Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение общественного мнения в социологии

Общественное мнение как термин почти всегда несёт в себе элемент неопределённости именно в том смысле, который придавал ему в физической теории впервые введший это понятие в научный оборот Вернер Гейзенберг. Действительно, есть не так уж много вещей в социальном мире, в мире социальных отношений, по поводу которых люди имеют вполне определённые, устойчивые взгляды, да и то суждения о них, как правило, выходят за пределы того, что обычно называют общественным мнением. Это представления и взгляды, отражающие принципы, ценности, нормативные высказывания. В большинстве случаев мнения людей носят весьма приблизительный, условный характер, и в значительной степени зависят от способа выявления этого мнения и контекста.

Общественное мнение – всегда в той или иной степени оценка фактов общественной жизни, в нём выражается то или иное отношение к ним, и в этом смысле общественное мнение всегда неоднородно, дискуссионно, что позволяет многим исследователям вообще усомниться в существовании объективного критерия данного понятия.

Наконец, необходимо отметить фундаментальное свойство общественного мнения как формы общественного сознания: оно не имеет естественной природы обнаружения. В качестве механизма выявления выступает социологическая исследовательская процедура. Мы уже настолько привыкли к тому, что общественное мнение бывает представлено в виде результатов социологических опросов, что, кажется, не отдаём себе отчёта, что в другом виде оно просто не имеет репрезентации. Действительно, того, что мы обозначили вначале как суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу тех или иных событий в обществе, именно в качестве достаточно строгого суждения, высказывания или оценки, в реальности просто не существует. Конечно, в сознании каждого конкретного индивида может существовать то или иное мнение по данному поводу. Точно так же в рамках некоторой социальной общности это мнение может иметь тенденцию к усреднению, однако, только, используя процедуру опроса по достаточно строгой методике, мы можем составить представление о мнениях людей по данной проблеме. Таким образом, можно утверждать, что общественное мнение в том виде, в котором мы привыкли его представлять, есть в значительной степени, продукт применения социологической исследовательской процедуры, специфический логический конструкт, в создании которого принимает участие не только субъект, носитель общественного мнения, но и его исследователь.

Изучение общественного мнения предъявляет к исследовательской процедуре и организации эмпирического исследования. Вместе с тем, оно имеет свои особенности, вытекающие из специфики социологического исследования:

- исследования общественного мнения часто имеют прикладной характер, практическую направленность, и поэтому их результаты должны быть представлены в виде прогнозов, практических рекомендаций, аналитических материалов, которые могут быть непосредственно использованы для выработки и принятия управленческих решений;

- исследования обычно протекают в сжатые сроки и часто связаны с каким-либо конкретным событием в жизни общества (например, с избирательной кампанией, сезонной распродажей и т.д.), так что у исследователя не бывает возможности перенести их на долгое время, выявить устойчивость и стабильность;

- в каждом конкретном исследовании рассматривается ограниченный круг вопросов, однако, в целом исследователю приходится иметь дело с весьма широким спектром проблем, что предъявляет высокие требования к универсальности подготовки исследовательской группы, в ряде случаев необходимо оперативно привлекать специалистов со стороны;

- особое место занимают исследования общественного мнения, которые проводятся в масштабе общества в целом, такие исследования требуют мощной организационной структуры, больших объёмов финансирования, и конечно, привлечения высококвалифицированных специалистов.

Что исследователь может спросить у респондента? В каких смысловых структурах может быть зафиксировано общественное мнение? Б.А. Грушин, отечественный патриарх социологии, давно обосновал существование в общественном мнении трёх компонент, которые отражают его смысловую структуру:

- рефлексивная компонента выражает уровень информированности индивида, в ней отражаются знания, представления человека о мире;

- эвалюативная компонента

- практическая компонента (РАСШИФРОВАТЬ)

Общественное мнение выступает и проявлением определённой морали и нравственности общества, и отношением социальных общностей явлениям общественной жизни, и социально-психологическим коммуникативным явлением.

У. Липпман за основание выделения общественного мнения взял способ его функционирования как кристаллизацию представлений, знаний и мнений, существующих в виде эмоционально окрашенных стереотипов, представляющих своего рода механизм «селективного восприятия».

Посредством влияния на стереотипы, которые определяют общественные чувства и являются распространителями общественного мнения, может быть проложена дорога в политику.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная ответственность СМК и аудитории | Исследования коммуникатора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.