Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения. Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане

Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане. Она имеет также практический смысл. Например, если цена холодильников возросла на 10%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или: как изменится спрос на холодильники, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год?

Степень реакции одной экономической величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменяется одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

 

Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса (рис).

Основным моментом, на который нужно обратить внимание, является здесь общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продав­цам. Общая выручка продавца всегда равна цене, умноженной на количе­ство проданного товара, или произведению PxQ. На рис. 5.6а представлен случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рис. 5.66 снижение цены в 3 раза сопро­вождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. 5.6в. Выручка возрастает, потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена.

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены

Эластичность спроса — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как изменение объема спроса к изменению его цены. Коэффициент эластичности спроса определяется как отношение процента изменения спроса к проценту изменения цены.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент.

1) Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной (рис. 5.6а), мы говорим о единичной эластичности спроса (ED = 1).

2) Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса (рис. 5.66), спрос неэластичен (ED< 1).

3) Когда снижение цены вызывает больший рост спроса (рис. 5.6в), мы говорим об эластичном спросе (ED> 1).

Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной; однако в экономической тео­рии принято пользоваться абсолютным значением этого показателя, не при­нимая во внимание знак «минус».

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1) наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов-субститутов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей у покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар;

2) размер дохода;

3) значимость товара. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. В современной экономической науке используются также показатели эластичного спроса по доходу;

4) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичней спрос на него;

5) качество товара. Чем выше качество, тем менее эластичен спрос.

 

На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов: наличие тохаров-субститутов (т. е. взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предме­том первой необходимости, ожидания потребителя и т. д. Как уже отмечалось, спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Здесь нужно отметить, что помимо товаров-субститутов, существуют и товары - комплементы (взаимодополняемые товары, например, фотоаппараты и фотопленка). Помимо этих групп товаров, существуют и независимые товары (например, карандаши и молоко).

Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестная эластичность Коэффициент перекрест­ной эластичности спроса представляет собой отношение изменения спроса на товар i к вызвавшему его изменению цены на товару:

При изменении цены на товар-субститут перекрестный коэффициент эластичности оказывается больше нуля (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай); при изменении цены товара-комплемента перекрестный коэффициент эластичности оказывается меньше нуля (рост цены на фото­пленку ведет к уменьшению спроса на фотоаппараты). При изменении цены независимого товара перекрестный коэффициент эластичности равен нулю (рост цены на карандаши не изменит спрос на молоко).

Одним из важнейших факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы гово­рим об эластичности спроса в зависимости от дохода. В частности, хо­рошо известно, что изменение доходов покупателей оказывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими словами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше.

Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности:

Коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода,

Где I - доход покупателей.

 

 

Рассуждения относительно эластичности спроса в целом могут быть применены и при анализе воздействия цены на предложение.

Эластичность предложения - это показатель относительного изменения предлага­емого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения (ЕS) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

На рис. 5.8 показаны три линии предложения с разной эластичностью.

При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо существенного влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производствен­ных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива ка­питала из одной отрасли в другую и т. д.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закон предложения: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены | Предельная полезность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.