Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика расчета эффективности развития туризма

Эффективность менеджмента в туризме

Экономическая эффективность туризма оценивается степенью исполь­зования производственных и туристических ресурсов в течение анализируе­мого периода времени для создания и реализации максимального объема то­варов и услуг, соответствующих спросу отечественных и зарубежных тури­стов, при минимальном расходовании живого и овеществленного труда и оптимальном сохранении окружающей среды.

Критерии эффективности - это основные признаки, на базе которых возможны количественные оценки эффективности. Например, критериями эффективности внутреннего туризма являются рентабельность туристиче­ского предприятия, производительность труда, выраженная в объемах тури­стских услуг на одну штатную единицу.

Критерием экономической эффективности международного туризма является получение максимума валютных поступлений при минимальных затратах труда.

Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как «видимая и невидимая торговля», «видимый и невидимый экспорт и им­порт».

Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом материальной продукции, такой, как товары и сырье. При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта.

Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг. Большая часть дохода от невидимого экспорта туристских услуг по­ступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Невидимый импорт страны составляют деньги, потраченные ее граждана­ми во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и дру­гих услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма.

Экспорт продукции, товаров и услуг (включая потребление продукции, товаров и услуг в стране пребывания иностранными туристами) обеспечи­вает доход страны. Расход страны заключается в оплате импорта продук­ции, товаров и услуг из других стран (включая потребление продукции, то­варов и услуг гражданами страны во время их пребывания за рубежом).

Разница между полным доходом страны от экспорта (видимого и неви­димого) и полной стоимостью импорта (явного и неявного) называется пла­тежным балансом. Платежный баланс может быть отрицательным (де­фицит) и положительным (профицит). В случае большого дефицита происходит утечка денежных ресурсов страны. Поэтому не только малые страны, но и такие промышленно развитые государства, как США, Англия и Германия, стремятся к увеличению доходов от туризма и предпринимают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов.



Однако не все деньги, потраченные иностранными туристами в стране пребывания, могут автоматически улучшить ее платежный баланс. Миро­вой практике известен ряд расходов, которые несет принимающая туристов. Выявляется необходимость расширения и развития аэропортов, вокза­лов, морских или речных портов, гостиниц, дорог и т. д., для чего необходи­мо инвестировать огромные средства. В странах, развивающих индустрию туризма, это делается, как правило, за счет иностранных инвесторов.

Привлечение же зарубежных инвесторов приводит к необходимости воз­вращения части полученных ими доходов в страну инвестора. В ряде стран развитие туризма приводит к необходимости привлечения иностранных се­зонных рабочих, что также вызывает дополнительные валютные расходы и нагрузку на местную сферу обслуживания. Для государства важно так сба­лансировать доходы, получаемые от въездного туризма, с расходами на него, включая возврат валюты стране-инвестору, долгосрочные расходы на стро­ительство и благоустройство гостиниц, дорог, аэропортов, средств связи, подготовку персонала для создания комфортных условий пребывания инос­транным туристам, чтобы в конечном итоге обеспечить устойчивый поло­жительный платежный баланс страны по статье «Туризм/поездки».

Согласно рекомендациям Междуна­родного валютного фонда в актив платежного баланса по статье «Туризм/ поездки» включаются следующие доходы:

поступления от продажи товаров и туристских услуг въездным и внут­ренним туристам;

поступления от экспорта товаров туристского спроса и оборудования для туристских предприятий;

поступления от продажи прочих услуг (подготовка кадров, предостав­ление услуг специалистами страны зарубежным партнерам);

транспортные расходы въездных туристов на внутренний и междуна­родный транспорт в стране пребывания;

инвестиции иностранного капитала в индустрию отечественного ту­ризма;

поступления от кредитов, предоставленных другим странам (проценты и возмещение капитала) для развития туризма.

В пассив платежного баланса по статье «Туризм/поездки» включаются следующие расходы:

на приобретение туристских услуг и товаров выездными туристами в стране пребывания;

на импорт товаров, необходимых для обслуживания въездных турис­тов, в том числе на прямой и косвенный импорт;

на приобретение прочих услуг (подготовка кадров за рубежом, оплата труда иностранных рабочих и специалистов, занятых в сфере туризма);

на перевозки выездных туристов зарубежными транспортными ком­паниями;

на инвестиции за рубежом на развитие туризма в других странах;

на долгосрочные кредиты (проценты и возмещение капитала), вложен­ные в развитие отечественного туризма.

Также экономические выгоды в сфере туризма оценивают сле­дующими показателями.

Произведенный доход и его доля в валовом национальном или внут­реннем продукте. Этот показатель оценивает влияние туризма на экономику страны в целом.

Величина иностранной валюты, заработанной на международном туризме (валовые доходы - общая сумма расходов иностранных туристов) и чистые доходы - иностранная валюта, остающаяся в стране после вычета ве­личины утечки иностранной валюты.

Местные рабочие места, созданные благодаря туризму, определяют­ся по следующим видам занятости:

-прямая занятость - лица, работающие на туристских предприятиях (гостиницы, рестораны, магазины для туристов, турагентства, бюро путеше­ствий и т.п.);

-косвенная занятость - рабочие места в поставляющих сферах (сель­ское хозяйство, рыболовство, промышленные предприятия и др.);

-преобразованная занятость - дополнительные рабочие места, обра­зующиеся благодаря расходованию доходов, получаемых работниками сфер прямой и косвенной занятости;

-занятость в строительстве и сфере туристической инфраструктуры

Вклад в государственные доходы. Включает: гостиничные и другие разновидности туристских сборов, аэропортные сборы, таможенные пошли­ны на импортные товары, используемые в сфере туризма; подоходные нало­ги с туристических предприятий и их сотрудников; налоги на недвижимое имущество туристских объектов.

Обоснование создания и финансирование транспортных объектов и услуг, а также других элементов инфраструктуры, которыми пользуется все общество (местные жители).

Туристские издержки можно определить как выражен­ные в денежной форме затраты живого и овеществленно­го труда по доведению туристского продукта до потреби­теля и удовлетворению его спроса. В условиях нехватки ресурсов измерение экономической эффективности туриз­ма без подсчета соответствующих издержек связано с боль­шим риском и, по существу, невозможно. Более того, та­кой подход может нанести серьезный ущерб окружающей среде, резко повысить стоимость общественных служб, обеспечивающих туристов, а также значительно снизить качество жизни местных жителей.

Издержки такого вида деятельности, как туризм клас­сифицируются по двум направлениям:

прямые издержки покрываются лицами (фирмами), производящими туристский продукт и пользующимися достопримечательностями туристского региона;

косвенные издержки компенсируются другими яйца­ми и организациями, т.е. потребителями туристского про­дукта (например, издержки по эксплуатации автомагист­рали турист перекладывает на других лиц без какой-либо компенсации).

Правительственные издержки на обслуживание и раз­витие туризма называются бюджетными. В нашем случае косвенные издержки, связанные со строительством и экс­плуатацией дороги, а также с организацией работы поли­ции, обеспечивающей безопасность движения, несет пра­вительство, которое перекладывает стоимость этих расходов на своих граждан, взимая с них налоги.

Существуют и иные, связанные с туризмом, косвен­ные издержки, которые несет уже не правительство, а сами жители этого региона. Государство, например, никак не решает проблему, связанную с повышением интенсивности движения в период наплыва туристов в разгар сезона, и местные жители будут тратить больше времени на поездки на работу и обратно, для совершения покупок и т.д. Но такой вид издержек измерить практически невозможно.

Экономическое управление в отношении оптимизации туристских издержек сводится к определению их видов и источников их образования, чтобы в последующем найти наиболее эффективные управляющие воздействия по их разумному сокращению. Беспредельное же их сокраще­ние приводит к снижению качественных параметров раз­вития туризма, а соответственно, и к уменьшению эффек­тивности управленческой деятельности.

В процессе менеджмента следует изучить то, какие из всех представленных наиболее силь­но коррелируют с эффективностью туристской деятель­ности. Вполне возможно, что некоторые статьи издержек для какой-то категории туристов будут отсутствовать. На­пример, посетители какой-либо страны не создадут из­держек в области регулирования охоты и рыболовства или лесного хозяйства. В связи с этим подсчет бюджетных из­держек, связанных с туризмом, предполагает определение доли всех категорий этих издержек, которые приходятся на посетителей.

Эффективность международного туризма можно определить по формуле:

 

Эмт = ВДт+ВР – ВнР – РТ

Где Эмт – эффективность международного туризма;

ВДт – валовые доходы от туризма, тыс. у.е.;

ВР – сумма расходов, связанных с созданием инфраструктуры при участии местного населения, тыс. у.е.;

ВнР – сумма расходов, связанных с созданием инфраструктуры с привлечением заемного капитала, тыс. у.е.;

РТ – расходы туристов, выезжающих за рубеж, тыс. у.е.

 

После определения валовых экономических выгод для страны (личных доходов, занятости, коммерческих дохо­дов и их поступлений в государственную казну и издержек необходимо произвести примерную оценку чистого дохода от отдельных типов посетителей.

 

Таблица 1.2

Пример сопоставления выгод и издержек для туристского региона в зависимости от различных сегментов туристского рынка за год

 

Сегмент рынка (условный) Количество посетителей Государственный доход, $ США Бюджетные издержки, $ США Соотношение поступлений и бюджетных издержек
№1 №2 №3 №4 100 000 200 000 500 000 400 000 2 000 000 6 000 000 10 000 000 4 000 000 1 000 000 1500 000 4 000 000 2500-000 2,0 4,0 2,5 1,6

 

Как видно из таблицы, самые большие поступления в государственный бюджет отмечаются в сегменте № 3, но он же и самый дорогой в отношении бюджетных издер­жек. Все затраты настолько высоки, что соотношение го­сударственных поступлений и бюджетных издержек состав­ляет 2,5, что намного ниже, чем для сегмента № 2.

Таким образом, поскольку туризм охватывает широкий диапазон ви­дов деятельности и выходит за рамки традиционного пред­ставления о нем как о явлении, связанном только с отды­хом, то эффект от него должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя, а не с точки зрения предложения, что характерно, например, для промыш­ленности, более просто и менее трудоемко. в других отраслях коммерческие предприятия занимаются производством товаров и услуг. Но туризм нельзя сводить только к производству товаров (услуг), поскольку этот вид деятельности определяется не столько характером производимого товара (услуги), сколько особенностями и количеством потребителей туристского продукта. Это значит, что эффект в туристской индустрии зависит от конечного потребления любого ее продукта, что в большей степени зависит от типа потребителя и в меньшей — от типа продукта.

Определив потребителя туристского продукта как важ­нейший элемент эффективности, имеем в виду то, что его деньги обмениваются на туристский товар или услугу, а это ведет к «туристским расходам». Любые расходы, в том числе и в туризме, прямо влияют на эффективность функ­ционирования отрасли. В связи с этим данные, относящие­ся к туристским расходам, представляют собой главный компонент, положенный в основу управления туризмом. Он используется для наблюдения и оценки воздействия туризма на национальную экономику и различные секто­ры туристской индустрии.

 

2. Мультипликативный эффект от развития туризма: сущность и показатели измерения

Туризм является выгодным катализатором развития других секторов экономики. Вместе с тем, если развитие туризма не планируется и не контролиру­ется, то могут возникнуть отрицательные экономические проблемы. Напри­мер, уменьшение экономических выгод из-за преобладания доли импортных товаров и услуг или владения и управления иностранцами большей частью туристических объектов и услуг. При таком положении уменьшаются чис­тые доходы я поступления иностранной валюты, что может привести к воз­никновению чувства неприязни к иностранцам у населения соответствующе­го туристического района.

Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристическая фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на куплю товара, оплату услуг и т.п.. Но если работники, получив заработную плату, тратят ее на куплю импортных товаров или отдых за границей, то цикл замыкается и происходит отлив денег из региона.

Объединение прямого и косвенного влияния схемы затрат туристов определяет влияние на местную экономику в целом. Как правило, не весь доход, полученный в каждом цикле затрат туристов, бывает утраченным. Некоторая его часть откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем большая часть дохода, израсходованная в пределах региона, тем больший эффект мультипликатора. Способность удерживать туристический доход в пределах региона зависит от экономической замкнутости региона и самостоятельности местной экономики. Если местная (региональная экономика) способна вырабатывать товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значительным. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньшим будет эффект мультипликатора.

Из указанного можно сделать вывод, что эффект мультипликатора - это количество раз, за которые деньги, вложенные туристами в местную экономику, были фактически израсходованы в принимающем регионе. Этот коэффициент можно также назвать коэффициентом доходов, поскольку израсходованные туристами деньги прямо или косвенно становятся доходами местного населения. Теоретически эффект мультипликатора в туризме не подлежит сомнениям, но на практике возникают трудности с его учетом. Западная экономическая наука из проблем туризма только начинает разрабатывать методику учета и расчета взноса области в экономику страны.

Мультипликатор туризма это отношение изменений одного из ключевых экономических показателей (например, производства, занятости, дохода и т.д.), к изменению расходов туристов. Определение мультипликатора базируется на кейсианском анализе. Существует некий коэффициент, на который должны умножаться расходы туристов. Для оценки общего изменения производства применяется мультипликатор производства. Для оценки изменений общего дохода используется другой коэффициент, на который также должны умножаться расходы туристов.

Однако надо отличать мультипликатор от акселератора: первый это отношение новых инвестиций к увеличению производства и доходов, а второй отношение дополнительного потребления к росту производства и доходов.

При оценке значения мультипликатора важно не только выбрать методику, но и определить вид мультипликатора. Каждый вид выполняет свои специфические функции.

Мультипликатор продаж измеряет дополнительные обороты бизнеса в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор производства измеряет объем дополнительного производства в экономике за счет увеличения расходов туристов. Принципиальное различие между этими двумя видами заключается в том, что в мультипликаторе производства не все купли-продажи связаны с текущим производством (например, некоторые продажи совершаются из складских запасов произведенной продукции).

Мультипликатор доходов измеряет дополнительные доходы (заработная плата, арендная плата, проценты от ссуд и прибыли), образующиеся в экономике в результате увеличения расходов туристов.

Мультипликатор занятости характеризует количество рабочих мест, созданных за счет дополнительных расходов туристов.

Туризм это многопродуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим числом секторов экономики, и, следовательно, для расчета мультипликатора требуется большая база данных.

Существующие модели расчетов мультипликатора международного туризма имеют недостатки, которые преодолеваются на практике.

Ограничение, связанное с неэластичностью предложения, может стать сдерживающим фактором при предложении необходимого количества и качества товаров и услуг при увеличении расходов туристов. Как уже отмечалось выше, если излишний спрос не удовлетворяется местным производством, то дополнительные расходы туристов создают инфляцию, и недостающие продукты и услуги импортируются, а поэтому размер мультипликатора сокращается.

Многие виды мультипликатора по своей природе статичны и негибки. Для устранения этих ограничений могут быть построены динамические модели. Ограниченность модели заключается в том, что производственная функция и функция потребления линейны, и характер внутрисекторных расходов стабилен, отсюда и предположение, что дополнительные расходы туристов оказывают такое же воздействие на экономику, как и равное количество предыдущих расходов. Следовательно, когда увеличивается производство, предполагается, что товары будут покупаться в таких же пропорциях, что и раньше, без учета уровня будущих сбережений. Статичность мультипликатора также не учитывает продолжительность времени мультипликативного воздействия на экономику.

Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и меры взаимосвязанности разных ее секторов. Для разработки политики и планирования мультипликатор дохода, например, является наиболее ценным, так как он обеспечивает информацией о национальном доходе прежде, чем произведены продукция или оборот.

В результате проведенных ВТО расчетов мультипликатора продаж в туризме и доходов от него получены следующие значения мультипликатора продаж: для Доминиканской Республики 1,2, Бермудских островов 1,1, восточного Карибского бассейна 1,07, Антигуа 0,88, Багамских островов 0,78, Каймановых островов 0,65 и т.д. По оценке швейцарских ученых, мультипликатор дохода от производства услуг туризма существенно дифференцируется в зависимости от страны или региона и составляет от 1,2 до 4,0.

Пример. Мультипликатор для региона равен 2,5. Первоначальный рост инвестиций в туристскую индустрию - 40 млн. руб., тогда прирост чистого национального продукта от туристского обслуживания в регионе составит 100 млн. руб.

Подробный анализ мультипликаторов производится в целях анализа эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и региональных уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.

Кроме эффекта мультипликатора, существуют и сопутствующие экономические явления. Возрастающие затраты туристов вызывают необходимость в дополнительной рабочей силе, которая отображается коэффициентом занятости. С расширением деятельности туристического региона совершенствуется его инфраструктура, происходит строительство новых зданий и сооружений. Итак, можно рассчитать коэффициент дохода. Коэффициент занятости. Количество существующих и новых создаваемых рабочих мест есть одним из важных показателей взноса туристической области в национальную экономику. Наиболее исследованная категория работников, занятых в туризме, - в гостиничном и курортно-санаторном хозяйстве. Побочная же занятость, создаваемая туристической индустрией сегодня, может быть оцененная лишь приблизительно. Коэффициент занятости в регионах разный и зависит от их экономической базы. Если коэффициент занятости составляет 1,15, то это означает, что страна может обеспечить трудоустройство дополнительно 0,15 человек на каждого работающего в обслуживании экспортного туристического спроса. А если этот коэффициент составляет, например, 2,75, то государство обеспечивает рабочими местами приблизительно 1,75 человек на каждый уже работающего в туристической индустрии. В целом коэффициент занятости страны изменяется прямо пропорционально численности населения или общему количеству работающего населения.

Коэффициент дохода. Занятость населения предусматривает доход, который стимулирует экономику региона в процессе его развития

Рассматривая воздействие туризма на регион, и в частности борьбу с импортом туруслуг, необходимо отметить, что некоторые виды и формы развития туризма не могут обхо­диться без владения и управления ими иностранцами. Особенно часты такие случаи на начальных этапах развития, когда местный капитал и управленче­ский потенциал ограничены, или недостаточен объем местных продуктов и их необходимо экспортировать. Однако эти отрицательные факторы компен­сируются в некоторой степени обеспечением занятости местного населения, получением определенных доходов.

К экономическим искажениям может привести развитие и сосредото­чение объектов туризма только в одном или немногих районах страны или региона. Могут возникнуть отрицательные проблемы в плане занятости, ес­ли туризм привлекает слишком много работников из других секторов эконо­мики в связи с более высокими заработками и лучшими условиями работы. Кроме того, в быстроразвивающихся туристических зонах может начаться инфляция и рост цен на землю, другие товары и услуги. Поэтому такие от­рицательные явления должны учитываться при планировании и оценке эко­номической эффективности туристической деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Методика расчета эффективности развития туризма

Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.159.90.0
Генерация страницы за: 0.2 сек.