Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношения между понятиями. Наиболее важными являются характеристики понятия по специфике содержания, по качеству и объему, а также по типу соотношения объема и содержания понятий при их




Виды понятий

Наиболее важными являются характеристики понятия по специфике содержания, по качеству и объему, а также по типу соотношения объема и содержания понятий при их сравнении.

Основание деления Виды понятий Видовые отличия групп понятий Примеры
Содержание Конкретные   Абстрактные В понятии мыслится какой-либо предмет или класс предметов   В понятии мыслятся отдельные свойства или отношения, отвлеченные от предметов Реклама, снег, книга, государство   Посредничество, белизна, смелость, ответственность
Качество Положительные     Отрицательные   Понятие выражает наличие у предмета определенных признаков     Понятие выражает отсутствие у предмета определенных признаков Грамотный, верующий, порядочный (человек) Достоверная, корректная (реклама) Неграмотный, неверующий, беспринципный (человек) Недостоверная, некорректная (реклама)
Относительные     Безотносительные   Пары понятий, содержание которых немыслимо одно без другого   В понятии мыслится предмет вне отношения к другим предметам Ученик–учитель, родители – дети     Государство, реклама
  Собирательные     Несобирательные     Группа однородных предметов мыслится как единое целое   Содержание можно отнести к каждому предмету данного класса Созвездие, коллектив, «Рекламист – это звучит гордо!»   Звезда, член коллектива, Рекламный носитель
Объем Единичные     Общие     Общие нерегистрируемые     Общие регистрируемые Понятие, в котором мыслится один предмет   Понятие, в котором мыслится множество предметов   РФ, Известный рекламист Д. Огилви   Государство, Рекламист
  Не поддаются учету (регистрации)     Поддаются учету (регистрации)   Специалист, потребитель     Рекламные агентства г. Красноярска
Пустые   С нулевым объемом Вечный двигатель. Пегас, кентавр и другие мифологические персонажи

 

Таким образом, любое понятие может быть охарактеризовано указанием перечисленных признаков. Дать логическую характеристику понятию – это значит отразить все его существенные признаки по содержанию, качеству и объему.

Например, логическая характеристика понятия «реклама»: Реклама – конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное, общее, нерегистрируемое.

Рассмотрим теперь классификацию отношений между понятиями, выделив прежде всего классы сравнимых и несравнимых понятий.

Сравнимыми называют понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти предметы сравнивать. Несравнимыми называют понятия, не имеющие общих признаков, поэтому их сравнивать нельзя. Сравнимые понятия делят на совместимые и несовместимые.

Отношения Характеристика Примеры  
Совместимые Существует общая часть объемов понятий    
Отношения равнообъемности (эквиваленции) Понятия отличаются друг от друга по своему содержанию, но их объемы совпадают «Писатель Л. Н. Толстой» и «Автор романа «Война и мир»»  
Отношения рода и вида (подчинения) В объеме одного из понятий (родового понятия) входит объем другого понятия (видового понятия), не совпадающего с первым «Средства массовой информации» и «Телевидение»  
Отношения перекрещивания (пересечения) Объемы понятий имеют общую часть, но в объеме каждого из них имеются элементы, которые не входят в объем другого «Студенты» и «Спортсмены»  
Несовместимые Объемы понятий не имеют общей части, если что-либо входит в объем одного из понятий, то в объем другого оно не входит    
Отношения противоположности (контрарности) Объемы двух понятий, одно из которых содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет другими, исключающими. Объемы этих понятий в сумме составляют лишь часть объема «Большой дом» и «Маленький дом»; «Коммерческая реклама» и «Социальная реклама»  
Отношения противоречия (контрадикторности) Два вида одного родового понятия, в одном из которых обобщаются предметы, имеющие какое-то свойство, а в другом – лишенные этого свойства. Объемы этих понятий в сумме составляют весь объем рода, которому подчиняются «Большой дом» и «Небольшой дом»; «Коммерческая реклама» и «Некоммерческая реклама»      
Отношения соподчинения Виды одного родового понятия – не противоречащие и не противоположные. Они подчинены общему для них родовому понятию «Средства массовой информации» и «Телевидение», «Радио», «Пресса»  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.