Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Топливно-энергетический комплекс — ТЭК

Структура ТЭК в MX определяется видами используемой первич­ныной энергии и балансом между ними. Представим наглядно источники первичной энергии и соответствующие им виды вторичной энергии, получающейся в результате преобразования.

Основные тенденции развития ТЭК:

• значительный рост добычи нефти и газа;

• уголь, бывший ранее главным источником энергии, утрачи­вает свою былую роль;

• повышается доля нетрадиционных источников энергии (сол­нечной, например).

В целом добыча и потребление энергоресурсов растет. Ежегод­ная потребность MX в энергии оценивается в 11,7 млрд.т. нефтяно­го эквивалента.

Агропромышленный комплекс и тенденции его развития. Сельскохозяйственной продукции в мировом экспорте в последние десятилетия неуклонно снижается: по продовольствен­ными товарам — с 13% в 1970 г. до 9% в 2000 г., по сельскохозяйственному сырью — с 7 до 2,5%. Такое снижение объясняется: успехами в самообеспечении продовольствием Западной Центральной Европы, Китая и Индии, а во-вторых, использованием вместо натурального сельскохозяйственного сырья заменителей.

К тому же в последние десятилетия наблюдается ярко выражен­ная тенденция к опережающему росту торговли готовыми к употреблению продовольственными товарами.

В Мировом экспорте продовольственных товаров доля развитых стран почти не изменилась (72,4% в 1970 гг. и 72,1% в 2000 гг.), тогда как доля развивающихся стран за это время возросла с 17,5% до 20,9%, а доля стран с переходной экономикой, наоборот, снизилась с 9,9% до 6,6%.

Мировые экспортные ресурсы зерна составляют ежегодно около 200 млн.т (10-11% валового сбора), в т. ч. 90-100 млн.т пшеницы, 60-70 млн.т кукурузы, 15—20 млн.т риса. Главными экспортерами пшеницы являются США, Канада, Франция, Австралия, Аргентина, а кукурузы — США. Крупнейшие импортеры пшеницы - Китай, Япония, Бразилия, Египет. Лидирующиепозиции в мировом экспорте риса занимают Таиланд, США, Вьетнам, Мьянма, Пакистан, а значительными импортерами выступают Индонения, Бангладеш, Иран, КНДР, Саудовская Аравия, Бразилия.

Крупнейшим импортером зерна в 1970—1980 гг. был Советский союз (среднегодовой объем закупок в 1986-1990 гг. достигал 32,4 млн.т, или 16,9% валового сбора зерна). Россия в 1990-1991 гг. импортировала по 20 млн.т зерна ежегодно, в 1992 г. — 27 млн.т, но в 1993 г., в связи с сокращением спроса на фуражное зерно, импорт снизился до 11 млн.т, а в 1994-1997 гг. вообще сошел на нет.

Основными поставщиками говядины являются Австралия, Бразилия, Нидерланды, Канада и США.

Сельское хозяйство остается одной из ведущих отраслей материального производства в MX. В настоящее время всвязи с интенсивным воздействием НТП сельское хозяйство переживает период глубокой структурной перестройки. Произошел переход сельской зяйственного производства на машинную стадию развития: сельское хозяйство превращается в составную часть крупного агрощки мышленного комплекса (АПК).

Под АПК подразумевается сложившаяся в общественном производстве единая система сельскохозяйственных и промышленни предприятий, связанных тесными стабильными, долговременными коммерческими отношениями, основывающимися на использовании совместной собственности или на договорных отношении (например, контрактных) и охватывающих всю агропромышлп ную цепь: производство средств производства для сельского хозяйства, их транспортировку, производство исходных сельскохозяйственных продуктов, их хранение, переработку и сбыт готовых пpодуктов.

В АПК различают три сферы:

1) промышленность, производящая средства производства для сельского хозяйства;

2) собственно сельскохозяйственное производство;

3) отрасли, занятые транспортировкой, переработкой и сбытом конечной продукции — сельскохозяйственного сырья и при довольствия.

Под воздействием НТП производительность труда в сельскг хозяйстве росла быстрее, чем в промышленности: снизилось чис занятых в сельском хозяйстве, расширились связи сельскохозяйственной отрасли с другими отраслями экономики.

Последствия воздействия НТП на сельскохозяйственное прот водство в целом сводятся как к положительным, так и к отрицательным моментам. К основным положительным последствии можно отнести следующие:

1. Возрос уровень механизации и автоматизации производственных процессов, что повысило производительность культуру труда в сельском хозяйстве.

2. Широкое применение удобрений, химических средств борьбы с сорняками и вредителями резко повысило урожайносп сельскохозяйственных культур.

3. Внедрение искусственно созданных высокоурожайных сор­тов растений и эффективных пород скота повысили рента­бельность сельскохозяйственной отрасли.

Среди отрицательных последствий внедрения НТП в сельском хозяйстве целесообразно выделить следующие проблемы:

1. Перепроизводство в мире сельскохозяйственной продукции,

2. Дотационность во многих странах фермерских хозяйств.

3. Возникновение конфликтов в сфере торговли продовольстви­ем (в частности, между производителями и реализаторами).

4. Снижение уровня конкуренции в аграрной сфере экономики.

Необходимость разрешения этих и ряда других не менее важных проблем вызывает необходимость и целесообразность государственного регулирования сельскохозяйственного сектора экономики, проявляется в соответствующей аграрной политике государства.

Цели аграрной политики развитых стран:

1. высокийуровень сельскохозяйственного произ­водства.

2. Поддерживать экспортную квоту сельскохозяйственной продукции страны.

3. Защищать отечественных производителей сельскохозяйственной продукции от внешней конкуренции. Такая политика наносит, с другой стороны, очевидный ущерб сельскому хозяйству развивающихся стран.

 

ТЕМА 6: МЕХАНИЗМ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА, ЕГО СУБЪЕКТЫ.

Большинство национальных экономик превратились или превра­щаются в открытые. Открытая экономика — это такое националь­ное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер; в закрытой экономике большинство рынков, отраслей и сфер для них закрыто. Однако в мире почти нет полностью открытых эконо­мик, т.е. полностью либерализованных, за исключением несколь­ких небольшихгосударств. Поэтому нередко говорят о более от­крытых или менее открытых экономиках. Так, российская эконо­мика более открыта, чем индийская, если судить по уровню тарифных ставок на импортные товары, доле импортных товаров на внутреннем рынке, либеральности валютно-расчетных отноше­ний и другим показателям.

В тех случаях, когда протекционизм явно преобладает над либе­рализмом во внешнеэкономической деятельности, говорят о за­крытой экономике. В мире стран с такой экономикой осталось немного. Это объясняется тем, что, как доказал мировой опыт, су­ществует высокая корреляция между уровнем внешнеэкономиче­ского либерализма и темпами экономического роста. Расчеты по 115 странам мира, проведенные экономистами Гарвардского уни­верситета, показали, что там, где в последнюю четверть века прово­дилась политика закрытой экономики, среднегодовой прирост ВВП на душу населения составил 0,7%, а там, где придерживались политики открытой экономики, ВВП на душу рос в пять раз быстрее.

В конце XVIII в. шотландец Адам Смит выдвинул теорию абсо­лютных преимуществ, из которой вытекало, что странам выгодна свобода внешней торговли, так как при ней они могут вывозить и ввозить товары, получая полезный эффект от разницы в издержках производства — извлекая прибыль, если экспортируемый товар производится в стране с издержками ниже мировых, и достигая экономии, если товар, аналогичный импортируемому, произво­дится в стране с издержками выше мировых.

В начале XIX в. английский экономист Давид Рикардо сформу­лировал свою теорию сравнительных преимуществ в международ­ной торговле для обоснования выгодности участия в ней всех стран. Его теория сводилась к тому, что стране надо экспортиро­вать те товары, производство которых в стране базируется на срав­нительно обильном и поэтому сравнительно дешевом для этой страны факторе, а импортировать те товары, производство которых базируется на скудных и поэтому сравнительно дорогих в этой стране факторах (см. п. 16.1).

Смит и Рикардо во многом способствовали тому, что самая раз­витая страна XIX в., Великобритания стала первой в мире держа­вой, сознательно проводившей политику открытой экономики, или, как тогда говорили, свободы торговли, фритредерства (от англ. free trade).

Идея сравнительных преимуществ оказалась плодотворной для изучения других форм и аспектов международных экономических отношений. В XX в. в рамках своей теории соотношения факторов производства шведские экономисты Эли Хекшер и Бертиль Олин доказали, что разная наделенность стран экономическими факто­рами ведет также к движению факторов между странами, а амери­канский экономист Пол Самуэльсон заключил, что это движение ведет к сближению цен на экономические факторы в странах мира и на этой основе — к оптимальному распределению экономиче­ских ресурсов в мире и ликвидации разрыва в уровнях развития ме­жду странами (см. п. 16.2). В результате можно говорить о концеп­ции сравнительных преимуществ, которая используется в различных теориях международной экономики и сводится к тому, что откры­тая экономика выгодна всем странам и поэтому нецелесообразно чинить ей препятствия в виде протекционизма.

Показатели участия страны в мировом хозяйстве: пример России.

Уровень участия страны в мировом хозяйстве (уровень интерна­ционализации национальной экономики) измеряется целым рядом показателей.

Прежде всего, это показатели участия страны в мировой торговле, особенно экспортная квота. Обычно ее рассчитывают как отношение экспорта товаров и услуг в долларах к ВВП страны в долларах по обменному курсу. У России в 2007 г. этот показатель составлял:

(Экспорт товаров + Экспорт услуг) / (ВВП: Среднегодовой обменный курс) х 100 = (354 млрд долл. экспорт товаров + + 39 млрд долл. экспорт услуг): (32 987 млрд руб. ВВП:: 25,3 руб/долл. в среднем за год) 100 = 30%.

Для сравнения укажем экспортную квоту в 2005 г. у других крупных стран — 10% у США, 19% у Индии, 16% у Японии, 17% у Бразилии, 37,5% у Китая.

Однако экспортную квоту целесообразнее рассчитывать по- другому — сопоставляя экспорт в долларах с объемом ВВП страны тоже в долларах, но по ППС, так как в этом случае ВВП будет рас­считываться на базе тех же цен, по которым экспортируются на­циональные товары и услуги, и поэтому точнее отражать соотно­шение между экспортом продукции и ее производством. В этом случае экспортная квота у России составит: 393 млрд долл.: (32 987: 13,3 руб/долл.) = 16%.

Аналогичным образом подсчитанная экспортная квота у других стран составит у США — 10%, у Индии — 4, у Японии — 17, у Бра­зилии — 9, у Китая — 10%. Причиной сильного отличия первого варианта расчета экспортной квоты от второго является, конечно, сильное отклонение внутренних цен от мировых. Но и в первом, и во втором варианте экспортная квота у России весьма велика для крупной страны (обычно она обратно коррелируется с размерами экономики страны — чем страна больше, тем большее значение для нее имеет внутренний, а не внешний рынок). Это вызвано вы­сокой экспортной квотой ведущих отраслей российской промыш­ленности — сырьевых и первичной переработки (на экспорт идет треть газа и каменного угля, половина нефти и нефтепродуктов, значительная часть металлов и удобрений).

Участие страны в международном движении капитала измеряется сопоставлением ее экспорта и импорта капитала с ее внутренними инвестициями, а также сравнением активов, обяза­тельств и внешнего долга страны с ее ВВП.

В 2007 г. приток прямых инвестиций в Россию (54 млрд долл.) обеспечил около 19% ее инвестиций в основной капитал (в Ин­дии — до 7% в последние годы, Китае — до 8%, Бразилии — до 15%), иностранные портфельные инвестиции и вложения нерези­дентов на счета и депозиты в российских банках (35 млрд долл.) обеспечили примерно половину всего спроса на российских фон­довых биржах, а ссуды и займы российских компаний и банков за рубежом (127 млрд долл.) обеспечили половину долгосрочных кре­дитов российскому бизнесу. Но одновременно с большим ввозом происходил большой вывоз капитала из России (132 млрд долл. всего в 2007 г.), преимущественно в виде прямого бегства капитала (с нарушением валютного законодательства) или косвенного (че­рез большие ссуды, займы, текущие счета и депозиты за рубежом).

Поданным Центробанка, на начало 2008 г. объем накопленных Россией зарубежных активов составил 1099 млрд долл., в том числе 621 млрд долл. различных инвестиций (из них 370 млрд прямых) и 478 млрд долл. золотовалютных резервов, а накопленные ино­странцами в России активы (т.е. внешние обязательства) достигли 1226 млрд долл. (из них 491 млрд долл. прямых инвестиций). Это довольно большие величины, если сопоставлять их с объемом ВВП России по обменному курсу — 1362 млрд долл. в 2007 г.

Важной частью внешних обязательств страны является ее внешний долг. У России на середину 2008 г. он составил 527 млрд долл. (более 49% ВИД), в том числе прежде большой госу­дарственный внешний долг уменьшился до 39 млрд долл., а ранее небольшой внешний долг банков и компаний возрос до 488 млрд долл. Укажем для сравнения, что в 2006 г. у Китая внешний долг со­ставил по отношению к его ВИД 14%, у Индии — 15, Бразилии — 26%.

Значение ТНК как одного из основных участников мирового хо­зяйства постоянно возрастает.

По данным издаваемого ЮНКТАД ежегодника World I nvestment Report, этого главного источника данных о ТНК и прямых инвестициях в мире, в 2007 г. в зарубежных филиалах ТНК ра­ботало 82 млн чел., на них приходилось 33% мировой торговли, ими выпускалось 11% мирового ВВП (в 1990 г. — более 6%). Еще выше аналогичные показатели у их родительских компаний, но не у всех: чем сильнее вовлечена та или иная ТНК в производство то­варов и услуг за рубежом, тем больше в ее показателях весят ее зару­бежные филиалы с их международным производством.

При анализе ТНК используется понятие «индекстранснационализа­ции». Различают два вида индекса транснационализации.

Индекс интернационализации компаний отражает степень вовлеченности той или иной ТНК в производство товаров и услуг за рубежом. Он рассчитывается как среднеарифметическая сумма грех величин:

• доли активов за рубежом в общем объеме активов ТНК;

• доли продаж за рубежом в общем объеме продаж этой корпо­рации;

• доли персонала за рубежом в общей численности персонала этой ТНК.

В 2006 г. индекс транснационализации 100 ведущих ТНК мира составил в среднем 57%, хотя у многих ТНК он был намного выше, особенно у ТНК из малых и средних стран. Так, у швейцарской «Нестле» он составлял 83%, так как зарубежные активы составляли основную часть ее активов (67 из 83 млрд долл.), за границей реализовывалась почти вся ее продукция (57 из 78 млрд долл.), там же ра­ботала подавляющая часть персонала (257 из 265 тыс. человек).

Индекс транснационализации стран оценивает значение иностранных ТНК для той или иной страны. Он рассчитывается как сумма четырех величин:

§ доли прямых иностранных инвестиций во всех капитальных вложениях внутри страны;

§ отношение накопленных в стране прямых иностранных ин­вестиций к ВВП страны;

§ доля филиалов иностранных корпораций в производстве ВВП страны;

§ доля занятых на этих филиалах во всей численности занятых в стране.

Большинство ТНК мира — это нефинансовые компании. Финан­совые корпорации, в силу их специфики, нередко выделяют в отде­льную группу ТНК. Фактически это все ведущие банки и финансо­вые группы мира, так как у большинства из них есть зарубежные филиалы. Например, в 2006 г. их число у американской финансо­вой группы Citigroup составляло 506, у швейцарского Union Bank of Switzerland — 293.

Различия между транснациональными банками (ТНБ) и транс­национальными финансовыми группами все больше стираются. Это следствие того, что, с одной стороны, многие ТНБ являются частями транснациональных финансовых групп (например, актив­но работающий в России американский Citibank является частью Citigroup), а с другой стороны, ведущие ТНБ, формально сохра­няющие название банков, фактически являются финансовыми группами, которые способны предоставить клиентам весь набор услуг финансового рынка (примером может быть Bank of America).

Помимо коммерческих банков (т.е. осуществляющих универ­сальные банковские операции), среди ТНБ и внутри транснацио­нальныхфинансовых групп широко распространены инвестици­онные банки. Они специализируются на посредничестве между инвесторами и объектами инвестиций, особенно на организации и размещении новых выпусков ценных бумаг (underwriting), а так­же на консультациях при слияниях и поглощениях (mergers and acquisitions, сокр. М&А). В основном это американские инвестицион­ные банки — Citigroup/SSB, J. P. Morgan Chase, Morgan Stanley Dean Witter, Goldman Sachs, Merrill Lynch, Solomon Brothers, Alex Brown и др. Американские инвестиционные банки и их зарубежные фи­лиалы лидируют не только при покупке для иностранных клиен­тов местных ценных бумаг, но и при размещении этих бумаг за границей, не на родине эмитента. Более того, их филиалы за рубе­жом все больше занимаются там размещением местных выпусков ценных бумаг и предоставлением других финансовых услуг, со­ставляя все большую конкуренцию местным инвестиционным банкам или просто поглощая их (особенно в Японии и Велико­британии). Конкуренцию им составляют прежде всего швейцар­ские Union Bank of Switzerland (UBS), Credit Swiss и немецкий Deutsche Bank с их специализированными подразделениями — Brunswick UBS Warburg, Credit Swiss First Boston и Deutsche Morgan Grenfell. В нашей стране российские филиалы этих банков являются основными посредниками для иностранных покупате­лей российских ценных бумаг и для российских эмитентов за ру­бежом.

Долгосрочный характер прямых инвестиций (в отличие от портфе­льных) в сочетании с отсутствием необходимости погашать их и платить по ним проценты (в отличие от ссудного капитала) делает эти инвестиции наиболее привлекательным видом иностранного капитала для стран — импортеров его.

Прямые иностранные инвестиции оказывают благоприятное влияние на капиталообразование в принимающих странах. Обыч­но заметен их вклад в экспорт — так, в Китае он более чем наполо­вину состоит из экспорта китайских филиалов иностранных ТНК. Велика роль ТНК и в переливе знаний — например, экономика Сингапура выросла прежде всего на них.

К отрицательным для капиталоимпортирующих стран послед­ствиям притока прямых инвестиций можно отнести их часто сла­бую географическую диверсификацию в стране приложения капи­тала. Скажем, в России около половины притока этих инвестиций традиционно направляется в Москву и Московскую область, уве­личивая их и без того чрезмерный вес в российской экономике в ущерб другим регионам.

Россия вышла на первое место по объему накопленных за рубежом прямых инвестиций среди стран с формирующимися рынками (370 млрд долл. по оценке Банка России на начало 2008 г.). Россий­ских ТНК насчитывается более 100 (если не включать в их число многочисленные российские компании с зарубежными филиалами только в офшорных центрах).

Судя по ведущим российским ТНК, географически их прямые инвестиции сосредоточены прежде всего в ЕС, США, СНГ и офшорных центрах. С отраслевой точки зрения это прежде всего ин­вестиции в отрасли топливно-энергетического, металлургического и химико-лесного комплексов, хотя есть немало инвестиций в транспорт, связь и другие отрасли. Подобная отраслевая ориента­ция зарубежных филиалов российских ТНК связана с тем, что ос­новная масса их родительских компаний занята именно в этих от­раслях в самой России.

При осуществлении прямых инвестиций за рубежом ТНК руко­водствуются многочисленными конкретными мотивами. В случае российских ТНК эти мотивы целесообразно раз­бить на две группы — классические (традиционные) и связанные с бегством капитала.

Классические (традиционные) мотивы толкают российские ГНК закрепляться на важных для них рынках сбыта и обеспечивать надежные источники недостающего или дешевого сырья. Примером могут быть российские металлургические ТНК, активно приобре­тающие предприятия по производству сырья (особенно бокситов для алюминиевой промышленности, запасы которых в России огра­ниченны) и металлургические заводы в ЕС, США и СНГ, потреб­ляющие для своего прокатного производства сталь из России.

Интеграционные объединения становятся все более значимой ча­стью мирового хозяйства. Хотя подавляющее большинство из них оказывают пока слабое воздействие на экономику входящих в них стран, есть весьма успешные региональные интеграционные объ­единения.

В теории экономической интеграции в соответствии с подходом американского экономиста Б. Балассы выделяют пять форм эконо­мической интеграции:

Ø зона свободной торговли — объединение стран с целью устра­нения таможенных пошлин и количественных ограничений во вза­имной торговле, но с сохранением автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении стран-неучастниц. Одна­ко большинство ныне действующих зон свободной торговли идут намного дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реа­лизуя гармонизацию нетарифных ограничений, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободного движения капитала и др.;

Ø таможенный союз — группировка стран, в которой устранены барьеры во взаимной торговле и проводится общая внешнеторго­вая политика на основе общего таможенного тарифа в отношении стран-неучастниц;

Ø общий рынок, или принцип четырех свобод — достижение свободного передвижения товаров, услуг, людей и капитала;

Ø экономический и валютный союз — свободное перемещение четырех факторов; проведение единой экономической и социаль­ной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, валютно-финансовой области; введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром;

Ø полная интеграция — формирование единого экономическо­го, валютного и политического союза, в том числе проведение об­щей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутрен­них дел, введение единого гражданства и др.

Таким образом, процесс экономической интеграции представ­ляет собой поступательное движение от низшей формы к более вы­сокой форме экономического взаимодействия.

Реализация интеграционных планов предоставляет странам- членам экономические преимущества, в том числе: (1) расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрознен­ных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП объединения; (2) увеличение покупательной способности населения параллельно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары; (3) повышение эффективности и конкурентоспособности производства; (4) «эффект масштаба» производства от углубления специализации; (5) создание более эф­фективной структуры производства с учетом сравнительных кон­курентных преимуществ каждой страны-участницы; (6) повыше­ние инвестиционной привлекательности за счет объединения рынков, свободного перемещения четырех факторов, повыше­ния производительности и роста доходов в каждом государстве; (7) ускорение темпов экономического развития.

Самым значительным примером экономической интеграции стало формирование и последующее развитие Европейского союза. Еще в середине 1940-х гг. У. Черчилль предложил образовать Соединенные Цитаты Европы, но начало реализации этой идеи было положено за­ключением Парижского договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) шестью странами — Францией, Германией, Ита­лией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом в 1951 г. Успешное и быстрое формирование общего рынка угля и стали стимулировало подписание в 1957 г. двух Римских договоров — о создании Европей­ского экономического сообщества (ЕЭС, или Общего рынка) и Ев­ропейского сообщества по атомной энергии (Евратома) вышепере­численными шестью странами. Таким образом, в рамках шести стран были образованы три интеграционные группировки — ЕЭС, ЕОУС и Евратом, главной из которых стало ЕЭС.

Европейский союз прошел шесть этапов расширения. Пози­тивный экономический эффект расширения связан с увеличением емкости внутреннего рынка ЕС и его консолидацией, что позитив­но сказывается на экономическом росте всех стран-членов. Одно­временно расширение ЕС ведет к негативным экономическим и социальным последствиям для развития европейской экономиче­ской интеграции, в том числе к необходимости реформирования институциональной структуры ЕС, ослаблению позиций более экономически развитых стран, составляющих так называемое ядро Евросоюза в условиях, когда немалый вес при принятии решений принадлежит странам, чей экономический потенциал намного ниже средних показателей по ЕС. Это ведет к обострению противо­речий между ними, что сказывается на характере утверждаемых за­конов, увеличении объемов финансирования на содействие эконо­мическим преобразованиям и росту, а также перераспределении средств среди стран — получателей помощи.

Финансовые институты ЕС включают Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Главными целями ЕИБ являются кредитование за счет заемных средств инве­стиционных проектов (прежде всего в странах-членах с более низ­ким уровнем экономического развития, а также в странах-канди- датах и развивающихся странах, имеющих договоры об ассоциации с ЕС). ЕИФ создан для финансирования за счет собственных средств малого бизнеса на основе венчурных капиталовложений и предоставления гарантий банкам по финансированию малого биз­неса. ЕЦБ проводит денежно-кредитную политику ЕС и осуществ­ляет эмиссию евро.

Основы единой энергетической политики ЕС оп­ределены в Европейской стратегии устойчивого развития, конку­рентной и безопасной энергетики, принятой в 2006 г. Ее дели — устойчивость, конкурентоспособность и безопасность поставок энергосырья. Ведущими направлениями энергетической политики ЕС служат достижение эффективности энергетики на основе со­кращения объема потребления на 20%, роста инновационной кон­курентоспособности транспорта и строительства (как основных энергопотребителей); расширение использования возобновляемых энергоисточников (разработка стратегии по биотопливу); форми­рование трансъевропейских энергосетей; развитие ядерной энер­гетики; активизация международного сотрудничества в сфере энергетики.

В сфере общей монетарной политики огромное зна­чение имело начавшееся с 1999 г. введение единой валюты — евро сначала в безналичной, затем (в 2002 г.) в наличной форме. Однако в зону евро (еврозону), точнее в Европейскую валютную систему, входит лишь половина стран ЕС. Это связано прежде всего с тем, что многие из них пока не соответствуют содержащимся еще в Маастрихтском договоре критериям готовности национальных экономик к вступлению в единую валютную зону: (1) уровень ин­фляции не должен превышать 1,5 процентных пункта среднего по­казателя трех стран, показывающих самый низкий уровень инфля­ции; (2) дефицит государственного бюджета не может превышать 3% ВВП страны; (3) государственный внутренний долг не должен быть выше 60% ВВП; (4) уровень процентных ставок по долгосроч­ным кредитам не выше 2 процентных пунктов среднего показателя трех стран, имеющих самый низкий уровень инфляции; (5) нацио­нальная валюта в течение как минимум двух лет участвует в Евро­пейской валютной системе и придерживается установленных пре­делов колебаний валютных курсов (ныне +/—15%).

В сфере общей фискальной политики важное значение имеет принятый в 1996 г. Пакт стабильности и экономического роста. Его цель — сохранение бюджетного дефицита на уровне не более 3% ВВП страны и отношения внутреннего государственного долга к ВВП на уровне не выше 60%.Страна, экономика которой не соответствует этим критериям, обязана разработать программу вы­хода из сложившейся экономической ситуации, в случае, если си­туация не нормализуется, к стране применяют штрафные санкции.

Таким образом, эволюция интеграционных процессов в Евро­пейском союзе (от таможенного союза к экономическому и валют­ному союзу и продолжающемуся формированию единого союза, расширение состава с 6 до 27 членов) служит уникальным для ми­ровой практики примером экономической интеграции. Вместе с гем последствия последних расширений ЕС для эволюции и дина­мики европейской интеграции далеко не однозначны.

В 1994 г. к действовавшему уже пять лет американо-канадскому со­глашению о свободной торговле присоединилась Мексика и в резу­льтате образовалась Североамериканская зона свободной торговли (North American Free Trade Area, NAFTA). Основные цели этого ре ре­гионального интеграционного объединения были таковы (их пла­нировалось достичь через 10, некоторых — через 15 лет):

• стимулирование взаимной торговли и инвестиций стран-чле­нов на основе формирования зоны свободной торговли (уже через 10 лет между странами были гармонизированы таможенные проце­дуры, отменены количественные ограничения и ликвидированы таможенные пошлины, за исключением пошлин на молочную про­дукцию, сахар, хлопок, которые будут сняты позже);

• разработка согласованных условий предпринимательской деятельности для компаний (для этого было ликвидировано боль­шинство ограничений для взаимных инвестиций);

• обеспечение справедливой конкуренции в регионе (для этого была осуществлена либерализация взаимной торговли услугами, в том числе финансовыми и банковскими, за исключением воздуш­ного транспорта, телефонной связи и некоторых видов телекомму­никационных услуг);

• содействие защите прав интеллектуальной собственности (политика по защите этих прав стала общей);

• стимулирование взаимного экономического сотрудничества (был создан механизм разрешения споров).

Один из главных результатов функционирования НАФТА — достижение эффекта создания торговли. Доля взаимного экспорта возросла с 43% в 1990 г. до 56% в 2005 г. Еще один важный резуль­тат — стимулирование движения прямых инвестиций между стра­нами (за 10 лет объем взаимных прямых инвестиций увеличился в 2 раза). Максимальные преимущества от интеграции получают США благодаря более емкому внутреннему рынку, но немалые преимущества имеют также Канада и Мексика, конкурентоспособ­ность продукции которых возросла.

Одной из ведущих интеграционных группировок развивающихся стран и Латинской Америки является Южноамериканский общий рынок, или МЕРКОСУР (Mercado Comun de Cono del Sur — MERCOSUR). Он был создан в 1991 г.Аргентиной, Бразилией, Па­рагваем и Уругваем, а с 2006 г. его полноправным членом стала Ве­несуэла. На правах ассоциированных членов (что равнозначно уча­стию в интеграционных процессах в рамках зоны свободной тор­говли) в МЕРКОСУР участвуют еще пять государств — Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор. Наблюдателем является Мекси­ка, находящаяся в процессе присоединения в качестве ассоцииро­ванного члена. Стратегическая цель МЕРКОСУР — формирование общего рынка, а в качестве переходного этапа — таможенного союза.

Хотя таможенный союз был создан уже к 1995 г., до сих пор со­храняются нетарифные ограничения (например, специальный ре­жим в торговле сахаром и автомобилями), проводятся антидемпин­говые расследования, различаются правила страны происхождения товара, что негативно сказывается на принципе свободной торгов­ли товарами и свободного транзита. Более того, с 2001 г. из-за эко­номического кризиса в Аргентине и девальвации национальной ва­люты Бразилии неоднократно вводились пошлины во взаимной торговле, что было расценено как стремление некоторых стран (Аргентины и Парагвая) перейти к зоне свободной торговли в рам­ках МЕРКОСУР.

Хотя стратегическая цель МЕРКОСУР — формирование обще­го рынка, на данный момент ограниченные успехи достигнуты лишь в отношении свободного перемещения товаров, инвестици­онной либерализации и проведения общей инвестиционной поли­тики и практически ничего не сделано для либерализации взаим­ной торговли услугами и свободного перемещения лиц. Таким об­разом, МЕРКОСУР сохраняет форму скорее таможенного союза.

В качестве перспективы развития интеграционного процесса в МЕРКОСУР и Южной Америке в целом можно считать решение оформировании Южноамериканского сообщества наций, главным инициатором которого стала Бразилия. В 2004 г. президенты 12 стран Южной Америки — Аргентины, Боливии, Бразилии, Ве­несуэлы, Гайаны, Колумбии, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая, Чили и Эквадора подписали декларацию о Южноамериканском со­обществе наций (South American Community of Nations, CSN). Глав­ная цель — достижение зоны свободной торговли в Южной Амери­ке в рамках объединения МЕРКОСУР и Андского сообщества на основе ликвидации таможенных пошлин к 2014—2019 гг. На пер­спективу планируется формирование к 2019 г. экономического союза по европейской модели, предусматривающего также введе­ние общей валюты, общего парламента и единого паспорта.

Проект Общеамериканской зоны свободной торговли (ФТАА).

В 1989 г. в США был разработан план «Американская инициатива» по формированию зоны свободной торговли в Западном полуша­рии. Для США данный регион имеет исключительный интерес с точки зрения реализации внешнеэкономической стратегии, наце­ленной на снижение торговых и инвестиционных барьеров в мире (а значит, содействие росту производства, товарооборота, занято­сти в самих Соединенных Штатах), укрепление американских по­зиций. В 1994 г. в Майами состоялся I Общеамериканский саммит глав государств и правительств 34 стран Западного полушария. По итогам приняты декларация и план действий, в которых поставле­ны цели — укрепление демократии и содействие росту благосостоя­ния населения, ликвидация бедности и дискриминации, гаранти­рование устойчивого развития и благоприятной экологии. Для их реализации одобрены 23 инициативы, главная из которых — фор­мирование Всеамериканской зоны свободной торговли, ФТАА (Free Trade Area of the Americas, FTAA).

Созданная в 1967 г. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Associa­tion of South East Asian Nations, ASEAN) включает 10 стран — Бру­ней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины.

Основные цели АСЕАН, определенные Бангкокской деклара­цией 1967 г., таковы: военно-политическая стабилизация в Юго- Восточной Азии, создание таможенного союза, содействие эконо­мическому росту стран. В 1992 г. на саммите в Сингапуре принято решение о формировании зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Agreement, AFTA) в течение 15 лет, но в после­дующем для шести наиболее развитых стран — Сингапура, Малай­зии, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Брунея — датой был на­зван 2000 г.

Стратегическая цель АФТА — повышение конкурентоспособ­ности стран-членов на основе устранения взаимных торговых барьеров, роста привлекательности для зарубежных инвестиций, достижения экономической эффективности в регионе. Ее основ­ные направления включают: (1) сокращение ставок пошлин до 0—5% на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, за исключением продукции нефтехимии, автомобилестроения, ме­таллургии; (2) введение общего эффективного преференциального тарифа (СЕПТ) для взаимной торговой либерализации; (3) гармо­низацию национальных стандартов в соответствии с международ­ными нормами; (4) ликвидацию количественных ограничений во взаимной торговле промышленными товарами; (5) введение прин­ципа взаимного признания в отношении сертификатов качества; (6) координацию макроэкономической политики; (7) либерализа­цию взаимной торговли услугами.

В итоге страны АСЕАН создали зону свободной торговли для шести стран в 2000 г. и для Вьетнама в 2003 г., реализовав прежде всего главную цель — снижение пошлин до 0—5%. Три других стра­ны (Камбоджа, Мьянма, Лаос) присоединятся к АФТА в 2010 г. Следующим этапом станет окончательная ликвидация пошлин к 2015 г. для шести стран и к 2018 г. — для остальных стран АСЕАН.

В перспективе (к 2020 г.) предусмотрена и полная либерализа­ция сферы услуг, но на данный момент результаты либерализации торговли услугами оказались слабыми — сохраняются ограничения в отношении доли участия иностранного капитала, форм коммер­ческого присутствия иностранного капитала в сфере услуг, мигра­ции физических лиц, оказывающих услуги за рубежом. Намечено завершить либерализацию взаимных инвестиций, распространить национальный режим на инвесторов из стран-участниц к 2010 г., а инвесторов из третьих государств к 2020 г.

Идея формирования общерегиональной интеграционной группи­ровки в Восточной Азии берет начало еще в 1960-х гг. Одним из ме­ханизмов реализации идеи стало проведение с 1997 г. ежегодных саммитов АСЕАН с участием руководителей Японии, КНР и Юж­ной Кореи. Затем было принято решение о проведении первого Восточноазиатского саммита, который состоялся в 2005 г. в Малай­зии с участием глав 16 стран — десяти государств АСЕАН, Японии, Китая, Южной Кореи, а также Индии, Австралии и Новой Зелан­дии (в качестве наблюдателя участвовала и Россия). По его итогам было принято решение о формировании Восточноазиатского сооб­щества (East Asian Community) до 2020 г.

Хотя пока нет общего мнения о механизме ВАС, его участники исходят из того, что необходимо предпринять следующие шаги: (1) ускорить формирование Сообщества АСЕАН; (2) подписать соглашения о зонах свободной торговли между АСЕАН, с одной сто­роны, и Японией, Республикой Корея, Индией, с другой стороны (между АСЕАН и Китаем уже в 2003 г. было решено создать такую зону); (3) указанные зоны свободной торговли должны включать элементы общего рынка — свободное перемещение капитала и ра­бочей силы; (4) создать таможенный союз к 2020 г. Таким образом, пока есть лишь принципиальное решение о формировании Вос­точноазиатского сообщества, но реальная программа достижения этой цели не разработана.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).

С 1989 г. функционирует первая в Азиатско-Тихоокеанском регио­не межправительственная экономическая организация — Азиат­ско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС (Asia Paci­fic Economic Cooperation, APEC). Первоначально в ее состав вошли 12 стран: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Рес­публика Корея и наиболее развитые страны АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Бруней), а затем были приняты КНР, Гонконг, Тайвань, Вьетнам, Папуа—Новая Гвинея, Мексика, Чили, Перу и Россия. В настоящее время в АТЭС состоит 21 страна и территория.

В 1996 г. участники АТЭС договорились о создании зоны сво­бодной торговли к 2010—2020 гг. на основе сокращения средне­взвешенных ставок пошлин до 0—5% и ликвидации нетарифных барьеров, а также о введении национального режима в инвестици­онной сфере. Однако формирование такой зоны представляется проблематичным как с точки зрения объективных дезинтегрирую­щих факторов (главный из которых — огромная дифференциация в уровнях экономического развития), так и с точки зрения позиции США и Японии, заявивших о готовности проводить либерализа­цию лишь на основе принципа взаимных торговых уступок. В ре­зультате США и Япония отказались проводить либерализацию в рамках АТЭС и сосредоточились на подписании других интеграци­онных проектов — ВАС (Япония) и ФТАА (США). Однако на оче­редном саммите АТЭС (2006 г.) интерес к реализации программы формирования зоны свободной торговли вновь возрос благодаря активизации американской позиции из-за озабоченности США в отношении создания Восточноазиатского сообщества без их уча­стия.

Распад СССР как единого государства привел к образованию Со­дружества Независимых Государств (СНГ), в которое входят все бывшие советские республики кроме прибалтийских. В Алма-Атинской декларации, подписанной в декабре 1991 г., основной ак­цент сделан на развитие экономического сотрудничества в целях создания общего экономического пространства. В сентябре 1993 г. страны СНГ подписали еще один важный документ — Договор о создании экономического союза, предусматривающий его поэтап­ное формирование (на первом этапе — зона свободной торговли, на втором этапе — таможенный союз, на третьем этапе — общий ры­нок, а на четвертом — валютный союз на основе общей денежно- кредитной и валютно-финансовой политики, согласования нало­говой политики). Для его реализации страны СНГ в апреле 1994 г. подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли, ко­торое стало правовой базой действующего с самого начала сущест­вования СНГ беспошлинного режима во взаимной торговле (на многосторонней основе зона свободной торговли была оформлена лишь спустя девять лет). В 2003 г. было подписано Соглашение о едином экономическом пространстве в целях консолидации вза­имных экономических связей и сокращения их издержек в рамках свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц.

Двустороннее соглашение о зоне свободной торговли (1994 г.), за­тем о таможенном союзе (1995 г.), потом о сообществе (1996 г.) при­вели к образованию экономического и политического союза между двумя странами и к подписанию в декабре 1999 г. договора о Союз­ном государстве России и Белоруссии. Экономической целью этого государства, как сказано в договоре, является создание единого экономического пространства для обеспечения социально-эконо­мического развития на основе объединения материального и ин­теллектуального потенциалов государств-участников и использо­вания рыночных механизмов функционирования экономики.

Институциональная структура Союзного государства включает Высший госсовет (в составе глав государств и правительств, а также руководителей палат парламентов), Парламентское собрание, Со­юзное правительство (в составе председателя и госсекретаря союз­ного государства, премьер-министров и министров) и его Посто­янный комитет — исполнительный орган союзного государства. Подготовлен проект конституционного акта Союзного государст­ва, определяющий основы государственного строя, основы право­вого статуса человека и гражданина, предметы ведения, систему госорганов, акты союзного государства.

К соглашению о таможенном союзе России и Белоруссии позднее присоединились Казахстан, Киргизия, Таджикистан, впоследст­вии и Узбекистан. В 2000 г. в Астане было учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) для, как сказано в документе, формирования единого экономического пространства, координа­ции при интеграции в мировую экономику, обеспечения динамич­ного экономического развития.

Институциональная структура ЕврАзЭС включает Межгосу­дарственный совет (высший орган в составе глав государств и пра­вительств стран), Интеграционный комитет (постоянно действую­щий орган на уровне заместителей глав правительств стран, в кото­ром решения принимаются большинством в две трети голосов: Россия имеет 40 голосов, Белоруссия, Казахстан и Узбекистан — по 15, Киргизия и Таджикистан — по 7,5), Межпарламентскую ас­самблею (в составе парламентариев стран-членов), Комиссию по­стоянных представителей (действует в период между заседаниями Интеграционного комитета), Секретариат и Суд.

Приоритетными направлениями деятельности ЕврАзЭС явля­ются:

• энергетика (совместное освоение гидроэнергоресурсов Цен­тральной Азии, проблема снабжения электроэнергией и водополь­зования, выход на единый энергетический баланс и создание в пер­спективе единого энергетического пространства);

• транспорт (разработка концепции единого транспортного пространства, единые тарифы, рост грузопотока, упрощение тамо­женных процедур, формирование транснациональных транспорт- но-экспедиторских корпораций и создание в перспективе единого транспортного пространства);

• аграрно-промышленный комплекс (согласование аграрной политики, создание единого продовольственного рынка, совер­шенствование системы транспортировки, хранения и сбыта аграр­ной продукции);

• трудовая миграция (социальные вопросы, формирование сис­темы регулирования и контроля за миграцией трудовых ресурсов) и условия перемещения граждан по территории ЕврАзЭС (безвизо­вый порядок, упрощенный порядок приобретения гражданства).

На начало 2007 г. страны практически сформировали правовую базу таможенного союза. Основой союза станут три страны — Рос­сия, Белоруссия и Казахстан, тогда как другие страны вступят в та­моженный союз позже. В 2006 г. учрежден Евразийский банк раз­вития с уставным капиталом 1,5 млрд долл. в целях содействия реа­лизации совместных проектов и программ.

Международные экономические организации — это организа­ции, созданные на основе международного договора или по решению уже существующей международной организации с це­лью анализа, обсуждения и разрешения различных вопросов ме­ждународной хозяйственной жизни. Различаются две категории международных экономических организаций — международные правительственные (межгосударственные) экономические орга­низации и международные неправительственные экономические организации.

Первые создаются на основе межгосударственных соглашений и явля ются субъектами международного права, а вторые — это объ­единения юридических или физических лиц из разных стран, они не являются субъектами международного права.

Регулирование мировой экономики осуществляют прежде всего межгосударственные экономические организации, хотя значение неправительственных экономических организаций тоже велико.

Международные экономические организации:

• разрабатывают нормы поведения государств и хозяйствую­щих субъектов в мировой экономике и осуществляют мониторинг их исполнения. Эти нормы принимают форму международных до­говоров и конвенций и становятся (после подписания и ратифика­ции) обязательными для их участников. Важную роль играет также разработка международными экономическими организациями ме­ждународных рекомендаций, которые хотя и не имеют обязатель­ной юридической силы, тем не менее выступают ориентиром для большинства государств мира в их социально-экономической по­литике. Например, Рекомендация Совета ОЭСР в отношении взя­точничества при совершении международных коммерческих сде­лок содержит ряд важных предложений относительно декримина­лизации экономических отношений, а многие рекомендации МОТ непосредственно ориентированы на развитие систем трудо­вых отношений в национальных государствах;

• в силу самой своей природы выступают в качестве центров исследования глобальных экономических проблем (см. гл. 11), рав­но как разработки мер по их решению;

• являются важным каналом реализации международных про­грамм экономической, технической и гуманитарной помощи в ми­ровом хозяйстве. При этом они играют роль как доноров, так и ис­полнительных агентств, следящих за освоением выделенных ими финансовых ресурсов в точном соответствии с целями и задачами утвержденных проектов помощи;

• выступают в роли координаторов многостороннего сотруд­ничества по широкому спектру проблем развития мирового про­мышленного производства, сельского хозяйства, международной торговли, международного обмена знаниями, международных валютно-кредитных отношений. Например, только ПРООН явля­лась координатором таких программ многостороннего сотрудниче­ства, как программа сотрудничества в целях промышленного раз­вития стран Латинской Америки и Карибского бассейна, програм­мы индустриализации наименее развитых стран, специальные программы промышленного развития в арабских странах и странах Азиатско-Тихоокеанского региона и др.;

• дополняют деятельность международной банковской систе­мы, участвуют в развитии международных кредитных отношений.

При этом они руководствуются целями укрепления мировой фи­нансовой системы (или региональных финансовых систем) и обес­печения стабильности валют;

• осуществляют большую информационную работу по самым разным экономическим и социальным направлениям. Аналитиче­ские доклады международных экономических организаций и мате­риалы их исследовательских работ позволяют лучше понимать тенденции и перспективы мирового экономического развития, по­этому они обычно принимаются во внимание при разработке мак­роэкономической политики во многих странах. Кроме того, международные экономические организации нередко являются единственным источником достоверной информации об экономи­ческих процессах в тех национальных хозяйствах, которые тяготе­ют к анклавному типу или просто не располагают адекватными ста­тистическими службами;

• создают уникальные условия для развития двустороннего пе­реговорного процесса по экономической и социальной проблема­тике. Они обеспечивают его непрерывность, открывая сторонам возможность контактировать даже в период международной на­пряженности или разрыва дипломатических отношений.

Выделяют различные виды международных экономических орга­низаций в зависимости от принципов, положенных в основу клас­сификации.

По организационному принципу, прежде всего на основе принад­лежности или непринадлежности к системе ООН и степени их уни­версальности, международные экономические организации делят­ся на три группы:

1) входящие в систему ООН или связанные с ней;

2) не входящие в систему ООН и не связанные с ней;

3) региональные.

Международный валютный фонд является специализированным учреждением ООН, но соглашение между ООН и МВФ содержит положение о том, что ООН не имеет права давать МВФ рекоменда­ции относительно политики Фонда. Членами МВФ являются 185 государств, в том числе Россия.

Высший орган МВФ — совет управляющих, в котором каждое государство -— член Фонда имеет одного представителя. Оператив­ной работой М ВФ руководит директорат в составе 24 исполнитель­ных директоров, причем 7 из них назначаются государствами-чле­нами, имеющими наибольшие квоты в уставном фонде МВФ (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Китай, Саудовская Аравия), а остальные 17 избираются советом управ­ляющих из числа представителей других стран-членов с соблюде­нием принципа регионального представительства. Россия имеет в директорате МВФ одного представителя. Директорат назначает директора-распорядителя МВФ.

Деятельность МВФ направлена на обеспечение мирового эко­номического роста и поддержание мировой экономической ста­бильности через содействие странам-членам в разработке и реали­зации эффективной национальной экономической политики. Ос­новными функциями МВФ являются:

мониторинг экономической и финансовой ситуации в миро­вом хозяйстве и предоставление консультационного содействия странам-членам в случаях возникновения кризисных ситуаций;

предоставление кредитов (преимущественно краткосрочных и среднесрочных): (а) странам-членам, имеющим дефициты пла­тежных балансов с целью оказания им прямой финансовой под­держки и содействия в проведении ими политики, позволяющей устранить этот дефицит; (б) странам с низким уровнем доходов с целью снижения масштабов бедности; (в) странам, пораженным долговым кризисом (последние две группы стран имеют доступ к кредитам МВФ на условиях льготной процентной ставки);

• предоставление технической помощи странам-членам в ва- лютно-финансовой сфере, в том числе с целью внедрения разраба­тываемых МВФ стандартов поведения, обеспечивающих стабиль­ность мировой финансовой системы в целом.

Источниками финансовых ресурсов МВФ являются взносы стран-членов и возвращенные кредиты. При вступлении в МВФ государству-члену устанавливается квота в уставном фонде МВФ. Квота устанавливается в специальных правах заимствования СДР (Special Drawing Rights, SDR) — международном платежном и резервном средстве, выпускаемом МВФ и используемом для без­наличных расчетов путем записей на специальном счете и в качест­ве расчетной единицы Фонда. Размер квоты определяется исходя из положения страны в мировой экономике. Наибольшую квоту в уставном фонде МВФ имеют США — 37,1 млрд СДР, наимень­шую — Палау — 3,1 млн СДР. От размера квоты зависит количество голосов члена МВФ.

Банк международных расчетов был учрежден в 1930 г. в целях коор­динации деятельности центральных банков и развития междуна­родного сотрудничества в финансовой сфере. В настоящее время членами БМР являются 55 центральных банков, включая ЦБ Рос­сии. Высшим органом Банка международных расчетов является об­щее собрание представителей центральных банков-членов. Опера­тивное управление БМР осуществляет совет директоров, насчиты­вающий 17 членов. В совет директоров на постоянной основе входят управляющие центральных банков — учредителей БМР (США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии), каждый из которых назначает еще одного члена совета директоров. Остальные члены совета директоров избираются об­щим собранием. Местонахождение — Базель (Швейцария).

После окончания Второй мировой войны международные эконо­мические отношения регулировались механизмом так называемой Бреттон-Вудской экономической системы, включавшей Междуна­родный валютный фонд и Всемирный банк. Противоречия между ведущими торговыми державами не позволили завершить создание еще одного необходимого звена — международной торговой орга­низации, вместо которой на временной основе в 1947 г. было под­писано Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ-47 (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT). Оно регулировало международную торговлю фактически до конца XX столетия.

Переговоры о создании торговой организации фактически не прекращались в период 1948—1994 гг., но были завершены лишь на заключительном этапе очередного, восьмого по счету раунда мно­госторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, проходившего с 1986 по 1994 г. и получившего название «Уругвайский», поскольку переговоры открылись в Уругвае — курортном городке Пунта- дель-Эсте. Договоренности в рамках этого раунда позволили не только продвинуться по пути дальнейшей либерализации и разви­тия международной торговли, но также привели к обновлению ГАТТ. Соглашение ГАТТ в редакции 1994 г. — ГАТТ-94 стало важ­нейшей составной частью пакета соглашений о создании Всемир­ной торговой организации.

Решение об учреждении ВТО было подписано в г. Марракеш (Марокко) в апреле 1994 г. на основе Заключительного акта, в ко­тором результаты Уругвайского раунда были представлены как единый пакет соглашений, принятие которых обязательно для стран — членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений.

Этот принцип — «все или ничего» — означал важнейший поли­тический поворот в организации международной торговой систе­мы. Прежде в рамках ГАТТ действовало положение, позволявшее развивающимся (особенно наименее развитым из них) странам брать на себя обязательства в меньшем объеме, чем развитые («дифференцированный и более благоприятный режим»). Сейчас это положение в значительной мере утрачивает свою силу, хотя в ряде правовых документов ВТО признано, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут встретиться с трудностями в реализации соглашений. В этих случаях может пре­дусматриваться более длительный период реализации соглашений, а наименее развитые страны могут в виде исключения освобож­даться от отдельных обязательств и т.д.

Круг ведения ВТО определяется Соглашением об учреждении ВТО и договоренностями, содержащимися в Приложениях (их 56). ВТО регулирует торговлю товарами (на основе ГАТТ-94) услугами (ГАТС — Г енеральное соглашение по торговле услугами) и торго­вые аспекты прав интеллектуальной собственности (ТРИГ1С) и це­лый ряд других сфер международной торговой политики. При этом ВТО сохраняет сложившийся в ГАТТ механизм принятия реше­ний: формально они принимаются путем голосования, но факти­чески действует принцип консенсуса, дающий право «главным торгующим нациям» сохранять контроль над принятием решений в организации.

Участниками созданной в 1964 г. ЮНКТАД являются 185 госу­дарств. ЮНКТАД — международная организация универсального характера, в ее деятельности с самого начала участвовали все группы государств независимо от региона, уровня экономического разви­тия, социального устройства, торговой или политической ориента­ции. Работа ЮНКТАД строится в основном по трем направлениям. Во-первых, это проведение переговоров и обсуждений актуальных вопросов повестки дня делегациями стран-членов на проходящих раз в четыре года Конференциях ЮНКТАД, а также на ежегодных сессиях Совета по торговле и развитию. Результатом таких перегово­ров является обычно выработка различных резолюций, деклараций и других официальных документов, в которых отражается достигну­тый политический консенсус по конкретным вопросам. Во-вторых, это информационно-аналитическая работа, включая подготовку об­зоров, исследований и других материалов для участвующих в перего­ворах делегаций (с соответствующими рекомендациями и предложе­ниями). В-третьих, это разработка и осуществление программ тех­нической помощи развивающимся странам, а в последние годы — и некоторым странам с переходной экономикой.

Характеризуя деятельность ЮНКТАД, следует отметить, что, хотя многие решения и документы организации носили в значи­тельной мере рекомендательный характер, ЮНКТАД может запи­сать в свой актив целый ряд конкретных и практически значимых достижений. Среди них:

1. Соглашение о всеобщей системе преференций (1971 г.), пре­дусматривающее льготный режим для экспорта развивающихся стран в промышленно развитые страны.

2. Соглашение по согласованным на многосторонней основе принципам и правилам контроля за «ограничительной деловой практикой» (1980 г.).

3. Соглашение о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.).

4. Международные товарные соглашения, включая соглашения по какао, сахару, каучуку, джуту и изделиям из него, тропической древесине, олову, оливковому маслу и пшенице (на основе указан­ных соглашений созданы и успешно функционируют соответст­вующие международные организации). Ряд указанных соглашений Пыли заключены в порядке реализации Интегрированной про­граммы для сырьевых товаров (И ИСТ), решение о разработке ко­торой было принято еще в 1976 г.

5. Межправительственные исследовательские группы по сырь­евым товарам, таким как железная руда, вольфрам, медь и никель, в работе которых принимают участие как страны-потребители, так и страны-производители.

6. Создание в целях реализации ИПСТ Общего фонда для сырь­евых товаров, обеспечивающего финансирование международных буферных запасов сырья (используемых на рынке в целях его ста­билизации и выравнивания цен), а также проведения исследова­ний и разработок по отдельным сырьевым товарам (1989 г.).

Соглашение о смягчении условий погашения задолженности развивающихся стран (более 50 развивающихся стран воспользова­лись этим соглашением).

7.Два соглашения по Программе действий для наименее разви­тых стран (1981г. и 1990 г.)

Разработка конвенций Организации Объединенных Наций в области морского транспорта, в том числе о кодексе поведения в линейном судоходстве (1974 г.), о международных морских грузо­вых перевозках (1980 г.), о смешанных международных грузовых перевозках (1980 г.), об условиях регистрации судов (1986 г.) и др.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Основана в 1966 г. в целях содействия промышленному развитию развивающихся стран и получила статус специализированного уч­реждения ООН в 1985 г. Членами ЮН ИДО являются 172 государст­ва, включая Россию. Высший орган — генеральная конференция, которая определяет главные направления политики ЮНИДО, ра­бочую программу Организации, утверждает ее бюджет. Проводится один раз в два года. В период между сессиями генеральной конфе­ренции руководящим органом ЮНИДО является совет по про­мышленному развитию, в который входят 53 представителя стран- членов. Оперативное руководство деятельностью ЮНИДО осуще­ствляет ее генеральный директор, который избирается генеральной конференцией сроком, как правило, на четыре года. Местопребы­вание — Вена (Австрия). Целями ЮНИДО являются:

• осуществление координирующей роли в области промыш­ленного сотрудничества в системе ООН;

• содействие промышленному развитию и сотрудничеству стран-членов и особенно оказание помощи развивающимся стра­нам в осуществлении индустриализации;

• содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в реструктуризации их промышленности и ее прива­тизации.

Можно назвать два основных направления деятельности ЮНИДО. Во-первых, она выполняет функции международного центра сбора и анализа информации о проблемах промышленного развития, организует обсуждение данных проблем и содействует взаимодействию стран-членов в целях их решения. Во-вторых, ЮНИДО выступает одновременно как финансирующее и как ис­полнительное агентство в системе международной технической помощи.

Источниками финансовых ресурсов ЮНИДО являются взносы стран-членов, комиссионные за исполнение проектов помощи других международных организаций системы ООН и дополнитель­ные добровольные взносы стран-доноров. Совокупный бюджет проектов технической помощи, находящихся на исполнении у ЮНИДО, превысил на 1 января 2006 г. 441 млн долл.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

Основана в 1945 г., является специализированным учреждением ООН. Сфера ее компетенции — это сельское, лесное хозяйство, ры­боловство и развитие аграрных районов. Членами ФАО являются 189 государств, включая Россию и ЕС.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). История ВОИС тесно связана с двумя международно-правовыми документами — Парнасской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г. и Бернской конвенцией по охране произведе­ний литературы и искусства 1886 г. В целях решения административ­ных задач, связанных с реализацией положений данных конвенций, по каждой из них было образовано международное бюро. В 1893 г. эти бюро были объединены в единую международную организацию, получившую наименование Бюро объединенных наций по защите интеллектуальной собственности. В 1970 г. на основе Стокголь­мской конвенции 1967 г. Бюро было преобразовано во Всемирную организацию интеллектуальной собственности. В 1974 г. ВОИС по­лучила статус специализированного учреждения ООН.

ВОИС объединяет 183 государства-члена, включая Россию. Руководящими органами ВОИС являются генеральная ассамблея, конференция и комитет по координации. Генассамблея ВОИС обыч­но проводится один раз в год. Она назначает генерального директо­ра ВОИС и утверждает программу работы ВОИС на предстоящий период. Конференции ВОИС также обычно проводятся один раз в год и посвящены, как правило, анализу исполнения международ­ных договоров по защите интеллектуальной собственности. Коми­тет по координации предлагает генассамблее кандидата на долж­ность генерального директора ВОИС и утверждает назначения на должности заместителей генерального директора Организации и руководителей департаментов ВОИС. Местопребывание ВОИС — Женева (Швейцария).

Главной целью Всемирной организации интеллектуальной собственности является обеспечение межгосударственного сотруд­ничества в интересах зашиты прав на промышленную собствен­ность, в понятие которой входят патенты на изобретения, торговые знаки, промышленные образцы и модели, а также в интересах за­щиты авторских прав на произведения литературы и искусства. В этой связи ВОИС осуществляет контроль за исполнением дейст­вующих международных договоров по охране интеллектуальной собственности и разработке новых соглашений в этой сфере. В на­стоящее время контроль ВОИС распространяется на 23 междуна­родных договора, относящихся к различным аспектам охраны ин­теллектуальной собственности. Помимо Парижской и Бернской конвенций в их число входят Мадридское соглашение о борьбе с фальшивыми или вводящими в заблуждение данными об источни­ках происхождения товаров 1983 г., Гаагское соглашение о между­народном депонировании промышленных образцов и моделей 1925 г., Договор о патентной кооперации 1970 г., Договор о патент­ном законодательстве 2000 г. и др.

Европейский банк реконструкции и развития был учрежден в 1991 г. в связи с необходимостью оказания содействия в осуществлении рыночных реформ в странах Центральной и Вос­точной Европы, а также в государствах, возникших на постсовет­ском пространстве. Членами ЕБРР являются 61 государство, вклю­чая Россию, а также ЕС и Европейский инвестиционный банк. Ак­ционерный капитал ЕБРР составляет в настоящее время около 20 млрд евро. Крупнейшими акционерами ЕБРР являются США (10% акционерного капитала), а также Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония (по 8,5% акционерного капитала). Квота России в акционерном капитале ЕБРР — 800 млн евро (4%). Местопребывание ЕБРР — Лондон (Великобритания).

Целями ЕБРР являются: содействие в осуществлении структур­ных и отраслевых рыночных реформ, содействие развитию конку­ренции, приватизации и частного предпринимательства, укрепле­ние финансовых институтов и их правовой ба

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В структуре внешней торговли за последнее десятилетие постоянно увеличивается доля продукции обрабатывающей промышленности | Международное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы как основа международных экономических отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.