно используемых для обеспечения процесса образования.

Желательно всемерное увеличения значения этого показателя.

2. Коэффициент поддержания и восстановления основных средств за счет внебюджетных источников показывают долю затрат из внебюджетных источников в общей сумме коммунально-эксплуатационных затрат, затрат на капитальный ремонт, приобретение оборудования и всех видов основных средств, поступивших в течение года.

, (37)

где - коммунально-эксплуатационные затраты, направленные на нужды ОУ за счет внебюджетных источников;

- коммунально-эксплуатационные затраты за счет бюджетных средств.

, (38)

где - затраты на капитальный ремонт, направленные на нужды ОУ за счет внебюджетных источников;

- затраты на капитальный ремонт за счет бюджетных средств.

, (39)

где - затраты на приобретение оборудования, направленные на нужды ОУ за счет внебюджетных источников;

- затраты на приобретение оборудования за счет бюджетных средств.

, (40)

где - стоимость основных средств, поступивших в течение года за счет внебюджетных источников;

- стоимость основных средств, поступивших в течение года.

Для ОУ желательно повышать значение этих показателей, так как их уменьшение может означать снижение потенциальных возможностей стратегического развития ОУ. Однако рост показателей должен быть сдержанным во избежание возникновения диспропорций по отдельным показателям.

 

Основными задачами мониторинга являются:

1. Сбор информации о состоянии и использовании федерального имущества за отчетный период;

2. Расчет динамики изменения основных показателей, характеризующих имущественное состояние, деловую активность и финансовую активность, профильное использование имущества образовательных учреждений;

3. Сравнительная оценка полученных результатов.

Показатели мониторинга использования федерального имущества ОУ классифицируются по показателям эффективности использования ресурсов: оценка имущественного состояния, деловой и финансовой активности, профильного использования.

Сбор и анализ информации по состоянию и использованию федерального имущества для определения указанных показателей производится с периодичностью не менее одного раза в год. По результатам анализа могут быть приняты управленческие решения, направленные на повышение эффективности использования ОУ.

Цель мониторинга – определение динамики общего состояния и использования ОУ федеральной собственности в целом, а также по отдельным ее видам и направлениям деятельности, сложившимся в заданном временном интервале.

Решение задач мониторинга определяет подход и направления последующего комплексного анализа: с какими показателями следует сравнивать показатели эффективности использования собственности, находящейся в оперативном управлении ОУ – со средними (эталонными, прогнозируемыми или рекомендуемыми) данными ОУ с учетом их дифференциации или со средними данными ОУ других ведомств.

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение ОУ по каждому показателю эффективности использования федеральной собственности со средними (эталонными, прогнозируемыми или рекомендуемыми) показателями. Т.о., базой отсчета для получения рейтинговой оценки являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся при реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых ОУ,

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки эффективности использования собственности ОУ может быть представлен последовательностью следующих действий.

1. Исходные данные представляются в виде матрицы , т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей , а по столбцам – номера учреждений .

2. По каждому показателю находится максимальное значение, которое заносится в столбец эталонного ОУ .

3. Исходные показатели матрицы стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного учреждения по формуле:

, (41)

где - стандартизированные показатели эффективности использования федеральной собственности j-го образовательного учреждения .

4. Для каждого анализируемого j-го ОУ значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

, (42)

где - рейтинговая оценка для j-го ОУ;

- стандартизированные показатели j-го анализируемого ОУ.

5. ОУ упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки.

Наивысший рейтинг имеет ОУ с минимальным значением сравнительной оценки, полученной по данной формуле. Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений на количество сравниваемых показателей и ОУ не накладывается.

Изложенный алгоритм получения рейтинговой оценки может применяться для сравнения ОУ:

1. На дату составления баланса (по данным на конец периода);

2. В динамике.

В рейтинговой оценке возможно использования одновременно как моментных, так и темповых показателей (т.е. удвоение количества показателей эффективности использования федеральной собственности). Это позволяет получить обобщенную рейтинговую оценку, характеризующую как состояние, так и динамику, обусловленную деятельностью ОУ.

Алгоритм получения рейтинговой оценки может быть модифицирован. Вместо приведенной выше формулы можно использовать формулу:

, (43)

где - весовые коэффициенты показателей, назначаемые экспертами.

Эта формула определяется рейтинговую оценку для j-го анализируемого ОУ с учетом значимости отдельных разнонаправленных показателей для этого учреждения по какому-либо критерию (например, значимость с точки зрения влияния на стратегическое развитие).

Данная методика рейтинговой оценки базируется на комплексном, многомерном подходе к оценке эффективности использования федеральной собственности, находящейся в оперативном управлении образовательного учреждения. Она реализуется на основе данных официальной отчетности ОУ, для составления которой используется вся совокупность показателей, применяемых в оценке эффективности использования федеральной собственности.

Рейтинговая оценка является сравнительной и учитывает реальные результаты деятельности всех ОУ. По динамике показателей в соответствии с выше приведенной методикой. Принципиальное отличие методики рейтинговой оценки, основанной на системе показателей эффективности использования федеральной собственности, находящейся в ведении ОУ (т.е. фактически эффективности использования имеющихся в его распоряжении ресурсов), в том, что для формирования рейтинга используются не экспертные оценки, а полученные из отчетных данных показатели, экономически характеризующие эффективность основной деятельности ОУ.

При определении цен на оказываемые платные услуги образовательные и иные услуги конкретного ОУ необходимо учитывать специфику его деятельности, особенности структуры затрат и конъюнктуры.

Механизм определения цен на предоставляемые платные образовательные услуги может быть разбит на четыре основных этапа.

1. Разработка методики расчета цен на услуги, включающей:

А) установление базы для расчета цен (по плановым или фактическим расходам);

Б) порядок определения сумм прямых и накладных расходов;

В) механизм корректировки величин издержек платной образовательной деятельности и цен с учетом уровня инфляции в зависимости от срока предоставляемой услуги;

Г) особенности формирования цен на различные виды платных образовательных услуг;

Д) механизм учета рыночной конъюнктуры;

Е) механизм установления ценовых льгот (надбавки, скидки к цене), дифференциации и изменения цен.

2. Исследование и анализ конъюнктуры аналогичных или заменяющих услуг в данном регионе.

3. Разработка методов учета уровня инфляции при формировании цен на долгосрочные услуги.

4. Разработка порядка формирования, согласования с потребителями услуг и утверждения цен на предоставляемые платные образовательные услуги.

Цена платной образовательной услуги ОУ представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее оказания материальных, трудовых и других затрат.

Цена услуги включает:

1. Затраты по оказанию услуги, которые в зависимости от способов включения в стоимость для целей ценообразования подразделяются на прямые и накладные (косвенные) расходы;

2. Налоги (по конкретному виду платной услуги);

3. Плановые накопления (прибыль) ОУ.

Под прямыми понимаются затраты, связанные непосредственно с оказанием платной образовательной услуги: материально-энергетические, по содержанию и эксплуатации образовательного учреждения, на оплату труда профессорско-преподавательского состава и других работников ОУ, иные виды затрат.

К реальным прямым затратам ОУ на реализацию данного вида платной образовательной услуги должны быть отнесены:

1) оплата труда (с отчислениями) непосредственных исполнителей, реализующих данный вид услуги;

2) материально-энергетические затраты, необходимые для реализации данного вида услуг.

К накладным (косвенным) относятся общие по ОУ затраты, связанные с управлением и организацией услуг (расходы на содержание аппарата управления, общетехнических и общехозяйственных служб), а также другие расходы, которые не представляется возможным прямо отнести на конкретный контракт (договор) по оказанию данного вида платной образовательной услуги.

К накладным (косвенным) расходам, необходимым для раелизации данного вида услуги, относятся:

1) оплата труда (с отчислениями) административно-управленческого и обслуживающего персонала;

2) затраты на содержание административно-управленческого и обслуживающего персонала;

3) коммунальные платежи и услуги связи;

4) текущий и капитальный ремонт оборудования, зданий и сооружений;

5) амортизация оборудования;

6) транспортные расходы;

7) командировки административно-управленческого и обслуживающего персонала;

8) затраты на обучение и повышение квалификации персонала;

9) представительские расходы;

10) расходы на рекламу;

11) другие общехозяйственные расходы.

Налоги на конкретный вид услуги определяются видом оказываемых учреждением платных образовательных услуг.

Плановые накопления (прибыль) формируется для обеспечения возможности развития ОУ.

Состав материально-энергетических затрат определяется характером конкретных видов платных образовательных услуг.

Заработная плата рассчитывается в зависимости от вида оказываемых платных образовательных услуг, учебного плана и количества групп.

Заработная плата профессорско-преподавательского состава устанавливается с учетом ставки почасовой оплаты труда преподавателей, в соответствии с положением об оплате труда или другим внутренним нормативным актом, принятым Ученым советом или иным полномочным органом ОУ.

Ставка почасовой оплаты труда преподавателей устанавливается приказом руководителя ОУ в соответствии с действующим законодательством либо рассчитывается исходя из других условий.

Фонд заработной платы учебно-вспомогательного персонала определяется в процентном объеме от фонда заработной платы профессорско-преподавательского состава (например 20%) или от необходимой численности учебно-вспомогательного персонала с оплатой на уровне средних показателей для данной категории работающих.

Накладные расходы рассчитываются исходя из общевузовских затрат по содержанию и эксплуатации 1 кв.м. полезной или общей площади (в зависимости от вида оказываемых платных образовательных услуг), в том числе по следующим показателям в расчета на 1 кв.м.:

1. заработная плата обслуживающего персонала;

2. коммунальные платежи;

3. текущий и капитальный ремонт оборудования, зданий и сооружений;

4. транспортные расходы;

5. прочие текущие расходы.

В накладных расходах учитываются затраты на содержание административно-управленческого персонала, в том числе:

А) заработная плата (с отчислениями в социальные фонды) административно-управленческого персонала (определяется по нормативу в процентах от суммы заработной платы профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, относимой к данному виду платной образовательной услуги конкретного образовательного учреждения, - например, в размере 10%);

Б) коммунальные платежи;

В) оплату услуг связи;

Г) приобретение расходных материалов;

Д) оплату командировок и служебных поездок;

Е) оплату транспортных услуг;

Ж) прочие расходы.

По наиболее престижным платным образовательным услугам можно ОУ составлять калькуляцию (расчет) дифференцируемой стоимости платного обучения с учетом повышающих коэффициентов и (или) суммы плановых накоплений.

Затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием и кодами экономической классификации по следующим укрупненным элементам:

1) текущие затраты, включающие материальные и приравненные к ним затраты, расходы по оплате труда с отчислениями, а также расходы по возмещению износа (амортизация) оборудования и других основных средств;

2) капитальные вложения, связанные с приобретением оборудования и других основных средств, услугами по разработке проектной документации, программных продуктов.

Калькуляцию по образовательным услугам (основным и дополнительным) могут быть включены все затраты (текущие и дополнительные); либо текущие и часть элементов капитальных затрат; либо только текущие, относящиеся к учебному процессу, обслуживанию учебного процесса; административно-хозяйственные и эксплуатационные расходы. Выбор того или иного способа калькулирования затрат определяется следующими факторами;

1) длительностью выполнения платной образовательной услуги;

2) степенью использования материальной базы ОУ в процессе оказания услуги;

3) конъюнктурой рынка (услуги, не пользующиеся активным спросом, могут не включать элементы капитальных затрат);

4) другими факторами, существенными для конкретного ОУ при формировании цены платной образовательной услуги.

Детальный перечень элементов затрат базируется на экономической классификации и включает:

1. заработную плату профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного и обслуживающего персонала;

2. отчисления в социальные фонды;

3. приобретение расходных материалов;

4. оплату коммунальных услуг;

5. оплату транспортных услуг;

6. оплату услуг связи и телекоммуникационных услуг;

7. расходы на командировки и служебные поездки;

8. учебные и научные расходы, в том числе на: учебную, производственную практику и экспедиции; приобретение книг для библиотеки, подписку на периодические издания, приобретение программных продуктов, расходных материалов;

9. текущий ремонт инвентаря и оборудования;

10. текущий ремонт зданий и сооружений;

11. выплату стипендий студентам (включается в стоимость платной образовательной услуги в зависимости от условий договора);

12. питание студентов (включается в стоимость платной образовательной услуги в зависимости от условий договора);

13. культурно-массовую работу с учащимися и оздоровительные мероприятия;

14. содержание общежитий;

15. оплату услуг проживания;

16. приобретение оборудования и предметов длительного пользования;

17. капитальный ремонт учебных корпусов;

18. прочие расходы.

При отсутствии необходимости проведения индивидуальных занятий цена платной образовательной услуги устанавливается на группу обучаемых (курс, поток). Цена индивидуального обучения в этом случае является расчетной.

Механизм учета инфляционных процессов можно использовать такие социально-экономические показатели, как, например, МРОТ, минимальная стоимость потребительской корзины и т.п. Наиболее точную оценку инфляционных процессов обеспечивает применение комплекса показателей инфляции, которые имеют разную динамику относительно элементов затрат. Т.о., показатели инфляции должны быть объединены в интегральную оценку.

При расчете цены на платные услуги возникает ряд проблем, обусловленных несовершенством действующей нормативной базы. В свою очередь, цены на платные образовательные услуги не могут быть ниже стоимости аналогичных услуг, финансируемых учреждений из средств соответствующего бюджета. При этом цена платной услуги должна обеспечивать покрытие издержек по обучению. Однако, на цену услуги влияет платежеспособный спрос на нее и емкость рынка. Если установленная цена не покрывает издержки, ОУ следует определить источник покрытия возникающего дефицита остальной части издержек. Также оказываемые платные услуги ОУ в соответствии с контрактом (договором) по одному виду услуг не допускается установление различного уровня цен (исключением является предусмотренное законодательством льготы для отдельных категорий потребителей).

По конкретным платным ОУ допустимо использование пониженной или повышенной цены, а также применение льгот к ценам по определенному перечню или контингенту обучаемых. Такая дифференциация отражается в нормативных актах (положениях, приказах) ОУ.

Применение пониженной цены платной ОУ допустимо. Если экономический эффект достигается за счет привлечения большего числа учащихся трудно комплектуемых специальностей. При это разница в ценах пересматривается за счет повышения цены на образовательные услуги, пользующиеся повышенным спросом.

Размер плановых накоплений (прибыль) может быть определен по нормативам, установленным соответствующим органом управления ОУ (например, Ученым советом) для каждого конкретного вида платных образовательных услуг в процентах от совокупных затрат по указанным составляющим.

Размер налоговых платежей, учитываемых в расчетах цены платной образовательной услуги, определяется действующим налоговым законодательством (федеральным, региональным, местным) в зависимости от вида платной образовательной деятельности.

Цена на предоставляемые платные образовательные услуги, определяется на основе типовых или разработанных внутривузовских методик, которые включают:

1. определение базы для расчета цен;

2. расчеты прямых и косвенных (накладных) расходов;

3. механизм учета уровня инфляции;

4. учет действующей системы налогообложения;

5. учет рыночной конъюнктуры;

6. учет существующих законодательных ограничений на установление цены;

7. установление льгот, дифференциации и изменения цены.

Размер плановых накоплений (прибыли) определяется для каждого вида платных услуг ОУ по нормативам, установленным Ученым советом, иным полномочным органом или руководителем ОУ (например, в процентах от совокупных расходов).

Тема 4. Потребности образовательного учреждения в инвестиционных ресурсов.

1. Общие положения, основные термины и определения.

2. Основные принципы и методы расчета потребности в инвестиционных ресурсах.

3. Классификация инвестиционных ресурсов.

4. Методы расчета потребности инвестиционных ресурсов.

5. Расчет потребности система высшего профессионального образования в инвестиционных ресурсах.

Обоснованию инвестиционных проектов учреждений высшего профессионального образования

6. Обоснование инвестиционных проектов учреждений высшего профессионального образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.