Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Просвещения XVIII в




Критика средневековой схоластики, апелляция к разуму вместо авторитета и традиции, начатые Ф.Бэконом, Р. Декартом и другими философами XVII века, были продолжены и углублены в XVIII столетии, которое осознавало себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней «ночи средневековья». В XVIII ставится акцент на связи науки с практикой, что не было характерно для предшествующего века. А критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке ученые и философы направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики. Началась резкая критика картезианства как метафизической системы, которую просветители обвиняли в приверженности умозрительным конструкциям, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту.

Основные черты эпохи Просвещения:

· Культ человеческого разума (научного разума)

· Прогрессизм

· Акцент на связи науки и практики, общественной пользы науки

· Социальные утопии (Клод Анри Сен-Симон и др.)

· Критика метафизики

Общественно-правовой идеал Просвещения это естественно-правовой идеал:

- Неотчуждаемые права: на жизнь, свободу и собственность (Дж.Локк).

- Правовое равенство индивидов.

- Освобождение от конфессиональных, национальных и сословных границ.

На знамени просветителей написаны два главных лозунга – наука и прогресс. При этом просветители апеллируют не просто к разуму, а именно к научному разуму, который опирается на разум и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных «гипотез».

Одна из проблем, которая «красной нитью» проходит через всю эпоху Просвещения это проблема прав человека и гражданского общества. Проблема справедливого устройства государства волновала философов и раньше: в античности ее поднимали Платон и Аристотель, в эпоху Возрождения – Никола Макиавелли. Эти философы предприняли довольно успешные попытки отделить государство от гражданского общества, показали современникам, что, кроме государства, есть нечто самостоятельное, живущее по своим законам и не во всем государству подвластное, — гражданское общество.

Рассмотрение вопроса о гражданском обществе продолжают философы-просвещенцы - Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо, В. фон Гумбольдт и др. - в связи с теориями «общественного договора», «народного суверенитета». Так, Томас Гоббс (1588 – 1679), английский философ-материалист, создал теорию общественного договора и положил начало учению о гражданском обществе, которое, согласно его взглядам, является высшим этапом социальности. В таком обществе в результате общественного договора должна прекратиться «война всех против всех». Граждане добровольно ограничивают свою свободу, получая взамен от государства необходимую поддержку и защиту.

Другой анлийский философ Джон Локк (1632–1704), активно используя понятие «гражданское общество», провозглашает в определенной мере примат гражданского общества перед государством. Дж. Локк разработал принципы естественного права, в соответствии с которыми к неотчуждаемым правам человека принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность[5]. Локк убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав.

Много новых мыслей о гражданском обществе высказал Шарль Луи Монтескьё (1689–1755). В произведении «О духе законов» он рассматривает гражданское общество как результат исторического развития, как ступень истории после естественного состояния, семьи, героического времени. Гражданское общество, по Ш. Монтескье, есть общество вражды людей друг с другом, которое для предотвращения и нейтрализации этой вражды преобразуется в государство. Государственность внутренне присуща, но не тождественна гражданскому обществу[6]. Он различает законы гражданские, государственные и политические. Гражданские законы регламентируют отношения, присущие гражданскому обществу: отношения собственности, добровольных объединений граждан и др. Государственные законы регламентируют главным образом политические права и свободы этих же граждан. Ш. Монтескье развивал вслед за Дж. Локком теорию разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Ш. Монтескье замечает диалектическое единство и противоречивость законов гражданского общества и государства, полагая, что исчезновение одной из сторон этого единства неизбежно приведет к крупным общественным потрясениям.

Жан Жак Руссо (1712 - 1778) также показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство, уточняя при этом, что этот процесс проходит с помощью общественного договора. В работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» он, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и установление власти демократически избранного правительства. Он формулирует понятие гражданского общества, отмечая, что сущность политического организма заключается в согласовании повиновения и свободы[7].

Человек в философии XVIII века предстает, с одной стороны, как отдельный, изолированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя прежние, добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают вместо них новую - юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ.

Однако отвержение традиций и традиционно сложившихся общностей приводило к сложным нравственно-этическим проблемам. Главная коллизия, которую пытается разрешить философия эпохи Просвещения, состоит в несовместимости "частного человека", то есть индивида, который руководствуется только собственными интересами, себялюбием и своекорыстием, и "человека вообще" - носителя разума и справедливости. Начиная с Гоббса, философы нелицеприятно заявляют, что собранные вместе, частные, эгоистические индивиды могут только вести между собой "войну всех против всех".

Что же касается разумного и правового начала, то его носителем является не эмпирический индивид, жертва и орудие собственных эгоистических склонностей и инстинктов, а именно "человек вообще", идеальный представитель рода.

 

Основные проблемы и представители немецкой классической философии

Философская мысль Германии конца XVIII – начала XIX вв. явилась закономерным продолжением прогрессивных естественнонаучных, философских, социально-политических идей и концепций XVII – VXIII вв. Опираясь на гуманистические идеалы Просвещения, немецкая классическая философия внесла качественно новый вклад в развитие новоевропейской рационалистической традиции. Ее выдающимися представителями были И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.Ф.В. Гегель и Л. Фейербах. В сравнении с Голландией, Англией и Францией, где уже прошли буржуазные революции, Германия в конце 18 - начале 19 века была страной, где еще существовали феодальные отношения. Это нашло свое отражение и в развитии философской мысли в Германии (в ней господствовали идеалистические воззрения).

Основоположником немецкой классической философии считают Иммануила Канта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.