КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Этика предварительного следствияОбщие нравственные требования к деятельности следователя. Специфический вид государственной деятельности представляет собой расследование преступлений. Расследование требует от следователя соответствующих волевых, психологических и нравственных качеств, что обусловлено особенностями его задач и условий их достижения. Специфика условий деятельности следователя, накладывающая свой отпечаток на нравственное ее содержание, выражается в ряде положений. Следователь наделен обширными властными полномочиями для раскрытия преступления и обеспечения неуклонения виновного от ответственности. По закону следователь самостоятелен в ведении следствия при принятии наиболее важных решений. Он ведет следствие в условиях негласности и, за некоторыми исключениями, единолично. Следователь самостоятельно принимает решения и несет за них личную ответственность. Вся профессиональная деятельность следователя протекает в общении с людьми, он связан жесткими сроками. Таким образом, следователь должен обладать высокими нравственными и психологическими качествами. Следователь в своей деятельности руководствуется тремя видами правил: процессуальными, криминалистическими и нравственными. Процессуальные нормы указывают, что именно, в каких формах, в каком порядке должен делать следователь, проводя следствие. Рекомендации, разрабатываемые криминалистикой, помогают следователю наметить тактическую линию, отыскать приемы и методы, позволяющие наиболее эффективно выполнять стоящие перед предварительным следствием задачи: быстро и полно раскрыть преступление и изобличить виновных. Нравственные нормы дают возможность оценить допустимость тех или иных приемов расследования с точки зрения морали. Все виды правил находятся между собой в теснейшей связи и не должны входить в противоречие, хотя среди них главенствует закон. Следователь несет личную ответственность за выполнение задач предварительного следствия, своего профессионального долга. Он должен быть объективен, беспристрастен, справедлив, гуманен, бдителен. В своем служебном общении следователь должен соблюдать выдержку, уравновешенность, корректность. Следователь в процессе расследования преступления вступает в систему нравственных отношений с обширным кругом граждан, в той или иной форме имеющих отношение к совершенному преступлению или производству по уголовному делу. Это граждане, заинтересованные в исходе дела, защищающие свои права и интересы, т.е. участники процесса. К их числу закон относит обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, их представителей, защитника обвиняемого, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. В отношениях с этими лицами у следователя в первую очередь возникают нравственные права и нравственные обязанности при выполнении своих функций. К другой группе относятся иные участвующие в деле лица: свидетели, переводчики, понятые, специалисты, другие лица, привлекаемые к участию в деле обычно в связи с организацией следственных действий (лица, посторонние по отношению к преступлению, у которых производится обыск или выемка, лица, предъявляемые в составе группы вместе с подозреваемым опознающему, участвующие в проведении следственного эксперимента и др.). Уголовно-процессуальным законодательством и нормами других отраслей права регулируются отношения следователя с участниками процесса и иными участвующими в деле лицами, полномочия следователя, правовое положение граждан, которых затрагивает деятельность следователя. Вся деятельность подчинена единым нравственным принципам и нормам. Нравственное содержание взаимоотношений следователя и всех участвующих в деле лиц определяют нравственные начала, отраженные в уголовно-процессуальном законодательстве или же обусловленные общими принципами и нормами морали. Характер взаимоотношений следователя с участвующими в деле лицами определяет соотношение нравственных норм и тактических приемов. Уголовно-процессуальный закон образует основу как разработки тактических рекомендаций, так и соблюдения этических требований в деятельности по расследованию преступлений. Одним из актуальных теоретических и практических вопросов является соотношение рекомендаций следственной практики с правовыми и нравственными нормами. Следственная деятельность при всей своей специфике не может не подчиняться единым для всего общества нравственным нормам. Никакие отступления от принципов и норм морали в деятельности следователя недопустимы. В некоторых литературных источниках встречаются рекомендации по тактике расследования, которые заслуживают критики. Так, А.Р. Ратинов в свое время предложил систему методов воздействия на поведение участвующих в деле заинтересованных лиц, исходя из взгляда на следствие как на «процесс борьбы, принимающий острые формы», как на «процесс соперничества двух сил» (Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М., 1967. - С. 55, 157). Среди этих методов рекомендовались, в частности, формирование у лица ошибочного представления о тех обстоятельствах, знание которых могло привести к нежелательным для следователя решениям и действиям, т.е. формирование у лица целей, попытка достижения которых поставит его в невыгодное положение, побуждение лица к желательному для следователя образу действий и других рекомендаций («разжигание конфликта» между соучастниками преступления, «раздробление сил и средств противника»). Рекомендации, вытекающие из концепции следствия как борьбы следователя с обвиняемым, были подвергнуты критике как противоречащие нравственным и правовым нормам. Критике подвергнута и концепция «конфликтного следствия», трактующая проведение предварительного следствия как борьбу противников, конфликт противоборствующих сторон. Эта концепция, по сути, есть развитие взгляда на следствие как на борьбу следователя с обвиняемым. Конфликтное следствие возникает тогда, когда обвиняемый не признает себя виновным, оспаривает обвинение, т.е. обвиняемый выступает как противник следователя. М.С. Строгович писал, что «такая концепция «конфликтного следствия» решительно несовместима с требованиями закона, что следователь обязан исчерпывающим образом исследовать обстоятельства как уличающие обвиняемого и отягчающие его вину, так и оправдывающие обвиняемого и смягчающие его ответственность, - и это следователь должен делать самым тщательным образом, каково бы ни было его мнение о виновности обвиняемого». Эта концепция противоречит и нравственным началам следственной деятельности, когда следствие рассматривается не как процесс объективного, беспристрастного исследования обстоятельств дела в интересах истины, справедливости, а как поединок следователя с обвиняемым, где необходимо обеспечить победу следователя над обвиняемым. Под видом борьбы с отсталыми и консервативными взглядами и популяризации нестандартных (в смысле прогрессивных) методов и приемов следствия пропагандируются недопустимые приемы получения доказательств (использование эффекта биоритмов при допросе подозреваемых и обвиняемых, привлечение к раскрытию преступлений экстрасенсов, колдунов, использование гипноза). Никто не обязан свидетельствовать против себя. Вымогательство признания обвиняемого находится в противоречии с этой принципиальной правовой и нравственной нормой. Недопустима и противоречит закону практика получения показаний любого лица вопреки его воле и желанию. Будь то обвиняемый, потерпевший или свидетель, путем насилия, угроз, обмана. Взаимоотношения следователя с обвиняемым, подозреваемым, другими участвующими в деле лицами не могут основываться на оценке предварительного следствия как состояния борьбы следователя с обвиняемым (подозреваемым), конфликтного или бесконфликтного следствия. Нравственное содержание взаимоотношений следователя с гражданами, участвующими в деле, основанное на прочном фундаменте законности, определяют общие принципы и нормы морали. Специфические задачи следствия и правовые условия его производства не отменяют действия общих принципов и норм морали, регулирующих поведение людей, их отношение друг к другу. Нравственный климат следствия зависит от того, насколько последовательно соблюдает следователь право вые и моральные нормы. Принципиальность, гуманность, справедливость, честность при строжайшем соблюдении законности, прав и интересов участвующих в деле лиц - важнейшие нравственные требования к следователю. Следователь обязан разъяснять участвующим в деле лицам их права и обеспечить возможность осуществления этих прав. Следователь должен разъяснять обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему, другим лицам их права понятным языком. Простое оглашение текста закона (к примеру, ст. 47 УПК или ст. 42 УПК) потерпевшему не есть его разъяснение. Следователь обязан обеспечить участвующим в деле лицам возможность осуществления их прав. В том, насколько добросовестно он выполняет эту свою процессуальную обязанность, выражается объективность и беспристрастность следователя. Например, ст. 159 УПК устанавливает, что следователь не вправе отказать подозреваемому и его защитнику, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителю в допросе свидетелей, производстве экспертизы и других следственных действиях по собиранию доказательств, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для дела. Так как характеристика круга обстоятельств, имеющих значение для правильного расследования дела, дается в законе в общей форме, следователь в каждом конкретном случае заявления ходатайства принимает решение о его удовлетворении или отклонении, руководствуясь обстоятельствами данного дела. Отказ в ходатайстве без надлежащих аргументов или по надуманным мотивам может повлечь за собой далеко идущие отрицательные последствия: Отступление от требований беспристрастности и объективности может привести к обвинительному уклону в следствии, который состоит в том, что следователь разрабатывает одну лишь обвинительную версию, не исследуя и не принимая во внимание то, что этой версии противостоит. В этом случае все следствие сосредоточивается обычно вокруг одного лица - подозреваемого или обвиняемого, и усилия следователя в значительной мере направляются на получение у обвиняемого признания в преступлении. Такой способ расследования может привести к уголовной ответственности невиновного, на которого по тем или иным причинам пало подозрение или было возведено обвинение, а следователь упускает возможности изобличения действительных преступников. Одной из обязанностей следователя является обеспечение прав потерпевшего (лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред). Защита и восстановление прав потерпевшего имеют глубокий нравственный смысл. Нравственный авторитет следователя, оценка его деятельности во многом зависит от того, насколько он внимательно, гуманно и справедливо относится к потерпевшему. Следователь не имеет права обманывать обвиняемого, подозреваемого и других лиц, сообщая им заведомо ложные сведения или давая обещания, которые не может или не собирается выполнять. Следователь - представитель государственной власти, и вся его деятельность должна отвечать высоким нравственным требованиям. Если обвиняемый, подозреваемый не несет ответственности за ложь, за сокрытие правды и его поведение заслуживает нравственного осуждения, следователь такого права на ложь не имеет. Новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации установил целый ряд дополнительных гарантий соблюдения следователем правовых и нравственных норм. Это, прежде всего, судебный порядок получения разрешения на производство ряда следственных действий (осмотр в жилище помимо воли проживающих в нем лиц, обыск и выемка в жилище, контроль и запись телефонных и иных переговоров, выемка почтово-телеграфной корреспонденции, выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях), что предусмотрено ст. 29 и 165 УПК РФ. Эти же статьи УПК РФ предусматривают необходимость судебного решения для применения целого ряда мер процессуального принуждения: мер пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста; наложения ареста на имущество; временного отстранения обвиняемого от должности; помещения подозреваемых или обвиняемых, не находящихся под стражей, в судебно-медицинский или судебно-психиатрический стационар для производства экспертизы. К гарантиям соблюдения следователем правовых и нравственных норм можно также отнести правила, касающиеся участия защитника в следственных действиях (ст. 53 УПК РФ); право свидетеля являться на допрос с адвокатом (ст. 56, 189 УПК РФ), право обжалования действий и решений следователя прокурору и в суд (ст. 123-125 УПК РФ) и другие нормы нового уголовно-процес-суального закона. Вместе с тем УПК РФ устанавливает определенные гарантии и для самого следователя, с тем чтобы он имел возможность принимать решения по делу самостоятельно, руководствуясь при этом внутренним убеждением, основанным на всестороннем исследовании всех обстоятельств уголовного дела. Ст. 38 УПК РФ определяет, что при несогласии с решениями или указаниями прокурора по наиболее важным вопросам производства предварительного следствия, таким, как привлечение в качестве обвиняемого; квалификация преступления и объем обвинения; избрание меры пресечения, изменение или отмена меры пресечения; отказ в возбуждении ходатайства перед судом о применении мер процессуального принуждения и производстве следственных действий; направление уголовного дела в суд или его прекращение; отвод следователя или отстранение его от дальнейшего ведения следствия, следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору со своими письменными возражениями. В этом случае вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо поручает производство по данному уголовному делу другому следователю. Этика производства следственных действий. Следственные действия - это уголовно-процессуальные Действия, выполняемые с целью собирания и проверки доказательств по уголовному делу. Ст. 164 УПК РФ определяет общие правила производства следственных действий и при этом устанавливает, что при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а также создание опасности для жизни и здоровья лиц, участвующих в следственных действиях. При производстве следственных действий, безусловно, должны соблюдаться принципы уголовного судопроизводства, такие, как уважение чести и достоинства личности (ст. 9 УПК РФ); охрана прав и свобод человека и гражданина (ст. 11 УПК РФ); презумпция невиновности (ст. 14 УПК РФ); обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ); свобода оценки доказательств (ст. 17 УПК РФ); право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19 УПК РФ). Рассмотрим далее нравственные требования, которые рекомендуется соблюдать при производстве основных следственных действий. Допрос является наиболее распространенным следственным действием. Закон предусматривает следующие виды допроса: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, допрос подозреваемого, допрос эксперта, допрос специалиста. Цель любого допроса - получение показаний об обстоятельствах, существенных для дела, но содержание допросов, порядок их проведения и нравственные проблемы, которые могут возникнуть при их проведении, существенно различаются. Достаточно сопоставить, например, допрос обвиняемого, не признающего себя виновным, и допрос свидетеля, дающего правдивые показания. Цель допроса - получение у допрашиваемого правдивых показаний об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Свидетель, потерпевший, эксперт обязаны дать правдивые показания под угрозой уголовной ответственности. В то же время подозреваемый и обвиняемый не несут уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний. Новый УПК РФ, определяя целый ряд правил проведения допросов, гарантирует и соблюдение общепринятых нравственных норм при допросе. Так, ст. 187 УПК РФ устанавливает, что допрос не может длиться непрерывно более 4 часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача. Еще более жесткие ограничения установлены для допросов несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Такой допрос не может продолжаться более 2 часов без перерыва, а в общей сложности - более 4 часов в день (ст. 425 УПК РФ). Ограничение продолжительности допроса в новом УПК связано с необходимостью исключить совершенно безнравственные «тактические приемы» изматывания допрашиваемого с целью получения от него нужных следствию показаний. При допросе подозреваемого и обвиняемого вправе присутствовать защитник. Свидетель также вправе явиться на допрос с адвокатом. В допросе несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, не достигшего 14 лет, а подозреваемого и обвиняемого, не достигшего 16 лет, участвует педагог. Педагог также может участвовать и в допросах несовершеннолетних, достигших указанного возраста, но страдающих отставанием в психическом развитии. Участие адвокатов и педагогов в допросах также является гарантией от применения незаконных методов и безнравственных тактических приемов при проведении допросов. Уголовно-процессуальное законодательство, как уже было отмечено, запрещает домогаться показаний обвиняемого и других лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. Насилие в целях получения показаний глубоко безнравственно и незаконно. Оно влечет уголовную ответственность допрашивающего. Вместе с тем недопустимо и применение так называемых «тактических приемов» допроса, основанных на обмане допрашиваемого, неразъяснение или неполное разъяснение допрашиваемому его прав, проведение «эмоциональных экспериментов», когда допрашиваемому представляются фальсифицированные доказательства, впоследствии не фигурирующие в материалах уголовного дела. К числу незаконных и безнравственных приемов допроса относится постановка наводящих вопросов. Наводящий вопрос, содержащий в своей формулировке желательный для задающего вопрос ответ, внушает допрашиваемому информацию, которой он в большинстве случаев не располагает. Но постановка такого вопроса и безнравственна, так как противоречит требованию объективности и беспристрастности при расследовании. Следователь, спровоцировавший наводящими вопросами неправильные, не соответствующие действительности ответы, впоследствии оказывается вынужденным искать выход из ситуации, которую он сам же и создал, если убедится в ошибочности своей версии. Но еще хуже, если последствием неправильных методов допроса явятся необоснованные выводы по делу и привлечение к уголовной ответственности невиновного. Именно поэтому ч. 2 ст. 189 УПК РФ запрещает задавать наводящие вопросы. УПК РФ содержит гарантии от применения незаконных методов к допрашиваемым обвиняемым. Так как показания обвиняемого рассматриваются как средство его защиты, закон запрещает повторно вызывать обвиняемого на допрос без его просьбы в случае, если на первом допросе обвиняемый от дачи показаний отказался (ст. 173 УПК РФ). Ст. 75 УПК РФ определяет, что показания подозреваемого и обвиняемого, данные им в ходе досудебного производства без участия защитника и не подтвержденные в судебном заседании, признаются недопустимыми доказательствами. Эти нормы закона призваны исключить допросы обвиняемого с целью получения от него признания вины, поскольку юридическое значение подобного признания может оказаться ничтожным. Допрос во всех случаях должен производиться с соблюдением общих требований к культуре поведения должностного лица. Официальность, корректность, вежливость, внимание к лицу, дающему показания, уважение к его личности - обязательные требования к следователю, ведущему допрос. Осмотр представляет собой комплекс действий, заключающихся в непосредственном зрительном восприятии лицом, производящим предварительное расследование, материальных объектов и их связей в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Хотя само по себе производство осмотра не вызывает в большинстве случаев каких-либо процессуальных и нравственных проблем. УПК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает особые требования осмотра жилых помещений. Осмотр жилища связан с необходимостью строгого соблюдения требований ст. 25 Конституции РФ, в соответствии с которыми никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. С учетом этого лицо, осуществляющее предварительное расследование, при необходимости осмотра жилища должно получить согласие всех проживающих в нем лиц. Согласие проживающих в жилище лиц на проведение в нем осмотра должно быть добровольным. Недопустимы угрозы, психическое давление, шантаж, совершение действий, посягающих на неприкосновенность личности, унижающие честь и достоинство человека, либо представляющие угрозу его жизни и здоровью, нарушающие конституционные права граждан. Факт добровольного согласия всех проживающих в жилище лиц на производство в нем осмотра в обязательном порядке фиксируется в протоколе осмотра, заверяется собственноручными подписями лиц, проживающих в жилище, и удостоверяется подписью лица, производящего предварительное расследование, а также подписями понятых, участвующих в производстве осмотра. Осмотр помещения, не являющегося жилищем, в том числе помещения, в которых располагаются различные юридические лица, производится в присутствии представителя администрации юридического лица. Об этом в протоколе осмотра делается соответствующая запись, равно как и в тех случаях, когда участие такого лица по объективным причинам невозможно. Представитель администрации обязан подписать протокол осмотра. Если он отказывается это сделать, то лицо, осуществляющее предварительное расследование, делает соответствующую запись в протоколе. Она удостоверяется его подписью и подписями понятых, участвующих в осмотре. Ст. 178 УПК РФ установлены особые правила для производства осмотра трупа и эксгумации. Осмотр трупа как следственное действие может быть как самостоятельным видом осмотра, когда он производится не на месте обнаружения трупа (например, в морге), так и составной частью осмотра места происшествия, когда он производится на месте обнаружения трупа. В первом случае составляется самостоятельный протокол осмотра трупа, во втором - результаты осмотра трупа фиксируются в протоколе осмотра места происшествия. Осмотр трупа производится именно следователем (причем следователем прокуратуры - см. пп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ) с участием понятых, судебно-медицинского эксперта (работающего в должности эксперта как в государственных, так и негосударственных судебно-медицинских учреждениях). При невозможности его участия может быть приглашен патологоанатом, хирург или иной врач. Также в осмотре могут участвовать иные специалисты (криминалисты, химики, биологи и др.). Если труп в процессе расследования остался неопознанным, он вне зависимости от конечных результатов расследования подлежит захоронению, но не кремации. В противном случае будет исключена возможность последующего исследования трупных останков, если в этом возникнет необходимость. Эксгумация представляет собой извлечение трупа из места захоронения. Местом захоронения следует считать как специально отведенную территорию для захоронения покойных (кладбище), так и место, где труп был тайно захоронен преступником (преступниками). Как самостоятельное следственное действие эксгумация производится на основании постановления следователя. Решение суда необходимо в случаях, когда ближайшие родственники или родственники покойного возражают против ее проведения. Эксгумация производится в случае необходимости: произвести первичный или повторный осмотр захороненного трупа; предъявить труп для опознания; произвести экспертизу (в том числе повторную или дополнительную). Эксгумация производится следователем с участием понятых, судебно-медицинского эксперта (либо врача, если нет возможности обеспечить участие судебно-медицинского эксперта), иных специалистов, а также лиц, которые осуществляют земляные работы, связанные с извлечением трупа. При эксгумации по решению следователя могут присутствовать и другие лица, например, подозреваемый или обвиняемый, потерпевший или свидетели, равно как и родственники покойного, если эксгумация имеет целью проведение опознания. После проведения эксгумации захоронение трупа и приведение в порядок места захоронения производится за счет средств федерального бюджета. Освидетельствование - это следственное действие, проводимое на основе обязательного для освидетельствуемого лица мотивированного постановления следователя (дознавателя) им самим или по его поручению врачом в случае обнажения лица иного пола, чем следователь (дознаватель), в целях обнаружения на теле освидетельствуемого особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производства судебной экспертизы. Освидетельствованию подвергаются подозреваемый, обвиняемый, потерпевший. Свидетель может быть освидетельствован только с его согласия, за исключением случаев, когда это необходимо для оценки достоверности его показаний. Ст. 179 УПК РФ защищены конституционные права свидетеля на телесную неприкосновенность; при обнажении освидетельствуемого лица фотографирование возможно только с его согласия; предусмотрено участие, помимо врача, иных специалистов; понятые участвуют по усмотрению следователя. Постановление о производстве освидетельствования должно быть объявлено освидетельствуемому лицу. Ему разъясняется положение ч. 2 ст. 179 об обязательности данного постановления для лица, в отношении которого оно вынесено. Если лицо отказывается, следователь (дознаватель) принимает решение о производстве судебно-медицинской экспертизы для получения необходимых фактов или приглашает сотрудников органа дознания и с их помощью проводит следственное действие в принудительном порядке. При этом не допускаются действия, которые могут причинить вред здоровью или жизни освидетельствуемого лица, оскорбить или унизить его человеческое достоинство. Лицо, осуществляющее предварительное расследование, само обследует участки тела или все тело освидетельствуемого. Исключение составляют ситуации, при которых обнажается тело освидетельствуемого иного пола, чем следователь (дознаватель). В этом случае обследование тела производит врач. Следственный эксперимент - это следственное действие, производимое в целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для уголовного дела посредством воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события и совершения необходимых опытных действий. Если при производстве следственного эксперимента возникает потребность проникнуть в жилище, для этого требуется получить согласие всех проживающих в нем лиц либо разрешение суда (см. ст. 12 и 165 УПК РФ и комментарий к ним). Следственный эксперимент производится при условии, что при этом не допускается действий, унижающих честь и достоинство участвующих в нем лиц и окружающих, не создается опасности для их жизни и здоровья, не нарушаются нравственные и этические нормы, не подвергается разрушению и порче различное имущество и не ухудшается состояние окружающей среды. Обыск - это следственное действие, производимое на основе постановления лица, осуществляющее предварительное расследование, или решения суда, состоящее в обследовании любого доступного места или физического лица в целях обнаружения и изъятия орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для производства по уголовному делу, а также для обнаружения разыскиваемых лиц и трупов. Основанием производства обыска является мотивированное постановление следователя (дознавателя). Для проведения обыска в жилище или личного обыска необходимо решение суда, принимаемое им по ходатайству лица, осуществляющего предварительное расследование (см. п. 5 и 6 ч. 2 ст. 29 и п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и комментарий к ним). Согласно ч. 5 ст. 165 УПК РФ в исключительных случаях, когда производство обыска не терпит отлагательства, он может быть произведен на основании постановления следователя без судебного решения. Следователь в течение 24 часов с момента начала обыска уведомляет судью и прокурора о его производстве. К уведомлению следователя прилагаются копии постановления о производстве обыска и протокол обыска. Это необходимо для проверки законности решения о его производстве. Если судья признает производство обыска незаконным, все доказательства, полученные в процессе обыска, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ. Обыск, как правило, производится у подозреваемого, обвиняемого. Вместе с тем не исключается возможность производства обыска у свидетеля, потерпевшего, а также у лиц, вообще не обладающих никаким процессуальным статусом. Учитывая психологические и эмоциональные особенности обыска, его следует производить в дневное время. Только в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что искомые объекты могут быть уничтожены или перепрятаны, обыск можно производить ночью. При производстве обыска следователь должен принять необходимые меры к тому, чтобы иным участникам следственного действия по возможности не стали известны обстоятельства, касающиеся частной (интимной) жизни лица, у которого производится обыск, его личной и (или) семейной тайны. Это же касается сведений о его близких и иных родственниках, а также обстоятельств частной жизни других лиц, которые вообще могут не иметь никакого отношения к расследуемому уголовному делу. Выемка - это следственное действие, направленное на изъятие определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, когда точно известно, где и у кого они находятся. Цель выемки, в отличие от обыска, состоит только в изъятии предметов и документов, которые известны лицу, осуществляющему предварительное расследование, и когда точно известно место их нахождения, и потому отпадает необходимость в их поиске. Выемка может производиться у гражданина, в организации, учреждении. Выемка производится, как правило, в дневное время. Кроме понятых, в зависимости от характера подлежащих выемке предметов и документов лицо, осуществляющее предварительное расследование, вправе пригласить и иных участников следственного действия (см. комментарий к ст. 182 УПК РФ). В начале следственного действия лицо, осуществляющее предварительное расследование, предлагает лицу, у которого находятся интересующее следствие предметы и документы, или представителю организации, учреждения, где находятся конкретные объекты, подлежащие выемке, добровольно их выдать. В случае отказа выемка производится принудительно. При необходимости сотрудники органа дознания оказывают помощь. Если цель выемки заключается в изъятии предметов или документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, для производства следственного действия лицо, осуществляющее предварительное расследование должно получить санкцию прокурора. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и Личный обыск - это самостоятельное следственное действие, заключающееся в отыскании на теле обыскиваемого лица, в его одежде и обуви, а также в имеющихся при нем личных вещах предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Личному обыску могут быть подвергнуты подозреваемый и Формальным основанием производства личного обыска является решение суда, принимаемое по ходатайству лица, осуществляющего предварительное расследование, согласованное с прокурором (см. п. 6 ч. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 165 УПК РФ и комментарий к ним). В исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК РФ, личный обыск может быть произведен на основании постановления лица, осуществляющего предварительное расследование, без получения судебного решения с последующим уведомлением судьи и прокурора в течение 24 часов после начала производства следственного действия. Личный обыск может быть также произведен без вынесения постановления лицом, осуществляющим предварительное расследование, равно как и без решения суда, при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении либо ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела. При производстве личного обыска не допускаются действия, которые могут причинить вред здоровью или жизни обыскиваемого, а также унизить его личное человеческое достоинство. Лица, принимающие участие в производстве личного обыска, за исключением врача, должны быть одного пола с обыскиваемым. При личном обыске изъятию подлежат только те предметы и документы, которые имеют значение для уголовного дела. При производстве личного обыска задержанных и заключенных под стражу изымаются также предметы, хранение которых запрещено в местах содержания задержанных или местах нахождения под стражей. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления фактически представляет собой налагаемый на учреждения связи запрет пересылать или передавать адресату конкретную корреспонденцию, которая указана в соответствующем процессуальном документе, без разрешения лица или органа, наложившего арест. Арест накладывается на почтово-телеграфные отправления как приходящие в конкретное учреждение связи на имя адресата, так и на исходящие от него. Осмотр почтово-телеграфных отправлений представляет собой ознакомление с содержанием текстов писем, телеграмм, радиограмм и т.п., а также с содержимым посылки, бандероли и иных отправлений. Выемка представляет собой изъятие и последующее приобщение к уголовному делу подлинников или копий текстов писем, телеграмм и т.п. либо документов, предметов, имеющих значение для уголовного дела. Основанием наложения ареста на почтово-телеграфные отправления является решение суда, которое принимается на основании ходатайства лица, осуществляющего предварительное расследование, с согласия прокурора. Указанное следственное действие ограничивает право каждого гражданина России на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, предоставленное ему Конституцией РФ (ч. 2 ст. 23). В свою очередь, ст. 22 Конституции РФ предусматривает ограничение права на тайну переписки только на основании судебного решения. Вот почему комментируемая статья прямо указывает на то, что наложение ареста на почтово-телеграфные отправления с их последующим осмотром и выемкой возможно только на основании решения суда. Это положение представляет собой реальную гарантию обоснованности данного следственного действия и обеспечивает реализацию функции судебного контроля за предварительным расследованием. Толкование ст. 23 Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что ограничение права на тайну переписки не может быть беспричинно применено к любому гражданину. Ст. 185 УПК РФ тоже не называет лиц, в отношении которых может применяться данная мера. Из этого следует, что арест может налагаться только на почтово-телеграфные отправления подозреваемых, обвиняемых или связанных с ними лиц. Следует отметить, что осмотр почтово-телеграфных отправлений не обязательно сопровождается их выемкой. Изыматься (либо копироваться) должны только те материалы, которые имеют непосредственное отношение к уголовному делу. В процессе осмотра почтово-телеграфных отправлений должны быть приняты меры к сохранности в тайне их содержания. Если при этом будет нанесен моральный вред заинтересованным лицам, то они вправе гражданско-правовыми мерами потребовать его компенсации. УПК РФ, предусматривая длительный характер ареста на почтово-телеграфные отправления, вместе с тем ограничивает его действие сроком проведения предварительного следствия по уголовному делу. По его завершении арест должен быть отменен, о чем ставится в известность не только суд, принявший это решение, и прокурор, но и соответствующее учреждение связи. Одновременно следует помнить, что лицо, осуществляющее предварительное расследование, имеет право и до истечения срока расследования по уголовному делу в любое время отменить арест, если в нем отпала необходимость. Важной конституционной и процессуальной гарантией соблюдения прав граждан на тайну переписки является положение, согласно которому при осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений участвуют понятые, являющиеся сотрудниками этого учреждения связи. При необходимости по усмотрению лица, осуществляющего предварительное расследование, в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений могут участвовать специалисты и переводчики. В этом случае они предупреждаются об уголовной ответственности по ст. 310 У К РФ, что должно быть отражено в протоколе следственного действия. Ст. 186 УПК РФ ограничивает конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров, поэтому в ст. 13 УПК РФ зафиксировано, что контроль и запись телефонных и иных переговоров возможны только на основании судебного решения. Контроль телефонных и иных переговоров означает их прослушивание специально уполномоченными на это органами. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 1995 г. № 891 контроль и прослушивание телефонных и иных переговоров возложены на Федеральную службу безопасности, а также на органы внутренних дел Российской Федерации. Запись телефонных и иных переговоров означает их фиксацию с помощью технических средств в целях дальнейшего воспроизведения, а в необходимых случаях и проведения опознания личности по голосу. Основанием контроля и записи переговоров является постановление судьи, выносимое им по ходатайству лица, осуществляющего предварительное расследование, согласованное с прокурором. Контроль и запись допустимы при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Прослушиваться могут телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц. Важной гарантией соблюдения конституционных прав граждан на тайну переговоров является требование законодателя о сроках проведения контроля и записи переговоров. Они не могут превышать 6 месяцев или срока окончания предварительного расследования по конкретному уголовному делу, если оно короче указанного срока. Вместе с тем по постановлению лица, осуществляющего предварительное расследование, контроль и запись переговоров могут быть прекращены и ранее. Особой конфиденциальностью проводимого следственного действия обусловлен также порядок пересылки и последующего использования результатов контроля и записи переговоров. Фонограмма переговоров, которую лицо, осуществляющее предварительное расследование, вправе затребовать в любое время, направляется ему органом, производившим контроль и запись переговоров, в опечатанном виде с сопроводительным письмом. В письме указываются дата и время начала и окончания переговоров, а также приводятся краткие характеристики использованных для этого технических средств. Осмотр и прослушивание фонограммы осуществляется с участием понятых, а при необходимости специалиста и лиц, чьи переговоры зафиксированы на фонограмме.
Заключение 1. Принципы профессиональной этики вытекают из нравственных принципов и их соблюдение неразрывно связано с соблюдением норм морали. 2. Независимо от вида деятельности в ОВД основными принципами профессиональной этики выступают принципы законности, справедливости, гуманизма, презумпции невиновности, гласности. Применительно к различным видам деятельности данные принципы являются одинаково значимыми, но имеют свою специфику и содержание. 3. Наряду с соблюдением этических норм и принципов от сотрудников требуются нравственные этические качества, наиболее важными среди которых выступают объективность, беспристрастность, независимость, тактичность, соблюдение прав человека.
Литература
1. Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел МВД России// http. www.rg.ru. 3. Приказ МВД РФ № 1138 от 24.12.2008г. «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». 4. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. С изм. От 09.01.1996, 10.02.1996 и 09.06.2001г. – М.: Вече, 2006. 5. О милиции. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 360, № 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2964; 1999, № 14, ст. 1666. 6. Основные принципы, касающиеся роли юристов. Приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г. / Там же, с. 178-185. 7. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями / Там же, с. 163-170. 8. О безопасности. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. 9. О чрезвычайном положении. Федеральный Конституционный закон от 30 мая 2001 г. Собрание законодательства РФ 2001г. №23 ст.2277. 10. Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. 11. Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. 12. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.) / Там же, с. 319-323. 13. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ЮРКНИГА, 2004., 160с. 14. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. - М.: Омега – Л., 2004., 264с. 15. Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации. Утвержден приказом МВД России от 18 января 1993 г. № 17. 16. Кондрашев Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Коментарий к Закону Российской Федерации «О милиции» – 4-е изд., переаб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 448 с. 7. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. Энциклопедический словарь. – М., 2006. 8. Егорышев С.В., Ротовский А.Н., Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика: Курс лекций. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. 9. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник ВУЗов. – 3-е изд. М., 2005. 10. Кубышко В.Л., Щеглов А.В. О кодексе профессионально/ Вестник кадровой политики МВД России, № 2, 2009 – С.6 – 13. 11. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие /Под ред. Г.В.Дубова и А.В.Опалева. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Щит-М, 2007. – 424 с. 12. Профессиональная этика сотрудников ОВД: Хрестоматия/ Сост. Ю.А. Полетухин. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. 13. Сокова З.К. Профессиональная этика: Курс лекций. – М.: ЦИиНМО КП МВД России, 2000. – 204 с. 14. Этика. Учебник ВУЗов /Под ред. Гусейнова А.А., Апресян Р.Г. – М., 2006. (там же материалы к докладу). 15. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»/ [В.Я. Кикоть и др.]; под ред. В.Я.Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон иправо, 2011. – 559с.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 7572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |