Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Убеждение как предмет теории аргументации

 

Аргументация – это приведение доводов с целью изменения убеждения (или позиции) другой стороны (аудитории). Этимология понятия восходит к латинскому «argumentum» - довод, положение, служащее доказательством другого утверждения.

Процесс аргументации в жизненных коммуникациях не сводится лишь к доказательству, хотя во многом опирается на него. Если доказательство, в строгом смысле слова, является рационально-логической процедурой, то аргументация, опираясь на данный стержень, вовлекает в свою орбиту эмоциональные и ценностные факторы, а также прагматические установки.

Аргументация использует психологические средства воздействия и наработанные веками приемы выразительного красноречия. Аргументировать – значит убеждать.

Убеждение – одна из важнейших и одновременно сложнейших, с трудом поддающихся анализу, составляющих человеческой жизни. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный мир», и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира.

Большую группу людей можно убедить в том, что каждый из них бессмертен, и они с радостью примут коллективное сожжение. Однако есть люди, которых невозможно убедить в самых простых математических истинах. Так, философ Артур Шопенгауэр называл доказательство известной теоремы Пифагора «мышеловкой» и отказывался ее принять. Другой философ Томас Гоббс, прочитав формулировку этой же теоремы, воскликнул: «Боже, но это невозможно!». В тоже время его современник Исаак Ньютон, читая в студенческие годы геометрию Евклида, напротив, пропускал доказательство теорем, считая их очевидными, а потому излишними.

Убеждение является предметом изучения теории аргументации.

Основная задача аргументации – выявить те многообразные приемы и способы, которые позволяют усиливать или изменять убеждения аудитории с помощью речевого воздействия. Конечно, влиять на убеждения слушателей или зрителей можно не только посредством речи, словесно выраженных доводов, но и многими другими способами: жестом, мимикой, наглядным образом и т. д. Даже молчание в определенных случаях может оказаться достаточно веским аргументом.

Итак, аргументация – это речевое воздействие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения. Аргументация обращена в первую очередь к разуму человека, который способен принять или опровергнуть предложенное мнение.

Основные черты (или особенности) аргументации:

1. Аргументация является целенаправленной деятельностью: ее задача – усиление или ослабление чьих-то убеждений.

2. Аргументация – это социальная деятельность: она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы.

3. Аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

4. Аргументация всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений; теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи или мотивы, которые стоят за ними.

5. Конечная задача аргументации - убедить аудиторию в справедливости предлагаемого положения (как убеждения), склонить ее к принятию этого положения и к действию, предполагаемому им (например, совершению покупки).

6. Оппозиция «истина – ложь», «добро - зло», важные для других наук, не являются ключевыми для теории аргументации: аргументы могут приводиться в поддержку не только истинных, но и заведомо ложных или неопределенных положений, также как аргументированно могут отстаиваться не только добро, но и то, что кажется или впоследствии может оказаться злом. Например, несмотря на высказывания педиатров о недопустимости ежедневного применения антибактериальных средств и продуктов, содержащих биологически активные компоненты в следствии нарушениями ими природных, естественных барьеров организма, в рекламных сообщениях антибактериальные и иные активные свойства регулярно приводят в качестве весомых аргументов для приобретения подобных продуктов.

Важно отметить, что основания принятия положений (высказываний, утверждений) могут быть различными: одни принимаются, потому что кажутся верными описаниями реальной действительности, другие – в качестве полезных советов и т. д. Однако важнейший принцип их принятия для человека (например, потребителя) – обоснованность предлагаемого утверждения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Основы теории аргументации | Требование обоснованности как основной компонент теории аргументации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.