Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональный подбор




Профессиональная пригодность — это совокупность психологиче­ских и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии обществен­но приемлемой эффективности труда. При этом профессиональная пригодность обеспечивает высокую профессиональную эффективность труда работника при наличии у него специальных знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессионального обучения.

Профессиональная пригодность и профессиональный отбор

Термин «профессиональная пригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей челове­ка со стороны «приспособления» его к объективным профессиональ­ным требованиям.

Профессиональная пригодность формируется в условиях выполне­ния специалистом реальной трудовой деятельности практически на протяжении всего трудового периода его жизни. Следует отметить, что в ходе длительного трудового стажа работника не только форми­руются отдельные функциональные системы и психические процессы человека, позволяющие ему достичь высоких результатов в своей ра­боте, но и изменяется его личность. Постепенно развивается профес­сиональное мышление работника, складывается профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характе­ром, особенностями профессионального поведения, общения и образа жизни. В целом профессия накладывает свой отпечаток и на внешний облик человека. Например, всегда можно узнать представителей та­ких профессий, как педагог, художник и артист, юрист и др.

Время, необходимое для формирования профессиональной пригод­ности человека, зависит от форм и методов профессионального обуче­ния, условий выполняемой профессиональной деятельности и инди­видуальных способностей человека.

Профессиональный отбор — система специализированных проце­дур изучения и оценки профессиональной пригодности человека к овладению определенной профессией или группой профессий, дости­жению в них требуемого уровня мастерства и успешного выполнения профессиональных обязанностей в типовых и нестандартных профес­сиональных ситуациях.

Выделяются четыре аспекта профессионального отбора: медицин­ский, физиологический, педагогический и психологический.

Медицинский профессиональный отбор производится на основе ме­дицинских процедур измерения уровня развития и сформированно-сти организма человека и его отдельных функциональных систем.

Физиологический профессиональный отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работо­способности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, инфор­мационной неопределенности.

Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сфор­мированное™ специальных знаний у работника, развитости его конк­ретных умений и практических профессиональных навыков.

Психологический профессиональный отбор реализуется при помощи целого арсенала методических средств: вербальных тестов и опросни­ков, аппаратурных методик, проективных тестов, собеседования. Пси­хологический отбор направлен на выявление и оценку задатков и спо­собностей человека, его ценностных ориентации, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.

Психологический профессиональный отбор целесообразен и эф­фективен при выполнении следующих условий:

1) наличие объективной социально-экономической необходимости (например, наличие большого количества свободных работников на определенные профессиональные вакансии);

2) наличие определенного круга профессий, в которых профессио­нальная пригодность работника имеет большое значение для до­стижения им высокой эффективности труда (например, труд оператора, как напряженная и стрессовая деятельность, требует специального психологического отбора работников по фактору стрессоустойчивости);

3) наличие разработанной и апробированной системы отбора («ба­тареи» диагностических методик, составленных в соответствии с принципами валидности, надежности, взаимодополняемости и взаимозаменяемости);

4) наличие специалистов, подготовленных для проведения профес­сионального отбора и имеющих практический опыт в организа­ции и реализации процедур профессионального отбора.

 

На первый взгляд, профессиональный отбор в его грамотном «ис­полнении» есть разрешение всех проблем, возникающих при взаимо­действии объективных требований профессии и субъективных возмож­ностей и способностей человека. Однако это не совсем так.

Факт «соответствия-несоответствия» индивидуально-психологи­ческих особенностей человека профессиональным требованиям до­вольно трудно оценить и непротиворечиво доказать. Наиболее оче­видными являются доказательства «соответствия-несоответствия» человека профессии по параметрам физическим и физиологическим, временным и пространственным профессиональным ограничениям, требованиям к скорости и точности действий, умению переносить фи­зические перегрузки, невесомость, недостаток движений.

Менее очевидной выступает оценка «соответствия-несоответствия» человека по отношению к профессиональным требованиям по факто­ру познавательной деятельности. Существуют определенные труд­ности в прогнозировании того, кто будет более успешен, если челове­ку, имеющему практический склад ума, приходится решать сугубо теоретические проблемы, а теоретику, имеющему слабый «социальный интеллект», — общаться с людьми и реализовывать организационно-управленческую деятельность. Вполне возможно, что практик внесет в теоретическую деятельность свою смекалку и фантазию, сделает ее более понятной и проработанной с позиции прикладного значения, а теоретик сможет организовать консолидированный трудовой кол­лектив при помощи логического убеждения подчиненных в объектив­ной необходимости эффективного выполнения своих производствен­ных функций.

Трудно, а подчас и практически невозможно установить степень «соответствия-несоответствия» профессиональных требований и ин­дивидуальных способностей человека по факторам его личностных особенностей, ценностных ориентации и мировоззрения. В истории культуры описано огромное количество случаев, когда человек, руко­водствуясь сугубо материальными интересами и стремлением полу­чить высокий заработок, достигал высоких результатов в творчестве (например, известный французский писатель Бальзак).

Другие примеры: имея мрачный характер или тяжелое физиче­ское заболевание, человек может создавать светлые и увлекатель­ные произведения. Это подтверждает творчество романтика А. Грина и прикованного к постели, практически лишенного движения пи­сателя-фантаста А. Беляева, автора известного романа «Человек-ам­фибия».

По-видимому, наиболее важным признаком соответствия человека его профессиональной деятельности выступает степень удовлетво­ренности работника своим трудом, получаемая им радость в процессе труда, преобладание позитивных внутренних состояний человека в ходе выполнения собственной профессиональной деятельности. Дру­гими словами, если человек с радостью идет на работу, чувствуя бод­рость и мобилизованность, если его профессия помогает ему найти круг интересных людей для общения, если его труд позволяет ему ве­сти удовлетворяющий его образ жизни, если он доволен своим мате­риальным благополучием, если, наконец, включенность в свою про­фессию помогает ему пережить невзгоды и трудности жизни — значит, проблема соответствия профессии относительно индивидуально-психологических особенностей человека разрешена конструктивно и по­ложительно.

Рассуждая таким образом, логично будет поставить вопрос по дру­гому: во многих случаях следует не человека подбирать к профессио­нальным требованиям (профессиональный отбор), а, наоборот, про­фессии подбирать к человеку (т. е. осуществлять профессиональный подбор).

Профессиональный подбор, таким образом, это подбор профессий, профессиональных сфер и специальностей к конкретному человеку, его индивидуально-психологическим особенностям с тем, чтобы он смог полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой дея­тельности и получить профессиональное удовлетворение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.