Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научное определение агрессии

Обычно, люди считают агрессивными тех кто:

скорбляет других,

едет себя недружелюбно или,

бладая физическим превосходством, делает все по-своему, не считаясь с мнением окружающих его людей.

 

Для того чтобы дать логичное, отражающее суть определение агрессии, рассмотрим ряд жизненных ситуаций:

 

1. Муж, вернувшись из командировки на два дня раньше, застает свою жену в постели с другим мужчиной, достает наградной маузер и убивает обоих;

 

2. Учитель физкультуры постоянно ”достает” своими язвительными уколами ученика до тех пор, пока тот не сбегает с урока;

 

3. Водитель автомобиля, изрядно выпив, садится за руль и, выехав на встречную полосу, создает дорожную аварию, в результате которой, гибнут люди. Однако впоследствии, протрезвев, водитель осознает что сотворил, и испытывает муки совести;

 

4. Стоматолог продолжает вырывать зуб, несмотря на то, что пациент кричит от боли.

 

Какие из приведенных ситуаций, можно отнести к проявлениям агрессии? Давайте задумаемся.

Самой агрессивной представляется первая ситуация.

А как быть со второй ситуацией, как измерить тот моральный вред, который испытал на себе ученик.

А водитель, ведь он искренне раскаялся в содеянном.

А что можно сказать о четвертом случае, если пациент, в конце концов, испытал облегчение.

Только разобравшись во всех этих разнообразных ситуациях, мы сможем дать агрессии адекватное определение!

 

Множество ученых мужей, исследуя агрессивное поведение, уже пытались дать определение агрессии. И вот что у них получалось:

 

-Басс считал, что агрессия это поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Согласно этому определению все перечисленные ситуации можно считать проявлением агрессии.

 

-Берковиц и Фишбах полагали, что действия можно считать агрессией, если они были намереньем причинить вред. Тогда, согласно этому определению, агрессией можно считать все случаи, кроме третьего.

 

-Зильманн определял агрессию, как поведение наносящее другим телесные повреждения. Согласно этому определению, агрессией можно назвать лишь первую и четвертую ситуации.

 

Однако ни одно из приведенных определений агрессии не нашло всеобщего согласия в кругу ученых-исследователей. Вместо вышеупомянутых формулировок ученые согласились со следующим утверждением:

 

Агрессия – это любая форма поведения, имеющего целью оскорбить или причинить вред другому живому существу, не желающему подобного обращения.

 

Давайте проанализируем это определение, которое ученые сочли наиболее отражающим суть агрессии. Для этого мы разложим его на составляющие критерии:

 

Критерий - Агрессия это поведение

Приведенное выше определение агрессии однозначно говорит, что агрессия это поведение (действие) а не эмоция (чувство). И это важно понимать, потому что под агрессией нередко понимают и гнев, и злость, и ненависть, которые, по сути, являются эмоциями.

Злость, как мы убедимся, вовсе не является необходимым условием, потому что вести себя агрессивно может как хладнокровный человек, так и едва владеющий собой от гнева.

Важно понимать так же, что агрессия это поведение еще и потому, что агрессию, зачастую, путают с мотивами, такими как, стремление напакостить, стремление оскорбить, а также с негативными установками, например этническими предрассудками.

 

Критерий - Агрессия и намерение

Слово “нацелено” в нашем определении агрессии ясно и четко указывает на то, что агрессивное действие обязательно содержит в себе намерение причинить вред. То есть действие тогда можно считать агрессивным, когда оно совершается предумышленно.

Критерий “намерение” вносит некоторую неопределенность в формулировку, ведь не всегда можно определить, что какое-то действие было умышленным. Тем не менее, этот критерий вносит важнейший вклад в определение агрессии, потому что, отказавшись от него любое случайное оскорбление или иное подобное действие уже ошибочно относилось бы к агрессивному.

Этот критерий важен еще и потому, что без него любое действие, не причиняющее вреда лишь по ошибке, уже нельзя было бы назвать агрессией. Поэтому крайне важно определять агрессию не только как действия несущие вред другим, но и любые косвенные действия имеющие целью причинение негативных последствий в самом общем смысле.

 

Критерий - Агрессия это причинение морального или физического вреда

Приведенное выше определение однозначно отделяет телесные повреждение от ”повреждений душевных”. Это значит, что агрессией считаются умышленные действия для причинения или морального или физического вреда, или обоих видов одновременно.

 

Критерий - Агрессия направлена против живых существ

Этот критерий означает, что агрессией является причинение всевозможного вреда лишь живым существам. Он вносит ясность в ситуации, когда люди теряют над собой контроль и срывают свою злость на неодушевленных предметах, например, на так любимой милыми дамами посуде:)

Однако это относится лишь к тем ситуациям, когда об ущербе либо не заявляется, либо ущерб полностью компенсируется.

 

Для примера опишу один показательный случай. Однажды я был свидетелем того, как мой одноклассник, в припадке ярости из-за очередной поломки, разбил свой автомобиль вырванным им же, аккумулятором! (Чтобы вы, все-таки, как-то поняли поступок моего приятеля, я сообщу вам, что автомобиль этот был ВАЗ 2105:)) Он просто хватал аккумулятор и швырял его в машину до тех пор, пока тот не превратился в гору мятого железа. Можно ли назвать его поступок агрессивным. Да, но лишь в том случае, если он уничтожил бы машину своего соседа, да еще отказался бы заплатить за ущерб. Или если бы машина представляла собой раритет, который нельзя было бы впоследствии восстановить. Поэтому в описанном случае, когда мой знакомый расколошматил свой автомобиль, этот поступок скорее можно считать эмоциональным проявлением гнева, а не актом агрессии.

 

Критерий - Агрессия это тот случай, когда жертва стремится избежать агрессии

Словосочетание ”не желает” в нашем определении агрессии однозначно указывает на то, что вредное действие совершается вопреки воле жертвы. Ведь немудрено, что большинство людей, стремятся избежать физического вреда. Исключения, пожалуй, составляют те, кто при любых обстоятельствах ”подставляют другую щеку”. Это же относится и к самоубийцам.

Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним.

  • Около трети состоящих в браке американцев обоего пола подвергаются насилию со стороны своих супругов.
  • От трех до пяти тысяч детей в США умирают ежегодно в результате жестокого обращения с ними их родителей.
  • 16% детей сообщают, что их избивают братья или сестры.
  • Ежегодно в США совершается свыше миллиона преступлений с применением насилия, среди которых более 20 тысяч убийств.

Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя жестоко или агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий наших близких. Не исключено, что под впечатлением приведенных выше статистических данных у кого-то возникнет мысль о том, что именно на современном этапе исторического развития человечества "темная сторона" человеческой натуры как-то необыкновенно усилилась и вышла из-под контроля. Однако сведения о проявлениях насилия в другие времена и в других местах говорят о том, что в жестокости и насилии, царящих в нашем с вами мире, нет ничего из ряда вон выходящего. Почитайте в неадаптированном варианте какой-нибудь эпос многовековой древности. После этого "Техасская резня бензопилой" покажется невинным детским утренником.

· При взятии Трои в 1184 году греки-триумфаторы казнили всех лиц мужского пола старше десяти лет, а оставшиеся в живых, то есть женщины и дети, были проданы в рабство.

  • В годы наивысшего подъема испанской инквизиции (1420-1498) многие тысячи мужчин, женщин и детей были сожжены заживо на кострах за ересь и другие "преступления" против церкви и государства.
  • У бушменов племени Кунг, живущих на юге Африки, процент убийств в несколько раз превышает таковой же в США и, судя по сообщениям, часто жертвами убийств становятся ни в чем не повинные люди.
  • Более 45% смертей среди представителей народности, живущей на востоке Эквадора, составляют летальные исходы в результате копьевых ранений, полученных в ходе внутриплеменных стычек.

Конечно, даже и в тех случаях, когда люди увечат и убивают друг друга с помощью копий, луков, стрел, духовых ружей и другого примитивного оружия, их действия деструктивны и ведут к ненужным страданиям. Однако подобные побоища, как правило, происходят на ограниченной территории и не представляют угрозы для человечества в целом. Применение же современных, несравненно более мощных видов вооружения может привести к глобальной катастрофе. Сегодня некоторые государства имеют возможность смести с лица земли все живое. К тому же производство оружия массового уничтожения в наше время обходится довольно дешево и не требует особых технологических познаний.

В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Мы должны также задаться вопросом: почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций - с точки зрения философии, поэзии и религии. Однако только в нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, поэтому неудивительно, что не на все вопросы, возникающие в связи с проблемой агрессии, имеются ответы. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее налицо явный прогресс, и сегодня мы знаем уже довольно много об истоках и природе человеческой агрессии, во всяком случае, гораздо больше, чем даже десятилетие назад.

К сожалению, количество данных об агрессии так велико, что было бы неблагоразумно, если вообще возможно, рассмотреть сейчас весь имеющийся материал, поэтому остановимся лишь на некоторых из них.

 

Агрессия: рабочее определение

Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий.

Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем.

Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы определения | Агрессия как причинение ущерба или нанесение оскорбления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.