Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформация

Возрождение (Ренессанс)

Лекция 3. Предпосылки перехода к индустриальной экономике

С XV века в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы произошли изменения, которая получили название Возрождение (Ре­нессанс). Культура Ренессанса являлась синтезом античности и средневековой культуры. Италия первой вступила на этот путь, чему способство­вали высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Ита­лии, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Перемены в умонастроениях общества были связаны с процессом секуляризации – освобождения от влияния религии и церковных институтов культурной и общественной жизни, науки. Идеологией Возрождения стал гуманизм. Рождение гуманизма произошло в Италии, затем он распространился по всей Западной Европе. Гуманистическое мировоззрение признало достоинства человеческой личности и ее творческих спо­собностей, мораль оправдывающую «честное обогащение», радости мирской жиз­ни. Венцом успеха стал считаться престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Гуманисты признавали высокую нрав­ственную роль труда, ценили творческую, созидательную роль че­ловека. Новым было и решение гуманистами проблемы богатства и на­копительства. Они оправдывали накопительство. В отличие от средневековой традиции они не счи­тали бедность атрибутом нравственной жизни. Осуждались страсть к стяжательству, неуме­ренное расточительство. Роскошной жизни паразитирующего дво­рянства противопоставлялась бережливость, честные методы нако­пительства, щедрые траты на образование, меценатство. Большинство гуманистов стояло на антифеодальных позици­ях. Их идеи подготавливали почву для формирования буржуазной этики.

В XV-XVI веках католическая церковь стремилась встать над светской властью, что вызывало возмущение и ненависть в различных слоях общества. В ряде государств папские права были ограничены. В политически раздробленной Германии князья желали ограничить всевластие церкви, но не имели для этого реальной силы. Бурный экономический и социальный подъем в обстановке неблагоприят­ных условий национального развития явился причиной Рефор­мации – события общего для ряда европейских стран.

Идеологом Реформации в Германии был Мартин Лютер (1483-1546), который критико­вал злоупотребления и испорченность нравов католического духовенства, отстаивал идею о том, что роль церкви должна сводиться только к поучениям и наставлению христиан в духе благочестия, отвергал роль церкви как посредника между Богом и людьми, тре­бовал предоставления мирянам права устройства церковных дел. Наиболее ярким выразителем народной Реформации являлся Томас Мюнцер. Кульминацией Реформации стала Крестьянская война 1524-1525 годов. В ходе нее усилилась светская власть. Когда в 1529 году император Карл V приостановил «огосударствление» церковных земель, сторонники Лютера заявили протест, за что их назвали «протестантами». Часть немецких земель осталось в лоне католичества.

В Швейцарии зачинателем Реформации был священник Ульрих Цвингли (1484-1531). Сменивший его Жан Кальвин (1509-1564) завершил Реформацию в Швейцарии. Кальвин считал, что главная обязанность хрис­тианина делать свое дело честно, добросовестно, старательно. Каж­дый служит Богу на своем месте, учил Кальвин. Его учение распро­странилось во Франции (гугеноты) и Англии (пуритане). В Нидер­ландах кальвинизм стал идейной основой революционной борьбы за независимость от католической Испании (1566-1609). В Сканди­навских странах более привлекательным оказалось учение Лютера. Всех сторонников Реформации стали называть протестантами. Реформация создала предпосылки становления институтов индустриального общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие торговли в феодальной России в XVII-XIX веках | Испанские и португальские географические открытия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.