Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологический метод определения спроса на туристические услуги

Поскольку управление спросом на туристические услуги предполагает, прежде всего, выявление потребностей потенциальных клиентов, то менеджер туристического предприятия должен иметь представление о проведении социологических исследований.

Качество результатов исследования зависит от того, как организована и спланирована вся работа по его проведению. Начальным этапом исследования является идея, выбор темы. Непосредственным мотивом к проведению социологического исследования может быть реальное разногласие в развитии социального организма. Вообще вопрос выбора темы может инициироваться как исследователем, так и заказчиком. Когда тема определена, разрабатывают программу и план анализа объекта. Программа представляет собой теоретическую основу всей процедуры, технологии исследования - сбор, обработки и анализа информации. Плохое обоснование с теоретической точки зрения, неудачный выбор системы эмпирических показателей и рабочих гипотез исследования приводят к неправильным выводам или банальной констатации фактов.

Для четкой организации исследования составляют организационно-технический план. Это оперативный документ, определяющий последовательность процедур, срок, исполнителей.

Большое значение имеет четкое формулирование цели и задач исследования. Ведь свойства и отношения объекта, который подлежит изучению, безграничные, и надо знать, для чего делается это исследование. Неконкретно сформулированная задача дезориентирует. Одними из центральных понятий этой темы является объект и предмет исследования.

Объект социологического исследования – это деятельность людей, имеющих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. Объект должен характеризоваться четким обозначением явления по таким параметрам, как профессиональная или отраслевая принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, село), функциональная направленность (производственная, бытовая, политическая и т.п.), определенное временное ограничение, возможности количественных измерений.

К качественным признакам принадлежат такие, что дают возможность различать единицы наблюдения по смыслу (например, профессии различают за характером работы). Когда варианты противоположные по значению, признаки называют альтернативными. Предметом исследования называют ту сторону объекта, который непосредственно подлежит изучению. В одном объекте разные аспекты могут выступать как предмет исследования.

Поскольку очень часто используется анкетирование, надо сказать, что одним из наиболее сложных моментов проведения исследования является процесс составления анкеты. Обычно анкета состоит из нескольких блоков: поведение и продукты деятельности респондента; мотивы поведения; оценки и мысли; основные данные о личности опрашиваемого.

Большого умения требует постановка и формулирования вопросов. Надо, чтобы они были максимально понятными, толковались однозначно, чтобы не принуждали людей уклоняться от ответа.

Не имеет определенного порядка построение анкеты. Общепринято лишь, что в начале следует размещаьт простые вопросы наиболее общего характера, потом постепенно их конкретизировать. Особое значение имеют первые вопросы, которые должны не только ввести респондента в курс дела, а и вызвать у него желание отвечать на них.

Также очень важно, чтобы респонденту не была понятной позиция автора анкеты, чтобы она выглядела "нейтральной".

Иногда, для того чтобы лучше выяснить, насколько опрашиваемые компетентные в какой-то проблеме, применяют вопроса-ловушки, дают предложение высказать свою мысль о явлениях, которые на самом деле не существуют. Располагая вопрос в анкете, надо учитывать влияние их одно на одно, когда они стоят рядом.

Когда разработанная анкета, необходимо решить проблему количества экземпляров. Для того чтобы правильно решить эти проблемы, следует знать, что такое генеральная и выборочная совокупность, репрезентативность.

Генеральная совокупность - совокупность единиц наблюдения, которая изучается в пределах избранной программы исследования. Она должна быть ограничена территорией, временами. По размерам она может быть широкой, средней или сравнительно малой. Тем не менее, как правило, исследование не бывает сплошным, поскольку оно нуждается в много средствах, времени, людях. Чаще применяют выборочное обследование, для чего определяют выборочную совокупность.

Выбор совокупности в каждом конкретном случае определяются, исходя из задач исследования. Например, если изучается явление, на которое главное влияние имеет образование, надо знать соотношения лиц с разным уровнем образования в генеральной совокупности, чтобы выдержать их в модели.

Объем выборки зависит от степени однородности совокупности. И совсем необосновано утверждение, будто она должны составлять 1,5 или 10 процентов всей генеральной совокупности. Надо, чтобы все единицы генеральной совокупности имели одинаковые шансы быть отобранными для изучения. На практике, в зависимости от масштабов исследования, распространяют от нескольких сот до нескольких тысяч анкет.

Получение надежной первичной информации не самоцель, и, тем более, не конец исследования. Дальше осуществляют обработку этой информации, ее анализ. При этом придерживаются определенной последовательности. Важный этап – обработка информации, которую теперь, как правило, выполняют на компьютерах. Однако для этого надо четко сформулировать задачи перед программистами, поскольку зависимостей между полученными данными может быть множество и надо очертить их круг задачами исследования, т.е. проводящий исследование должен указать, между какими именно группами явлений корреляционные связи интересуют его прежде всего. Результаты обработки получают в виде табуляграмм, которые дальше обрабатывают и обобщают. Степень обобщения зависит от уровня анализа. Простейшая форма – группировка данных, т.е. отнесение респондента к той или другой группы в зависимости от избранного показателя. Однородные по своим показателями группы становятся объектом анализа. Здесь главной проблемой является правильный выбор показателя, признака, по которым производят группировку. Если при этом используют несколько показателей, группировка является комбинированной. В свою очередь, оно имеет несколько недостатков. Структурная группировка предусматривает классификацию по показателям, которые объективно присущи всей совокупности данных (например, по возрасту). В случае, если за основу берут показатель, созданный самым исследователем или субъективный по своей природе, такую группировку называют типологической. Если же группировку осуществляют по двум и больше показателями, между которыми надо установить взаимозависимость, она является аналитической (например, уровнем зарплаты).

Итак, процедуру группировку осуществляют до получения ряда чисел, которые называют рядом распределения. Ряды, полученные на основе качественных показателей, называют атрибутивными, а на основе количественных – вариационными. Последние, в свою очередь, разделяют на дискретные и беспрерывные. Для более глубокого анализа и обобщения информации используют специальные статистические величины: среднее арифметическое, дисперсию (для определения меры равномерности распределения той или другой характеристики), коэффициент корреляции (дает возможность проявить взаимосвязь разных характеристик) и ряд других математических методов.

После анализа основных взаимодействий, взаимозависимостей между характеристиками объекта исследования переходят к формулированию основных выводов и практических рекомендаций. Итоги социологического исследования излагаются в виде отчета. Он содержит объяснительную записку и приложения к ней. В объяснительной записке излагают последовательность выполнения программы социального исследования, приводят сведение материалов, расчетов, обоснований. В приложениях к записке вмещают цифровые, графические и другие показатели и документы. Прилагают также все формы, анкеты, бланки, тесты и т.п.. Непременной составляющей отчета является подготовка рекомендаций, с изложением предложений, которые вытекают из анализа отчетных данных.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Преодоление сезонности как неотъемлемый элемент управления спросом | Компонентная структура туристической индустрии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.