Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция и конкурентоспособность

 

В отечественном законодательстве понятие «конкуренция» впервые введено Законом РФ от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» - под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Конкурентоспособность – многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность товаров (услуг), организаций, отраслей, регионов, стран.

Под конкурентоспособностью товара понимается сочетание его потребительских свойств, обеспечивающее ему успех на рынке по сравнению с аналогичными товарами других компаний.

Конкурентоспособность фирмы - это способность фирмы использовать свои сильные стороны, выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции.

К основным факторам, определяющим конкурентоспособность фирмы, относятся: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента.

Конкурентоспособность страны, региона, отрасли зависит от способности создавать эффективную, способную к инновациям систему производства и реализации товаров и услуг.

Под конкурентоспособностью предпринимательской структуры понимается способность всех ее участников своевременно реагировать на изменения рыночной среды, формировать изменения собственных потенциальных возможностей, удерживать существующую долю рынка и делать это лучше, чем конкурирующие структуры.

Конкурентное преимущество предпринимательской структуры определяется тем, насколь­ко четко она может организовать всю систему взаимоотношений между предприятиями, образующими предпринимательскую сеть. Лучше организовав эти связи и осуществляя контроль цепочки создания ценности, она может получить конкурентное преимущество.

Цепочка ценности фирмы (см. рис. 8) - это система взаимосвязанных видов деятельности, между которыми существуют связи.

 

Рис.8. Цепочка ценности фирмы[6]

По мнению автора концепции конкурентных преимуществ М. Портера — суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появления новых конкурентов; 2) угрозой появления товаров-заменителей; 3) способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться; 4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей, а значит и фирм.

Европейский форум по проблемам управления определил, что «конкурентоспособность – это реальные и потенциальные возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов»[7].

Анализ проблем функционирования предпринимательских структур в российской экономике позволяет выделить три основных направления повышения их конкурентоспособности: использование информационных и телекоммуникационных технологий, использование инновационного потенциала, стратегический подход к управлению конкурентоспособностью.

1) Использование информационных и телекоммуникационных технологий.

Успешное развитие предпринимательских структур во многом зависит от использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Создание единой информационно-коммутационной системы на базе Интернет позволяет фирмам использовать механизм сетевого взаимодействия, что ведет к снижению трансакционных издержек, и, как следствие, к росту производительности труда, улучшению качества продукции и обслуживания, лучшему взаимодействию поставщиков, производителей и потребителей, упрощению структуры организаций, эффективному менеджменту. Так например, используя Интернет, традиционные компании могут в среднем сократить издержки на 5-10%, что означает увеличение прибыли на 50-100%. Эффект экономии издержек возрастает во времени, так как он усиливается эффектом экономии на масштабе производства. В сфере управления использованиеинформационных и телекоммуникационных технологий позволяет оптимизировать информационные потоки, снижать экономические риски, оптимизировать логистику, повышать качество управленческих решений.

2) Использование инновационного потенциала.

Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур во многом зависит от способности фирм использовать свой инновационный потенциал. Инновационный потенциал - это совокупность различных видов ресурсов, которыми владеют участники и которые необходимы для инновационной деятельности. Понятие "потенциал" происходит от латинского слова "potentia", которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к организационным преобразованиям. Следовательно, инновационный потенциал – это своего рода характеристика способности предпринимательских структур к изменению, улучшению, прогрессу. Повышение инновационной активности фирм способствует формированию новой конкурентной среды.

3) Стратегический подход к управлению конкурентоспособностью.

Стратегический подход к управлению конкурентоспособностью представляется как обобщенная модель или программа действий, ориентированная в долгосрочную перспективу, в которой четко выражены приоритеты проблем и пути их достижения, базирующиеся на реально обеспеченных ресурсах.Разработка стратегии конкурентоспособности является составной частью общего процесса стратегического управления предпринимательских структур, включает три взаимосвязанных этапа:планирование стратегии конкурентоспособности с учетом факторов внешней и внутренней среды и целей организации, разработку программ, планов и методов повышения конкурентоспособности, контроль и оценку запланированных действий. Имея стратегию конкурентоспособности, фирмы могут обоснованно строить свое позиционирование в условиях рыночной конкуренции.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внутренняя среда фирмы и ее характеристика | Экономическая устойчивость фирмы: понятие и критерии оценки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.