Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение этого метода дает возможность избежать противо­речий между экспертами в процессе работы и получить неза­висимые индивидуальные оценки




Метод "Дельфи" разделен на следующие этапы:

• формирование рабочей группы, которая занимается организаци­онными врпросами:

• предоставляет информацию экспертам для оценки;

• собирает, обобщает оценки экспертов и др.;

• организация экспертной группы, когда определяется:

• количество;

• состав экспертов;

• составление анкеты, вопросы которой должны допускать фор­мулировку ответа в количественной форме. Анкеты состоят:

• из основных и вспомогательных вопросов;

• условий проведения экспертизы;

• непосредственное проведение опроса. На данном этапе перед каждым экспертом формулируются задачи проведения экспер­тизы. Затем каждому эксперту раздаются анкеты, на вопросы которой им необходимо дать индивидуальную независимую и обоснованную оценку. На основе заполненных анкет выявля­ются: мнения каждого эксперта, преобладающие мнения, крайние суждения. Между экспертами всегда существуют рас­хождения, причины которых выявляются на данном этапе. Полученные результаты выданных каждым экспертом оценок и результаты обработки мнений доводятся до сведения каждо­го из экспертов. На основе полученных результатов эксперты могут поменять свою оценку, а могут сохранить прежнюю или высказать критику оценок других экспертов. Данная операция обычно проводится в 2—3 тура, до тех пор пока не будут на­блюдаться совпадения мнений, которые и будут являться ре­зультатами исследований. Повторный опрос проводится для того, чтобы опустить недоразумения и довести до сведения экспертов мнения их коллег;

• обобщение полученных результатов и разработка рекомендаций по вопросам, касающимся объектов исследования.

3. Использование метода "Дельфи" определяется следующими его до­стоинствами:

• уменьшение влияния конформизма;

• исключение спора с авторитетами, так как оценки, аргумента­ции и критика даются экспертами анонимно;

• устранение конфликтных ситуаций;

• анонимность экспертов, которая достигается путем устранения взаимодействия между экспертами;

• обработка оценок экспертов при помощи методов измерения:

ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение и непосредственная оценка;

• на каждом последующем этапе эксперты информированы о результатах предыдущего;

• наличие обратной связи, которая осуществляется благодаря про­ведению экспертизы в несколько туров;

• возможность изменить свое мнение без риска критики этого факта.

 

Метод "сценариев"

1. Определение понятия метода «сценариев»

2. Этапы составления сценария

3. Роль специалистов при разработке сценариев

 

1. Метод "сценариев"один из методов экспертных оценок, с помощью которого дается картина исследуемого объекта в бу­дущем на основе сложившийся ситуации. При помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследо­вания. Он способствует разработке решения проблемы на ос­нове выявления всех возможных препятствий и обнаружения серьезных недостатков. Сценарии строятся не только на рассу­ждениях, но и на результатах технических или статистических анализов, характеристиках и показателях объекта исследова­ния. Сценарий — описательный материал, необходимый для работы по развитию объекта исследования.

2. Составление сценария разделено на следующие этапы:

• формулировка вопроса:

• собирается и изучается вся базовая информация;

• выявляются все внутренние проблемы;

• формулируется точный вопрос исследования;

• определение сфер влияния — изучается влияние окружения на объект исследования;

• установление степени влияния факторов объекта исследования на будущую ситуацию;

• введение в исследование ранее неспрогнозированных событий, ко­торые могут изменить направление исследования. Такие события могут носить как отрицательный (аварии, сбои в системе и др.), так и положительный (технологические взрывы, политические примирения и др.) характер. События, которые могут оказать наиболее сильное воздействие, должны быть учтены при состав­лении сценариев;

• определение последствий — определяется уровень воздействия на объект исследования предложенных вариантов решения;

• принятие решения — на основе выбранного варианта решения вопроса исследования выбираются меры по претворению его в жизнь.

3. Для разработки сценариев привлекаются ведущие специалисты исследуемой области знаний, которые пользуются помощью специалистов по системному анализу при подготовке сцена­рия. Специалисты по системному анализу при изучении объекта исследования выполняют следующие роли:

• выявляют общие закономерности системы;

• анализируют внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие системы и формирование ее целей;

• определяют источники этих факторов;

• анализируют высказывания ведущих специалистов в периоди­ческой печати, научных публикациях и других источниках на­учно-технической информации;

• создают вспомогательные информационные фонды (лучше ав­томатизированные), способствующие решению соответствую­щей проблемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.