Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика внешней среды функционирования фирмы. Тема 3. Среда функционирования фирмы




Тема 3. Среда функционирования фирмы

 

При характеристике среды функционирования фирмы будем исходить из системного подхода. Системный подход - это одно из основных современных направлений теории организации, позволивших интегрировать различные ее концепции, и на основе этого увидеть фирму как целостную систему в единстве всех составляющих ее частей и в связи с внешним миром.

Система ¾ это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему (например, часы).

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материально-технические ресурсы, производимая продукция ¾ это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации, материальных и финансовых ресурсов, поступающих извне (рис. 4).

 

 

 


Рис. 4. Функционирование фирмы как открытой системы

 

На входе фирма получает от окружающей среды материально-технические и трудовые ресурсы, информацию и др. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования фирма обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Если механизм функционирования фирмы эффективен, то в ходе процесса преобразования создается добавочный доход (по сравнению с входом). В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, расширение рынков товаров и услуг, реализация социальной ответственности, взаимодействие с природной средой.

Таким образом, все фирмы являются открытыми системами, и выживание любой из них зависит от внешнего мира. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей. Это особенно актуально в нестабильных российских условиях, где недооценка внешних условий деятельности может привести к банкротству фирмы.

Следовательно, любая предпринимательская структура (фирма) независимо от того, какую сферу охватывает ее деятельность, не может быть изолирована от влияния сторонних факторов, которые в совокупности и образуют внешнюю среду ее деятельности.

Внешняя среда фирмы оказывают непосредственное или опосредованное влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами. Все разнообразные факторы внешней среды можно разделить на две основные группы ¾ прямые и косвенные.

Факторы, оказывающие немедленное и непосредственное влияние на фирму, относятся к среде прямого воздействия; все другие, оказывающие опосредованное влияние на фирму — к среде косвенного воздействия.

Основными характеристиками факторов внешней среды являются:

1) взаимосвязанность;

2) сложность;

3) подвижность;

4) неопределенность.

Взаимосвязанность факторов внешней среды - это взаимовлияние различных факторов в процессе функционирования фирмы.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, которые могут оказать существенное влияние на хозяйственную деятельность фирмы и на которые фирма обязана реагировать (конкуренты, посредники и т.д.).

Подвижность внешней среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении фирмы (появление новых моделей машин, технологий и т.д.).

Неопределенность внешней среды определяется количеством информации, которой располагает фирма по поводу конкретного фактора, а также уверенностью в достоверности этой информации.

К основным факторам среды прямого воздействия относятся:

· поставщики;

· потребители;

· конкуренты;

· контактные аудитории.

Поставщиками для фирмы являются организации или другие фирмы, обеспечивающие ее различными ресурсами. В зависимости от вида ресурса можно выделить поставщиков:

· сырья и материалов, оборудования, энергии (различные фирмы материально-технического обеспечения);

· капитала (банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, инвесторы и пр.);

· трудовых ресурсов (службы занятости, различные государственные и коммерческие структуры и др.).

Потребители формируют рынок сбыта, поэтому само выживание и оправдание существования фирмы зависит от ее способности находить потребителей своих продукции и услуг и удовлетворять их запросы.

Для изучения и анализа потребителей целесообразно всю их совокупность разделить на группы на основе следующей классификации:

· непосредственные потребители - отдельные лица, домашние хозяйства, приобретающие товары и услуги для личного пользования;

· фирмы-производители, получающие товары и услуги для производственных целей;

· фирмы-посредники («промежуточные продавцы»), приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи;

· бюджетные организации и учреждения, покупающие товары и услуги для использования в своей сфере деятельности;

· иностранные потребители, приобретающие товары и услуги для личного, производственного, промежуточного потребления.

Конкуренты — один из наиболее динамичных внешних факторов внешней среды. Среди конкурентов фирмы выделим:

· соперничество среди конкурирующих продавцов (конкуренция среди продавцов);

· конкуренция среди товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены (конкуренция между товарами);

· конкуренция, связанная с экономическими возможностями и торговыми способностями поставщиков (конкуренция среди поставщиков);

· конкуренция, связанная с экономическими возможностями и торговыми способностями покупателей (конкуренция среди покупателей);

· появление на рынке новых конкурентов (мощный толчок новых конкурентных столкновений на рынке).

Контактные аудитории - это внешние силы, которые оказывают непосредственное воздействие на принятие решений фирмы из-за различного рода интересов к ее деятельности. Категорию «контактные аудитории» можно классифицировать следующим образом:

· государственные учреждения надзора и регулирования предпринимательской деятельности;

· средства массовой информации (рекламные агентства, газеты, журналы, радио- и телестанции);

· общественные организации: профсоюзы, гражданские группы общественного мнения и др.;

· местные контактные аудитории: общины, религиозные организации и др.;

· персонал фирмы.

Факторы среды косвенного воздействия

Среда косвенного воздействия включает в себя факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на функционирование фирмы, но тем не менее сказываются на ее результатах. Эти факторы можно подразделить на:

· государственно-политические (фактор государственного регулирования предпринимательской деятельности, политическая ситуация в стране);

· экономические (инфляция, новые налоги, уровень процентных ставок на капитал, уровень занятости);

· социально-демографические (социокультурные – уровень жизни различных групп населения, стиль жизни и т.д., и демографические – численность, рождаемость и т.д.);

· международные (крупные политические события, катастрофы и т.д.);

· научно-технологические (достижения научно-технического прогресса);

· правовые (нормативно-законодательные акты, регулирующие деятельность фирмы в различных областях).

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынужденно опираться в оценке такой среды на неполную информацию, что затрудняет прогнозирование возможных последствий для фирм.

Таким образом, каждая фирма должна оперативно и эффективно реагировать на изменения внешней среды, чтобы обеспечить устойчивость своего функционирования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.