Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Европейская культура XX века




Особенности культуры XX века. «Мозаичность» современной культуры: отсутствие мировоззренческой доминанты, господство децентрализованного типа организации культуры. Наука и культура (сциентизм и антисциентизм).

Наука как продукт новоевропейского сознания. Цель новоевропейского учёного-интеллектуала: не просто познание мира, но ещё и его преобразование для удовлетворения человеческих потребностей. Учёный как новоевропейский человек, который стремится извлечь из природы все её богатства для того, чтобы создать вокруг себя искусственную среду – среду технизированную. Математизация мира как главная духовная предпосылка его технического освоения. «Мир загоняется в иерархические системы, построенные по принципу “воли к власти”» (Т. Адорно).

Техника как «постав»: философия техники М. Хайдеггера как раскрытие духовных оснований технической деятельности. Перенесение принципов устройства механических систем на общество: возникновение капиталистических организаций. Общество как часовой механизм, состоящий из социальных институтов и регулируемый нормами права. Организация как объединение индивидов, статус которых определяется их функцией, а отношения регулируются формальными правилами. Тотальность товарно-денежных отношений. Принципиальная ограниченность описанной «суперструктуры»: а. онтологическое – постоянно возникают «факторы Х», не поддающиеся человеческому пониманию и контролю, но влияющие на людей; б. человеческий фактор – угроза «засыпания субъективности» (Т. Адорно) или её «рассеивания» (Ж. Деррида); в. гносеологическое – ограниченность самого рационалистического способа познания, превращающего мир в комплекс объектов, доступных манипулированию; г. социальное – глобальные проблемы современного человечества (например, противоречия между Западом и «третьим миром»).

Сциентизм как выражение просветительской веры в безграничный прогресс науки. Всё, что не может быть описано математически – не научно? Убеждённость в том, что научно-технический прогресс несёт людям благо. Антисциентизм как выражение массового разочарования в науке. «Глобальный человейник» А. Зиновьева: машины становятся человекоподобными, а люди – машиноподобными.

Технократизм, стандартизация жизни и мышления. Изменчивость общества: в силу внутренних причин (каждый человек вносит инновации) и внешних (необходимость «преодолевать влияние внешней природной среды и человеческого окружения» – А. Тойнби). Современное состояние как эмпирический факт, от которого мы отталкиваемся: одна из цивилизаций – западная – оказывает сильнейшее (если не сказать – определяющее) влияние на остальные. Наличие множества замкнутых цивилизаций как «нормальное» состояние человечества.

Антропологический поворот в культуре XX века. Поиск смысла как стремление человека найти самого себя в бытии, постигнуть, куда влечёт его время. Стремление человека найти смысл существования общества во времени как результат осознания себя как «существа исторического» (В. Дильтей). Идея исторического процесса как выражение представления о взаимной согласованности всех общественных изменений. Основания идеи исторического процесса: а. стремление постигнуть временной ритм общества, чтобы лучше понять себя; б. стремление соотнести ритмы развития различных сообществ друг с другом (начиная от мелких коллективов и заканчивая цивилизациями); в. определённое понимание направления всех общественных изменений – понимание конечной цели общественного развития.

О. Шпенглер: концепция замкнутых культур, каждая из которых проходит свой собственный цикл жизни и, в конце концов, умирает. Критика идеи всемирной истории. Переход от культуры к цивилизации. Западная культура вошла в эпоху «заката». Постмодернизм как восприемник иррационалистической линии. Плюрализм направлений развития общества. Критика концепции всемирной истории за «репрессивные притязания разума» (Ж. Деррида). Поиски выхода из репрессивности в мифологическом сознании Древней Греции или иных культур (например, индийской).

Понимание смысла исторического развития как следствие размышлений над смыслом жизни человека и предназначением человечества. «Народы движутся силой утверждения своего собственного бытия и отрицания смерти» (Ф.М. Достоевский). Многообразие предназначения различных народов, культур и цивилизаций. «Всемирно-историческая отзывчивость» (Ф.М. Достоевский) как условие плодотворности размышлений над проблемой предназначения человечества. Воспитание этого чувства как одно из фундаментальных гуманистических задач образования в целом и философии в частности. Разница между этим чувством и беспочвенностью, отсутствием корней: космополитизм обязательно должен быть дополнен патриотизмом. Гуманистический проект, основанный на христианстве, как наиболее перспективный ответ на вопрос о смысле исторического развития. Вера в лучшее состояние человечества в будущем и работа над его осуществлением в настоящем как нравственная позиция человека. Недопустимость принесения в жертву себя и ближнего ради интересов «дальнего». Необходимость духовного объединения современного человечества для преодоления «вызова XXI века». Диалог культур и цивилизаций как глобальная стратегия выживания человечества.

Массовая и элитарная культура (коммерциализация художественной жизни и демократизация художественного потребления, появление массовых видов искусства как факторы, способствовавшие развитию массовой культуры).

Феномен контркультуры. Многообразие художественных стилей и направлений (экспрессионизм, кубизм, сюрреализм, экзистенциализм). Основные принципы модернистского искусства (признание произведения искусства не отражением реальности, а самостоятельным миром со своими проблемами и ценностями; переживание как ведущая эстетическая категория, «совпадение» и «несовпадение», проблема выразимости и поиска адекватного художественного языка; предельный индивидуализм, проблема художник и зритель, понятие референтной аудитории; отрицание объективности пространства и времени; отрицание цельности и констатация много-ликости человека: Я, анима, самость, тень, персона). Постмодерн.

Основные школы западной философии ХХ века. Их условное разделение на продолжателей традиций рационализма (неокантианство, неогегельянство, прагматизм, феноменология, структурализм) и иррационалистические (экзистенциализм, персонализм, постмодерн).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.