Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка организационных основ в деятельности предприятия




1. Принятие решения о выборе организационно-правовой формы предприятия

Правовая форма предприятия определяет его юридические рамки или правовую оболочку. Она регулирует правовые отношения внутри предприятия и между предприятием и внешней средой.

Проблема выбора правовой формы возникает при создании предприятия и его реорганизации и относится к решениям долгосрочного характера.

Учитываются следующие факторы, выступающие как критерии выбора:

1.вид деятельности

2.предполагаемые масштабы деятельности

3.возможности и потребности финансирования

4.степень ответственности по результатам деятельности

5. участие в прибылях и убытках

6.отчетноть и обязательность публикации отчетов

7.налогообложение

8.издержки управления предприятием

9. преемственность, возможность смены партнера

Таким образом, выбор организационно-правовой формы является многокритериальной проблемой, которые дают неоднозначный ответ. Поэтому для принятия решения используются методы, позволяющие сделать обобщенную оценку, учитывающую множество критериев. Используются экспертные методы.

 

2. Выбор местоположения предприятия.

Возникновение проблемы выбора местоположения предприятия связано с тем, что отдельные территории неоднородны с природной и экономической точек зрения и прежде всего с точки зрения достижения предпринимательских целей. Отдельные территории отличаются по ресурсным возможностям, по действующему законодательству, затратам на транспортировку товаров и ряду других условий. Поэтому для тех предприятий, у которых есть свобода выбора, встает проблема обоснования местоположения предприятия.

 

 

4 октября.

 

Решение вопроса о выборе местоположения включает следующие этапы:

1.Определить требования к территориям на которым предполагается расположить предприятие. Эти требования могут включать оценку климатических условий, наличие транспортных возможностей, наличие рабочей силы и ее квалификация.

2.Качественный анализ альтернативных мест расположения в соответствии с установленными требованиями.

3.Оценка ожидаемых затрат и результатов по местам расположения.

4.Оценка месторасположения по критерию максимальной эффективности деятельности.

5. При выборе месторасположения одновременно решаются вопросы возможности аренды производственных площадей или покупки или лизинга оборудования, а также оцениваются возможности объема сбыта продукции на выборной территории. В связи с этим учитываются дополнительно стоимость земельных участков при покупке или аренде, а также возможности расширения предприятия.

6. Необходимо учитывать возможность снижения затрат на сырье и материалы.

7. Наличие доступности источников энергии.

8. Развитость транспортной системы (дороги, железные дороги, транспортные тарифы и т.д.).

9. Наличие предприятий которые можно использовать для создания кооперативных связей.

7. Потенциал сбыта.

8. Развитость предпринимательской инфраструктуры. Наличие выставок, ярмарок, развитость рекламных предприятия, а также средств связи.

Целый ряд критериев определяются проводимой государством экономической политикой.

- территории необлагаемые налогами называются офшорными зонами.

- очень важным является наличие межправительственных договоренностей об исключении двойного налогообложения.

- таможенные законы. Если таможенное законодательство ущемляет интересы экспортеров, то предприятие выгоднее разместить зарубежом.

- экономическая и политическая стабильность.

- требования по экологии.

- наличие государственной помощи.

Учитывая перечисленные факторы и условия которые связаны с выбором местоположения предприятия, становится очевидным, что проблема сложная, многокритериальная. В процессе принятия решений используют так называемый метод свертки, позволяющий свести многокритериальную задачу к одному критерию. Метод свертки основывается на системе экспертных оценок позволяющих установить предпочтительность каждого из критериев с точки зрения достижения конечной цели. Согласно этому методу каждый критерий взвешивается по предпочтительности и формируется обобщенная оценка.

 

Аj=∑qij*zi → max

Zi – относительная важность i-ой цели

qijопределяет относительную важность или предпочтительность j-ой альтернативы с точки зрения достижения i-ой цели

Пример:

Пусть имеются 3 цели: z1 – транспортные расходы; z2 – сбытовой потенциал; z3 – ставка налога на прибыль.

 

цели z1 z2 z3 Aj  
альтернативы 0,5 0,3 0,2    
S1       4,5  
S2       6,6 →S2(max)

 

 

Если в качестве критерия выбора месторасположения используется какой-то один критерий, то могут использоваться модели оптимизации.

 

Реорганизация и ликвидация предприятий (юридических лиц).

 

Реорганизация и ликвидация предприятий или юр лиц предусматривает разработку ряда законодательных и нормативных положений, обязательных к выполнению.

 

 


 

11 октября

 

Цели объединения предприятий.

 

Объединение предприятия осуществляется в разных формах которые в общем могут быть определены как реорганизация предприятия. Форм реорганизации очень много. Самое главное отличие различных форм заключается в сохранении или потере правового т е юридического статуса. Если осуществляется изменение юр статуса то процесс рассматривается как реорганизация. Если юр статус не меняется, то объединение предприятий рассматривается как процесс интеграции для осуществления совместной деятельности.

Основная цель объединения - для совместного решения актуальных задач и повышение эффективности хоз деятельности и конкурентоспособности. В качестве таких целей может быть - повышение объемов продаж, увеличение доли рынка, удовлетворение личных амбиций менеджера, повышение имиджа фирмы и укрепление своих позиций в предпринимательской среде, относительное снижение постоянных расходов, расширение возможности по сбыту продукции за счет увеличения ассортимента и увеличения сегмента рынка, ускорение процесса развития и роста предприятия за счет более масштабной экономии ресурсов, возможности снижения налоговой нагрузки.

 

Альтернативные формы объединения и их характеристика.

 

Варианты объединения предприятий определяются двумя характеристиками:

Направление слияния

Степень интенсивности слияния

По направлению слияния выделяют три формы: вертикальное, горизонтальное и конгломератное слияние.

При вертикальном слиянии объединяются предприятия, находящиеся на разных стадиях технологического процесса т е по технологической цепочке. Цель вертикального слияния - уменьшить зависимость от поставщиков и укрепить свои рыночные позиции.

Горизонтальное слияние предусматривает объединение предприятий выпускающих однотипную продукцию. Преимущество - срабатывает эффект масштаба, более широкий охват рынка. Минусы - намечается тенденция к монополизации. А монополизация убивает научно-техническое развитие.

Конгломератное слияние (смешанная форма) объединяются предприятия, не имеющие между собой никакой логической связи.

По степени интенсивности слияния и по особенностям новых связей выделяют как объединение предприятий в форме коопераций и объединение предприятий под общим руководством которое рассматривается как создание многоуровневых предприятий. Для кооперации как формы объединения предприятий характерные является сохранение статуса юр лица. Основными формами кооперации являются: деловое сотрудничество (консорциум), картель, совместные предприятия и союз предприятий.

Консорциум - это временное объединение предприятий для совместного решения производственной задачи, после решения которой предприятия разъединяются.

Картели как правило объединяются для воздействия на рынок для снижения конкуренции. Они разделяются по следующим признакам: по предмету объединения и по объему соглашения.

По предмету объединения могут быть выделены картельные соглашения следующего содержания:

- соглашения о ценах. Установление твердых цен по минимуму и максимуму;

- соглашение о размере предоставляемых скидках;

- соглашение об однородности условий торговли, которые могут предусматривать одинаковые условия по доставке, по обслуживанию продукции и т.д.;

- соглашение о стандартизации отдельных видов продукции;

- картельные соглашения о специализации и разделении рынков;

- картельные соглашения контингентированные. Они распределяют квоты по предприятиям входящим в картель;

- территориальные картели. как правило связанные с рынком сбыта;

- картели по экспортно-импортной деятельности. Устанавливают соглашения о правилах внешней торговли;

- синдикаты - наиболее крупные картельные объединения в которых обеспечивается наиболее высокая форма согласования интересов о приобретении товаров и сбыте продукции.

По объему соглашения выделяют картели высшего и низшего порядка. Если соглашение не сложное или касается только одного фактора (о ценах) то эти картели относятся к картелям низшего порядка, но а в противном случаи они рассматриваются как картели высшего порядка.

 

Совместное предприятие представляет собой кооперацию нескольких предприятий в форме основания общества. Каждое из предприятий объединяющихся в общество вносит определенную долю или пай для формирования уставного капитала. Для такого предприятия характерны все процедуры связанные с созданием предприятия. Такие предприятия создаются для совместного проведения научных разработок или реализации каких-то других сложных дорогостоящих проектов. Например в таким виде германское общество с ограниченной ответственностью является совместным предприятием созданным фирмами Mercedes и W с целью проведения опытных и научно-исследовательсиких работ в области электротехники и электрохимических накопителей.

 

Стратегические альянсы.

Стратегический альянс это форма долговременного взаимодействия нескольких независимых компаний с целью объединения компетентности, финансовых и материальных ресурсов, а также координации производственной и рыночной деятельности при выполнении конкретного проекта. Слияние и присоединение предприятий в этом случае не производится. Это объединение на добровольных началах.

Характерными особенностями для стратегических альянсов являются следующие:

Наличие нескольких руководящих центров, что создает трудности в управлении альянсом и соответственно деятельностью и трудности в организации эффективных коммуникаций.

Противоречивость интересов и целей, которые в ряде случаев могут не соответствовать целям реализации проекта.

Возможность обратимости принятых стратегических решений.

В связи с отмеченными недостатками они рассматриваются как неустойчивые структуры, но преимущества которые они обеспечивают альянсы широко используются в экономике. 15-20% объемов реализации приходится на стратегические альянсы.

 

Объединение под общим руководством

 

Объединение предприятий под общим руководством предусматривает несколько вариантов объединения:

Предприятие держащее контрольный пакет акций другого предприятия.

Предприятия контрольный пакет акций которых находится в руках других предприятий

Объединение с выделением зависимых и господствующих предприятий

Предприятия взаимоучаствующие в делах друг друга. Наиболее распространенными формами объединений такого рода являются концерн и холдинг. Для концертов характерны следующие основные черты: 1. В концерны могут объединяться юридически самостоятельные предприятия. 2. В концерне осуществляется общее руководство деятельностью. 2 типа концернов по отношению к предприятиям - координирующие концерны и концерны подчинения. В концерне подчинения одно или несколько зависимых предприятий объединяются под руководством ведущего предприятия. В этом случае юр самостоятельность предприятия не теряется и концерн рассматривается как концерн объединения координационного типа. Второй разновидностью концерна является концерн подчинения. Он формируется на договорной основе. Согласно договорам законодательно устанавливается фактическое владение одного предприятия другим. В этом случае входящие в концерн предприятия становятся дочерними. Дочернее предприятие это предприятие организованное ведущим. Согласно договору определяются организационные отношения между ведущим и дочерним предприятием. В этом случае объединенное предприятие концерн имеет консолидированный баланс в котором отражается хозяйственная деятельность дочерних предприятий и концерна в целом. Дочернее предприятие согласно договору обязано отчислять часть прибыли головной или ведущей организации. Кроме такой формы концерн подчинение может организовываться в форме фактического главенствования ведущего предприятия в делах подчиненных предприятий. Договорных отношений в этом случае не устанавливается, а руководители ведущего предприятия непосредственно участвуют в делах дочерних предприятий. В этом случае руководители ведущего предприятия входят в состав органов управления подчиненных предприятий, а следовательно непосредственно участвуют в принятии решений по тем или иным вопросам. В результате таких объединений создается многоуровневое предприятие, причем долевое участие ведущего предприятия в уставном капитале подчиненного предприятия является обязательным условием.

Для многоуровневых предприятий характерно создание управляющей компании. Как правило эта компания не занимается хозяйственными процессами. Такие компании называются холдингами. В дальнейшем появились финансовые холдинги, в дальнейшем перекрестные или круговые холдинги.

Финансовый холдинг (финансово промышленный группа) имеет в своей структуре финансового участника. Как правило в качестве финансового участника выступает банк. Его главное назначение предоставлять финансовые ресурсы для реализации различных инвестиционных проектов в рамках холдинга.

Круговым холдингом называют систему в которой дочерняя компания приобретает акции своего вышестоящего учредителя и таким образом становится одновременно совладельцем ее капитала. Это позволяет дочерней компании контролировать деятельность вышестоящей компании.

Перекрестные холдинга (кросс-системы) это такая форма участия капитала двух или нескольких структур в которых ведущая компания владеет акциями подчиненных предприятий, которые в свою очередь владеют акциями других холдинговых структур. Использование таких кросс-систем усложняет антимонопольное регулирование или действенность антимонопольного законодательства поэтому в некоторых странах такие холдинги запрещены.

 

 

18 октября.

 

Ликвидация юридического лица (предприятия).

 


Ликвидация предприятия означает прекращение прав и обязанностей без перехода их к другим лицам. После ликвидации юр лицо исключается из единого гос реестра юр лиц.

Процедура ликвидации юр лица в случае его неудовлетворительного фин состояния и в следствии этого его неплатежеспособности регулируется гражданским кодексом. Банкротство предприятия является объективной процедурой и возникает в случае непогашения обязательств (долгов) в течении трех месяцев. Решение о банкротстве осуществляет арбитражный суд по заявлению собственников (учредителей) либо по заявлению кредиторов.

Фиктивное банкротство уголовно наказуемо.

В случае ликвидации в связи с неудовлетворительным фин состоянием предусматривается создание ликвидационной комиссии, которая определяет процедуру ликвидации и определяет порядок и сроки ликвидации. Прежде всего должник обращается в суд в случае предвидения банкротства в связи с финансовой несостоятельностью (неплатежеспособностью). Если особых сложностей по уплате долгов нет, то решение о ликвидации может принимать орган, уполномоченный учредительными документами. Если средств для погашения всех обязательств недостаточно, то предусмотрено обращение должника в суд, который принимает решение о невозможности удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Заявление в суд подается не менее чем за месяц до наступления этих обстоятельств. В противном случае принимаются более жесткие меры.

Ликвидационная комиссия организующая процедуру ликвидации составляет так называемый ликвидационный баланс, в котором определяется сумма активов (имущество принадлежащее предприятию). Она должна разместить объявление в открытой печати заблаговременно о ликвидации предприятия. В течении двух месяцев принимаются претензии кредиторов перед которыми есть обязательства.

Законодательством установлена очередность выплаты долгов. В первую очередь удовлетворяются требования граждан за причинение вреда жизнью или здоровью в виде одновременных выплат. Во второю очередь выплачиваются все задолженности по заработной плате. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов, обязательства которых обеспечены залогом имущества предприятия. В четвёртую очередь осуществляются платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В пятую очередь погашаются обязательства перед прочими кредиторами.

После удовлетворения требований кредиторов согласно очередности ликвидационная комиссия составляет окончательный баланс и эти средства распределяются между учредителями пропорционально их долям. Если средств не хватает для удовлетворения потребностей всех кредиторов, то удовлетворение всех требований осуществляется пропорционально.

 

К удовлетворения=сумма денежных средств/сумма обязательств

 

Продажу имущества осуществляет также ликвидационная комиссия.

 

Процедура банкротства по заявке кредиторов происходит значительно сложнее. Кредиторы обращаются в арбитражный суд по месту нахождения должника (юр лица) либо по месту жительства гражданина (ип).

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом если требования к должнику юридическому лицу не менее 100 тыс.руб. И не менее 10 тыс.руб по отношению к физ лицу.

Процедура банкротства включает следующие этапы:

Наблюдение. Цели: сохранение имущества и анализ финансового состояния должника. Для этой процедуры назначается арбитражный управляющий. Наблюдение устанавливается на срок до 7 месяцев.

Финансовое оздоровление. Цели: восстановление платежеспособности. Срок - до двух лет.

Внешнее управление. Вводится внешний управляющий. Цели: восстановление платежеспособности в полном объеме. Срок - до 18 месяцев.

Конкурсное производство. Вводится конкурсный управляющий. Цели: соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет продажи имущества. Срок - до 1 года.

Завершение конкурсного производства.

После завершения конкурсного производства предприятие считается ликвидированным.

Помимо организации дела о банкротстве может быть поставлен вопрос о мировом соглашении. На всех стадиях дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение. Если мировое соглашение подписано, то дело о банкротстве прекращается.

 

Характеристика предприятий различных организационно-правовых форм.

 

Общая сравнительная характеристика товариществ и обществ.

 

Товарищества рассматриваются как объединения участников, т е лиц непосредственно занимающихся производственной деятельностью на предприятии.

Общества рассматриваются как объединения капиталов. Это означает что в обществах учредители необязательно должны заниматься хозяйственной деятельностью.

 

Товарищества - с неограниченной ответственностью, общества - с ограниченной.

 

Учитывая, что товарищества рассматриваются как договорное объединение, поэтому основным учредительным документом является учредительный договор.

Участники товарищества могут быть только индивидуальными предпринимателями или коммерческие организации. Для обществ таких ограничений нет.

 

Лицо может участвовать в качестве только одного полного товарищества.

Товарищества не могут быть созданы одним лицом. Если остается только одно лицо, то товарищество ликвидируется. Если в командитном товариществе остались только полные товарищи, то оно должно быть преобразовано в полное товарищество. Для обществ таких ограничений нет.

 

Формирование уставного капитала общества, его величина и состояние жестко регламентируемая законодательством. В товариществах таких требований нет.

 

Товарищества и общества имеют разные формы организации управления и состава органов управления.

 

Процедура выхода из обществ более простая, чем из товариществ.

 

Различия в требовании к названию. Общества могут иметь произвольные названия. В названии товарищества должна присутствовать фамилия хотя бы одного полного товарища.

 

Изменение состава участников общества не приводит к его ликвидации, а выбытие полного товарища может привести к ликвидации товарищества.

 

В правовом регулировании обществ достаточно велико количество обязательных требований, предписываемых законом (о величине уставного капитала и т д). В товариществах таких требований значительно меньше.

 

Правила устанавливаемые для товариществ предоставляют некий выбор.

 

25 октября.

Общая характеристика акционерных обществ.

 

Акционерное общество - коммерческая организация, создание которой предусматривает формирование уставного капитала путем выпуска и размещения акций.

Акция представляет собой долевую ценную бумагу, которая закрепляет имущественное право владельца акций на имущество акционерного общества.

Акция это юридический документ.

Акции - долевые ценные бумаги.

Долговые ценные бумаги - облигации.

Акционерные общества создаются в двух формах: открытые акционерные общества ОАО и закрытые ЗАО.

Главные отличия этих обществ заключается в том, что акции открытых обществ могут обращаться на фондовом рынке, т е на рынке ценных бумаг. В закрытых обществах это исключено, т е их акции не покупаются и не продаются на фондовом рынке. Поэтому механизм выхода из общества существенно отличается.

Для открытых обществ механизм выхода очень простой. Достаточно продать свои акции на фондовом рынке. В закрытых обществах только по переуступке. Покупку акций может осуществлять только член общества.

Число членов закрытого общества по озверев не может быть более 50 человек. Таким образом ЗАО малое предприятие. Если число членов больше, то оно должно быть преобразовано в открытое общество. Для открытых обществ таких ограничений нет.

При создании акционерного общества между учредителями заключается учредительный договор, который не является учредительным документом. Он действует только на момент создания общества.

Для товариществ учредительным документом является учредительный договор. В обществах пишется устав и учредительный договор.

Учредительный договор составляется для определения перечня работ, который должен быть выполнен в связи с созданием общества.

Основным учредительным документом акционерного общества является устав, который определяет основные положения и юр основы деятельности будущей организации.

На момент регистрации уставный капитал должен быть оплачен на 50 %, остальные 50 % должны быть оплачены в течении года. До стопроцентной оплаты уставного капитала учредителями продажа акций на фондовом рынке запрещена. До оплаты уставного капитала выпуск облигаций запрещен.

Для ЗАО не менее 100 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) в открытых обществах 1000 МРОТ.

Формирование уставного капитала предусматривает использование денежных и не денежных взносов учредителей. Если взносы осуществляются в имущественной форме то встает вопрос об оценке этого имущества. Может использоваться рыночная оценка, либо... Если стоимость вносимого имущества больше 200 МРОТ, то по закону для оценки должен быть приглашен специальный оценщик.

При составлении учредительного документа указывается не только величина уставного капитала, но и количество и виды выпускаемых акций.

Выделяют следующие акции: обыкновенные, привилегированные, кумулятивные. Акции выделяют двух типов: именные и на предъявителя.

В именных четко указывается владелец. При продаже этой акции делается соответствующая передаточная надпись.

На предъявителя - без фамилии.

В России выпускаются только именные акции.

Обыкновенная акция устанавливает право ее держателя на соответствующую долю в имуществе общества, дает право голоса в управлении обществом. Одна акция - один голос. Держатель обыкновенных акций называется акционер.

Привилегированные акции, от слова привилегия. Эти акции, которые не дают право голоса, но дают преимущественное право на получение дивидендов, т е выплаты доходов по акциям. Сумма привилегированных акций согласно закону не должна превышать 25% уставного капитала.

Кумулятивные акции это особый вид привилегированных акций, который не дает право в управлении и по которым дивиденды накапливаются и выплачиваются в конце срока их погашения. Как правило срок их обращение 3 года.

 

Порядок выпуска акций

 

Акции могут выпускаться в документарной и бездокументарной форме. В бездокументарной форме акции выпускаются в ЗАО. В закрытых обществах количество акций и параметры акций прописывается в уставе. Выпуску акций предшествует публикация проспекта эмиссии. Проспект эмиссии делается как для ОАО так и для ЗАО. Проспект эмиссии публикуется в открытой печати. В проспекте эмиссии указываются все параметры акции, ее наминал и дополнительная информация. Количество акции определяется учредителями. Номинал акции для удобства принимают кратным 10. Первичное размещение акции осуществляется среди учредителей.

Объявленные акции - в уставе может быть прописано колко особых акции число которых может быть значительно превышать количество размещенных акций объявленных на 1 этапе. Объявленные акции рассчитаны на развитие предприятия в будущем и расширение его финансовых возможностей за счет дополнительного акционирования. В соответствии с количеством объявленных акции позволяет делать несколько выпусков (до 5) по начальному проспекту эмиссии. Начальный выпуск акции размещается среди акционеров, а дальнейшие выпуски могут осуществляться через фондовую биржу.

Для размещения дополнительных акций и других ценных бумаг используются финансовые посредники, участники фондовой бирже. Размещением акций чаще всего занимаются инвестиционные компании, которые по договору занимаются размещением ценных бумаг (андеррайтинг).

Регистрации акционеров общества создается или используется специальный орган который называется депозитарий. При числе акционеров меньше 500 депозитарную деятельность может осуществлять акционерное общество, больше 500 - спец организация (чаще всего банки).

 

Характеристика уставного капитала.

Уставный капитал является юридической и финансовой характеристикой акционерного общества. Юридический аспект отражается в уставе, а финансовый в балансе. Уставный капитал выполняет имущественную, долевую и гарантийную функции. Имущественная функции проявляется в том что уставный капитал показывает сколько имущества принадлежит предприятию. Имущество предприятия отражается в активе баланса, поэтому величина активов может быть значительно всбольше уставного капитала, то есть кроме собственного капитала предприятие может привлекать заемные средства и вкладывать их в активы.

Соответствие между величиной собственного капитала и активами определяется через показатель чистые активы. Чистые активы это разность активов и заемных средств. Величина чистых активов не может быть меньше уставного капитала. Если эти условия не соблюдаются то уставный капитал должен быть уменьшен. Долевая функция проявляется в том что определяет долю каждого участника (акционера, собственника) в имуществе предприятия. Гарантийная функция проявляется втом что имущество предприятия как правило является предметом залога при получении кредитов, таким образом если чистые активы не меньше уставного капитала то гарантируется величина залога для кредиторов. Уставный капитал является базовой характеристикой для расчета ряда финансовых нормативов. На предприятии создается резервный фонд в размере 15 процентов от величина уставного капитала. Назначение резервного фонда погашать убытки если такие имеются. Согласно закону в течение первых 2 лет допускается чтобы чистые активы были меньше уставного капитала. Предусматривается отчисление 5 процентов прибыли ежегодно в резервный фонд, до тех пор пока он не будет создан. Число обращающихся акций не может быть меньше 90 процентов от числа выпущенных акций. Общество имеет право выкупа своих акций у акционеров. Эти акции хранятся в течение года на балансе общества и должны быть в течение года размещены. На эти акции не начисляются дивиденды. Если по истечению года эти акции не будут размещены, они аннулируются и на эту величину должен быть уменьшен уставный капитал. Уставный капитал является динамической характеристикой и может увеличиваться или уменьшаться.

Увеличение уставного капитала можно осуществлять 3 способами: за счет дополнительного акционирования, увеличение номинала имеющихся акций, за счет переоценки стоимости имущества.

Уставный капитал может быть увеличен в результате переоценки...Уменьшение уставного капитала необходимо производить в том случае если величина чистых активов меньше уставного капитала. В этом случае дается объявление за 30 дней отнесенному снизить уставный капитал. Кредиторы в этом случае имеют право на досрочное погашение кредитов.

 

 

1 ноября

 

Могут быть использованы различные подходы для определения величины уставного капитала:

Методом капитализации дохода. Уставный капитал=сумма дохода/доходность. (ук=400тыс руб/0,1=4000тыс руб). Проблема определения величины уставного капитала возникает при объединении предприятий. Решение о величине уставного капитала требует проведения дополнительного анализа.

 

  Показатели АО Х АОУ
  Уставный капитал, млн руб    
  Номинальная стоимость акций, руб    
  Рыночная стоимость    
  Количество акций    
  Стоимость чистых активов, млн руб    
  Балансовая стоимость акции, руб. (Строка5/строка4)    

 

 

Необходимо определить величину уставного капитала общества "AOZ".

 

1. Сумма УК, т.е.

УК «Z» = УК «Х» + УК «У» = 600+1800=2400 (млн.руб.)

 

2. Просуммировать стоимость чистых активов

УК «Z» = сумма чистых активов = 1200+2952=4152 (млн.руб.)

 

3. По величине рыночной стоимости акции

УК «Z» = 4400*600 000 + 6000*360 000=2640000+2160000=4800 (млн.руб.)

Несоответствие: в результате величина уставного капитала общества Z будет выше суммы активов нового общества. Согласно законодательству в течение первых двух лет такое несоответствие допустимо.

 

Разработка бизнес-плана нового предприятия.

Бизнес-план как правило разрабатывается для вновь создаваемого предприятия или для нового бизнес-процесса.

Назначение бизнес-плана - бизнес-план как начальный плановый документ необходим предпринимателям так как позволяет описать и спроектировать работу будущего предприятия. С другой стороны он нужен кредиторам. Они должны представить в банк документ показывающий жизнеспособность бизнес-идеи и должны быть прощитаны параметры будущего предприятия и особенно возможность получения доходов за период кредитования и таким образом возможность возврата кредита с процентами за период.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависит от размера создаваемого предприятия, сферы деятельности, вида товара, размера предпалагаемого рынка сбыта, наличие конкурентов и их конкурентная мощь и перспективы роста создаваемого предприятия.

Бизнес-план является прогнозным планом и разрабатывается на срок от 3 до 5 лет. Таким образом ценность бизнес-плана определяется тем, что он определяет жизнеспособность будущего предприятия; определяет ориентиры деятельности в период становления предприятия; служит важным инстурументом в финансовой поддержке со стороны внешних инвесторов.

При формировании бизнес-плана необходимо прежде всего сформулировать цели и задачи компании, которые в терминах рыночной экономики называют миссией.

Эти вопросы излагаются в вводной части бизнес-плана.

Цели и задачи должны формулироваться достаточно конкретно. В противном случае, если они сформулированы расплывчато, поддержки не будет.

При составлении бизнес-плана необходимо провести достаточно подробный анализ о состоянии рынка, что позволяет предварительно определить спрос на продукцию; определить каналы распределения продукции; специфические особенности продукта или услуги, которые могут заинтересовать потребителя; информацию о конкурентах. Эта информация по результатам анализа обрабатывается и отражается в маркетинговом разделе бизнес-плана.

Собирается информация о производственных потребностях предприятия, а именно: технологии изготовления и необходимость приобретения соответствующего оборудования; о потребляемом сырье и материалах; о наличии поставщиков; цены на материалы и транспортно-изготовительные расходы.

Собирается информация о составе трудовых ресурсов. Описывается потребность в специалистах определенной профессии и квалификации.

Все эти вопросы находят отражение в производственном разделе бизнес-плана.

Очень существенным вопросом является вопрос о производственных площадях. Это тоже относится к производственному разделу.

Далее рассчитывается потребность в материальных ресурсах. Здесь нужно указать кто будет поставщиками, определить возможность заключения долгосрочных договорных отношения и цену на поставляемые ресурсы

 

Раздел - Организационный план.

Здесь отражается форма собственности; сведения о партнерах и основных пайщиках; мера ответственности партнеров; сведения о членах руководящего состава; сведения о структуре управления; распределение обязанностей.

 

Следующий раздел - оценка риска.

Включает в себя отражение слабых сторон предприятия; оценку вероятности появления новых технологий; разработка альтернативных стратегий.

 

Финансовый раздел бизнес-плана, который является основным разделом, позволяющий судить о финансовой устойчивости предприятия и возможность судить о возможности развития роста.

Финансовый план включает следующие разделы: начальный баланс, баланс доходов и расходов, прогнозный баланс.

 

8 ноября.

 

Пример финансовой проработки бизнес-плана.

 

Необходимо создать предприятие по производству изделий из пластмассы.

Для создания предприятия необходимо приобрести:

оборудование - 150 тыс ден ед

Участок земли - 50 тыс ден ед

Строительство здания - 50 тыс ден ед

Запас сырья - 20 тыс ден ед

 

Уставный капитал = 200 тыс ден ед

Кредит банка = 100 тыс ден ед под 12% годовых

 

План разрабатывается на 3 года

 

Внеоборотные активы      
Активы Сумма тыс ден ед Пассивы Сумма тыс ден ед
Оборудование   Ук  
Здания   Кб  
Земля      
Итого      
Оборотные активы      
Запас материалов      
Денежные средства      
Итого   Итого  

 

Объем производства, тыс ден ед      
Показатель Годы    
       
Объем реал (выручка)      

 

Затраты на материалы 45%      
Показатель Годы    
       
Затраты на материалы      
Затраты на персонал      

 

 

Структура и численность работающих, годовой фонд оплаты труда
Категории работы Численность по годам, чел     Годовой фонд оплаты труда, ден ед/год
         
Менеджеры   2,5    
Произв. рабочие        
Сотрудники отдела сбыта   1,5    
Технические работники        

 

Затраты на персонал      
Категории работы Заработная плата по годам    
       
Менеджеры      
Производственные рабочие      
Сотрудники отдела сбыта      
Технические работники      
Итого      

 

Производственная мощность оборудования позволяет ежегодно перерабатывать сырье и выпускать готовую продукцию на сумму 1,5 млн ден ед. Освоение производственной мощности предусматривается осуществить в течении трех лет. Это означает что к третьему году производственная мощность будет максимально освоена. Для дальнейшего увеличения объема производства необходимо будет приобрести дополнительное оборудование.

 

В состав текущих расходов будет включаться:

Затраты на материалы

Заработная плата персонала

Амартизационные расходы

Накладные расход

 

Затраты на материалы составляют 45% от объема производства в текущем году

 

Затраты на персонал определяются исходя из структуры работающих, из численности по каждой категории работающих, из заработной платы.

 

Накладные расходы:

1 год - 100000

2 год - 150000

3 год - 200000

 

Амартизационные отчисления рассчитываются от балансовой стоимости оборудования и здания исходя из нормы годовых амартизационных отчислений - 20%. Сумма составит 40 тыс ден ед. На землю амартизация не начисляется.

На основании этих данных можно составить баланс доходов и расходов.

 

Баланс доходов и расходов, (тыс. ден ед)
Показатели Годы    
       
1. Объем реализации      
2. Затраты на материалы      
3. Расходы на персонал      
4. Накладные расходы      
5. Амартизация      
Операционный результат (прибыль, убыток (-)) -90    

 

 

По результатам расчетов видно что первый год предприятие работает с убытком, со второго года наблюдается прибыль.

Дальнейший анализ финансового состояния и обоснования правильности выбранной стратегии финансирования предусматривает расчет изменения оборотных (текущих) активов и пассивов в процессе производственной деятельности и сопоставление их с начальной величиной отраженной в начальном балансе.

При составлении начального баланса не учтено изменение запасов материалов связанного с увеличением объема производства.

В начальном балансе не отражена дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность появляется в связи с тем, что оплата отгружённой продукции осуществляется с отсрочкой платежа.

По пассивам отражается кредиторская задолженность, по активам отражается дебиторская задолженность.

 

9 ноября.

 

Для рассчета изменения текущих активов введем дополнительно следующие данные:

Размер дебиторской задолженности составляет 15% объема реализации текущего года.

Запасы материалов на конец года составят 20% от потребности в материалах в следующем году.

Кредиторская задолженность составит 75% от запаса материалов на конец года.

Может быть установлен норматив запаса денежной наличности. Например в объеме 10 тыс ден ед.

На основе этих данных рассчитаем изменение величины текущих активов.

 

Расчет изменений величины текущих активов, тыс ден ед
Показатели Годы    
       
1. Дебиторская задолженность      
2. Запас материалов      
3. Кредиторская задолженность 67,5 101,25 101,25
Итого 97,5 183,75 258,75

 

 

На следующем этапе производится расчет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия. Для расчета исходим из следующих условий:

Выплате дивидендов в первые три года не производится.

При расчете налогооблагаемой прибыли из величины операционного дохода вычитается сумма процента за кредит.

При расчете налогооблагаемой прибыли вычитаются по годам убытки прошлых лет. Из оставшейся прибыли уплачивается налог по существующей ставке налогооблажения. Рассчитывается чистая (нераспределенная) прибыль. Нераспределенная прибыль - прибыль после уплаты дивидендов. Чистая прибыль - это прибыль после уплаты налогов.

Расчет нераспределенной прибыли, тыс ден ед
Показатели Годы    
       
1. Операционная прибыль (90)    
2. Сумма % за кредит      
3. Прибыль после уплаты процента за кредит (102)    
4. Налогооблагаемая прибыль (102) (54)  
5. Налог на прибыль (20%) - - 17,8
6. Чистая (нераспределенная прибыль) - - 71,2

 

Прогнозный баланс (тыс ден ед)
Активы Годы      
         
Денежные средства   (109,5) (107,25) (17,55)
Другие текущие активы   97,5 183,75 258,75
Оборудование и здание        
Земля        
Итого активы       371,2
Пассивы        
Банковский кредит        
Уставный капитал        
Нераспределенная прибыль   (102) (54) 71,2
        371,2

 

 

Вывод: результаты анализа показывают, что начальный план финансирования не приемлем. Сумма наличных денежных средств (сальдо денежного потока) составляет абсолютно недопустимую отрицательную величину в течении всего периода, которая говорит о финансовой несостоятельности предприятия. Следовательно необходимо искать другой вариант финансирования или иначе решать вопросы стратегии роста производства (увеличения объема производства).

Варианты решения проблемы: увеличение уставного капитала; уменьшение темпов роста производства - меньший запаса материалов это меньшая дебиторская задолженность, это приводит к уменьшению потребности к финансированию.

 

15 ноября

 

Организация управления предприятием.

 

Проблема организации управления может быть сформулирована следующим образом как правильно скоординировать и организовать деятельность такого сложного механизма как бизнес. В решении этой проблемы выделяют два аспекта:

Структурный.

Поведенческий.

 

В рамках структурного аспекта решаются вопросы о выборе и организации структуры управления, которую называют организационной структурой и как правильно распределить полномочия и функции управления в рамках организационной структуры.

Поведенческий аспект предусматривает изучение поведение человека в системе, независимо от организационной структуры. В рамках этого направления сформировалась особая теория которая определяется как теория агентских отношений.

Эффективность управления во многом определяется деловыми качествами человека, его способностями и мотивациями к труду.

Структурный аспект обеспечивает качество управления и предусматривает решение таких вопросов, как: количество уровней управления; распределение полномомчий по уровням управления; организация коммуникаций между подразделениями; способы передачи информации.

Выделяют два основных типа система организационного управления:

- централизованные системы

- децентрализованные системы.

Если свобода принятия решений сконцентрирована у ограниченного числа исполнителей, то такую систему определяют как централизованная система. Если принятие решений распределено между различными подразделениями организационной структуры, то говорят о децентрализованной системе управления.

В совокупности система управления определяется как менеджмент.

В многоуровневых системах управления выделяют:

- генеральный менеджмент, который занимается решением вопросов стратегического характера, т е будущей деятельностью и развитием предприятия;

- менеджмент среднего звена решает задачи поставленные генеральным менеджментом. Функции менеджмента имеют функциональную направленность и масштабы управления ограничены.

- менеджмент нижнего звена. Реализует задачи на уровне структурных подразделений. Задачи являются задачами текущего характера.

Разработка организационной структуры включает следующие этапы:

- определение функций управления. Определяются функции управления, которые необходимо выполнить, путем построения структуры целей и функций. См ксе.

- распределение работ между позициями менеджмента. Верхний уровень, средний и нижний.

- классификация позиций менеджмента для формирования логических групп.

- распределение обязанностей и полномочий в рамках выделенных групп для организации более мелких структурных подразделений, а именно отделов, служб, лабораторий и т д. В рамках выделенных отделов могут организовываться более мелкие подразделения (бюро).

- предельно у одного управляющего не должно быть более 7 человек.

- определяется специализация групп по функциональному признаку. В качестве функционального признака может использоваться вид деятельности или конечный продукт лекции.

- распределение по территориальному признаку, в том случае, если предприятие имеет сложную структуру, т е имеет самостоятельные структурные подразделения на разных территориях, а также имеет филиалы и представительства. Может осуществляться выделение подразделений с учетом интересом потребителей. (найти примеры)

Выделяют следующие типы структур управления:

 

 

 

 


При выборе типа структуры управления необходимо учитывать следующие:

- структура управления должна соответствовать характеру объекта управления, т е предприятию. Для простых предприятий должны использоваться простые структуры, а для сложных простые не подходят.

- система управления должна обеспечивать оперативность принимаемых решений, координацию деятельности и качество управления

- затраты на управление должны быть минимальными.

Линейная структура управления является самой простой. Строится следующим образом.

 

 

 

Специфика этой системы заключается в том что руководитель управляет всеми видами деятельности на предприятии. Передача управленческих решений осуществляется строго по цепи иерархического подчинения. Данная система наиболее экономичная (дешевая).

Недостатки этой системы заключаются:

- в низкой оперативности принимаемых решений.

- поскольку один человек принимает решения по всем вопросам связанным с управлением предприятия может оказаться что решение не лучшее.

Такие структуры используются в организации управления несложными предприятиями и организациями.

 

 

22 октября.

Функциональная система.

Она относится к типу децентрализованных систем. Распределение функций полномочий осуществляется строго по направлениям деятельности. Направления деятельности: маркетинг, производство, сбыт.

 

Достоинства:

Она обеспечивает привлечение наиболее эрудированных в определенных областях специалистов.

 

Недостатки:

Отсутствие координации. Главный вопрос, когда мы говорим о координации, - это вопрос управления ресурсами.

Функциональные системы используются в специализированных производствах. Обычно не используются в чистом виде.

 

Линейно-функциональные структуры управления.

Они объединяют в себе принцип линейного и функционального управления.

Могут быть трех типов:

- первый тип предусматривает управление по принципу: функциональный отдел и службы подготавливают решение, а решение принимают линейные руководители.

- второй тип работает по принципу: функциональные руководители принимают решения текущего характера в пределах закрепленных за ними функций, а руководители верхнего уровня принимают стратегические решения.

- третий тип работает по принципу: линейный функциональные руководители принимают решения как текущего, так и стратегического характера, а окончательное решение принимает менеджмент высшего звена.

 

Дивизиональная структура.

Используется в тех случаях, когда предприятие имеет сложную производственную структуру, т е подразделения расположенные на разных территориях, а также имеет филиалы и представительства.

В этом случае в каждой структурной единице должен быть руководитель.

 

Матричные структуры.

Они отличаются наличием не только вертикальных, но и горизонтальных связей.

Выделяют два основных типа матричных структур:

- программно-целевая структура. Рассматривается как структура координационного типа, которая создается на крупных предприятиях как временная структура, которая связана с реализацией сложного инвестиционного проекта, который осуществляется за пределами текущей производственной деятельности. После выполнения программы такая структура расформировывается.

- структура проектного типа. Как правило используются в проектных институтах и организациях. Специфика работы таких организаций заключается в том, что разрабатываются крупные проекты которыми руководит руководитель проекта (главный инженер проекта).

 

Структуры матричного типа являются наиболее дорогостоящими.

 

Организация управления в акционерном обществе.

Система управления акционерным обществом является трехуровневой, а именно:

Высший орган - общее собрание акционеров.

Второй уровень - совет директоров (наблюдательный совет).

Третий уровень - дирекция, которая может быть единоличной либо коллегиальной.

 

Общее собрание акционеров проводится один раз в год обязательно. По срокам установленным законодательством не ранее чем за 2 месяца до окончания финансового года и не позднее 6 месяцев после окончания. Вторичное проведение общего собрания рассматривается как чрезвычайное.

К компетенции общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:

- вынесение изменений в устав акционерного общества (посмотреть примеры уставов).

- решение о реорганизации общества.

- решение о ликвидации общества с одновременным рассмотрением вопросов об утверждении ликвидационной комиссии и утверждении ликвидационного баланса.

- определение и утверждение количество объявленных акций.

- принятие решений об изменении уставного капитала.

- решение вопросов об образовании исполнительного органа и досрочного прекращения его полномочий, если такое решение не принято советом директоров

- утверждение решения о совершении крупных сделок связанных с увеличением или отчуждением имущества акционерного общества

- вопрос об участии в холдингах

- принятие решения о выплате дивидендов.

Собрание акционеров является правомочным если присутствующие обладают не менее 50% голосующих акций.

Изменения в устав общества вносятся если за них проголосовало не менее трех четвертей (3/4) присутствующих.

Для проведения собрания акционерам готовится следующая информация: вся финансовая отчетность (баланс, форма 2 и др); отчет ревизионной комиссии; также заключение независимого аудитора. Кроме того общему собранию совет директоров представляет кандидатуры для избрания в ревизионную комиссию и совета директоров.

 

23 ноября.

Совет директоров (наблюдательный совет) избирается на общем собрании акционеров.

Для акционерного общества, где число голосующих акций больше 1000 штук - совет директоров не менее 7 человек. При числе акций от 10 000 совет директоров должен состоять из 9 человек.

Совет директоров работает под управлением председателя, который избирается из числа членов наблюдательного совета сроком на 1 год. Количество переизбраний неограничено.

Совет директоров решает как правило вопросы стратегического управления предприятием.

Компетенции совета директоров:

- определяет стратегические направления развития общества

- организация и проведение внеочередного и годовых общих собраний акционеров

- организация и проведение процедур связанных с изменением устава общества

- организация выпуска облигационных займов и других ценных бумаг акционерного общества

- приобретение размещенных обществом акций и погашение облигационных займов

- оценка рыночной стоимости имущества акционерного общества

- разработка рекомендаций по определению размера вознаграждений ревизора и аудитора

- решение вопроса об использовании резервных фондов

- вопрос о создании филиалов и представительств.

 

Третий уровень - дирекция.

Может быть единоличной либо коллегиальной.

Занимается управлением текущей деятельности предприятием.

В качестве дирекции может выступать холдинговая компания.

 

Оценка качества структур управления.

 

Любая структура управления должна отвечать ряду требований, которые используются в качестве принципов ее построения.

Принципы:

- принцип единоначалия. Означает что независимо от структуры организации и способов распределения полномочий между исполнителями ответственность за состояние управляемого объекта должен нести один человек (генеральный директор).

- принцип сколярного выделения полномочий. Означает, что мера ответственности должна соответствовать мере выделенных полномочий (для каждого исполнителя должна быть разработана должностная инструкция).

- единство подчинения. Означает, что у каждого исполнителя должен быть один руководитель.

- принцип соблюдения масштабов управления. В подчинении не должно быть больше 5-7 человек.

- принцип избирательности. Связан с организацией коммуникаций в системе управления. Нужно четко определять содержание и объемы информации передаваемые на тот или иной уровень управления или по цепочке служебной подчиненности. Как правило чем выше уровень управления тем более агрегированная информация должна передаваться.

- принцип коммуникации. Каждый исполнитель должен иметь возможность получать и передавать информацию необходимую для исполнения служебных обязанностей.

- принцип контроля. Для эффективного управления организации должна быть организована четкая система контроля и исполнения.

- принцип адаптивности. Способность системы управления к развитию при изменяющихся условиях.

 

Ресурсы предприятия.

 

Ресурсы предприятия рассматриваются как факторы производства.

Факторы производства - это сочетание элементов обеспечивающих производство.

Производство возникает в результате различных сочетаний труда и капитала, а предприятие является рамками для этого сочетания. Сущность любого сочетания в том, что капитал рассматривается как осуществленный труд. От сюда следует, что средства авансированные в деятельность предприятия являются капиталом. Капитал - это приносящие доход активы. (капитал - работающие деньги).

Капитал предприятия подразделяется на собственный и заемный.

В рамках классификации, принятой в бухгалтерсоком учете, капитал используемый в хозяйственной деятельности называют активами, а источники их финансирования называют пассивами.

В процессе хозяйственной деятельности капитал вложенный в форме пассивов трансформируется в активы предприятия.

По способу использования и переноса стоимости на выпускаемую продукцию капитал делится на основной (основные производственные фонды) и оборонный (оборотные средства или оборотный капитал).

В структуре основных фондов выделяют материальные активы и нематериальные активы.

Ограниченность капитала как ресурса, а также высокая стоимость факторов производства определяет необходимость их дозированного (ограниченного) использования (нормирование).

 

 

29 ноября.

 

Основные производственные фонды

 

Основные средства (опф) составляют материальную базу производственно-хозяйственной деятельности. Они составляют ту часть активов, которая используется на предприятии в течении длительного периода.

Экономическая сущность опф заключается в том, что они переносят свою стоимость на стоимость выпускаемой продукции в течении длительного времени и в процессе производства не меняют своей натурально-вещественной формы.

Основные средства подразделяются на материальные и нематериальные активы.

Согласно правилам бухгалтерского учета материальными активами организации признаются основные средства при соблюдении следующих условий:

- объекты в течении длительного времени, а именно более 12 месяцев используются при производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо в управлении организацией. Они способны приносить экономические выгоды в будущем и не предполагаются для перепродажи в течении обозримого срока их эксплуатации.

Характеристика основных средств определяется их назначением и видами.

Средства труда и другое имущество, которые в течении нескольких отчетных периодов используются в хозяйственной деятельности называются основными средствами.

Основные средства классифицируются по функциональным признакам и назначению и разделяются на активно применяемые в производственно-хозяйственной деятельности и пассивные, т е пассивно применяемые в производственно-хозяйственной деятельности.

К активной части основных фондов относятся:

-рабочие силовые машины и оборудование

- измерительные и регулирующие приборы и устройства

- вычислительная техника

- транспортные средства

- инструменты и инвентарь (здесь также выделяют малоценные и быстроизнашивающиеся предметы)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.503 сек.