Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношения между отцом и детьми




Отношения между матерью и детьми

ПРАВООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

Отношения между матерью и детьми были различны, в зависимости от того в каком браке состояла мать.

Мать, состоявшая в браке "кум ману", вместе с детьми была подчинена власти своего мужа или его домовладыки. В равных долях с детьми она наследовала после смерти мужа. В качестве агнатов, ее сыновья осуществляли над ней опеку после смерти мужа.

В браке "СИНЕ МАНУ" в древнейший период юридически не была, связана мать со своими детьми. Она не являлась членом семьи отца своих детей, а являлась членом своей старой семьи, в которой она наследовала. Члены ее старой семьи наследовали после нее и осуществляли над ней опеку.

Однако с течением времени когнатская, кровная связь, постепенно стала служить основанием на совместное проживание матери и eе несовершеннолетних детей, находящихся под опекой постороннего лица или даже во власти главы семьи мужа. Матери было предоставлено право получения алиментов от детей. Сенатусконсульты в 11 веке н.э., а затем и императорские конституции установили и последовательно расширили "взаимные права наследования детей и матери, состоявшей в таком браке.

Отношения между отцом и детьми были построены по-иному, чем отношения матери и детей. Для этих отношений не имело значение, в каком браке состоял отец. Дети всегда находились под властью отца, под властью главы семьи. Под отцовскую власть дети попадали:

а) через рождение в законном браке;

б) через усыновление;

в)через узаконение.

Установление отцовской власти через рождение не требует каких-либо разъяснений.

Презумпция отцовства была ограничена следующими условиями:

- ребенок должен был родиться не ранее чем через 6 месяцев после заключения брака;

- ребенок должен был родиться не позднее 10 месяцев после прекращения брака.

Таким образом, презумпция отцовства была ограничена минимальным и максимальным сроками.

При императоре Августе 1 в. до н.э. было узаконено публичное объявление о каждом ребенке, рожденном в законном браке, - не позднее 30 дней с момента рождения. А император Марк Аврелий / 121-180 г.г, н.э,/ распространил это требование на всех новорожденных и ввел соответствующую запись.

Отцовская власть могла быть установлена и через усыновление.

Усыновление могло преследовать как политические, так и династические и экономические цели. Например, через усыновление плебей становился патрицием, всадник - сенатором, и т.д. С древнейших времен в Риме существовали две формы усыновления:

1. ДЛЯ ЛИЦ ПОЛНОСТЬЮ ПРАВОСПОСОБНЫХ

При усыновлении лиц, полностью правоспособных, созывались народные собрания при участии верховного жреца /понтифик максимус/. Усыновление осуществлялось в присутствии усыновителя и усыновляемого.

После изучения обстоятельств дела верховный жрец предлагал народному собранию принять решение об усыновлении, т.е. учреждении отцовской власти над таким-то.

При этой форме усыновления усыновитель и усыновляемый могли быть только лицами, имеющими права участвовать в народных собраниях. Женщины и несовершеннолетние не имели доступа на народные собрания, а, следовательно, не могли выступать в качестве усыновителя и усыновляемого.

Помимо названного условия для усыновления требовались и такие условия, как:

-разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна быть не менее 18 лет;

-усыновитель должен быть самостоятельным лицом, а не подвластным.

Данная форма усыновления прекратила свое существование с прекращением деятельности народных собраний /3-5 вв. н.э/. Усыновление разрешалось проводить частным образом. Необходимо было лишь об этом заявить публично.

В период империи усыновление оформлялось императорским рескриптом. Такое правило было введено императором ДИОКЛЕТИАНОМ / 243-316 гг н.э./.

2. ДЛЯ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ВЛАСТЬЮ ОТЦА, ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ДЛЯ ЖЕНЩИН, ЛИШЕННЫХ ПРАВА УЧАСТИЯ В КУРИАТНЫХ СОБРАНИЯХ

Усыновление для данных лиц совершалось в иной форме, которая называлась АДОПТАЦИЕЙ.

Адоптация совершалась путем использования Законов XII Таблиц о троекратной манципации.

Глава семьи триады продавал подвластного доверенному лицу. После первых двух продаж доверенное лицо отпускало купленного на волю. После третьей продажи, прекращавшей отцовскую власть, выступал усыновитель и путем предъявления фиктивного иска /это был виндикационный иск/, требовал возврата собственности. Тем самым он приобретал отцовскую власть над усыновляемым. Для дочери, внука и младших сыновей достаточно было одной манципации.

При императоре Юстиниане эта сложная процедура была заменена простым заявлением, сделанным перед судом.

До Юстиниана адоптация, как и усыновление на народном собрании, вводили усыновляемого в агнатическую семью усыновителя. Но при Юстиниане /483-565 г.г. н.э./ было несколько ослаблено значение адоптации. Она не уничтожала отцовской власти кровного отца, а лишь устанавливала право наследования усыновленного после усыновителя.

Дошедшие до наших дней некоторые указания памятников позволяют делать предложения о существовании третьей формы усыновления, Это - усыновление в завещании усыновителя. Но четких сведений об этом виде усыновления не сохранилось.

Отцовская власть над детьми могла быть установлена и путем узаконения /легитимации/ детей, рожденных в неполноценном браке "КОНКУБИНАТЕ".

Первоначально эта власть была безграничной. В начале периода империи был введен ряд ограничений прав главы семьи на личность детей. В частности, было ограничено право продажи детей. Разрешалось продавать детей только в случаях крайней нужды, только новорожденных детей. Было упразднено также право выбрасывать детей. Во 11 веке н.э. был принят закон, которым предусматривалась возможность принуждения отца к освобождению сына от власти главы семьи. Подвластные дети могли обращаться с жалобами в магистрат на действия домовладыки. За ними стало признаваться право на получение алиментов от домовладыки. В 6в. н.э. императором Константином было исключено право на убийство детей.

Дети в общем принципе не обладали до своего освобождения из под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом.

С течением времени появились определенные группы имущества, права на которые стали возникать не у домовладыки, а у подвластного сына. Таким имуществом служило имущество, приобретенное во время военной службы. Сын мог свободно пользоваться таким имуществом, даже завещать. В случае смерти сына, который не оставил завещания, имущество переходило к отцу. На таком же положении находилось имущество, приобретенное на гражданской службе.

В 6 в.н.э. детям было предоставлено право на имущество, унаследованное после смерти матери. В дальнейшем детям было предоставлено право на имущество, унаследованное от родственников по материнской линии.

Развитие завершилось тем, что было принято постановление, в силу которого отец-домовладыка сохранял право собственности лишь на;

а) имущество, которое им было приобретено на свои средства;

б) имущество, полученное от третьего лица, желавшего создать известную выгоду для домовладыки;

в) имущество, которое домовладыка передавал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца, в следствии признания недействительности сделок между ним и подвластными.

Все остальные имущества принадлежали подвластному. Он имел право распоряжаться ими при жизни, но не имел права эти имущества завещать.

Как уже отмечалось, власть главы семьи являлась пожизненной и прекращалась смертью домовладыки.

В некоторых случаях власть главы семьи прекращалась и при жизни его, независимо от его воли. Например, если сын приобретал звание консула или епископа.

Мог домовладыка и сам положить конец своей власти над сыном или дочерью. Это делалось путем мансипации. Еще Законы XII Таблиц содержали правило о том, что троекратная мансипация подвластного сына прекращала отцовскую власть.

В 6 веке н.э. существовала уже Эмансипация посредством заявления домовладыки перед судом. После Эмансипации отец сохранял право на пользование половиной имущества сына.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.