Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Эдикты магистратов

АКОНЫ

II. ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

В юридической литературе различных народов по римскому праву выражение "источник права" употребляется в различных смыслах:

1. как источник содержания правовых норм;

2. как форма образования /возникновения/ норм права;

3. как источник познания права.

Представляется, что правильнее будет говорить об источнике права, как о форме образования права /или о форме выражения права/. К источникам римского частного права относятся:

1. ЗАКОНЫ;

2. ЭДИКТЫ МАГИСТРАТОВ;

3. ОТВЕТЫ ЮРИСТОВ;

4. ОБЫЧНОЕ ПРАВО.

Римская правовая культура считала законы /leges/ главным воплощением писаного права. Правовое предприятие признавалось в качестве закона при условии, что оно исходило от имеющего соответствующие полномочия органа, и надлежащим образом было обнародовано. Так в Древнем Риме законом являлось решение народного собрания. К концу I в. н.э. народные собрания перестали проводить законы, несмотря на то, что их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях содержится в аграрном законе конца I в.н.э.

С I в.н.э. и до середины III в.н.э. основной формой законодательства являлись сенатусконсульты - постановления сената.

Во II в.н.э. римские юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превратилось в важнейший источник права. Конституции императоров действовали на всей территории Римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

Конституции издавались в четырех основных формах:

1. ЭДИКТЫ - общие распоряжения, основанные на власти императора.
Эти распоряжения были обязательны для всех должностных лиц и граждан. В
начале эдикты были обязательными только при жизни императора. Но уже
начиная со II в.н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2. ДЕКРЕТЫ - решения по судебным делам. На основе этих решений
сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

3. РЕСКРИПТЫ - ответы или советы императора отдельным лицам или
магистратам, которые запрашивали консультации по правовым вопросам.

4. МАНДАТЫ - инструкции, адресованные правителям провинций по
административным и судебным вопросам.

Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления, декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны. Таким образом, основной формой закона являлся императорский эдикт.

Закон должен был содержать определенные элементы:

- введение, которое указывало обстоятельства издания;

- нормативное предписание или текст, включающие в себя содержание
правила поведения и условия его действия;

- последствия нарушения закона /санкция/.

Римское право различало типы законов. Главным классифицирующим элементом являлся заключительный элемент /санкция/. В зависимости от характера санкции сформировалось несколько видов законов. Например,


 

различали законы НЕСОВЕРШЕННЫЕ, КОТОРЫЕ НЕ СОДЕРЖАЛИ В СЕБЕ САНКЦИИ.

Процедура обнародования или опубликования закона самым непосредственным образом влияла на вступление закона в силу. Закон считался вступившим в силу либо с момента его формального обнародования, либо с истечением времени, достаточного для ознакомления с его содержанием на всей территории, для которой он предназначен.

Большую роль в становлении римского права сыграло издание в середине V в. до н.э. Законов XII Таблиц, которые являются источником всего публичного и частного права.

В 450 - 451 г. до н.э. появились первые X Таблиц, а в 450-499 г.г. до н.э. были опубликованы еще II Таблицы законов. Эти законы были написаны на досках и утверждены на народном собрании. Это был главнейший свод права. Несколько позднее законы были запечатлены в виде своеобразного памятника - двух медных многогранных колонн, которые были выставлены на римском форуме. Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен. Делаются попытки их реконструкции на основании цитат из других римских юридических источников.

Таблицы назывались так:

I. "О ВЫЗОВЕ В СУД"

II. II. 'ОВЕРШЕНИИ ИСКОВ"

III. ‘’О ДОЛГОВОМ РАБСТВЕ"

IV. "О ПОРЯДКЕ МАНЦИПАЦИИ ПРИ СДЕЛКАХ"

V. "О ЗАВЕЩАНИИ И СЕМЕЙНЫХ ДЕЛАХ"

VI. "О ПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ"

VII. "О ВОРОВСТВЕ"

VIII. "О ЛИЧНОМ ОСКОРБЛЕНИИ, ОБИДЕ"

IX. "ОБ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЯХ"

X. "О ПОРЯДКЕ ПОХОРОН И ЦЕРЕМОНИЙ"
XI. "О ПУБЛИЧНЫХ ДЕЛАХ В ГОРОДЕ"

XII. "О НЕИСПРАШИВАНИИ ПРИВИЛЕГИИ"


 

Римский юрист Цицерон писал о Законах XII Таблиц: "ДЛЯ ВСЯКОГО КТО ИЩЕТ ОСНОВ И ИСТОЧНИКОВ ПРАВА, ОДНА НЕБОЛЬШАЯ КНИЖИЦА ЗАКОНОВ XII ТАБЛИЦ ВЕСОМ СВОЕГО АВТОРИТЕТА И ОБЪЕМОМ ПОЛЬЗЫ ВОИСТИНУ ПРЕВОСХОДИТ ВСЕ БИБЛИОТЕКИ ФИЛОСОФОВ".

По свидетельству Цицерона в его время /I в. до н.э./ мальчики заучивали Законы XII Таблиц наизусть, как "необходимую песню".

Закон XII Таблиц положили основание развитию римского общегражданского права.

Магистратами в Риме назывались выборные должностные лица. Все должности были срочными /обычный срок полномочий - 1 год/, коллегиальными и безвозмездными. Принцип коллегиальности не означал, что магистраты принимали решения по большинству голосов, а заключался в праве каждого коллеги распоряжаться самостоятельно. Любой магистрат мог вмешаться в действие своего коллеги и отменить то или иное распоряжение последнего.

В традициях римского государственного политического строя не существовало чисто административных функций должностных лиц государства.

Полномочия по изданию правоформирующих эдиктов имели только некоторые из римских должностных лиц - магистратов.

Эти полномочия вытекали из:

а) права лично отправлять правосудие в определенной сфере;

б) собственно специального уполномочия высшего магистрата, согласно
которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-
принудительная в целях общего блага, в т.ч. и "поддерживать, дополнять и
улучшать цивильное право".

Первым видом полномочий /отправлять правосудие в определенной сфере/ обладали так называемые курульные эдикты, в обязанность которых входило поддержание общественного порядка.

Вторым видом полномочий обладали консулы, начальники провинций и преторы.

Первоначально распоряжения магистратов давались устно, откуда и происходило их название / e-dieta /, затем они выставлялись на форуме написанными на досках.

Важнейшее место среди эдиктов магистратов имели преторские эдикты, которые сформировали систему преторского права.

Преторская магистратура была учреждена в 367 г. до н.э.

В обязанности преторов входило:

1. осуществление общего контроля за правоприменением;

2. дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам
применения права.

При вступлении в должность претор издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Данный эдикт содержал указания при каких обстоятельствах будет даваться

судебная защита. Срок преторских полномочий составлял 1 год.

 

Различали следующие виды преторов:

- НОВЫЕ - в них указывались новшества правоприменения и юридической
практики;

- ПЕРЕНЕСЕННЫЕ - в них содержались заявления претора о том, что он
будет придерживаться в своей деятельности воззрений и практики своего
предшественника;

- ПОСТОЯННЫЕ - в них указывались правоположения, обязательные для
юридической практики на протяжении всего срока полномочий;

- НЕПРЕДВИДЕННЫЕ - они касались казусных обстоятельств, либо
правоприменения в отношении отдельных личностей.

Среди вышеуказанных эдиктов особое назначение имел постоянный
эдикт.

В эпоху принца /! - III вв. до н.э./ за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. Однако, независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовывалось больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью.


 

Таким образом, хотя претор и не вправе был отменять старые законы и устанавливать новые, он обладал практической возможностью, руководствуясь соображениями "целесообразности" и "доброй совести" вносить исправления, изменения, дополнения в существующие законы. На основе деятельности преторов сложилась система так называемого преторского права.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
I. Понятие, предмет и система римского частного права | III. Ответы юристов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.