Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Понятие культуры




Этимология слова "культура". Понятие культуры в обыденном сознании, в исторической науке, философии. Культура как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе (широкое определение). Материальная культура (вещественные плоды материального производства, предназначенные для человеческого потребления; культура воспроизводства человеческого рода; физическая культура; социально-политическая культура); духовная культура (проективный вид деятельности; плоды познавательной деятельности, знание; ценностно-ориентационная деятельность; общение людей, коммуникация); художественная культура (духовно-материальная целостность, включает в себя все процессы, протекающие «вокруг» искусства; три измерения художественной культуры: духовно-содержательное, институциональное и морфологическое). Культура как, прежде всего, интеллектуально-эстетическая деятельность (узкое определение). Основные методы исследования культуры (сравнительно-исторический, генетический, морфологический).

Плюрализм методов в области гуманитарных наук, что объясняется спецификой самого познания. Невозможность полностью объяснить человека и человеческое общество средствами научного познания: люди есть существа, с которыми в мир приходит свобода. Описание как способ систематизации данных в гуманитарных науках. Некоторые методы гуманитарного познания: герменевтический, феноменологический, диалектический. Описание как герменевтическое понимание. Описание как продукт «феноменологической редукции». Описание как результат раскрытия диалектики. Описание как результат художественного творчества.

Культура и природа. Естественная и искусственная среда обитания. Природное и культурное в человеке. Культура как вторая природа.

Культура и общество. Социальные функции культуры. Культура как диалог. Соотношение традиций и новаторства в культуре. Понятие ценности. Общечеловеческое и национальное в культуре. Проблема общечеловеческих ценностей.

Культура и личность. Личность как субъект и объект культуры. Социализация личности в культурном пространстве. Исторические типы личности. Внешняя и внутренняя регламентация в существовании человека.

Культура и цивилизация (три подхода: культура и цивилизация - синонимичные понятия; цивилизация - этап развития культуры, либо по восходящей, либо, напротив, этап упадка культуры; культура - духовная деятельность человека, цивилизация - материально-практическая или технико-технологическая деятельность человека).

Человек, природа, культура. Понятие культуры. Культура и ее структура. Понятие социальной системы. Общественное производство и его структура. Феномен социальной общности. Человек в системе социальных связей. Социальная стратификация и социальная мобильность. Идея отчуждения. Гражданское общество и государство. Социальное пространство и социальное время. Проблема онтологического статуса социальной реальности. Модели социальной реальности.

Понятие культуры и цивилизации. «Человек культурный» и «человек цивилизованный». Многомерность культурного пространства и культурного времени. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта. Взаимодействие тенденций к этнокультурному обособлению и к универсальному образу жизни по новоевропейской модели. Центры и периферия. Проблема конфликта цивилизаций. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

Стремление человека к постижению смысла своей жизни и определению своего места в бытии. Культура как продукт символизации мира, человек как существо, создающее символы (Э. Кассирер). Религиозно-мифологические картины мира: человек постигается из перспективы космического миропорядка. Распад единства мифологического сознания с переходом к Новому времени, необходимость для каждого человека самостоятельно находить своё место в бытии.

Гуманистический социокультурный проект: человек живёт ради того, чтобы реализовать своё предназначение. Уникальность каждого человека, высшая ценность человеческой личности. Важность диалога между личностями, для того, чтобы межличностные отношения стали бы гармоничными. Осознание нравственных ценностей, стремление к постоянному расширению своего сознания, открытость к критике как мировоззренческие установки личностей, благодаря которым возможно достижение взаимопонимания в диалоге. Проблема нравственности как одна из ключевых в современной культуре: для участия в диалоге необходима добрая воля. Категория доброй воли в практической философии Канта как фундамент понимания доброй воли в Новое время. Христианские истоки категории доброй воли.

Способность человека «выстоять в стихии мысли» (М. Мамардашвили) как фундамент разумного отношения к миру. Разумное отношение к миру как стремление к обретению гармонии в себе, а также между самим собой и миром (Платон). Обретение гармонии есть не впадение в самодовольство, а душевное состояние человека, который непрерывно совершенствуется.

Дисгармоничность современного социального и природного мира. Недостаток разумного отношения к миру как одна из причин такого положения. Диалог как процесс, пробуждающий стремление человека стать разумным и человечным. Философствование как одна из практик диалога в культуре. Приобщение участников этой практики к стихии мысли, вовлечение в поток коллективного самосовершенствования. Формирование среды «коммуникативной общественности» как путь к воплощению идеалов разума в социальной жизни (Ю. Хабермас). Возникновение «общего созерцания» идеалов разума среди участников коммуникативной общественности как фундамент государства, основанного на праве (Кант). Примерно так можно обозначить место философии в культуре и смысл её изучения.

Человек как существо, осознающее себя и соотносящее все воздействия мира с психическим центром – самостью. Отношение человека и мира определяется тем планом рациональности, который человек в себе развил. Практическое отношение к миру: способность к целеполаганию. Цель как узрение умом будущего состояния реальности вместе с изменённым состоянием самого себя в этой реальности. За целеполаганием стоит стремление к самосохранению и к господству над миром. Связь между целеполаганием и индивидуалистическим мировоззрением; сложность формирования способности к само-стоянию – гораздо проще придерживаться традиционалистского отношения к миру («день да ночь – сутки прочь»). Обыденный, или житейский, разум как способность, которая задействуется при целеполагании. Житейский разум продвигается методом «проб и ошибок» от одной конкретной и осуществимой цели к другой, руководствуясь внутренним (и непрояснённым) чувством блага. Слепота житейского разума по отношению к конечному смыслу человеческой деятельности (Мак-Интайр). К сожалению, житейские представления о благе разных людей часто вступают в конфликт друг с другом.

Познавательное отношение к миру начинается с умения «выйти из собственной пещеры» (Платон). Необходимость преодолеть в себе «идолы» пещеры, театра, площади и человеческого рода (Ф. Бэкон), чтобы быть способным познавать мир таким, каков он есть. Открытость бытию, готовность познавать истину ради неё самой и ради самого процесса познания. Здесь задействуется разум как орган, позволяющий постигнуть целостность мира, а также рассудок, переводящий идею (Einsicht, умозрение) целостности в теоретические конструкции. Истина как регулятивная идея, стремление к которой позволяет субъекту подняться над ограниченностью своего частного мнения, хотя сама по себе абсолютная истина и недостижима. Редкость познавательного отношения к миру, ситуация переплетения с практически-житейским отношением встречается гораздо чаще.

Нравственное отношение человека к миру: стремление действовать автономно, то есть согласно законам, которые человек сам для себя полагает. Автономное действие есть действие, опирающееся на добрую волю. Нравственный выбор личности (в пользу добра) как выражение глубинной свободы личности. Два вида свободы: «свобода-от» и «свобода-для» (Э. Фромм); здесь имеется в виду именно последнее. Глубинная связанность свободного выбора личности и ответственности – перед собой, другими людьми и бытием. «Великий инквизитор» Ф. Достоевского и феномен «бегства от свободы». Поступок как внесение в мир нового, что не подчиняется железным законам природы и что может иметь даже негативные последствия для его инициатора, однако содействует нравственному росту личности и – косвенно – всего человечества. Реализация потенциала практического разума при нравственном поступке. Практический разум как уровень разума, позволяющий человеку постигнуть своё неповторимое предназначение и действовать в соответствии с ним.

Эстетическое отношение к миру: способность осознавать красоту в мире и в душе. Красота как продукт «незаинтересованного созерцания» (Кант). Связь между осознанием красоты и аутентичностью человеческого существования: гуманистический проект личности, которая сама себя формирует и становится «прекрасной душой» (Ф. Шиллер). Идеал обретения целостности человеческого существа путём гармоничного развития познавательно-практического, нравственного и эстетического «планов» разума. Тенденции дегуманизации в современном мире. Возможно ли возвращение человека к самому себе?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.