Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ботаника -объекты её изучения, и задачи, стоящие перед ней

ПЛАН

1. Ботаника - объекты её изучения, и задачи, стоящие перед ней.

2. Основные этапы развития науки о растениях

3. Разделы ботаники. Взаимосвязь ботаники с другими науками.

4. Экология растений. Значение изучения экологии растений в настоящее время.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кудряшёв Леонид Васильевич, Родионова Галина Борисовна и др. «Ботаника с основами экологии» учеб.пособие для студентов пед.институтов по специальности 2121 (педагогика и методика начального обучения. – М.Просвещение, 1979.-320с

2. Генкель Павел Александрович, Кудряшов Леонид Васильевич «Ботаника»- М. Просвещение 1964г

3. Гуленкова М. А., Красникова И. А. Летняя полевая практика по ботанике. - М., 1976

4. Дорохина Л. Н., Нехлюдова А. С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии растений. - М., 1978.

5. Нехлюдова А. С., Акимов И. А. Ботаника с основами экологии растений. - М,, 1986.

6. Стаут У., Грин Н., Тейлор Д. Биология. - М., 1990.

7. Хржановский В. Г., Краевский И. М., Пономаренко с. Ф. Ботаника. - М., 1975.

8. Хржановский В. Г. Курс общей ботаники. - М., 1976

 

 

В природе нашей планеты различают неживую и живую природу. Таким образом, всё окружающее нас находится в 2-х формах – живого и неживого. Спорно лишь положение вирусов, но большинство специалистов относят их к живым организмам.

 

Критерии, отличающие живые системы от объектов неживой природы:

1. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, Однако соотношение различных элементов в живой и неживой природе неодинаково. Элементарный состав неживой природы наряду с О представлен Si, Fe, Mg, Al и др. В живых организмах 98% химического состава приходится на C, O, N, H, которые участвуют в образовании органических веществ: нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), белков, жиров, углеводов, ограниченные группы малых молекул участвуют в многочисленных и разнообразных метаболизмах

2. Метаболизм (Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая продукты для питания и выделяя продукты жизнедеятельности в неживую природу. В неживой природе тоже существует обмен веществ, но при небиологическом круговороте веществ они просто переносятся с места на место или меняют их агрегатное состояние (смыв почвы, превращение воды в пар или лёд) В круговороте органических веществ существенная роль принадлежит процессам превращения веществ (синтез и распад)

3. Единый принцип структурной организации живых организмов (Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка – структурная и функциональная единица.

4. Репродукция (На органическом уровне она проявляется в виде бесполого или полового размножения, при котором потомство похоже на родителей.

5. Раздражимость – свойство избирательно реагировать на внешнее воздействие. Всякое изменение окружающей организм условий является раздражением, а его реакция на внешнее раздражители, показатель его чувствительности и проявляется в раздражимости.

6. Авторегуляция – способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивное течение физиологических процессов – гомеостаз. Недостаток питательных веществ мобилизует внутренние ресурсы организма, а избыток вызывает их запасание.

7. Энергозависимость (проявляется в том, что живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступает энергия и материя в виде пищи из окружающей среды.

8. Живые организмы ограничены от окружающей среды оболочками (клеточной мембраной, покровными тканями), что затрудняет обмен в-в между организмами и внешней средой, сводят к минимуму потери вещества и поддержи?

9. Дискретность – существование не в виде отдельных организмов или их конгломератов (пчелиные семьи, колонии кораллов и пр.)

Таким образом, живые организмы резко отличаются от объектов неживой природы своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной организацией.

Со времён Линнея в науке господствовало мнение о существовании 2-х царств растений и животных. В последующем учёные пришли к мнению, что живую природу составляют 4 царства – ц. растений, ц. животных, ц. бактерий, ц. грибов. Все они занимают определённую область на Земле – биосферу («БИОС» - жизнь, сфера» - шар). Биосферой В.И.Вернадский (1863-1945) называл поверхностную часть планеты, пронизанную жизнью. Абсолютная масса живой природы велика. Неживая природа – это поверхностные слои суши, водные бассейны, атмосфера. Абсолютная масса неживой природы больше чем живой. В неживой природе сосредоточена жизнь, Неживая природа влияет на живую. Вместе с тем и живая природа влияет на неживую. И особенно велико влияние растений. Например, растения создают почву; есть у русского народа очень много метких и точных пословиц и поговорок, например, такие: «Леса хранят воду»; «Лес и вода – брат и сестра»; «Лес родит реки». Во всех этих поговорках заключён глубокий смысл. Учёные установили, что лес действительно является самым надёжным собирателем и хранителем воды в природе…..

Начиная с середины 80-х годов XX века широко обсуждались и другие возможные системы, количество выделяемых в них царств колеблется от 3 до 10. Мы придерживаемся макросистемы, предложенной в 1973г ботаником Тахтадзяном.

Надцарство доядерные (прокариоты) Надцарство ядерные (эукариоты))
Царство дробянки Царство растений Царство животных Царство грибов
Подцарство архебактерий Подцарство Настоящих бактерий Подцарство оксифотобактерий Подцар. багрянок Подц. наст. водоросли Подц. высшие растения Подц. одноклеточные животные Подц. многоклеточные животные  
                 

 

Вопросами изучения растений занимается ботаника – наука о растениях. Само слово ботаника произошло от греческого слова «ботанэ», что означает в переводе росток, растение, зелень, трава. Таким образом:

Ботаника – учение о внешнем и внутреннем строении растений, о закономерностях их роста и развития, жизненных отправлениях, о классификации, эволюции и о их распространении, сообществах а также об использовании растений.

Ботаника ставит задачи:

1. вооружить человека знаниями о растениях и законах развития растения в свете диалектического материализма;

2. на основе знаний законов жизни и развития растений обеспечить человеку возможность управлять развитием растений

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные характеристики световой волны | Ж. -ж. Руссо
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.