Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие гигиены питания в СССР

Тема «Гигиена питания – как наука и область практической деятельности. Основные этапы и пути развития гигиены питания. Современное состояние и перспективы развития науки о питании».

План лекции:

1. Определение понятия гигиены питания.

2. Содержание предмета.

3. Методы гигиены питания.

4. Этапы развития гигиены питания: эмпирический период, гигиена питания в дореволюционной России, гигиена питания в СССР.

5. Современное состояние и перспективы науки о питании.

 

По данным Всемирной Организации Здравоохранения состояние здоровья человека лишь на 15 % зависит от организации медицинской службы, столько же составляют генетические особенности, а 70 % определяется образом жизни и питанием.

Правильное питание позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал и способно предотвращать появление болезней. Недостаточный уровень потребления полноценного белка, витаминов, ряда минеральных веществ, значительное употребление кондитерских и хлебобулочных изделий, картофеля обуславливает рост алиментарно-зависимых заболеваний, в т.ч. болезней эндокринной системы, расстройства пищеварения, нарушений обмена веществ, среди взрослого населения и детей.

 

Гигиена питания есть наука о рациональном питании населения, о методах и условиях наибольшего приближения питания населения к физиологическому оптимуму, который может быть достигнут в конкретных условиях жизни данного контингента населения.

 

1. Гигиена питания как наука и практическая деятельность имеетцелью:

 

· используя рациональное питание, способствовать повышению сопротивляемости организма человека болезням, увеличению рождаемости, снижению детской и взрослой смертности, увеличению продолжительности жизни и трудоспособности населения.

· Разрабатывает мероприятия по обеспечению безопасности пищевых продуктов

· Следовательно, гигиена питания, как и другие отрасли гигиены, имеет своей целью разработку и обеспечение условий для продолжительной и здоровой жизни, жизни особо продуктивной и содержательной.

Питание является одним из важнейших факторов в жизнедеятельности человека. Роль питания в процессах взаимосвязи между организмом и внешней средой чрезвычайно велика. Иван Петрович Павлов указывал, что «существенной связью животного организма с окружающей природой является связь через известные химические вещества, которые должны постоянно поступать в состав данного организма, то есть связь через пищу. Классическими исследованиями И.П. Павлов установил теснейшую связь фактора питания с высшей нервной деятельностью животного организма. Питание оказывает влияние на состояние центральной нервной системы и через неё на все функции организма. Результаты физиологических исследований по обмену веществ и пищеварению являются фундаментом, на котором строит свои научные и практические выводы важнейший раздел гигиены – гигиена питания.

Основываясь на физиологических данных, специалисты в области гигиены питания разрабатывают наиболее целесообразные пищевые рационы и режимы питания применительно к различным условиям жизни. Кроме этого, в задачу гигиены питания входит разработка практических мероприятий по осуществлению санитарного контроля за организацией питания населения и пищевыми продуктами.

 

2. Содержание гигиены питания. Имея своей целью оздоровление питания населения, гигиена питания использует для этого данные всех биологических наук, касающиеся жизненных процессов, связанных с питанием.

Особенно тесно гигиена питания как наука связана с физиологией и биохимией, а также с патологической физиологией, данные которых она сочетает с данными изучения условий питания населения, и на этой основе вырабатывает нормы питания населения как в количественном, так и в качественном отношении.

В гигиену питания как науку входят следующие разделы:

1. Учение о пищевых веществах, входящих в состав пищевых продуктов, об их питательной ценности.

2. Учение о питательной ценности отдельных продуктов питания, используемых в рационах населения, о методах получения и обработки пищевых продуктов, способствующих сохранению и повышению их питательной ценности.

3. Учение о нормах физиологической потребности в пищевых веществах и энергии и организации рационального питания населения.

4. Учение о методах работы гигиенистов в области питания населения за эпидемической и санитарной безопасностью продуктов питания и биологически активных добавок (БАД).

Не вызывает сомнения тот факт, что от обеспеченности населения здоровым питанием зависит не только благополучие отдельных людей, но и общества в целом. Решение продовольственной проблемы в том или ином государстве является зеркальным отражением жизненного уровня народа.

 

3. Методы гигиены питания.

Гигиена питания призвана разрешать многообразные вопросы, связанные с оздоровлением питания населения, а поэтому она пользуется разнообразными методами для изучения питания, а именно:

а) методами физиологическими, применяемыми для изучения обмена веществ в организме и влияния качества и количества пищи на разнообразные функции организма,

б) методами химическими, необходимыми для изучения пищевых продуктов и рационов, их состава и свойств, применительно к задачам оздоровления питания отдельных коллективов,

в) методами бактериологическими, часто применяемыми для изучения санитарных условий производства пищевых продуктов и для их санитарной оценки,

г) методами биологическими, применяемыми для изучения общей биологической ценности продуктов питания, выяснения наличия токсических свойств продуктов, которые могут приобретаться при некоторых условиях обработки и хранения, путём постановки эксперимента на лабораторных животных,

д) методами клинических наблюдений, которые дают возможность выяснить отдельные положительные или отрицательные свойства продуктов питания,

е) методами статистическими, которые широко применяются при изучении питания отдельных контингентов населения.

Следовательно, перед гигиеной питания, как и перед другими медицинскими дисциплинами, поставлены чрезвычайно разнообразные задачи и для решения этих задач она использует разнообразные методы.

 

4. Этапы развития гигиены питания. Эмпирический период.

Элементы диететики, имеющие отношение к формированию науки о питании, зародились в глубокой древности. В сочинениях Гиппократа (460-377 г.г. до н.э), Галена (около 130-200 г.г.), Ибн Сины или Авиценны (980-1037г.г.) обобщены эмпирические медицинские знания, в том числе по питанию, накопленные за многие тысячелетия. В сочинении Гиппократа «О диете» изложены основные положения о правильном питании. Он пишет, что надо знать:

а) все пищевые вещества и напитки, употребляемые человеком, равно и свойства их,

б) как ослабить или усилить те или другие природные свойства каждого из пищевых веществ,

в) соотношения между количеством пищи и физическим напряжением.

Он писал, что количество принимаемой пищи зависит от конституции, возраста, времени года, погоды, местности. В т рактате «О диете при острых болезнях» Гиппократ подчёркивает, что терапия различных болезней должна сводиться к регулированию диеты, поскольку пищевые вещества должны быть лечебным средством, а лечебные средства – пищевыми веществами. Гиппократ призывал соблюдать умеренность в еде.

Древнегреческий философ Сократ ( 469-399 г.г. до н.э.) мысль об умеренности в еде выразил так «Человек ест, чтобы жить, а не живёт, чтобы есть».

В «Каноне врачебной науки» Авиценна писал, что пища в зависимости от состава может действовать на организм трояко:

1) «влиять по качеству,

2) влиять по элементам,

3) влиять по некоторым субстанциям – ядовитые вещества, спиртные напитки и др.»

Интересны его мысли о пищеварении во рту, аппетите, режиме питания, значении воды в питании, организации питания детей, стариков, особенностях питания в зависимости от рода занятий, состояния здоровья, климата, привычек человека. Он писал об умеренности в питании, особенно лиц пожилого возраста. Характеризуя мясо, молоко, яйца, фрукты, напитки и другие продукты, Ибн Сина даёт подробную и довольно правильную с современной точки зрения оценку их пищевой и биологической ценности, описывает методы их проверки.

 

Развитие гигиены питания в дореволюционной России.

Диететика находилась на высоко уровне в древнейшие времена в Грузии, Армении, Азербайджане, Иране, Аравии и др. Элементы диететики получили развитие достаточно рано и на Руси.

Яркими письменными памятниками того времени являются апокрифы (памятники легендарно-религиозной литературы), в которых видное место занимают описания различных эпидемий и эпизоотий. Из эпидемий, имеющих непосредственное отношение к гигиене питания, часто упоминаются «корча» (эрготизм), «весенние конъюнктивиты» (авитаминоз А).

Немало интересных советов по диететике можно найти в книге под названием «Изборник Святослава» (1073 и 1076 гг.). В этом трактате особо подчёркивается значение овощей в питании больного и здорового человека. В 30-е годы ХII столетия широкое распространение получил трактат на греческом языке «Аллима» (мази), в котором освещены вопросы питания беременных, новорожденных, больных, действие пищевых и вкусовых веществ на организм человека, сделана первая попытка классификации продуктов питания (продукты, обладающие тёплыми и холодными свойствами).

В ХIV – ХV веках в связи с усилением экономического общения России с другими странами широкое распространение получила переводная литература. До нас дошёл многократно переработанный сборник Греко-византийского происхождения под названием «Пчела». В этой книге особое внимание обращается на умеренность в еде: «Многопитание – учинение есть злых недуг».

Большую роль в переписывании, составлении, накоплении, хранении и распространении медицинской литературы в это время играли монастыри. В трактате «Учение Галиново на Иппократа» (комментарии Галена к Гиппократу), переписанном и комментированном в середине ХV века монахом Белозёрского монастыря Кириллом, наряду с общемедицинскими вопросами много внимания уделено питанию.

Гигиенические предписания имеются и в таких произведениях того времени, как «Аристотелевы врата (Тайна тайных)», «Шестокрыл», «Учение Луннику», многочисленных летописях и др.

Продолжающееся в ХVI веке слияние разрозненных княжеских земель в единое целое привело в ХVII веке к образованию могущественного, многонационального, централизованного Русского государства.. Получают развитие современные науки, в том числе биология и медицина. Создаются условия для составления и издания на Руси специальных видов медицинской литературы – лечебников, вертоградов, травников и других, в которых освещаются и вопросы питания.

Наиболее чётко изложены регламентации отдельных сторон питания в специальном наставлении по ведению хозяйства в боярском доме («Домострой»), составленном в середине ХVI века священником Сильвестром. В нём приводится много данных о свойствах пищевых продуктов, способах их поучения, хранения, о правилах ухода за посудой и др.

Конец ХVII – начало ХVIII столетия характеризуются дальнейшим упрочением Русского государства. Прогрессивные преобразования Петра I способствовали бурному расцвету экономики и культуры страны. Организуется контроль за получением, хранением и продажей пищевых продуктов, а также за питанием отдельных групп населения, в первую очередь солдат, матросов и др.

В 1716 г. Был издан воинский, а в 1720 г. – морской уставы, в которых впервые были введены нормы питания для солдат русской армии.

В этот период закладываются зачатки санитарного просвещения населения и гигиенического воспитания юношества. В этом плане интересна книга под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению (собрание разных авторов повеления его императорского величества государя Петра Великого)» (Спб. 1745). В разделе «Как младой отрок должен поступать, когда оный в беседе с другими сидит» ярко описаны правила гигиены еды.

Все накопившиеся знания и практический опыт в области питания во второй половине ХVIII века обобщил труд под названием «Провиантские регулы» (1758). В этой книге всесторонне освещены вопросы санитарной охраны и экспертизы пищевых продуктов.

К концу ХVIII века в связи с успехами медицины и других наук, а также быстрым развитием санитарного дела были подготовлены объективные условия для развития гигиены питания как науки.

В конце ХVIII начале XIX века вопросы гигиены питания стали разрабатываться на научно-экспериментальной основе. Значительный вклад в развитие научных основ гигиены питания внесли М. В. Ломоносов, А. Г. Бахерахт, П. С. Вышневский, И.Ю. Вельцин, С. Ф. Хотовицкий и др.

М. В. Ломоносов (1711 —1765) среди причин низкого здоровья населения России первостепенное значение придавал питанию. В письме к И. И. Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» (1761) наряду с вопросами охраны здоровья и борьбы с высокой смертностью, особенно детской, М. В. Ломоносов обращает внимание на важность организации государством правильного питания народа; М. В. Ломоносов лично занимался вопросами питания людей, направляющихся в полярные экспедиции для исследования Северного морского пути. Он резко восстает против вредных религиозных обычаев в питании — постов. В статье «Слово о пользе химии» (1751) М. В. Ломоносов обращает внимание на роль химии в произ­водстве и исследовании пищевых продуктов. В сохранении здо­ровья и долголетии М. В. Ломоносов большое значение придает белковому компоненту пищи, особенно мясу.

Русский ученый А. Г. Бахерахт (1724-—1806) был автором первого русского руководства по морской гигиене под назва­нием «Способ к сохранению здравия морских служителей и особливо в Российском флоте находящихся» (1780). В данном руководствё А. Г. Бахерахт излагает требования к организации труда и быта моряков; в плане предупреждения заболеваний автор отводит важное место правильному питанию моряков. Учеником и последователем А. Г. Бахерахта был П. С. Вышневский. Он написал и издал в 1820 г. книгу «Опыт морской военной гигиены», в которой осветил вопросы охраны здоровья моряков. П. С. Вышневский предположил присутствие в продуктах растительного происхождения особого противоцинготно­го фактора, крайне необходимого для нормального обмена веществ. Он обратил внимание на одно из наиболее характерных «свойств антицинготного фактора — его термолабильность».

В конце XVIII века появляется первая книга по медицинской полиции (гигиене и санитарии) на русском языке под названием «Начертания врачебного благоустройства или о сред­ствах, зависящих от правительства к сохранению народного здравия» (1795), автором которой был И. Ю. Вельцин (1767— 1829). На основе большого конкретного материала автор с социально-экономических позиций вскрывает санитарные нарушения во всех сферах жизни простого народа и намечает мероприятия по их устранению. И. Ю. Вельцин отводит одно из первых мест вопросам питания как социальной проблеме.

В это время С. Ф. Хотовицкий (1796—1885) составляет первое руководство по пищевой санитарии с элементами гигиены питания. На основе отечественного и зарубежного опыта в этом фундаментальном труде автор детально обосновывает положения, касающихся вопросов питания. Особенно большое внимание уделено качеству съестных припасов. Подчеркивается, что вредные качества пищи могут происходить от «естественных свойств» пищевых продуктов или возникать в процессе «неосмотрительного» и «неопрятного» их получения, изготовления и потребления, а также при соприкосновении пищи и литья с «орудиями и посудой», используемой для ее «изготовления и хранения».

На развитие гигиены питания в России большое влияние оказали работы немецкого химика Ю Либиха (1803— 1873). Он является одним из основоположников биохимии питания и химии пищи. Ю. Либихом была разработана первая классификация пищевых веществ. Он подразделил основные пищевые вещества на две группы:

1) питательные, или пластические, и

2) дыхатёльные (респираторные), или теплокровные.

К первым он отнес азотистые вещества, т, е. белки («белковины»), а ко вторым - безазотистые (жиры и сахаристые вещества—углеводы). Он считал, что, помимо пластических и энергетических пищевых веществ, обязательной составной частью пищи являются минеральные соли (по Ю. Либиху — несгораемые части пищи). Ю. Либих занимался изучением химического состава пищевых продуктов, отдельных пищевых веществ, органических кислот, экстрактивных веществ мяса.

Во второй половине XIX — начале XX века происходит становление и развитие гигиены питания как самостоятельного раздела гигиенической нayки. В этот период расширяются и углубляются исследования по пищевой химии, биохимии и физиологии питания. Обмен веществ и энергии в животном и человеческом организме изучается в тесной связи с количественной и качественной сторонами питания. В социально-гигиеническом аспекте изучают фактическое питание отдельных групп населения. Обосновываются и внедряются в клинику специальные лечебные диеты, включающие продукты со специфическим терапевтическим действием (молоко, кефир, кумыс, творог, виноград, ягоды и др.). В науке о питании прокладываются новые направления — учение о значении в питании минеральных веществ, витаминов. Еще шире изучается санитарно-эпидемическая роль пищи. Закладываются прочные основы санитарно-пищевой микробиологии и гельминтологии.

В становлении и развитии гигиены питания как самостоятельного раздела гигиенической науки есть заслуга многих отечественных и зарубежных ученых. Значительный вклад в учение об обмене веществ внесли братья А. Я. и В Я. Данилевские. А. Я. Данилевский (1839—1923), изучая значение в питании белковых веществ и липоидов, роль ферментов и соединений железа в окислительных процессах в тканях и др. внес много нового в раздел о консервировании пищевых продуктов (разработал рецептуру и технологию приготовления ряда консервов, изучил их питательную ценность). Он активно участвовал в упорядочении питания войск, а в 1905 г. Возглавил специальную комиссию по разработке норм питания для солдат русской армии.

В. Я. Данилевский (1852-1939) развивал физиологию питания, он экспериментально подтвердил применимость закона сохранения энергии при различных видах работ, выполняемых человеком. По его данным, расход энергии при умеренной работе и смешанном питании составляет около 3200—3250 ккал, а при тяжелой около 4000 ккал. В. Я. Данилевский более 10 работ посвятил изучению роли лецитина в жизнедеятельности организма. Изучая значение экстрактивных веществ в питании, он показал, что эти вещества способствуют лучшему усвоению пищи и повышают обмен веществ.

Влияние на организм недостаточного питания и полного голодания, особенности питания человека в зависимости от его состояния, возраста, характера труда и др. получили достаточно полное освещение в работах Б.И. Словцова (1874 – 1924).

Влияние недостаточного питания (полного и неполного голодания) на организм плодотворно изучал выдающийся русский патофизиолог В. В. Пашутин (1845—1901). Для изучения обмена веществ организма животного он сконструировал специальную камеру - калориметр. В 1890 г. В. В. Пашутин установил приложимость закона сохранения энергии к обмену веществ человека. В. В. Пашутину принадлежит приоритет в правильном определении сущности цинги.

В становлении гигиены как научной дисциплины и её важнейшего раздела – гигиены питания определённую роль сыграли В.А.Субботин, А.И.Якобий и И.П.Скворцов.

Развивая работы отечественных учёных Ф. Биддера (1810-1894) и К. Шмидта (1822-1894), положивших начало физиологическому направлению в учении о питании, немецкий физиолог К. Фойт (1831—1908) совместно с гигиенистом М. Петтенкофером (1818—1901) показал влияние на обмен веществ в организме температуры, физической нагрузки, особенностей состояния организма и дал научное определение пищевого вещества. По его мнению, пищевыми следует считать все вещества, необходимые для построения клеток и тканей организма и восполняющие его траты. Специальными исследованиями он установил величину снижения массы различных органов при голодании. Обширные статистические исследования с одновременным использованием лабораторных методов в изучении фактического питания позволили Фойту в 1881 т. предложить первые нормы питания: 118 г белка, 56 г жира, 500 г углеводов для людей среднетяжелого физического труда. Фойт обобщил и систематизировал накопленные к тому времени данные о значении пищи для жизнедеятельности организма.

Другой крупный немецкий физиолог и гигиенист Рубнер (1854—1932), ученик Фойта, внес крупный вклад в науку о питании. В эксперименте на животных, а также в наблюдениях над людьми, он изучил усвояемость ряда пищевых продуктов и рекомендовал нормы потребления мяса. Применяя сконструи­рованный им калориметр, Рубнер доказал справедливость закона сохранения энергии для животного организма и впервые определил стандартную теплоту сгорания отдельных пищевых веществ в организме: 17,2 кДж (4,1 ккал) для белков и углеводов и 38,9 кДж (9,3 ккал) для жиров. Развивая учение об энергетическом обмене, Рубнер сформулировал так называемые закон изодинамии пищевых веществ и закон поверхностей.

Рубнер считал, что пищевые вещества, за исключением небольшого количества белка, необходимого для пластических целей, могут в эквивалентных калорийных отношениях заменяться друг другом. В законе поверхностей он обосновывает значение величины поверхности тела как основного фактора, влияющего на интенсивность обмена веществ в организме.

Известный американский физиолог Этуотер (1844—1907), работавший в лаборатории Фойта, развивал учение Рубнера о законе сохранения энергии в животном организме.

Он предложил свою конструкцию респираторного калориметра и в числе первых совместно с Бенедиктом доказал применимость этого закона для человеческого организма. Тем самым была установлена необходимость соответствия между количеством; выделенного организмом тепла и энергетической ценностью усвоенных им питательных веществ.

Ведущую роль в становлении и развитии гигиены питания как самостоятельного раздела гигиенической науки сыграли, основоположники отечественной гигиены А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман и Г. В. Хлопин. В результате их научной и практической деятельности гигиена как наука, в том числе и гигиена питания, приобретает общественный характер.

А. П. Доброславин (1842— 1889) —основатель первой самостоятельной кафедры гигиены в Петербурге при Медико-хирургической академии, создатель первой русской гигиенической школы. По ини­циативе и настоянию А. П. Доброславина в Петербурге была организована городская аналитическая лаборатория и впервые поднят вопрос о соз­дании походных лабораторий, позволяющих в любых условиях исследовать основные качества пищи и пищевых продуктов. Под его руководством изучались состав и питательная ценность пищевых продуктов и гигиенические вопросы питания различных групп населения (городского и сельского населения, войск, детей, заключенных царских тюрем и др.).

Ф. Ф. Эрисман (1842—-1915), швейцарец по происхождению, лучшие годы жизни отдал служению России. Ф. Ф. Эрисман — автор первого капитального трехтомного руководства «Курс гигиены». Здесь изложены общие законы питания, описано должное питание человека в различных условиях жизни. В 1882 г. Ф. Ф. Эрисман возглавил кафедру гигиены в Московском университете. По инициативе Ф. Ф. Эрисмана в 1891 г. создается Московская санитарная станция —прообраз современной СЭС (санитарно-эпидемиологической станции).

В ее задачу входили прежде всего выявление фальсифика­ции пищевых продуктов (съестных припасов) и борьба с ней. Подмена пищевых продуктов в то время была широко распространена и являлась большим злом для населения. Прежде всего пришлось выработать требования к качеству и нормы для отдельных пищевых продуктов, «не теоретически сочиненные, а научно обоснованные», притом такие, «которые по местным условиям могли бы почитаться справедливыми и целесообразными»., Ф. Ф. Эрисман был разносторонним ученым, он опубликовал более 200 работ. По гигиене питания было выполнено 12 научных исследований, касающихся главным образом питания промышленных рабочих (на фабриках Московской губернии и др.). В ряде работ освещались питание населения в период голодовок, вегетарианство, состав суррогатов хлеба и др. Ф. Ф. Эрисман разработал методику изучения питания.

Г. В. Хлопин (1863—1929) начал свою деятельность в царской России и особенно продуктивно работал в советское время. Г.В. Хлопин написал фундаментальные научные работы по самым различным разделам гигиены и санитарной химии. Более 30 его работ посвящены гигиене питания. Наибольший вклад Г.В. Хлопин внес в лабораторную экспертизу пищевых продуктов. Он автор трехтомного руководства «Методы иссле­дования пищевых продуктов». Г.В. Хлопин первым исследовал: глиняную глазурованную посуду и показал, что продукты, хра­нящиеся в этой посуде, могут содержать свинец в количествах, небезразличных для организма. Его интересовали также орга­низация питания, проблемы обеспечения населения белком, осо­бенно в тяжелые голодные годы. Г.В. Хлопин много занимался: нормированием войскового питания. Для студентов и врачей он написал двухтомное руководство «Основы гигиены» (1921— 1923). Свои научные исследования Г. В. Хлопин тесно увязывал с нуждами практики. Г.В. Хлопин — о снователь советской гигиенической школы, воспитавшей много крупных ученых-гигиенистов и санитарных врачей.

Наибольшее развитие гигиена питания получила после Великой Октябрьской социалистической революции. Созданные в СССР благоприятные условия для развития всех областей науки обеспечили и развитие гигиены питания. С первых лет Советской власти организация питания населения в общегосударственном масштабе стала рассматриваться с научных позиций. В Программе Коммунистической партии, принятой в 1919 г. на VIII съезде, был записан пункт о постановке общественного питания на научно-гигиенических началах.

С первых дней Советской власти В. И. Ленин уделял неослабное внимание развитию общественного питания. В этом важном деле он видел не только широкую возможность организации питания трудящихся страны на основе достижений науки о питании, но и зачатки новых общественных отношений. Большое значение В. И. Ленин придавал общественному питанию и потому, что оно должно было способствовать раскрепощению женщин. Таким образом, советская гигиена питания с самого начала приобретает общественно-социальный, характер.

В первые годы Советской власти научную работу в области питания возглавил М. Н. Шатерников (1870—1939), который не только провел ряд важнейших исследований, но и внедрил их результаты в практику. Будучи ближайшим сотрудником И. М. Сеченова, М. Н. Шатерников воспринял лучшие черты русской физиологии и основал советскую школу физиологии питания.

Основоположник русской физиологической школы, автор известного труда «Рефлексы головного мозга», сделавший ряд открытий в области физиологии нервной системы, И. М. Сеченов (1829—1905) уделял большое внимание изучению обмена веществ и превращения пищевых веществ в организме. И. М. Сеченов придавал особую важность процессам и считал, что «проследить судьбу пищевых веществ в организме, значит познать сущность жизненных процессов во всей их со­вокупности».

Основываясь на идее И. М. Сеченова, М. Н. Шатерников разработал метод изучения газообмена в специальной модифи­каций, что позволило получить объективные данные для нормирования питания. Основной заслугой. М. Н. Шатерникова являются интенсивное изучение питания и его нормирование для отдельных групп населения. М. Н. Шатерниковым совместно с П. Н. Диатроптовым (1859—1934) предложены первые отечественные нормы белка: 110 г/сут (100 г усвояе­мых) при работе средней тяжести и 130 г/сут (115 г усвояемых) при тяжелом труде. Под руководством М. Н. Шатерникова разработаны нормы питания для всего населения страны, которые легли в основу планирования производства продуктов питания в восстановительный период.

В период построения и укрепления социализма в СССР (1926—1941) гигиена питания выделяется в самостоятельную научную дисциплину и становится предметом преподавания. В 1930 г. в ряде медицинских институтов были открыты санитарно-профилактические факультеты, в составе которых были организованы кафедры гигиены питания, возглавляемые вид­ными учеными нашей страны (3. М. Аграновский, И. П. Барченко, Ф. Е. Будагян, Н. Н. Мусерский, Ф. С. Околов, А. В. Рейслер, А. И. Столмакова, А. А. Хрусталев, А. И. Штенберг, М. М. Экземплярский и др.). Организация питания населения на научных основах и со­здание для этого экономической базы явились предпосылкой для организации специальных научно-исследо­вательских институтов.

В 1930 г. был открыт Центральный научно-исследователь­ский институт литания Наркомздрава РСДСР. В настоящее время это Институт питания АМН СССР. В этом же году на Украине создан Харьковский центральный институт питания с филиалами в Киеве, Днепропетровске и др. В ряде республик были открыты научно-исследовательские институты санитарии и гигиены с пищевыми отделами и отделениями (в Тбилиси и Минске—1926 г.; в Новосибирске— 1930 г.; в Ташкенте — 1934 г.; в Вильнюсе— 1940 г. и др.).

В 1932 г. начинает выходить центральный профильный гигиенический журнал «Вопросы питания». Для студентов санитарно-гигиенических факульте­тов выпускаются первые учебные пособия по гигиене питания.

Центральное место в исследованиях занимала разработка физиологических норм питания для отдельных профессиональ­ных и возрастных групп населения. Руководителями и участни­ками данного направления научно-исследовательской работы были сначала М. Н. Шатерников, а после его смерти О. П. Молчанова.

22.06.41 г. мирный труд советских людей был прерван вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну. Вся работа была перестроена на военный лад. В ходе войны, в 1944 г. был организован специальный Научно-исследовательский институт питания Красной Армии,

В Великую Отечественную войну научная тематика тесно была увязана с нуждами здравоохранения фронта и тыла:

* предупреждение пищевых отравлений и других заболеваний, связанных с потреблением санитарно-эпидемически опасной пищи;

* профилактика заболеваний недостаточного питания (алиментарная дистрофия, авитаминозы и др.);

* рационализация: питания отдельных групп населения, в первую очередь рабочих оборонных предприятий;

* влияние на организм различных пищевых веществ и продуктов питания в связи с физической работой в условиях сильного нервно-психического напряжения;, оценка и внедрение в питание дополнительных источников пищевых веществ;

* санитарно-гигиеническая оценка новых технологических приемов в изготовлении и обработке пищевых про­дуктов;

* изыскание новых приемлемых в военное время ускоренных методов химического и бактериологического анализа пищевых продуктов.

В короткие сроки были изучены и разработаны:

* нормы потребности в основных витаминах, создана советская витаминология,

* организована витаминная промышленность,

* изучены и использованы в невиданном масштабе витаминные и белковые, растительные ресурсы, изучены и внедрены в качестве В-витаминных и белковых источников различные виды дрожжей.

* В короткие сроки были разработаны экспресс-методы определения содержания витаминов в пище и сырье,

* а также определения калорийности пищи в полевых условиях.

Все крупнейшие учёные в области биохимии и физиологии питания внесли свой вклад в разработку проблем питания войск и в решение многих неотложных практических вопросов. Участие представителей гигиенической науки и санитарной практики в осуществлении гигиенических мероприятий в сухопутных войсках и на флоте выразилось в непосредственном приходе в армию многих учёных, которые заняли должности фронтовых и армейских гигиенистов. Эти должности были укомплектованы крупными специалистами, руководителями гигиенических кафедр, профессорами и доцентами, видными работниками Государственного санитарного надзора (З.А.Анрановский, Е.Е.Аксёнов, П.А.Вавилин, Б.Л.Гордин, А.Я.Гудкин, Н.З.Дмитриев, Д.Н.Калюжный, М.Г.Маркарян, И.Рамм, Я.М.Грушко и др.).

В результате осуществления всех необходимых гигиенических и профилактических мероприятий на протяжении войны в Советской Армии неуклонно уменьшалось число пищевых отравлений и не наблюдалось авитаминозов, косивших солдат в первую мировую войну. За период войны было опубликовано большое количество материалов по организации питания в войсках. Значительная их часть хранится в виде отчетов в архивах и в Военно-меди­цинском музее Советской Армии. Эти работы представляют большую ценность в плане разработки многих аспектов проблемы питания войск. Опыт организации питания войск Советской Армии обобщен К. С. Петровским (см.: Опыт Советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., т. 33).

В науке о питании в послевоенный период особенно широко используется учение И. П. Павлова (1849—1936). Физиологическое учение И. П. Павлова, в частности, разработанные им основные закономерности пищеварения оказали большое влияние на дальнейшее развитие науки о рациональном питании здорового и больного человека. Гигиена питания получила новое физиолого-гигиеническое направление. Работы И. П. Павлова по пищевому центру, аппетиту, динамическому стереотипу, о двух фазах желудочной секреции и т.д. были положены в основу при разработке различных вопросов режима питания отдельных групп населения. И. П. Павлов научно обосновал структуру пищевых рационов и последовательность различных блюд, выдвинул новые принципы детского питания. Появилась объективная возможность изучать закономерности питания на целостном организме в естественных условиях.

В 70-х годах Институт питания АМН СССР под руководством А. А. Покровского провел ряд фундаментальных исследований для развития концепции рационального, сбалансированного питания. Согласно этой концепции обязательным условием является соблюдение сложных взаимоотношений между многочисленными факторами питания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Современное состояние и перспективы развития науки о питании
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.