Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 12. Внутренняя среда организации




Внутренняя среда организации – хозяйственный организм фирмы.

Другими словами, это структура фирмы, которая охватывает все производственные подразделения, входящие в состав организации.

Внутренняя среда организации состоит из таких внутренних переменных, как.

• цели;

• структура;

• задачи;

• технологии;

• люди.

Цель – достижение, получение, совершенствование группой людей, объединившихся в организацию, некоторого желаемого результата. При формулировке пели необходимо ответить на вопросы:

• что надо получить и зачем;

• когда и кто должен решать задачу по достижению цели.

Формулировка цели включает:

• набор требований, который должен удовлетворять желаемый результат;

• перечень условий, ограничивающих круг допустимых средств достижения целей;

• перечень возможных вариантов или характеристик результата;

• характеристики желаемой степени достижения ожидаемого результата;

• оценка фактического достижения цели.

Как правило, организации ставят перед собой следующие цели:

• поддержание рыночной устойчивости предприятия и его выживание;

• обеспечение доходности;

• обеспечение рентабельности;

• обеспечение конкурентоспособности;

• минимизация затрат.

Цели организации в целом не совпадают с целями ее подразделений, следовательно, у каждого подразделения свои цели, которые не должны идти в разрез с целью организации. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь от суммы продаж. Подразделение маркетинга может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей.

Поэтому руководство должно координировать цели подразделений.

Структура – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Структура организации определяется аспектами:

• специализированным разделением труда: определенный вид работы закрепляется за теми, кто лучше выполняет эту работы, т. е. за специалистами. В организациях выделяют:

• горизонтальное разделение труда – разделение труда между людьми, стоящими на одном уровне иерархии;

• вертикальное разделение труда – формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Вертикальное разделение труда характеризуется объемом управления, который определяет иерархию управленческих уровней – формальную подчиненность лиц на каждом уровне управления. Например, лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих разные функциональные области. Эти руководители могут иметь подчиненных из числа линейных руководителей (мастера разных звеньев);

• сферой контроля: количество подчиненных, находящихся в ведении одного руководителя. Выделяют 2 сферы контроля.

• узкую: в ведении руководителя находится малое количество подчиненных. Организационная структура при такой сфере контроля – многоуровневая;

• широкую: в ведении руководителя находится большое количество подчиненных. Характеризуется плоской организационной структурой.

Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Каждой должности предписывается ряд задач, выполнение которых необходимо для достижения целей организации, например:

• работа с людьми;

• работа с предметами;

• работа с информацией.

Технология – средство преобразования сырья, материалов в конечные продукты и услуги.

Для технологии характерны:

• стандартизация (использование стандартных, взаимозаменяемых компонентов);

• механизация (использование машин и механизмов вместо людей).

Классификация технологии по Вудворду:

• единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие или малая серия одинаковых изделий. Характеризуется специализацией:

• массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Характеризуется идентичностью, механизацией;

• непрерывное производство. Работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта.

Характеризуется большим объемом и полной автоматизацией.

Классификация технологии по Томпсону:

• многозвенные технологии. Характеризуются взаимозависимыми задачами, которые должны выполняться последовательно. Например, сборочные линии массового производства. Каждая операция по сборке автомобиля выполняется в определенной последовательности;

• посреднические технологии. Характеризуются регулярными встречами людей (покупатели, клиенты). Например, банк, телефонная станция;

• интенсивные технологии. Характеризуются применением специальных приемов, навыков и услуг. Например, монтаж фильма.

Люди (человеческий ресурс) – главный и самый сложный элемент любой организации, так как все люди сильно отличаются друг от друга по полу, возрасту, образованию, национальности, навыкам, семейному положению и т. д. От всех этих показателей зависит характер работы и успех организации в целом. Работа с кадрами должна строиться таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. Все люди имеют следующие характеристики:

• способности – индивидуальные навыки, присущив конкретному человеку.

• наследственные;

• приобретенные;

• предрасположенность, одаренность: человек имеет потенциал к выполнению какой-либо работы.

• потребности – внутреннее состояние недостаточности чего-либо и стремление получить желаемое. Маслоу выделяет 5 видов потребностей:

• жизнеобеспечения, которые удовлетворяются созданием комфортных условий труда и установлением соответствующей зарплаты за труд;

• безопасности, которые удовлетворяются разработкой долгосрочных социальных программ, предоставлением медицинского обслуживания персоналу, осуществлением отчислений в специальные фонды, предоставлением дополнительных льгот;

• социальных контактов, которые удовлетворяются созданием социально-психологического климата в коллективе;

• самоуважения, которые удовлетворяются путем привлечения персонала к выработке решения, обсуждения с персоналом проектов;

• самореализации, которые удовлетворяются с помощью разработки профессионального развития персонала, переподготовки, разработки профессиональной карьеры, распределения заданий;

• ожидания относительно результатов своего поведения, которые формируются людьми на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации;

• восприятие – интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, как они это воспринимают;

• отношение. Точка зрения. Оно формулирует наше необъективное восприятие окружающей среды и тем самым влияет на его поведение;

• влияние среды на личность. Каждая организация сознательно или нет устанавливает свою собственную систему ценностей.

Эта система составляет организационную культуру. Любая организация как общество стремится иметь свою мораль, обычаи и табу. И хотя каждый человек – это личность и в разных обществах он ведет себя по-разному, в своей организации существует определенный шаблон поведения;

• способность к лидерству – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом.

Лекция 13. Классификация как метод исследования

Классификация – фундаментальный метод познания действительности, делящий объект исследования на определенные классы посредством выделения существенных признаков на основе выявления их гомогенности (однородности) и гетерогенности (разнородности). Такое выделение позволяет изучить исследуемый объект более глубоко и вникнуть в его сущность путем определения состава, свойств, внутренних и внешних связей, путей использования объекта использования.

При проведении исследований выделяют.

• содержательные классификации: основу классификации составляют содержательные и особо важные классификационные признаки;

• искусственные классификации: классификационными признаками являются несущественные, вспомогательные признаки (например, классификация по алфавиту, цвету, формы и т. д.).

В исследованиях выделяют два вида классификации:

• деление общего: деление исследуемого объекта по определенному выделенному признаку на подклассы. Например, дома: жилые и нежилые, пятиэтажные и девятиэтажные и т. д.;

• разделение целого: из целого исследуемого объекта выделяются составные части по классификационному признаку, который должен отражать целостность исследуемого объекта. Например, дом состоит из фундамента, каркаса и крыши. В данном примере критерием классификации являются составные части, совокупность которых образует дом.

Выделяют разновидности классификации, следует назвать такие ее виды, как:

• декомпозиция – это вид классификации, предполагающий разделение единого целого на содержательные взаимосвязанные составные части. Например, система управления делится на подсистемы, которые делятся на компоненты, а те, в свою очередь, на элементы;

• стратификация – это вид классификации, предполагающий выделение слоев (страт) в системе управления Например, выделение внешней и внутренней среды организации.

При исследовании систем управления необходимо руководствоваться следующими классификационными принципами:

• единства классификационного критерия: осуществляя классификацию, нельзя менять критерий в рамках одной классификационной группы;

• соблюдения соразмерности деления исследуемого объекта: объем делимого объекта должен быть равен объему выделенных понятий;

• отнесения каждой однородной группы классифицируемого объекта только к одной видовой группе, выделенные понятия не могут одновременно относиться к двум классификационным группам;

• использования многоступенчатой классификации: для детализации основных черт исследуемого объекта производится ступенчатая классификация в виде «дерева» исследуемого объекта;

• обеспечения классификационной полноты для каждой ступени классификации: не допускается деление одной части исследуемого объекта на классы, а другой – на подклассы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.