Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 3. Тактика отдельных следственных действий




Допрос несовершеннолетнего. При подготовке к допросу несовершеннолетнего и его производстве (независимо от процессуального положения допрашиваемого) следователю нужно:

- исключить промедление с допросом, свести к минимуму промежуток времени с момента возникновения необходимости в допросе до его проведения. В противном случае на подростка могут оказать воздействие заинтересованные лица, внушающую роль сыграть слухи, суждения различных лиц о происшествии.

С течением времени будут забыты детали события, замещены фантазиями, вымышленными подробностями;

- получить по возможности полные сведения о личности несовершеннолетнего, использовать полученную информацию для установления психологического контакта с допрашиваемым и определения тактики допроса;

- правильно определить способ вызова несовершеннолетнего на допрос, чтобы исключить нежелательную огласку этого факта и воздействие заинтересованных лиц;

- продумать круг участников допроса, решить, будут ли участвовать в допросе родители несовершеннолетнего, педагоги и другие лица, кто именно, пригласить при необходимости защитника;

- не допускать бесцельного ожидания подростком момента начала допроса;

- создать такую обстановку, в которой несовершеннолетний мог бы сосредоточиться на предмете допроса, убрать вещи, которые отвлекали бы его внимание, посадить в стороне от окна, исключить присутствие посторонних лиц, телефонные разговоры и т. д.;

- письменно сформулировать наиболее важные вопросы, чтобы они не несли в себе подсказок и были бы составлены в понятных для подростка выражениях;

- вести допрос в спокойной, уверенной манере, не нагнетать

атмосферу, избегать грубых окриков и в то же время пресекать развязное поведение допрашиваемого;

- помочь подростку в определении предмета свободного рассказа и всего допроса. По возможности не прерывать свободный рассказ. При необходимости разбивать выясняемые обстоятельства на отдельные элементы. Исключить внушающее воздействие на подростка;

- не затягивать допрос, поскольку подростки быстро утомляются и в таком состоянии могут воспринимать какие-либо суждения следователя и легко соглашаться с ними. Если допрос в силу объективных причин не может быть проведен в короткое время, необходимо сделать перерыв (по 5-10 мин через каждые 20-40 мин допроса в зависимости от возраста допрашиваемого).

К моменту допроса несовершеннолетнего подозреваемого обычно отсутствуют полные данные о его личности. Поэтому допросу должна предшествовать беседа с подозреваемым (она может сопровождать заполнение анкетной части протокола допроса). Несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые нередко бывают угнетены фактом задержания и проводимого расследования, испытывают тревогу за свою судьбу. Если преступление совершено в нетрезвом состоянии, то после протрезвления несовершеннолетние довольно часто тяжело переживают сам факт совершения преступления. Подавленность подростка вызывается и его убежденностью в том, что жизнь теперь исковеркана навсегда. В таком угнетенном. состоянии подростки с безразличием относятся к предмету допроса и его результатам. Тут от следователя требуется умение убедить подозреваемого или обвиняемого на конкретных примерах, что у него есть жизненные перспективы, объяснить значение объективных показаний для результатов следствия и судебного разбирательства. Искренняя заинтересованность в судьбе несовершеннолетнего повысит авторитет следователя, вызовет доверие к нему, поможет установлению психологического контакта.

Перед началом допроса нужно в доступной для несовершеннолетнего форме разъяснить суть предъявленного обвинения или возникшего подозрения и возможные юридические последствия. Чтобы убедиться в том, что несовершеннолетний усвоил смысл разъяснения, полезно задать ему несколько контрольных вопросов.

Если следователь принял решение об участии педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, то ему важно определить, кого именно пригласить, исходя из характера следственной ситуации. Так, для участия в допросе несовершеннолетнего, отказывающегося давать правдивые показания, полезно вызвать знакомого ему авторитетного педагога. В то же время подростки иногда испытывают неловкость, стеснение (например, по делам о половых преступлениях) в присутствии знакомого педагога и могут замкнуться, отказываться отвечать на вопросы. Значит, прежде чем вызвать педагога, полезно выяснить на этот счет мнение самого подростка.

При допросах несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых часто приходится выяснять характер отношений в семье, условия семейного воспитания, выполнение родителями своих обязанностей. При установлении названных обстоятельств от следователя требуется особая тактичность, поскольку подросток может болезненно реагировать на задаваемые ему вопросы.

В ряде случаев нежелание подозреваемого, обвиняемого дать правдивые показания, назвать своих соучастников, рассказать об их подлинной роли в совершении преступления объясняется боязнью расправы, превалирующим значением криминальных «авторитетов», бравадой, желанием покрасоваться. Исследования показывают, что подростки до совершения преступления нередко договариваются о линии их поведения на следствии в случае задержания, о том, чтобы не «выдавать» друг друга, определяют санкции за «предательство».

Успех допроса в такой ситуации во многом будет зависеть от того, удастся ли следователю доходчиво разъяснить несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому пагубные для него последствия занятой позиции, ложность криминальных авторитетов, мнимость подобных проявлений чувства товарищества, развенчать уголовную романтику.

Тактические приемы допроса несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого во многом аналогичны приемам допроса взрослого лица. Однако есть и определенные различия, которые обусловлены особенностями психологии несовершеннолетнего. При допросах несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых предпочтение должно быть отдано эмоциональным методам убеждения (логические выводы здесь действуют не всегда). Особая осмотрительность требуется при применении тактических хитростей: к ним не нужно прибегать без крайней необходимости.

Не рекомендуется поручать проведение допросов несовершеннолетних подозреваемых, а тем более обвиняемых оперативным сотрудникам. Недостаточное знание ими психологических и тактических основ допроса несовершеннолетних может привести к самооговорам. Если первым несовершеннолетнего допрашивал оперативный уполномоченный, то следователю необходимо тщательно проверить результаты допроса. При этом повторный допрос нельзя начинать с вопроса о том, подтверждает ли допрашиваемый ранее данные показания. Повторный допрос надо провести без участия оперативного уполномоченного, допрашивавшего подростка.

Несовершеннолетние потерпевшие обычно дают правдивые показания. Однако в них могут вкрасться неточности, обусловленные объективными и субъективными факторами восприятия. Следователю необходимо выяснить, в какой обстановке происходило восприятие и что могло сказаться на его полноте и точности.

Чаще всего на восприятии потерпевшего отрицательно сказываются состояние страха, переживания, связанные с совершенным в отношении его преступлением. Потому несовершеннолетние потерпевшие нередко преувеличивают грозившую им опасность. Некоторые обстоятельства содеянного могут вызвать у несовершеннолетнего потерпевшего чувство стыда, боязни огласки. Нужно установить с потерпевшим доверительные отношения, разъяснить ему, что сведения, содержащиеся в уголовном деле не подлежат разглашению. Иногда несовершеннолетний потерпевший боится, что обвиняемый либо его близкие расправятся с ним за дачу правдивых показаний. Необходимо успокоить его и принять меры к недопущению или нейтрализации нежелательного воздействия на потерпевшего.

На допросах свидетелей из числа друзей обвиняемого, а также его соучастников, освобожденных по различным основаниям от привлечения к уголовной ответственности, нередко возникают конфликтные ситуации. Свидетели этой категории склонны скрывать подлинные обстоятельства совершения преступления, не желая прослыть предателями либо опасаясь собственного привлечения к уголовной ответственности. Допросы таких свидетелей по своим тактическим особенностям похожи на допросы обвиняемых.

Большие сложности возникают при допросах малолетних свидетелей и потерпевших. Их надо допрашивать в привычной для них обстановке. Допрос надо проводить в форме беседы. При этом обязательно с участием в допросе близких малолетнему лиц. Они по просьбе и с помощью следователя могут расспрашивать малолетнего свидетеля или потерпевшего. Вопросы должны быть короткими и по своей формулировке соответствовать уровню развития малолетнего.

При допросах родителей, родственников несовершеннолетнего обвиняемого надо иметь в виду, что они заинтересованы в результатах расследования, часто дают искаженную информацию о личности подростка, преувеличивая его достоинства, сообщают о заболеваниях, которыми якобы страдает подросток. Потому их показания необходимо проверять, используя другие источники информации.

Особая осмотрительность требуется при проведении очных ставок с участием несовершеннолетних. Не следует проводить их без особой в том необходимости.

Под воздействием другого участника очной ставки несовершеннолетний может отказаться от дачи правдивых показаний. Если следователь все же решил провести очную ставку, то нужно психологически подготовить к ней несовершеннолетнего. Первым рекомендуется задавать вопросы несовершеннолетнему участнику очной ставки.

При проведении осмотров, проверок показаний на месте, предъявлении для опознания, следственных экспериментов с участием несовершеннолетних потерпевших надо учитывать возможность психологического срыва. Перед проведением указанных следственных действий надо побеседовать с потерпевшими, чтобы определить, возможно ли их производство с участием несовершеннолетнего потерпевшего. Если следователь принял решение о проведении следственного действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего, то необходимо его психологически к этому подготовить.

При проведении обыска у несовершеннолетних обвиняемых требуется обращать внимание на обстоятельства, характеризующие их личность, предметы, свидетельствующие о причастности взрослых, совершении обвиняемым других преступлений. Надо учитывать, что у несовершеннолетних могут быть свои укромные места (чердаки, подвалы, сараи), которые также должны быть подвергнуты обыску.

Назначение экспертиз. Судебно-медицинская экспертиза позволяет решить ряд основных вопросов, например: 1) страдает ли подросток умственной отсталостью, каковы ее причины; 2) какому возрасту соответствует психическое развитие подростка; 3) мог ли он полностью сознавать значение своих действий; 4) может ли несовершеннолетний правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; 5) могла ли несовершеннолетняя потерпевшая по делу об изнасиловании сознавать характер совершаемых с нею действий; 6) могла ли она оказать сопротивление насильнику с учетом ее психического развития и психологического состояния в данной конкретной обстановке?

Если по результатам психологической экспертизы или из других источников будут получены данные о душевном заболевании подростка либо по иным причинам возникнут сомнения в его вменяемости, следователь назначает судебно-психиатрическую экспертизу, которая решает обычные для нее вопросы.

В случае отсутствия документов о возрасте либо сомнения в их подлинности надо назначить судебно-медицинскую экспертизу возраста, которая отвечает на вопрос о том, какого возраста достигло обследуемое лицо.

В распоряжение экспертов должны быть предоставлены материалы об особенностях развития и формирования личности подростка, перенесенных им заболеваниях, его интересах и увлечениях, отношении к учебе и работе.

Заключение

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что структуре преступности в последние годы возрастает удельный вес преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Многие преступления несовершеннолетние совершают в группах. Часто эти преступления отличаются особой жестокостью.

Для успешной борьбы с преступлениями рассматриваемой категории лиц сотрудникам органов внутренних дел, следственных аппаратов необходимо знать методику их расследования, учитывать возрастные особенности несовершеннолетних и исходя из этого, правильно определять тактику проведения следственных действий.


Список использованной литературы

1. Криминалистика. Учебник для вузов. / Под ред. А.Ф. Волынского и В.П. Лаврова. – М., 2008.

2. Криминалистика. Учебник для вузов. / Под ред. Р.С. Белкина. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2007.

3. Криминалистика: Учебник для экспертов-криминалистов./Под ред. проф. А.Г.Филиппова. - М.: Юрлитинформ, 2007.

4. Зеленский М.А. расследование многоэпизодной групповой преступной деятельности. Монография. – Белгород, 2005.

5. Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений. Учебное пособие в 2-х частях. Ч. 2. / Под ред. А. П. Резвана, М.В. Субботиной. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

6. Кузнецова С. В., Кобцова Т. С. Тактика допроса несовершеннолетних. Практическое пособие. – М., 2004.

7. Кушпель Е.В. Методика расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних: учебное пособие / Е. В. Кушпель. - Волгоград: ВА МВД России, 2001.

8. Просвирни В.Г. Особенности предмета доказывания по уголовным делам несовершеннолетних: учебно-методическое пособие / В. Г. Просвирнин. - Воронеж: ВИ МВД России, 2001.

9. Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: монография / О. Ю. Скичко; под науч. ред. В.И. Комиссарова. - М.: Юрлитинформ, 2006.

10. Орлова Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних / Ю. Р. Орлова; под науч. ред. А.М. Кустова. - М.: Московский ун-т МВД России, Изд-во "Щит-М", 2006.

11. Жук И.О. Расследование преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность: учебное пособие / И. О. Жук. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2009.

 

Начальник кафедры криминалистики

полковник полиции Н.А. Моисеев




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.