Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Президент РФ

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ

РФ 4. Органы государственной власти в РФ

В государстве необходимо осуществлять следующие три функции: 1) принятие законов, 2) исполнение этих законов и 3) осуществление правосудия, т.е. наказание нарушителей зако­нов и разрешение проблем или конфликтов, связанных с приме­нением законодательства. Эти три функции служат естествен­ной предпосылкой разделения властей. В самом деле, для обес­печения демократии в обществе целесообразно распределить эти три направления государственной деятельности между тре­мя разными государственными органами, чтобы не произошла чрезмерная монополизация власти одним органом. Три незави­симые ветви власти могут контролировать друг друга. Реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежа­щие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга (рис. 2.8).

 

  Президент - глава государства  
Законодательная Исполнительная Судебная впасть впасть впасть
Федеральное Собрание (парламент): • Совет Федерации 178 депутатов • Государственная Дума 450 депутатов Правительство • Председатель Правительства • Заместители • Федеральные министры • Конституционный суд • Верховный суд • Высший Арбитражный суд • Прокуратура  
Рис.2.8. Органы государственной власти РФ  
         

Каждый из этих государственных органов наделен опреде­ленными властными полномочиями. При этом компетенция разных государственных органов различна и зависит от выпол­няемой работы, сферы деятельности. Так, в качестве законода­тельной ветви власти в России прежде всего выступает Феде­ральное Собрание - представительный орган РФ и ее субъектов. В самих субъектах Федерации эту власть олицетворяют законо­дательные собрания разного уровня (скажем, Городская Дума в Москве, Городское собрание в Санкт-Петербурге и т.д.). Орга­нами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные службы, федерального агентства и т.д.). В субъек­тах РФ органами исполнительной власти могут выступать: в республиках - президенты, правительства, министерства, в дру­гих субъектах - губернаторы, правительства, администрации1, мэрии2, департаменты и т.д. Судебную власть осуществляют суды: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, иные федеральные суды, а также суды субъектов РФ.

Главой государства является Президент РФ. Он занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции РФ он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование. Пре­зидент РФ является гарантом3 Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики государ­ства. Основные функции Президента РФ представлены на рис. 2.9. Президент РФ является Верховным Главнокомандую­щим Вооруженными Силами РФ, формирует и возглавляет Со­вет Безопасности.

 

 

  Президент РФ  
       
• глава государства • гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина • обеспечивает охрану суверенитета РФ, независимости и государственной целостности • обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти • определяет внутреннюю и внешнюю политику государства • представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

 

Рис. 2.9. Функции Президента РФ

Президент РФ тесно связан с исполнительной властью. Он имеет решающие права по назначению главы правительства, других его членов, может принять решение об отставке прави­тельства, имеет право председательствовать на его заседаниях. По предложению Председателя Правительства РФ утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти. Со­гласно Федеральному конституционному закону "О Правитель­стве РФ" от 17 декабря 1997 г., Президент РФ руководит дея­тельностью федеральных органов исполнительной власти, ве­дающих


1 Администрация (лат. administratio - управление, руководство).

2Мэрия (фр. mairie) - муниципальное управление, муниципалитет (от лат. municipium - самоуправляющаяся община) - орган местного самоуправления.

3Гарант (от фр. garantir - обеспечивать, охранять) - поручитель; государ­ство, учреждение или частное лицо, дающее в чем-либо гарантию.

 

вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не мо­ложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Срок полномочий главы государства - 4 года; одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Президент РФ приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги. Досрочное прекращение ис­полнения полномочий Президента РФ происходит по следую­щим основаниям: а) отставка; б) стойкая неспособность по со­стоянию здоровья осуществлять эти полномочия; в) отрешение от должности. В случае досрочного прекращения исполнения президентских полномочий не позднее трех месяцев с момента прекращения должны состояться выборы Президента РФ.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Представительным и законодательным органом Россий­ской Федерации является Федеральное Собрание. Оно: 1) при­нимает законы, обязательные для всех государственных органов и для остальных ветвей власти (не нарушая при этом их само­стоятельности); 2) участвует в назначении должностных лиц; 3) выполняет контрольные функции. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы (рис. 2.10).

 

Федеральное Собрание представительный изаконодательный орган РФ
К ведению Государственной Думыотносятся:

 

• дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству • назначение на должность И освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ • объявление амнистии • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности • обсуждение законопроекта и принятие закона
  К ведению Совета Федерацииотносятся:  
• утверждение изменения границ между субъекгами РФ • утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения • назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности • назначение на должность судей и Генерального прокурора и освобождение последнего от нее • решение вопроса о возможности использования ВС РФ за пределами ее территории • рассмотрение и одобрение закона

Рис. 2.10. Компетенция палат Федерального Собрания РФ

Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе. После обсуждения законопроекта (обычно оно проходит в трех чтениях) Государственная Дума принимает федеральный закон большинством голосов от общего числа депутатов1. Совет Фе­дерации не наделен правом принимать законы, однако он одоб­ряет или отклоняет законы, принятые Государственной Думой. Отклонение закона не носит абсолютного характера и может быть преодолено Государственной Думой (квалифицированным большинством голосов - не менее чем двумя третями от общего числа депутатов). Условием принятия федеральных конститу­ционных законов является их одобрение не менее чем двумя тре­тями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа чле­нов Совета Федерации.

Состав палат Федерального Собрания определяется Кон­ституцией РФ. В Совет Федерации входят два представителя от каждого из 89 субъектов РФ: представитель законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается этим органом, представитель исполнительного органа государствен­ной власти субъекта РФ назначается высшим должностным ли­цом субъекта РФ.

Депутаты Государственной Думы (450 человек) избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Депу­татом Государственной Думы может быть гражданин РФ, дос­тигший на день выборов 21 года. Половина депутатов Государст­венной Думы (225 человек) избирается на основе пропорцио­нального представительства по общефедеральному избиратель­ному округу. Избирательными объединениями (партиями, дви­жениями) выдвигаются списки своих кандидатов в состав Госу­дарственной Думы. Избирательное объединение, за чьи списки кандидатов подано более 5% действительных голосов, получает число депутатских мандатов2, пропорциональное количеству го­лосов, поданных за их списки. Объединения, набравшие менее 5% действительных голосов, не допускаются к распределению депутатских мест по общефедеральному округу.

 

1Депутат (от лат. deputatus - посланный) - лицо, избранное в представи­тельный орган.

2Мандат (лат. mandatum) - полномочие, наказ, поручение; документ, удо­стоверяющий права и полномочия какого-либо лица.

 

Остальные 225 депутатов избираются на основе мажоритарной3 системы. Это значит, что для избрания депутата в каждом из 225 одномандат­ных избирательных округов требуется большинство голосов (причем относительное) от числа проголосовавших избирателей. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом ок­

 

руге должно быть не менее двух кандидатов. Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат - Государственной Думы. Это может сделать Президент РФ в следующих случаях: 1) после трехкрат­ного отклонения данной палатой представленных главой госу­дарства кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выра­зит недоверие Правительству РФ;

1Депутат (от лат. deputatus - посланный) - лицо, избранное в представи­тельный орган.

2Мандат (лат. mandatum) - полномочие, наказ, поручение; документ, удо­стоверяющий права и полномочия какого-либо лица.

3Мажоритарный (фр. mqjorite - большинство, от лат. major - больший) -основывающийся на большинстве.

 

3) при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его глава сам поставил вопрос о доверии Правительству РФ (в последних двух ситуациях Пре­зидент РФ может не распускать эту палату, а объявить об от­ставке Правительства).

Распуская Государственную Думу досрочно, Президент РФ назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государст­венная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако в некоторые периоды эта палата не может быть распущена. В частности, в течение года после из­брания Государственной Думы она не может быть распущена по 2-му и 3-му основаниям. Она не может быть распущена вообще в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Пре­зидента РФ, кроме того, с момента выдвижения ею обвинений против Президента РФ и до принятия соответствующего реше­ния Советом Федерации, а также в период действия на всей тер­ритории РФ военного или чрезвычайного положения.

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РФ

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществ­ляет Правительство РФ. Оно обеспечивает выполнение Кон­ституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Пре­зидента РФ на практике. Председатель Правительства РФ на­значается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Пре­зидента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь из­бранным Президентом.

Конституцией РФ предусмотрена возможность отставки Правительства РФ в следующих четырех случаях:

1) Правительство РФ само подает в отставку, а Президент РФ принимает ее (но он может и отклонить такую отставку);

2) Президент РФ по собственной инициативе принимает ре­шение об отставке Правительства РФ;

3) Государственная Дума выражает ему недоверие, и Прези­дент РФ объявляет об отставке Правительства;

4) Председатель Правительства РФ ставит перед Государ­ственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Дума отказывает ему в доверии, на этом основании Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ. Наряду с коллективной отставкой Правительства РФ возможна и персо­нальная отставка отдельных его членов, которые могут освобо­ждаться от должности Президентом РФ. Правительство РФ несет ответственность за свою деятельность перед Президен­том РФ и Государственной Думой. Деятельность Правительства РФ охватывает, по существу, все стороны жизни общества (рис. 2.11).

 

  Правительство РФ, осуществляя исполнительную власть:  
       
  • разрабатывает программы экономического и социального развития
  • разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение
  • обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики
  • обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • осуществляет управление федеральной собственностью
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью
  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ

 

 

Рис. 2.11. Функции Правительства РФ

 

Правительство РФ на основании Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постанов­ления и распоряжения, контролирует их исполнение. Прави­тельство возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства1, федеральные службы и фе­деральные агентства2 (см. приложение на с. 217-219).

Министерства РФ - федеральные органы исполнительной власти, функцией которых является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в определен­ной сфере деятельности. В соответствии с указом Президента РФ сегодня в нашей стране действуют, например, Министерство природных ресурсов, Министерство образования и науки, Ми­нистерство транспорта и связи, Министерство промышленности и энергетики, Министерство финансов, Министерство здраво­охранения и социального развития, Министерство юстиции и др. Глава федерального министерства (министр) входит в состав Правительства РФ.

Федеральные службы осуществляют контроль и надзор в установленной сфере деятельности, а также специальные функ­ции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступно­стью, общественной безопасности. Созданы, например, Феде­ральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиче­ских средств и психотропных веществ, Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федераль­ная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба государственной стати­стики и др.

1 Министерство (фр. ministere < лат. ministerium - служба, должность).

2 Агентство (лат. agentis - действующий) - оганизация, выполняющая оп­ределенные поручения учреждений(или частных лиц).

 

Федеральные агентства осуществляют функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным иму­ществом и правоприменительные функции. Государственные услуги - это услуги, имеющие исключительную общественную значимость. Так, действуют Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, Федеральное агентство по об­разованию, Федеральное агентство по строительству и жилищ­но-коммунальному хозяйству и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Федеративное устройство России | Конституционные Принципы осуществления судебной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.