Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма и размеры Земли

Для подготовки докладов и рефератов

1. Данеш Фр., Чмейркова С. Экология языка малого народа // Язык-культура-этнос. М.: Наука, 1994. С. 27–39. (Б, МК-Кс)

2. Качала Я. Язык и национальная самоидентификация (на примере словацкого национального языка) // Язык-культура-этнос. М.: Наука, 1994. С. 51–61. (Б, МК-Кс)

3. Хелимский Е.А. К оценке современной языковой ситуации в России с точки зрения лингвоэкологии // Res linguistica. М.: Academia, 2000. C. 238–248. (Б, МК-Кс)

 

Контрольные вопросы к лекции 2

2.1.Что угрожает существованию языков и что способствует их выживанию? Внутренние и внешние факторы.

2.2.Какие аспекты и уровни языка в наибольшей степени поддаются сознательному воздействию и регулированию? Почему? Какие аспекты и уровни языка плохо поддаются сознательному регулированию? Почему?

2.3.Что такое языковая политика? Через какие социальные и культурные каналы она осуществляется? Роль лингвиста в языковой политике.

2.4.Что такое языковая ситуация? Какие типы языковых ситуаций вы знаете? Приведите примеры.

2.5.Языковое планирование, языковое строительство, языковое обустройство. Когда появились эти термины и какие аспекты языковой политики выдвигает на первый план каждый из них?

2.6. Какими противоречащими друг другу тенденциями регулируется использование языков при контакте носителей разных языков? Почему в многоязычном обществе необходим государственный язык (языки)?

2.7.Каковы основные уровни функционального развития языка (по В.М. Алпатову) и как они влияют на возможности использования языка в качестве государственного и языка культуры?

2.8.Как следует учитывать при выборе государственного языка степень структурного сходства конкурирующих языков?

2.9.Роль культурного авторитета и социально-психологических ассоциаций при выборе государственного языка.

2.10. Уровни использования языков, не являющихся государственными. Примеры из современной практики России и европейских государств.

2.11. Типы языковой политики по отношению к «негосударственным» языкам (по В.Г. Гаку, Н.Б. Мечковской). Примеры из истории России, СССР и СНГ.

2.12. Экологический подход к сосуществованию языков. Языковое обустройство в современном Европейском союзе.

 

Физическая поверхность Земли представляет собою сочетание бесконечно большого числа неровностей. Она состоит из океанов, морей и материков с островами. Поверхность океанов в их спокойном состоянии

ровная, а суша, составляющая только 29 % от общей площади Земли,

представляет собой сложные сочетания гор, возвышенностей, равнин и низменностей. Поэтому поверхность Земли не имеет математического выражения, хотя для решения задач науки и практики требуется знать

пространственное положение ее точек. Устанавливать их удобно относительно вспомогательной поверхности, близкой к реальной (физической) поверхности Земли. Такую поверхность называют поверхностью относимости, за которую принимается основная уровенная поверхность Земли, в каждой точке которой нормаль совпадает с направлением отвесной линии (с направлением силы тяжести). Это поверхность воды океанов и открытых морей, находящаяся в спокойном состоянии и мысленно продолженная под материками так, что к ней отвесные линии перпендикулярны во всех точках на Земле. Выбор поверхности воды океанов и морей за уровенную поверхность Земли,

объясняется тем, что поверхность открытых водных пространств занимает 71 % общей площади Земли.

В 1873 г. немецкий физик И. Б. Листинг назвал эту поверхность поверхностью геоида. Однако и фигура геоида сложна и строго неопределима, поскольку зависит от малоизученного распределения масс внутри Земли. Поэтому поверхность геоида не соответствует поверхности ни одной правильной математической фигуры. Что не позволяет проводить расчеты, связанные с обработкой геодезических измерений на земной

поверхности.

По предложению ученого М. С. Молоденского вместо геоида в качестве промежуточной поверхности относимости используется квазигеоид, выполняющий роль «уровня моря». Положение его поверхности рассчитывается на основе гравиметрических измерений. Поверхности квазигеоида и геоида совпадают с поверхностью Мирового океана и различаются по высоте на суше не более чем на 2,5 м. Геоид и квазигеоид по форме близко подходят к правильной математической фигуре – эллипсоиду вращения. Поэтому в качестве основной уровенной поверхности при обработке геодезических измерений, выполняемых на земной поверхности принята поверхность эллипсоида вращения, представляющего собой фигуру, полученную в результате вращения эллипса вокруг его малой оси (земной эллипсоид).

Угол между отвесной линией pq к поверхности геоида в данной точке и нормалью mn к поверхности эллипсоида называется уклонением отвесной линии (рис.1). В среднем, значение составляет 3-4″, а в местах аномалий достигает десятков секунд.

 

 

 

 

Рис..1

 

Земной эллипсоид характеризуется следующими основными элементами

(рис. 2.): малой полуосью (полярный радиус)

 

 

которая совпадает с осью вращения Земли; большой полуосью

(экваториальный радиус)

 

, которая перпендикулярна оси вращения

Земли и полярным сжатием

.

Элементы земного эллипсоида рассчитанные Деламбром (1800), Бесселем (1841), Хейфордом (1909) и другими учеными неодинаковы, так как вычислены по геодезическим измерениям разных по протяженности дуг меридианов и параллелей. Земной эллипсоид, принятый для обработки геодезических измерений и установления единой государственной системы координат называется референц-эллипсоидом.

На территории СССР пользовались эллипсоидом Ф. В. Бесселя до 1946

г. Однако этот эллипсоид был рассчитан в основном по данным Западной

Европы. На Дальнем Востоке его поверхность сильно уклонялась от

поверхности Земли.

Более точные результаты размеров земного эллипсоида были получены

в 1940 г. Ф. Н. Красовским и А. А. Изотовым по результатам астрономо-

геодезических работ, выполненных на территории СССР, Западной Европы и США. Размеры земного эллипсоида, получившего название «референц-эллипсоида Красовского» были приняты для геодезических и картографических работ на всей территории СССР. Отклонения поверхности референц-эллипсоида Красовского от поверхности геоида не превышают 150 м. Точкой ориентирования референц-эллипсоида Красовского является центр круглого зала Пулковской обсерватории,

широта В0 и долгота L0 которого определены из астрономических наблюдений и приняты исходными, а поверхность эллипсоида совмещена со средним уровнем воды в Финском заливе и отмечена на Кронштадском футштоке.

В настоящее время основные геометрические параметры общеземного эллипсоида определяются более точными методами с использованием искусственных спутников Земли

При картографических работах (составление карт мелких масштабов) Землю достаточно принимать за шар, объем которого равен объему земного сфероида. Исходя из размеров эллипсоида Красовского R = 6 371 110м.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дополнительная. С.И. Гиндин Введение в прикладную лингвистику-2013 Лекция 2 | Методы определения формы и размеров Земли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.