Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Структура и функции морали

Явления, которые мы относим к нравственным, крайне разнородны. Они включают в себя:

- поступки и поведение как отдельных людей, так и их групп;

- нравственные отношения между людьми;

- нравственное отношение человека ко всему окружающему;

- психологические свойства индивидов;

- нравственные мотивы, побуждения;

- правила и требования к поведению – нормы.

И это не просто различные компоненты, но явления разного порядка, поэтому систематизировать их сложно. Структура морали многоярусна и многопланова, При анализе такого сложного явления неизбежно возникновение различных подходов, неодинаковых точек зрения.

Рассмотрим точку зрения большинства современных исследователей, которая признает в морали три структурных элемента:

- нравственную деятельность;

- нравственные отношения;

- моральное сознание.

Нравственная деятельность людей - это основа морали. Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали[1]. О нравственной деятельности можно говорить тогда. Когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиции разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает в себя: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком или оценка со стороны окружающих.

Мотив – нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же во имя чего совершается данное дело (во имя справедливости или содержится злой умысел).

Цель - это то, что человек предполагает, планирует сделать. Для достижения цели используются определенные средства, которые по своему содержанию могут быть нравственными или безнравственными.

Например, в деятельности сотрудников органов внутренних дел при проведении допроса, преследующего положительную цель - раскрыть преступление, могут использоваться как положительные, нравственные (законные), так и отрицательные (незаконные) средства: угроза, психологический нажим, различные формы насилия и т.д.

Деятельность имеет определенный результат – материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение (соответственно нрав­ственное или безнравственное).

Оценка окружающими как самого поступка, так и его результата и мотива. При этом важно отметить, что в целом нравственный характер деятельности зависит от выбора соответствующих целей и средств. Если один из этих элементов приобретет безнравственный оттенок, то и деятельность изменит свою направленность.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Таким образом, только деятельность, только практическая реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание ее моральной воспитанности, на наличие у нее подлинной моральной культуры. «Когда человек, писал Гегель, - совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера». «…Человек есть не что иное, как ряд его поступков»[2].

В любой человеческой деятельности между ее участниками складываются специфические отношения, которые являются вторым элементом морали.

Нравственные отношения, складываясь в процессе нравственной деятельности, являются условием осуществления этой деятельности.

В нравственных отношениях закрепляются устойчивые образцы поведения, которые выступают как единая связь норм и запретов. Таким образом, каждый человек независимо от своей воли и желания включен в сферу моральных отношений.

Одной из важнейших особенностей нравственных отношений является их универсальность, которая находит своё выражение в том, что эти отношения пронизывают все сферы жизни и деятельности людей.

В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т.д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т.д.

В зависимости от объекта нравственные отношения подразделяются на следующие виды:

- нравственные отношения личности и общества;

- нравственные отношения личности и личности;

- нравственные отношения личности к самой себе;

- нравственные отношения личности и человечества.

По сферам жизни нравственные отношения можно классифицировать на отношения к труду и к людям в процессе труда, отношения в общественно-политической деятельности: в правовой, научной, педагогической, художественной, се­мейно-бытовой и т.д.

Богатство и многообразие нравственных отношений, в которые включается личность, определяют богатство и многообразие его нравственной культуры. Их специфика выражается в том, что, вступая во взаимоотношения друг с другом, обществом, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, которые фиксируются сознанием долга, ответственности, совести.

Любой поступок человека, в котором проявляются определенные нравственные отношения, объективно приобретает значение положительной или отрицательной ценности или их противоречивого сочетания. С изменением материальных, социально-эко­номи­ческих условий жизнедеятельности людей происходит и изменение ценностей, которые были закреплены в духовной культуре общества. Исчезают старые и появляются новые ценности, меняется их соотношение: одни отодвигаются на второй план, а другие - выходят вперед. Вместе с изменением нравственных отношений людей в обществе меняется и их нравственное сознание.

Третьим элементом общей структуры морали является моральное сознание - система взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Со времен античности в человеческой душе выделяли три части разумную, волевую и чувствующую. Исходя из этого моральное сознание включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный.

На рациональном уровне моральное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм.

Моральные нормы - это наиболее простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку.

Моральные нормы позволяют, с одной стороны, совершать необходимый (моральный) выбор действий и поступков в типичных ситуациях, а с другой стороны - осуществлять оценку и контроль за этими действиями и при помощи общественного мнения регулировать поведение людей.

В научной литературе различают позитивные и негативные нор­мы морали. Позитивные нормы предписывают необходимую ли­нию поведения, побуждают к определенного рода действиям («Будь правдив», «Уступи место старшим»). Негативные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка («Не завидуй», «Не оскорбляй»).

Нормы морали регулируют поведение человека. Более сложной формой морального сознания, по сравнению с нормами, являются принципы морали, которые представляют собой наиболее обобщенное выражение моральных требований.

Разум способен «обуздать» страсти. Однако встречаются ситуации, когда одного разума недостаточно. Не всегда оценка той или иной жизненной ситуации, поступка человека только с позиции разума является достаточно объективной. И здесь на помощь разуму приходят нравственные чувства.

Чувства - это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

По сравнению с рациональной сферой сознания чувства более субъективны. Нравственные чувства - это внутренняя реакция человека на поступок, совершаемый как им самим, так и другими людьми. Как следствие этой реакции возникает определенное отношение к поступку, которое может проявляться в виде внутриличностных переживаний: чувства стыда, раскаяния, угрызений совести и т.д., либо в виде переживаний, направленных вовне: сострадание, ненависть, равнодушие, злоба и т.д. Нравственные чувства весьма многообразны. К ним относятся: чувство любви к Родине, патриотизма, справедливости, чести, достоинства, сострадания и т.д.

Эмоционально-чувственный уровень морального сознания вклю­чает в себя совокупность нравственных чувств и переживаний.

Позитивным нравственным чувствам противостоят негативные: зависть, трусость, жестокость. По существу они являются безнравственными чувст­вами, т.к. лишены главного признака нравственности - осознания необходимости способствовать укреплению общественных начал человеческой жизни.

Эмоционально-чувственный и рациональный компоненты сознания человека находятся в неразрывном единстве.

В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.

Индивидуальное - это мотивы, чувства, убеждения конкретной личности. Индивидуальное моральное сознание формируется в тесном взаимодействии с общественным моральным сознанием. Носителем общественного морального сознания является общество.

Общественное моральное сознание - это теоретические требования, нормы, кодексы, идеалы, запреты, правила поведения. Общественное моральное сознание имеет свою структуру. Она включает в себя:

- обыденное моральное сознание;

- теоретическое моральное сознание.

Обыденное моральное сознание возникает стихийно. Теоретическое моральное сознание складывается целенаправленно с отделением умственного труда от физического. В теоретическом моральном сознании важную роль играет нравственная философия (этика). Обыденное моральное сознание представляет собой повседневные суждения по различным проблемам морали, соответствующие оценки и нравственные чувства. Понятия обыденного морального сознания отличаются размытостью, нечеткостью, противоречивостью. Теоретическое моральное сознание в большей степени нацелено на центральные, смысложизненные вопросы человеческого бытия, характеризуются большей четкостью, последовательностью. Нравственные чувства и представления проявляются в разнообразных действиях. В этих действиях и выражаются отношения человека к другим, к обществу и к самому себе.

Таким образом, нравственные отношения и представляют собой нравственную практику. Специфику нравственных отношений можно выразить в следующих положениях:

- в процессе этих отношений воплощаются нравственные ценности человека;

- нравственные отношения возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно. Сложно стихийно быть добрым, ответственным, справедливым. Здесь соотносятся конкретные поступки с высшими нравственными ценностями;

- нравственные отношения не существуют в чистом виде. Они являются стороной других форм общественных отношений.

Таким образом, нравственность присуща всем видам человеческой деятельности, придавая им правильную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов, она ориентирует на такие действия, которые выражают волю данной личности, не попирая в то же время волю других людей. Мораль учит поступать таким образом, чтобы не было от этого плохо людям, которые находятся рядом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1. Происхождение, сущность, исторические типы и формы морали | Вопрос 3. Основные этические теории о сущности морали
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.