Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1 Ландшафтная архитектура как форма организации пространства

СДАТЬ ДО 10 МАЯ

ЗАДАНИЕ 1: выберите тему-предмет из объекта «Молодежь и выборы», ориентируясь на студенческую газету.

Опишите (очень коротко) ситуацию, используя факты обыденного сознания и факты науки; статистические, социологические данные.

Определите масштаб и время рассмотрения ситуации, ведущее противоречие и степень его развития.

Сформулируйте жизненную проблему, в свете которой рассматривается ситуация. И ПОЛНОСТЬЮ сформулируйте свою тему.

Оцените тему с семантической (отражение реальности), прагматической (практическая ценность), синтаксической (сложность создания текста) точек зрения.

 

Задание 2. Рассмотрите, как проблемную следующую ситуацию.

Способный студент получает приглашение на стажировку в США, а по окончании вуза - возможность трудоустройства там в престижном научном центре. Дома остается одинокая больная мама, которой он регулярно посылает деньги, и научный руко­водитель, который возлагал на ученика большие надежды.

Через год мама получает письмо: я женюсь, невеста на мое возвращение в Россию не согласится. Вместо ответа приходит известие о смерти матери. Невеста говорит, что это печально, но теперь нет проблем...

Сформулируйте темы, которые Вы видите в этой ситуации.

Какую из проблем Вы считаете главной?

Какое значение для построения сюжета может иметь конфликт (один или несколько конфликтов можно выбрать?)

 

ЗАДАНИЕ 3: предложите опорную и рабочую идеи для следующей ситуации.

Абитуриенты отделения журналистики находят время, чтобы писать и печататься, студенты младших курсов печатаются очень мало, студенты старших курсов стремятся к минимуму (делать то, что задано). Из них
больше и лучше всего пишут те, кто лучше всех учится… А профессионалы получаются, как правило, из тех, кто занимается журналистикой постоянно...

 

 

План

1. Социальное значение ландшафтной архитектуры

2. Взаимосвязи ландшафтной архитектуры с другими отраслями знаний.

3. Предмет, объекты, задачи и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования

 

 

1. Социальное значение ландшафтной архитектуры

 

Ландшафтная архитектура - архитектура открытых пространств, в организации которых ведущая роль при­надлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Это обусловлено тем, что жизнь всего общества, отдельных социальных групп и каждого че­ловека складывается из многообразных процессов тру­да и досуга, которые предопределяют требования к ком­плексной архитектурной (функциональной, материаль­ной, композиционной) организации не только про­странств внутри зданий и сооружений, но и среды вне их - пространств под открытым небом.

В современной практике ландшафтная архитектура понимается как разработка и создание искусственных композиций, повторяющих или воспроизводящих естественные природные формы.

Ландшафтная, или пейзажная архитектура в современной практике проектирования городских и сельских населенных мест приобретает все большую самостоятельность и социальную значимость и становится специфической отраслью архитектурного проектирования.

Ландшафтная архитектура занима­ется важной проблемой формирования среды обитания человека в ус­ловиях урбанизируемой все более быстрыми темпами государственной территории.

Основная цель — найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их.

Ландшафтная архитектура по сути дела сегодня все боль­ше является основой среды обитания человека, в которую должны «встра­иваться» жилые, общественные, производственные здания и сооруже­ния, транспортная и инженерная инфраструктура.

Понятие «ландшафтная архитектура» впервые было применено для обозначения этого вида деятельности в США в XIX веке, в период организации на территории этой страны общедоступных национальных ландшафтных парков, сохранявших уникальные памятники природы.

К сожалению, в современной практике чаще ландшафтная архитектура вписывается в уже застроенные территории и пытается исправить отрицательные ка­чества урбанизации.

Особенность современной ландшафтной архитектуры заключается в том, что главенствующая роль в творческом процессе принадлежит художе­ственному началу, неизменно опирающемуся на инженерные, мелиора­тивные мероприятия и, конечно же, на дендрологию, ландшафтоведение и законы экологии.

Очевидно, что в XXI веке ландшафтная архитектура будет приобре­тать все большее значение как важнейшее средство формирования ка­чественно новой среды обитания человека. Особое внимание будет уде­ляться художественному уровню ландшафтной архитектуры. Еще в минувшем, XX веке, профессия «ландшафтный архитектор» (архитек­тор-пейзажист) была зафиксирована в каталоге Международной орга­низации труда (МОТ) при ООН.

Между тем в XXI веке профессия «ландшафтный архитектор» будет остро востре­бованной еще и потому, что на нее возлагается деликатная и тонкая задача сохранения естественных, культурных и исторических ланд­шафтов на территориях государств. Причем, эта задача дол­жна будет решаться не только в пределах границ населенных мест, но и в межселенных территориях.

 

2. Взаимосвязи ландшафтной архитектуры с другими отраслями знаний.

 

Основным материалом, с которым работает специалист - ландшафтник, являются естественный рельеф и естественная растительность ре­гиона, которые художник дополняет инженерными мероприятиями и архитектурными элементами, а также разрабатывает дендрологичес­кие композиции, создавая в целом так называемый урбанизированный пейзаж, улучшенный и исправленный средствами озеленения и инже­нерного обустройства.

Палитрой архитектора-ландшафтника являются малые архитектур­ные формы, различные виды и разновидности древесных, кустарнико­вых пород, трав, цветов, характерные особенности которых (цвет, форма, размеры) используются для достижения большей художественной вы­разительности композиции.

Средствами формирования ландшафтных архитектурных композиций являются вертикальная планировка территорий, ее инженерное оборудо­вание, устройство пешеходных, транспортных и визуальных коммуника­ций, спроектированных с учетом художественной образности проекта.

В решении практических задач архитекторы-ландшафтники опирают­ся на ландшафтоведение, которое является важной научной отраслью, изучающей природные (естественные) и антропогенные (искусственные) ландшафты, их особенности, свойства, способности к эволюционирова­нию, потенциальные возможности развития.

Дендрология как наука также является важным и неотъемлемым резервом знаний, необходимых для решения задач ландшафтного про­ектирования. Практика показывает, что только знание тонкостей ден­дрологии помогает архитектору-ландшафтнику разрабатывать оптималь­ные проекты озеленения с точки зрения их художественных, экологи­ческих и экономических качеств.

Знание законов архитектурной и художественной композиции явля­ется необходимой базой для эффективной работы архитектора-ланд­шафтника, так как эстетика и художественный образ создаваемой ком­позиции — в конечном итоге и есть главный результат работы специа­листа.

Таким образом, видно, что архитектор-ландшафтник, посвящаю­щий себя ландшафтной архитектуре, должен быть готов к обогащению своего опыта знаниями перечисленных выше наук и к проведению мно­гочисленных практических опытов с природным материалом.

Особенность современной ландшафтной архитектуры заключается в том, что главенствующая роль в творческом процессе принадлежит художе­ственному началу, неизменно опирающемуся на инженерные, мелиора­тивные мероприятия и, конечно же, на дендрологию и законы экологии.

 

3. Предмет, объекты, задачи и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования

 

Предметом ландшафтной архитектуры являются принципы (закономерности) формирования целостной архитектурно-ландшафтной среды, пространственной организации жизненной среды человека с учетом охраны и рационального преобразования природы, нейтрализации последствий урбанизации.

Теоретической и методологической основой разви­тия представлений о задачах, объектах и методах совре­менного архитектурно-ландшафтного творчества явля­ется системный подход, принцип целостности архитек­турно-ландшафтной среды в качестве объекта архитек­туры.

В общем виде задачи ландшафтной архитектуры сле­дующие:

- функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым не­бом;

- преобразование ландшафтов при охране их при­родных особенностей;

- создание детального эстетического внешнего бла­гоустройства.

Для определения объектов и конкретизации задач архитектурно-ландшафтного проектирования необходи­мы как дифференциация, так и интеграция знаний.

Расширение задач ландшафтной архитектуры обус­ловлено развитием, например, экологии (от специаль­ной естественной науки о взаимосвязях и взаимодей­ствиях живых организмов и среды к социальной эколо­гии, которая исследует проблемы взаимодействия обще­ства и среды).

Для конкретизации объектов и задач ландшафтной архитектуры важно выяснить также вза­имообусловленность архитектурно-ландшафтной и при­родоохранной деятельности, связь вопросов рациональ­ного преобразования и охраны ландшафтов. В этом от­ношении в ландшафтной архитектуре четко выделяют­ся три группы задач: охрана, преобразование (форми­рование) и восстановление (рекультивация) ландшаф­тов.

В природоохранном плане в теории ландшафтной архитектуры особо актуальной является разработка ос­нов управления преобразованием окружающей среды

Перед обществом ставится задача охраны не только уникальных памятников природы и садово-паркового искусства. Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ланд­шафтного объекта. Они заключаются в охране и улуч­шении исходных природных данных при проектирова­нии ландшафтов, совершенствовании архитектурно-ландшафтного объекта в процессе функционирования по заданной программе, а также учете возможностей ди­намики прямых и обратных связей «объект - среда» и изменений во времени общей природно-антропогенной ситуации.

Таким образом, основная цель - найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их. Это легко подтверждается примером развития туристско-рекреационной деятельности. Например, именно ре­креационный бум потребовал в 70-80 гг. новой оценки природных ресурсов и методов проектирования мест загородного отдыха с целью охраны ландшафтов от чрез­мерных нагрузок. В 90-х годах проблема охраны цен­нейших ландшафтов в ближайшем окружении городов возникла в связи с коттеджно-дачным строительством.

Для того чтобы систематизировать архитектурно-ландшафтные задачи, выявить их иерархию, соподчиненность, затем определить принципы и методы решения этих задач, важно иметь научно обоснованную типоло­гию объектов.

Типология - это не только классифика­ция каких-либо объектов, элементов, но и метод научно­го познания, изучения закономерностей развития объек­тов, возникновения новых их типов.

Выделяя отдельные элементы пространственной архитектурно-ландшафтно организованной среды, мы мо­жем говорить об архитектуре зданий и сооружений, го­родов и сел, зон отдыха, парков и др. Однако какой бы объект архитектуры ни рассматривался, его нельзя изо­лировать от природных предпосылок создания и функ­ционирования (прямых или опосредованных через со­циально-экономические факторы).

Новым в ландшафтной типологии явилось представ­ление о ландшафтной среде как целостном объекте ар­хитектуры - системе антропогенных и малопреобразо­ванных природных ландшафтов.

В результате при ти­пологии мы исходим не из того, какие объекты нам нуж­ны (парки, лесопарки и пр.), а из концепции целостно­сти системы открытых пространств, которые выступа­ют объектами ландшафтной архитектуры и ландшафт­ного проектирования.

С современных системно-экологических позиций ни один из элементов окружения не должен выпадать из поля зрения профессиональной деятельности архитек­тора, в том числе и те, которые в определенный момент не являются объектами ландшафтной архитектуры. Но могут стать таковыми и поэтому должны учитываться во взаимодействии системы в целом.

Хотя, на первый взгляд, за основу типологии принимается сплошное ар­хитектурно-ландшафтное территориальное зонирование, на практике оно не является ведущим. Так, одна и та же территория (например, территория республики) может быть объектом комплексной районной планировки, где архитектурно-ландшафтные вопросы связаны с эконо­мическими, градостроительными, композиционными и многими другими, и в то же время - объектом специ­ального архитектурно-ландшафтного проектирования, если разрабатывается схема особо охраняемых ланд­шафтов республики или республиканская схема отды­ха и туризма.

То же мы можем сказать про город -сложнейшую социально-пространственную и ландшафт­ную систему, вычленяя из которой определенную подси­стему, например водно-зеленую, мы более пристально ее изучаем и проектируем в качестве самостоятельного объекта.

Для типологии объектов и систематизации архи­тектурно-ландшафтных задач необходимо выявить два уровня классификации:

1) группы объектов архитекту­ры, градостроительства, где ландшафтные вопросы сто­ят в общем ряду с экономическими, социальными, пла­нировочными и многими другими и где ландшафт­ный архитектор лишь соавтор;

2) группы объектов, в которых ландшафтные аспекты превалируют, и ланд­шафтный архитектор в коллективе специалистов вы­ступает как ведущий, определяющий программу и мето­ды решения этого объекта.

К первой группе объектов - элементов среды - отно­сятся территория страны, республики, района для которых разрабатываются комплекс­ные и отраслевые схемы и проекты районной плани­ровки, и населенные места, гражданские и промышлен­ные градостроительные комплексы, для которых разрабатываются генпланы, проекты детальной планировки и др.

Архитектурно-ландшафтные вопросы, входящие в со­став комплексных градостроительных задач для второй группы объектов, можно сформулировать следующим образом:

- решение проблемы взаимодействия народно­хозяйственного комплекса и ландшафтной среды;

- оп­ределение отношения среды к размещению различных по функциям объектов;

- детальная ландшафтная оценка и зонирова­ние;

- прогноз изменения ландшафтов в результате пла­нируемой деятельности и соответствующих преобразо­ваний;

- архитектурно-ландшафтная организация про­странства исходя из требований экологии, охраны и улучшения гигиенических и эстетических качеств сре­ды; гармоничная взаимосвязь застройки и ландшафта.

 

Объекты собственно архитектурно-ландшафтной де­ятельности имеют более развитую типологию (табл. 1).

Ландшафтные задачи формирования перечисленных в таблице 1 объектов подразделяются как по их ти­пам, так и по этапам работы с ними (разработка про­граммы, предпроектные исследования, проектирование, реализация проекта, поддержание во время функциони­рования). Однако здесь они не называются, так как в той или иной степени будут раскрываться по группам объектов в последующих лекциях.

Одним их ведущих методов в ланд­шафтной архитектуре является системно-ландшафтный подход, кьторый эффективен также и для архи­тектурного творчества в целом.

Сущность этого метода заключается в проектировании, строительстве и поддер­жании во время функционирования не изолированных объектов, а фрагментов (подсистем) архитектурно - ландшафтной среды, которая постоянно изменяется по зако­нам природы и в результате деятельности людей.

На уровне регионов и крупных градостроительных обра­зований системно-ландшафтный метод уже объективно используется. Однако при создании комплексов за­стройки, тем более отдельных сооружений, иногда даже садово-парковых объектов, его значимость еще недоста­точно осознана.

Экологический метод ландшафтного проектирования выступает и как определение устойчивых отношений между компонентами ландшафта - рельефом, водоема­ми, водотоками, растениями и др., и как проектирова­ние фрагментов жизненной среды в соответствии с ди­намикой природных процессов.

Архитекторы, организуя открытые пространства, опе­рируют природным материалом, который постоянно из­меняется. Гармония человека и ландшафта может быть достигнута, если архитектор не формально, а опираясь на разносторонние знания, исходит в своем творческом поиске из ландшафтной ситуации, выявляя и подчерки­вая ее лучшие качества.

Таким образом, современная ландшафтная архитектура с одной сто­роны представляется особой формой организации общегосударственно­го пространства, направленной на сохранение и развитие этногенеза и традиционной культуры, сбережение истощающихся запасов природ­ных богатств, а с другой стороны — средством проектирования конк­ретной среды обитания человека на уровне микрорайона, квартала, населенного пункта.

Следует полагать, основываясь на современных тенденциях в разви­тии архитектурного творчества, что в XXI веке мы станем свидетелями нового этапа в развитии ландшафтной архитектуры, садово-паркового искусства и дизайна окружающей среды, подобно тому, который имел место в XVII—XVIII веках в европейских государствах, а в XVIII— XIX веках в Российской империи. В те исторические периоды основ­ным «заказчиком», а затем владельцем уникальных памятников садо­во-паркового искусства были царствующие дома.

В современных условиях «заказчиком» и владельцем садово-парко­вых ансамблей должны стать муниципалитеты, юридические и физи­ческие лица. Соответственно, количество произведений архитектурного пейзажа должно значительно возрасти. Изысканный и художествен­но тонкий архитектурный ландшафт должен стать одним из самых распространенных «предметов потребления».

Можно уверенно прогнозировать, что XXI век станет «золотым» веком в развитии садово-паркового искусства во всем мире.

 

 

Таблица 1 - Типология объектов архитектурно-ландшафтной деятельности

 

Объекты архитектурно- ландшафтного проектирования Территории особо охраняемых ландшафтов (естественных и культурно-исторических)   -система особо ценных ландшафтных объектов (региональный уровень - территори страны, государства и др.) - заповедники - заказники - природные (национальные) парки - культурно-исторические зоны (мемориалы, памятники истории, архитектуры, садово-паркового искусства и др.): ۷ в естественной среде ۷ в урбанизированой среде - охранные зоны памятников природы
Ландшафтные объекты населенных мест - водно- зеленые системы - открытые пространства центров - среда промышленных комплексов - среда жилой застройки - защитные зеленые зоны - парки, сады - лесопарки - спортивно - оздоровительные зоны
Промышленно-территориальные комплексы (ПТК) межселенных территорий рекреа­ционные объекты - система объектов отдыха и туризма (региональный уровень - территори страны, государства и др.) - зоны кратковременного отдыха - зоны длительног отдыха - санаторно-курортные зоны - парквеи, туристские трассы
объекты различ­ного хозяйст­венного назна­чения - водоохранные зоны - ландзафтные коридоры коммуникаций - зоны мелиорации, добычи полезных ископаемых - сельскохозяйственные территории

 

Вопросы к лекции 1

1. Раскройте понятие «ландшафтная архитектура»

2. Основная цель ландшафтной архитектуры

3. Социальное значение ландшатной архитектуры

4. Когда возникло понятие «ландшафтная архитектура?

5. С какими природными и искусственными объектами работает специалист - ландшафтник?

6. На какие науки опирается специалист - ландшафтник при решении практических задач?

7. Что является предметом ландшафтной архитектуры как отрасли знаний?

8. Сформулируйте задачи ландшафтной архитектуры

9. Характеризуйте типологию объектов ландшафтной архитектуры

10. Методы ландшафтного проектирования

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Идея журналистского произведения | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.