Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое профессиональное консультирование




 

Профессиональная консультация — это метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а также преодолении трудностей професси­ональной жизни. Профессиональная консультация проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей клиента, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способ­ностей, общего и специального образования и подго­товки. При проведении консультации учитывают так­же потребности рынка труда, возможности трудоуст­ройства, профессионального роста, условия труда и т.п. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы.

Какие же проблемы встают при взаимодействии человека с миром профессий, в процессе выполнения профессиональной деятельности?

1. Прежде всего это определение своего места в мире профессий, нахождение личностью смысла в выполнении конкретной профессиональной деятельно­сти. Помощь в профессиональном, самоопределении является одной из задач профконсультации.

Актуальной проблемой для выпускников общеобра­зовательных школ является выбор способа получения профессионального образования. Особо следует подчеркнуть, что выпускники выбирают не профессию, а имен­но тип профессионального учебного заведения: профучилище, технический лицей, техникум, колледж, инсти­тут, университет. При этом, конечно же, подразумева­ется и выбор определенной специальности. Вообще, значимость выбора профессии на завершающей стадии общего образования несколько снизилась. Девальвация первого выбора профессии обусловлена характером тех изменений, которые происходят в мире профессий, содержании профессионального труда и социально-экономических условиях. Профессия в настоящее вре­мя уже не выбирается после школы «на всю оставшу­юся жизнь». Проблема выбора профессии возникает перед многими людьми неоднократно. Это может быть обусловлено увольнением, ликвидацией предприятия, неудовлетворенностью трудом, длительным перерывом в работе в связи с уходом за ребенком и т.п.

Несмотря на то что выбор профессии утратил свое определяющее значение, принятие решения о конкрет­ном выборе порождает чувства неуверенности и психи­ческой напряженности. Эти чувства могут привести к иррациональному поведению при выборе профессии. Преодоление неуверенности, помощь в рациональном профессиональном выборе составляют содержание работы профконсультанта.

2. При выборе профессии, выполнении професси­ональной деятельности возникает проблема пригодно­сти профессии для человека. Особо подчеркнем, что речь идет не о пригодности человека для профессии, определение которой —• прерогатива профессиональ­ного подбора.

Профконсультация должна помочь клиентам соот­нести свои психофизиологические и индивидуально-психологические особенности с требованиями профес­сии. Профессиональная пригодность — не врожденное качество; она зависит от направленности субъекта труда, мотивации, ценностных ориентации, отношения к труду. В процессе длительного выполнения профес­сиональной деятельности происходит приспособление функциональных систем и психических процессов к труду, однако низкий уровень профпригодности отри­цательно сказывается на продуктивности труда, а так­же на удовлетворенности им. Поэтому определение профпригодности работника входит в компетенцию профконсультанта.

3. При вхождении в профессию, выполнении про­фессиональной деятельности, освоении новой профес­сиональной роли и новой системы профессиональных отношений возникают проблемы профессиональной адаптации работника. Стартовая психическая напря­женность, неуверенность свидетельствуют о необходи­мости психологического обеспечения адаптации. Сво­евременная помощь профконсультанта снимет пси­хологический дискомфорт, предотвратит развитие профессиональной дезадаптации, которая может при­вести к деструктивному поведению работника, неудов­летворенности трудом.

4. Одна из важных проблем профконсультации - оказание помощи работнику в нахождении личност­ного смысла в профессиональном труде, возможнос­ти самоудовлетворения, «выполнения» себя. Одной из потребностей личности является реализация ее про­фессионально-психологического потенциала в сфе­ре труда. Ситуация на производстве, рынке труда не всегда благоприятна для удовлетворения этой потреб­ности. В ходе профессиональной консультации необ­ходим поиск путей реализации себя, самоосуществ­ления в конкретной социально-профессиональной ситуации. Важно дать человеку шанс быть тем, кем бы он хотел быть.

5. Проблемы повышения квалификации, профес­сионального роста, карьеры возникают перед лично­стью уже на этапе выбора профессии, но актуальными они становятся после периода адаптации. Прогноз профессионального успеха — область профконсульта­ции. При составлении этого прогноза необходимо со­отнести цель личности, ее ценности с квалификацион­ными уровнями, профессиональными категориями и ступенями карьеры. Конечно, следует учесть также уровень общего и профессионального образования. Нередко для реализации этого прогноза работнику нужно изменить свое профессиональное поведение, и, конечно, помощь профконсультанта будет при этом уместна.

6. Любая профессиональная деятельность характеризуется стагнацией, кризисами, конфликтами. В эти периоды нарушается психологическое благополучие лич­ности. Она становится уязвимой, неустойчивой. Своевре­менное обращение к профконсультанту помогает лично­сти осознать суть трудностей, выработать стратегию оп­тимального профессионального поведения, преодолеть деструктивные моменты в профессиональной жизни.

7. И, наконец, еще одна проблема порождает не­обходимость профконсультации — частичная потеря трудоспособности вследствие перенесенных заболе­ваний, травм, приведших к инвалидности. Психоло­гическая помощь в выборе новой профессии, облег­чении профессионального самочувствия, нахождении новых ценностей, обретении себя в новых условиях должна стать предметом профконсультации. Профес­сиональная реабилитация в этих случаях без помо­щи профконсультантов будет затруднена.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.