Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекцій 6 страница. Мотивационные механизмы – это прежде всего потребности и интересы, а также мотивы поведения человека

Мотивационные механизмы – это прежде всего потребности и интересы, а также мотивы поведения человека. Например, мотивы овладения богатством социального опыта группы, мотивы выбора профессии служат «ключом» к раскрытию сущности и специфики культуры.

Нормативную систему культуры составляют обычаи, нравы, законы. Манеры, этикет, кодексы также входят в нее, но в качестве дополнительных элементов. Нормативные элементы культуры выполняют ряд важных функций. Во-первых, они обеспечивают людей наиболее эффективными моделями поведения, отношений и взаимодействий. Во-вторых, служат основой интеграции, сплочения группы и общества, формируя условия для осуществления совместной деятельности.

Содержание праксеологического блока культуры. Праксеологический блок образован институтами, которые выступают средством самоорганизации культуры. К ним относятся образование, наука, право, религия, мораль, искусство и др.

Институты культуры по-разному включены в межкультурные коммуникации. Например, религиозные институты, несмотря на декларацию терпимости к другим конфессиям и сотрудничества с ними, остаются в ситуации конкуренции и ограниченно реализуют межкультурные контакты. Право в основном ориентировано на римскую традицию. Кроме того, международное право признано не всеми странами, что сужает деятельность международных правозащитных организаций и, следовательно, регулятивную функцию межкультурных коммуникаций. А вот наука и искусство, напротив, имеют интернациональный характер и способствуют интенсивным контактам.

3. Роль культуры в жизни общества (функции культуры)

Функции – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, обеспечивая коллективный характер их жизнедеятельности.

1. Формирование типа личности – основная социальная функция культуры. Она реализуется в ходе социализации (или инкультурации). Социализация – это интеграция личности в общество путем усвоения значений, норм, образов, ценностей, существующих в нем. Благодаря социализации формируются способ мышления и мировоззрение, образ и стиль жизни, нравственные и эстетические установки человека. В ходе социализации формируется тип личности, характерный для данного общества.

Совершенствуя свою личную культуру, человек одновременно развивает свой интеллектуальный и нравственный мир. Так наряду с социализацией происходит индивидуализация человека. Культура позволяет человеку осуществить себя как личность, найти свой индивидуальный «почерк» в деятельности, почувствовать свое неповторимое «Я».

По смыслу понятие инкультурации аналогично понятию социализации. Инкультурация – процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им норм, моделей поведения, сформировавшихся в данной культуре. Термин возник в американской культурной антропологии, введен М. Херсковицем в работе 1948 года (аналогичный по смыслу термин «культурализация» введен К. Клакхоном). Понятие инкультурации не получило широкого распространения. В центре внимания американских исследователей была культура, а не общество (в отличие от английской социальной антропологии), поэтому термин «социализация» казался им недостаточным для описания процессов усвоения культуры.

В узком смысле под инкультурацией понимают усвоение норм и ценностей культуры ребенком. В широком смысле инкультурация означает усвоение культурных паттернов (образцов) любым человеком независимо от возрастных рамок. Часто данное понятие применяется для описания процессов адаптации иммигрантов к новым культурным условиям, в рамках исследований культурного контакта и культурного изменения.

2. Функции интеграции и идентификации. Культура вырабатывает механизмы и основания для обеспечения устойчивых форм совместной деятельности и группового существования. Таковыми являются единые для представителей социальной группы цели и идеалы, общие интересы и потребности.

Важным способом консолидирования социальной группы становится развитие ее самосознания, понимания своих целей, места и значения в обществе. Признак хорошо интегрированной группы – появление так называемого корпоративного духа, чувства солидарности личности с группой, стремление к самовоспроизводству.

Результат развития самосознания группы – формирование системы значимых образов (индивидуального «Я» и группового «Мы»), которые служат основой для личностной и групповой культурной идентификации.

Культурная идентичность – это представление человека о своем Я. Идентификация – отождествление себя с определенной культурной группой, традицией. Существуют маркеры культурной идентичности – признаки, позволяющие различать «своих» и «чужих».

Утрата или изменение человеком идентичности связаны со сменой условий социокультурной среды. Это может быть вызвано миграцией, трансформацией культуры, духовным кризисом внутри человека и другими факторами. Утрата идентичности выливается в такие явления, как маргинализация, отчуждение, ролевой конфликт и т.д. В периоды системного кризиса общества изменение культурной идентичности принимает массовый характер и может иметь как негативные последствия (утрата психосоциальной целостности, равновесия общества, культурной группы), так и позитивные (формирование новой идентичности, соответствующей новым ценностям, традициям, социальным ролям).

3. Коммуникативная функция. Необходимым условием успешного взаимодействия и взаимопонимания людей является обеспечение коммуникации внутри общества, между различными его группами, между различными обществами. Общение, обмен информацией, опытом жизненно необходимы человечеству. Коммуникативная функция культуры осуществляется посредством специфического языка, символики, образов. Материальными носителями данной функции являются тексты (письменные, аудиовизуальные), средствами – современные электронные средства связи и т. п. За выполнение данной функции отвечают такие институты культуры, как библиотеки, СМИ, музеи, архивы.

4. Функция познания, производства новых знаний, норм, ценностей. В культуре действует сложная многоуровневая система производства новых знаний, норм и ценностей. Приращение знаний некогда происходило в основном опытным путем, с помощью экспериментальных действий. В современном обществе эту функцию осуществляет институт науки (отраслевые науки), хотя некоторые виды культуры по-прежнему «наращивают» свой «интеллектуальный потенциал» опытным путем.

Создание новых ценностей и норм обусловлено необходимостью проектирования и регулирования деятельности в соответствии с вновь складывающимися общественными потребностями. Источником новых ценностей являются социокультурные, экономические изменения и происходящая вслед за ними трансформация сознания людей.

Культурные практики служат источниками новых знаний, норм, ценностей. На различных уровнях взаимодействия (межличностном, межгрупповом), в различных сферах культуры (образование, наука, экономика, военное дело) происходит передача различных элементов культуры или обмен ими.

5. Аксиологическая, или оценочная, функция. С позиций той или иной культуры осуществляется оценка явлений окружающей жизни. Для осуществления эффективных межкультурных контактов важно помнить, что ценности культуры релятивны, относительны, что позволяет адекватно оценить явления только с позиции той культуры, в которой они возникли.

6. Нормативная функция культуры. Как уже говорилось, в культуре формируются различные нормы, требования, табу, действующие в отношении той или иной деятельности человека – бытовой, профессиональной, общественной и т. д. Нормативная система культуры отражает экспектации (ожидания) общества в отношении поведения человека.

Как видим, культура полифункциональна. И главная функция культуры – человекотворческая. Культура задает параметры и рамки человеческой жизнедеятельности, определяет ее уровень и качество. Ограничивая человека, тем не менее она дает возможности преодолеть ограниченность человеческой природы, заданную биологическими законами, и обрести поистине человеческий смысл жизни.


 

ТЕМА 10. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

Ключевые понятия и термины: семья, брак, моногамии, полигамия, брачное поведение, брачный отбор, формы брака, функции семьи, репродуктивная функция, эгалитарная семья, нуклеарная семья.

План

1. Социологический подход к изучению семьи

2. Понятие и формы брака. Брачное поведение

3. Функции и виды семей

4. Актуальные проблемы современной семьи

Основная литература:

1. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.И. Медков. – М.: МГУ, 1996. – 304 с.

2. Антонов, А.И. Микросоциология семьи / А.И. Антонов. – М.: Изд. дом «Nota Bene», 1998. – 360 c.

3. Голод, С.И. Семья и брак / С.И. Голод // Основы гендерных исследований: Хрестоматия. – М.: МЦГИ, 2001. – 396 с.

4. Волков, Ю.Г. Социология в вопросах и ответах: учеб. пособие / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. – М.: Гардарики, 1998. – 244 с.

Дополнительная литература:

1. Безрукова, О.Н. Репродуктивные мотивации женщин / О.Н. Безрукова // Социологические исследования. – 2000. – № 12.

2. Бреева, Е.Б. Дети в семье: гендерные аспекты воспитания / Е.Б. Бреева // Народонаселение. – 2000. – № 2.

3. Воронцова, М.Г. Участвуют ли отцы в обеспечении детей? / М.Г. Воронцова // Социологические исследования. – 2000. – № 11.

4. Голод, С.И. Современная семья: плюрализм моделей / С.И. Голод // Социологический журнал. – 1996. – № 3–4.

5. Гурко, Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2002. – № 11.

6. Гурко, Т.А. Трансформации института семьи: постановка проблемы / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 1995– № 3.

7. Иванова, Е.И. Внебрачное материнство в России / Е.И. Иванова, А.Р. Михеева // Социологические исследования. – 1999. – № 6.

8. Котовская, М.Г. Сделает ли российская женщина счастливым своего мужа? / М.Г. Котовская, Н.В. Шалыгина // Социологические исследования. – 1995. – № 4.

9. Кризис семьи и депопуляция в России («Круглый стол») // Социологические исследования. – 1999. – № 11.

10. Самарина, О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России / О. Самарина // Вопросы экономики. – 2000. – № 3.

11. Черепухин, Ю.М. Семейные установки одиноких мужчин / Ю.М. Черепухин // Социологические исследования. – 1995. – № 1.

 

1. Социологический подход к изучению семьи

Семья – слово, знакомое любому, так как практически каждый индивид является членом какой-то семьи: родительской или своей. Исходя из этого, существует большое количество определений этого понятия как в науке, так и в повседневной жизни.

Семья – это основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью1.

Семья – это отец, мать и дети2.

Семья – это вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство1.

Семья – это группа людей, состоящая из родителей и их детей, призванная защищать интересы и здоровье ее членов, создавать условия для воспроизводства, сохранения и развития личности2.

Широкому обывателю наиболее известно определение семьи О.Конта как «важнейшей ячейке общества», как «нравственно-эмоциональный союз, основанный на привязанности и взаимной симпатии»3.

Семья изучается различными науками (философией, демографией, психологией, экономикой и т.д.), но у каждой из них свой подход, свое предметное поле.

Социология семьи – это отрасль социологического знания, которая акцентирует свое внимание на изучении:

- семейно-родственных форм совместной жизни малой группы людей,

- семейного образа жизни в сравнении с одиночно-холостяцким,

- взаимосвязи родительства, супружества, родства, то есть собственно семьи.

Особенностью изучения семьи в социологии:

1. Семья рассматривается и как социальный институт и как малая социальная группа.

В первом случае фундаментальное значение семьи заключается в ее функции посредника, связывающего отдельного человека с социальной структурой через раскрытие значения семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития, модернизации.

Во втором случае понимание семьи сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада семьи как автономной целостности.

2. Семья рассматривается как триединство «супружества – родительства – родства», т.е. только при наличии этих трех элементов возможно говорить о семье в полном смысле этого слова. Если отсутствует хотя бы один из элементов, то в социологии такую группу принято называть «семейной группой», а не семьей. Хотя на практике отдельно супружество, родительство и родство могут рассматриваться и рассматриваются, но в целях удобства научного анализа, а не как самостоятельные институты.

Таким образом, за базовое социологическое определение семьи примем следующее определение: Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержание существования членов семьи[27].

2. Понятие и формы брака. Брачное поведение

С научной юридической точки зрения, брак – это определенное правовое отношение, порождающее права и обязанности вступивших в брачный союз мужчины и женщины по отношению друг к другу и к детям.

В реальной действительности брак функционирует как социально признанный союз полов между двумя или большим количеством индивидов.

Формы брака:

1. В зависимости от структуры

Моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной.

Полигамия – брак между одним и несколькими дружными индивидами, выступающий в двух основных разновидностях:

полигиния – брак между одним мужчиной и несколькими женщинами;

полиандрия – брак между одной женщиной и несколькими мужчинами.

Групповой брак – брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

Однополый брак – брак между мужчиной и мужчиной или между женщиной и женщиной.

2. В зависимости от предпочитаемого партнера

Экзогамия – брак, рекомендованный с представителями другой группы.

Эндогамия – брак, рекомендованный с представителями своей группы.

Брачное поведение – это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором).

Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе.

Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных выборов (допускаются или нет в них повторные браки), так и степень свободы индивидуального выбора (выбор партнера осуществляется самостоятельно или в результате выбора родителей, родственников).

Факторы брачного выбора

1. Культурологические факторы. Важнейшим из них является так называемое «правило эндогамии–экзогамии». При этом правило эндогамии следует понимать как предписание (принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). В современном обществе данное правило практически снимается в случаях, если человек проживает в крупном городе, если вступающему в брак более 30 лет, если брак повторный, а так же на территориях со смешанным по этническому составу населением.

Правило же экзогамии запрещает брак внутри собственной семейной группы, т.е. направлено на предотвращение браков между близкими родственниками. Обладает универсальным и жестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыми нормами (табу инцеста).

2. Социологические факторы. Во-первых, следует отметить правило «гомогамии–гетерогамии». Под гомогамией понимается тенденция заключения браков между людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками – социальными, психологическими, физическими и т.д.

Под гетерогамией - вероятность того, что у людей возникнет взаимная симпатия и притяжение друг к другу и что они вступят в брак в том случае, если они не похожи друг на друга в том или другом отношении.

Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются: возраст, этническая принадлежность, социальный статус, образование, уровень интеллекта, внешность и т.д.

На основании соотношения таких характеристик как возраст, образование и социальное происхождение сформулирована тенденция, называемая брачный градиент, суть которого сводится к тому, что в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием, принадлежащих к относительно более низкой социальной группе и противоположная тенденция для женщин.

Другим важнейшим социологическим фактором брачного отбора, является близость (соседство). Под близостью понимается пространственная, территориальная близость, проживание по соседству, а также работа в одной и той же организации (близость рабочих мест) или учеба в одном и том же учебном заведении.

Роль близости связана с тем, что соседство, совместная работа или учеба повышают вероятность встречи с партнером, который, к тому же, с большей вероятностью будет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая сходство ценностей, интересов.

Еще в начале 30-х гг. американский социолог Джеймс Боссард на материале 5000 браков, заключенных в г. Филадельфия, показал действие фактора близости. Согласно его данным, из этого числа брачных пар одна шестая, или почти 17%, проживали в одном и том же квартале Филадельфии, одна треть, или свыше 33%, в пяти ближайших кварталах и половина – в двадцати ближайших кварталах18. Отечественные исследования не позволяют дать информацию, сопоставимую с данными Дж. Боссарда.

3. Социально-психологические факторы. Во-первых, здесь следует отметить такой фактор как родители. В частности, социализационный подход говорит о том, что степень родительского влияния на брачный выбор детей зависит от силы чувств, связывающих разные поколения в семье. При этом, как предполагается, если эти чувства позитивны, то вероятность того, что дети поступят так, как «делали» и как хотят их родители, выше, чем в случае, когда эти эмоции негативны. В последнем случае дети могут даже оказаться «девиантами», «уйти из семьи и из культуры, представляемой родителями». Еще одним аспектом, является предположение о том, что в своих поисках будущего партнера люди, как правило, ориентируются на образ родителя противоположного пола, то есть дочери имеют тенденцию выбирать партнеров, в чем-то похожих на отцов, а сыновья – на матерей. Это предположение ведет свое происхождение от теории 3. Фрейда, утверждавшего, что мужчина ищет жену, похожую на мать, а женщина – мужа, похожего на отца.

Еще одной социально-психологической теорией брачного выбора является теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча. Основной тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и комплементарны (дополнительны) их собственным.

Кроме того, следует отметить теорию обмена. Основанная на модели социального взаимодействия Дж. Хоманса, согласно которой базисом возникновения нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, выгоды, которые они получают в результате обмена между собой разного рода благами (не обязательно материальными).

Согласно Хомансу, в обществе всегда существует некая шкала ценностей, которые могут быть вовлечены в обмен, и человеческое поведение строится в соответствии с нею. Человек «обменивает» некоторые свои качества на качества или свойства других людей: физическую привлекательность на благосостояние, богатство на громкий титул и т.п. При этом ценность человека как целого складывается из суммы ценностей его отдельных, вовлекаемых в обмен качеств. Человек, имеющий более высокую ценность (обладающий более высоким статусом социальной привлекательности), получает «плату» от того, чья ценность ниже. Согласно Хомансу, «все без исключения социальные взаимодействия на всех уровнях подчиняются принципам обмена эквивалентами». При этом человек приобретает способность производить оценку (приписывать «стоимость») личностным или социальным характеристикам людей (себя в том числе) в процессе социализации.

Попытку дать целостное описание процесса брачного выбора представляет собой теория «стимулов – ценностей – ролей» (СЦР-теория) Бернарда Мурштейна.

Согласно Мурштейну, процесс развития отношений детерминируется тремя классами переменных, которые он называет стимулы, ценностное сравнение и роли. Эти переменные действуют на всем протяжении процесса брачного отбора (знакомство, ухаживание, решение на брак).

3. Функции и виды семей

В современной социологии семьи существует несколько подходов к выделению функций семьи. В частности А.Г. Харчев выделяет специфические и неспецифические функции семьи.

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации).

Неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

Еще один подход к анализу функций семьи с точки зрения осознания роли различных функций семьи для человека и общества был представлен М.С. Мацковским. Он отражает сущность каждой функции семьи на уровне института и на уровне микрогруппы (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Содержание функций семьи на уровне социального института и на уровне микрогруппы

Функция семьи Общественная значимость Индивидуальная значимость
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях
Воспитательная Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализация в детях
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно-бытовых услуг одними от других
Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других
Первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность между супругами, родителями и детьми, старшим и средним поколениями Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношения между членами семьи
Духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза
Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребности в социальном продвижении
Досуговая Организация рационального досуга Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов
Эмоциональная Эмоциональная стабильность индивидов, их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки. Удовлетворение потребности в счастье, любви
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства.

1. В зависимости от линии наследования

Патрилинеальная семья – наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу.

Матрилинеальная семья – наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по матери.

2. По критерию власти в семье

Патриархальная семья – семья, где отец является главой.

Матриархальная семья – семья, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

Эгалитарная семья – семья, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.

3. По пространственно-территориальной локализации

Патрилокальная семья – семья, в которой молодожены переходят жить в дом отца мужа.

Матрилокальная семья – семья, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены.

Унилокальная семья – семья, где молодожены селятся у кого-либо из родителей не по традиции и обычаю, а по необходимости.

Эванкюлелокальная семья – семья, проживающая в доме родных дяди-тети.

Неолокальная семья – семья, имеющая возможность жить отдельно от родителей в независимом от родственников доме.

4. По количеству поколений, проживающих совместно

Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и их детей, т.е. из двух поколений.

Расширенная семья – семья, объединяющая две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений.

5. По количеству детей

Малодетная семья – семья, где 1–2 ребенка, т.е. население не воспроизводится, а лишь замещается.

Среднедетная семья – семья, где 3–4 ребенка, т.е. детей достаточно для расширенного воспроизводства.

Многодетная семья – семья, где 5 и более детей, т.е детей больше, чем надо для расширенного воспроизводства.

6. По количеству родителей

Полная семья – семья с двумя родителями.

Неполная семья – семья с одним родителем.

7. С учетом изменений в семье во времени («жизненный цикл семьи»)

Конкретных теорий много, остановимся на выделении жизненных этапов в семье с позиции Х. Мердера и Р. Хилла, у которых основным критерием периодизации являются задачи, которые решает семья на различных этапах своего развития:

1. Семья молодоженов (без детей).

2. Семья после появления первого ребенка.

3. Семья, в которой ребенок поступает в школу.

4. Семья в которой младший ребенок поступает в школу, а мать приступает к работе.

5. Семья, от которой отделился последний ребенок.

6. Семья бабушки и дедушки.

4. Актуальные тенденции и проблемы современной семьи

В настоящее время в социальных науках идет дискуссия о «кризисе семьи». Одни исследователи считают, что семья как институт находится в кризисном состоянии, т.е. негативные проявления в сфере семьи говорят об угрозе распада данного института. Другие не видят в происходящем ничего опасного, а констатируют естественный переход, трансформацию института семьи в некую новую форму. Рассмотрим основные тенденции в современной российской семье.

1. Переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга.

2. Возникновение и развитие новых форм брака.

3. Снижение брачности и увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса незаконнорожденных детей в этих сожительствах.

4. Увеличение доли матерей-одиночек (материнство вне брака).

5. Увеличение числа разводов. Переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу по инициативе жены.

6. Изменение системы ценностей: на первое место выходят ценности индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система «семьецентризма» уступает место системе «эгоцентризма».

7. Изменение статуса, функций мужчины и женщины с семье.

8. Переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений, и доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конспект лекцій 5 страница. Первые типологии личности появились в психологии | Конспект лекцій 7 страница. 9. Массовая малодетность и однодетность семьи, вызванная массовой потребностью семьи в одном-двух детях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.