Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка риска внедрения туристических направлений

При разработке и внедрении новых турпродуктов, специалисты туристических организаций исходят, прежде всего, из того, какой доход может принести новый тур, а также какие средства потребуется вложить в его организацию. В данном случае учитываются только финансовые составляющие внедрения новых туров. В то же время, анализ рисков в туристическом бизнесе показал, что на туристическую деятельность предприятия оказывает и другие группы факторов (внешнеполитические, внешнеэкономические, сбытовые и др.). Недостаточный учет этих факторов сможет значительно скорректировать плановые показатели дохода от реализации новых туров, или даже привести к нежелательным убыткам.

В связи с этим, становится необходимой комплексная оценка всей группы факторов риска в туристическом бизнесе. Анализ методик оценки риска в различных сферах деятельности (банковское дело, инвестиционная деятельность) показал наличие в данных сферах разработанных методов (в т.ч. информационных) и показателей его оценки. Например, в банковском деле при оценке риска операций с новыми клиентами применяются финансовые показатели деятельности клиента, а также возможные модели работы, которые были наработаны за время работы банковского учреждения. При этом остаются неизменными два основных постулата управления рисками:

1) риск считается разумным в пределах 30-40%;

2) при повышении уровня риска, должен повышаться размер потенциальной прибыли.

Анализ деятельности туристических предприятий показал отсутствие установленных методик оценки риска туристической деятельности. Специалисты турпредприятий не могут установить, насколько в целом внедряемый тур является рискованным. В связи с этим, для туристического предприятия «Калипсо» была разработана методика комплексной оценки уровня риска при внедрении новых туристических направлений в деятельность предприятия.

Поскольку для украинских предприятий туристской индустрии степень воздействия различных зависит от их индивидуальных особенностей, то можно предложить ранжирование всех возможных рисков по степени их важности или сложности. Набор ситуаций, которые вызывают риск, может также меняться в зависимости от особенностей деятельности предприятия. Такое ранжирование может производиться руководством туристского предприятия (менеджером), либо группой экспертов или даже самими исполнителями. Затем каждому фактору риска присваиваются определенные весовые коэффициенты из расчета, что их сумма может быть равна ста процентам (баллам). Таким образом в туристическом бизнесе целесообразно применения метода экспертных оценок при оценке риска. В то же время установление значимости и вероятности фактора риска должно обосновываться статистическими, эмпирическими и другими достоверными данными. Допустим, сбытовые факторы риска должны быть подкреплены результатами маркетинговыми исследований, как собственных так и со стороны.

Для комплексной оценки риска внедряемого туристического направления или вида деятельности необходимо разработать специальную таблицу, которая должна отражать все возможные виды факторов риска, их значимость и в какой степени данный вид риска присутствует в новом туре.

Разработка такой таблицы требует решения следующих задач:

выделить факторы риска в туристической деятельности предприятия;

определить значимость каждого фактора риска (присвоить весовой коэффициент);

каждому критерию сопоставить признаки оценок требований с определенным весовым коэффициентом.

Представим формализованное решение предлагаемой задачи. Модель будет содержать следующие параметры:

Хi — комплексный показатель риска i-го внедряемого туристического тура (направления), i = 1,2...,I, где I — количество специалистов в структурном подразделении (предприятии);

Yj — группы факторов риска, j = 1, 2,..., J, где J — количество групп рисков;

Yjp — факторы риска, j = 1, 2,..., J — соответствует номеру группе рисков, p =1,2,...,d (m) — количество факторов риска в каждой группе;

Yjpq — уровни (области) риска, q = 1, 2,..., Q, где Q — количество уровней (областей) риска;

Rj, rp — весовые коэффициенты.

Составляющими Хi являются выбранные критерии (требования) Yj, которые и определяют индивидуальные качества специалиста. В качестве критериев могут выступать: знания и опыт, способность принятия решений, ответственность, исполнительность, информационные связи и контакты, персональный вклад и пр. Каждому из критериев приписывается весовой коэффициент Rj, который определяется либо индивидуально руководителем, либо экспертным путем. Для более точного определения индивидуальных качеств специалиста и объективной его оценки каждый из составляющих критериев подразделяется на несколько признаков Yjp, для которых также устанавливаются весовые коэффициенты rp, и разрабатывается шкала оценки (уровни). Модель удобно представить графически в виде дерева факторов риска тура. Для этого необходимо:

построение деревьев факторов риска по всем выбранным критериям;

согласование с экспертами (либо индивидуально) характера связей между элементами и определение весовых коэффициентов по всем узлам деревьев;

разработка шкал (уровней) для оценки признаков (Yjpq), которые могут быть как непрерывными, так и дискретными и имеют значения от нуля до максимально определенной величины.

Рис. 2.2. Модель комплексного уровня риска (Х) тура (направления)

Рис. 2.3. Построение дерева комплексного уровня риска внедряемого тура

В результате решения по данной модели определяется сумма баллов риска конкретного туристического направления, которая соответствует сумме баллов, определенных уровнем оценок факторов риска, взятых из оценочной шкалы. Предельная величина уровня риска внедрения тура определяется в 1000 баллов, что соответствует 100% или 1:

. (3.24)

Оценку риска можно осуществлять в виде таблицы. Таблица строится на основе тех данных, которые были определены ранее при разработке функционально-стоимостной таблицы всех видов рисков туристического предприятия в баллах.

 

Рис. 2.4. Оценка риска при внедрении тура с использованием

MS Excel

 

Использование возможностей табличного редактора Microsoft Excel позволит работнику туристического предприятия значительно ускорить процесс оценки риска, поскольку от него потребуется только ввод исходных данных в выделенные области документа. Уровень риска внедряемого тура в целом будет рассчитан исходя из этих данных с помощью введенных формул (рис.3.8.)

В случае, если уровень риска находится в разумных пределах (минимальный, малый, средний), предприятие может принять позитивное управленческое решение. В ситуации, когда уровень риска превышает оптимальное значение, руководство может либо отказаться от внедрения рассматриваемого тура, либо, наоборот, принять меры по реализации данного проекта. В последнем случае, предприятие должно исходить из того, что при самом высоком риске прибыль имеет наиболее высокое значение.

 

Рис. 2.5. Расчет уровня риска внедряемого тура

 

Применение разработанного метода оценки риска позволит туристическим предприятиям уменьшить уровень риска при выборе и разработке перспективных туристических направлений и тем самым повысит эффективность работы в целом.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Работа с туристическими каталогами | Организация работы туристического предприятия с перевозчиками
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.