Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И сферы профессиональной деятельности

Взаимосвязь типа личности

Каждой группе профессий присущи свои профессионально важные качества, которые определяют успешность выполнения деятельности и профессиональную пригодность специалиста.

В 1966 г. Дж.Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Эта концепция и создан­ная на ее основе классификация профессий получили широкое распространение за рубежом.

Дж. Холланд исходил из признания направленнос­ти наиболее значимой подструктурой личности. Успеш­ность деятельности определяется такими компонентами направленности, как ценностные ориентации, ин­тересы, установки, отношения, мотивы.

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориента­ции — Дж. Холланд выделил шесть профессиональ­но ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и тради­ции), предпринимательский и художественный. Каж­дый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический — на со­здание материальных вещей, обслуживание техноло­гических процессов и технических устройств; интел­лектуальный — на умственный труд; социальный -на взаимодействие с социальной средой; конвенцио­нальный — на четко структурированную деятель­ность; предпринимательский — на руководство людь­ми и бизнес; художественный — на творчество. Мо­дель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способ­ности, предпочитаемые профессиональные роли, воз­можные достижения и карьера.

Дж. Холланд предложил шкалу приспособленно­сти различных типов личности к разным професси­ональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозна­чает один из шести типов личности и среды (рис.1). Эта модель позволяет оценить совместимость лично­сти с определенной профессиональной средой. Сте­пень совместимости типа личности с профессиональ­ной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами. Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художе­ственным типом личности такие типы среды, как ин­теллектуальный и социальный, а наименее — конвен­циональный. Все возможные взаимосвязи представ­лены в табл.2.

Согласно теории Дж.Холланда успех в профес­сиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа лич­ности типу профессиональной среды, которая созда­ется людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и пове­дением.

Р — реалистический тип; Иинтеллектуальный; Ссоциальный; Кконвенциалъный; Ппредприни­мательский; Xхудожественный

Рис.1. Модель Дж. Холланда для определения совмести­мости личности и среды

 

Связь типа личности и типа профессиональной среды (по Дж. Холланду )

Тип личности Тип профессиональной среды
    Р Р ИИ сС кК пП
Реалистический (Р) + + + + +   - - + + -- --
Интеллектуальный (И) + + + ++ - - - - -- - + +
Социальный (С) -- - - - + ++ - - + + + +
Конвенциональный (К) + + - - - - + + + + + -- -
Предпринимательский (П) - -   - - + + + + + + + - -
Художественный (X) -- + + ++   - - - - + ++

Примечание: в таблице приняты следующие обозначения:

+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей

среде;

+ тип личности хорошо приспособлен;

- тип личности недостаточно приспособлен;

- - тип личности совершенно не приспособлен к окружаю­щей среде.

 

Для установления типов личности Дж. Холланд раз­работал методику диагностики «Тип личности», кото­рая позволяет определить профессиональные предпоч­тения и интересы.

По результатам диагностики выделяют три реко­мендуемые профессиональные среды. На первом ме­сте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах — менее значи­мые профессиональные среды, позволяющие личнос­ти подобрать себе резервные профессии, и, следова­тельно, составить альтернативные пути профессио­нального развития.

 

Список литературы

1. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996г.

2. Столяренко Л.Д. «Педагогическая психология», Ростов-на-Дону, 2000г.

3. Климов Е.А. «Как выбирать профессию», М., 1984г

4. Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога»

5. Кон И.С. «Психология юношеского возраста», М., 1984г

6. Столяренко Л.Д. «Основы психологии», Ростов-на-Дону, 1996г.

7. Столяренко Л.Д. «Общая психология», Ростов-на-Дону, 2000г

8. «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения» Н.С. Пряжников, Москва, Издательство НПО «Модэк», 2002 год, 392 стр.

9. «Профессиональная ориентация молодежи» А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др., М.: Высшая школа, 1989 год – 272 стр.

10. Планирование профессиональной деятельности выпускников вузов: довузовская подготовка, вуз, адаптация на рынке труда.// Труды Всероссийской научно – методической конференции. Новокузнецк, 2003г. – 188с.

11. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда?, Санкт-Петербург, «Литера плюс», 1997. 334 с.

12. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. Москва: Знание, 1991. 80 с.

13. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии, 1987. №1. С. 111-117.

14. 6. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.

15. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987. 208 с.

16. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. 94 с.

17. 11. Иванова Е.М., Носкова О.Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. Учебное пособие. М.: МГУ, 1980. 82 с.

18. 12. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.

19. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.

20. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 400 с.

21. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга: Духовное познание, 1994. 224 с.

22. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: "Знание", 1996. 308 с.

23. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. 352 с.

24. Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. 1992. №1. С. 98-105.

25. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. 182 с.

 

 


 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Профессиональное самоопределение и актуализация человека в профессии | Анализ внешней среды предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.