Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии жизненного цикла фирмы: создание, рост, зрелость, спад




Любую фирму отличают некоторые общие важнейшие системные свойства: цели, задачи, люди, технологии, организационная культура, организационная структура. Достижение цели предполагает преобразование ресурсов для получения результата, что и определяет характер и задачи ее деятельности. В период создания фирмы ее цели достаточно просты, но по мере ее развития цели усложняются и в большинстве случаев трансформируются под воздействием среды, развитие техники и технологии, смена основателей. Важным свойством фирмы является ее способность к развитию, росту, усложнению, делению или слиянию с другой фирмой, что тесно связано с принципом адаптации к изменяющимся внешним условиям путем изменения структуры, обмена потоками информации и развития.

 

 

 


 

Рис. 10. Жизненный цикл фирмы

Фирма, как субъект хозяйствования, в процессе функ­ционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость, спад.

Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят фирма, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными. Один их вариантов деления жизненного цикла организации на временные отрезки, предусматривает следующие этапы: предпринимательства, коллективности, формализации и управления, выработки структуры, упадка (рис. 10).

Каждой стадии соответствует временной отрезок развития фирмы:

1. Этап предпринимательства (стадия создания). О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности фирмы, определение целей и выбор стратегии деятельнос­ти, разработка производственной и организационной структуры фирмы, подбор необходимого персонала, закупка обору­дования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления фирмой.

2. Этап коллективности (стадия роста). На стадии роста и расширения деятельности фирмы про­исходит позиционирование ее продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия фирмы. Коммуникации и структура в рамках фирмы остаются, в сущности, неформальными.

3. Этап формализации и управления (стадия ранней зрелости). Структура фирмы стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации.

4. Этап выработки структуры (стадия зрелости). Стадия зрелости или оптимального функционирования харак­теризуется успешной высокоэффективной работой фирмы на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления, актив­ной маркетинговой деятельности. Организационная структура становится комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован. Если фирма способна к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребнос­тям рынка, она может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства.

5. Этап упадка (стадия спада). В результате конкуренции, сокращающегося рынка фирма сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

Если фирма способна к изменениям, гибко реагирует на динамику внешней среды, быстро адаптируется к потребнос­тям рынка, она может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства.

Если же фирма своевременно не реагирует на требова­ния различных стадий жизненного цикла, то дело будет неуклон­но приближаться к спаду деловой активности и банкротству.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.