Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речной транспорт в единой транспортной системе




РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

 

 

1. Речной транспорт в единой транспортной системе

2. Техника, технология, организация и управление

 

 

Внутренний водный транспорт используется в основном для перевозок во внутренних замкнутых водных районах (в СНГ насчитывается более 2 тыс. озер), по речным путям и судоходным каналам.

В СНГ подавляющая часть перевозок осуществляется по речным путям и поэтому внутренний транспорт называют речным.

По протяженности эксплуатируемых речных путей СНГ занимает первое место в мире. Общая длина речных путей, которые могут быть освоены для судоходства, составляет свыше 500 тыс.км.

Роль речного транспорта в общей транспортной системе в значительной степени определяется географическим расположениемеговодных путей и сезонностью их использования. Сезонность работы несколько снижает эффективность работы водного транспорта, однако не следует забывать, что имеется и сезонность в перевозках. Достаточно вспомнить сезонность перевозок продукции сельского хозяйства, как станет ясно, каким помощником для железнодорожного транспорта является речной транспорт в этот период.

В основном по рекам перевозят массовые грузы, так как перемещение с небольшой скоростью дорогостоящих грузов увеличивало бы их стоимость, что экономически неэффективно. В структуре грузовых перевозок очень высока доля минеральных строительных материалов — свыше 65 %, лесных грузов — 12 % и нефтяных — около 7 %.

Несмотря на систематический абсолютный рост грузооборота на речном транспорте, его доля в общем грузообороте транспорта снижается и составляет около 4 %. Перемещение речного транспорта со второго места на пятое связано с непрерывным сокращением дальности перевозок с 700 км в 1913 г. до 413 км в 1985 г. Участие речного транспорта в пассажирских перевозках незначительно. Перевозки пассажиров речным транспортом увеличиваются благодаря росту перевозок в пригородном и внутригородском сообщениях. На магистральных реках широкое развитие получили туристско-экскурсионные перевозки.

Основными технико-экономическими особенностями, определяющими место речного транспорта в единой транспортной системе, являются:

- большая провозная способность. По речным путям возможно передвижение составов большей грузоподъемности, чем на наземных видах транспорта;

- сравнительно невысокая себестоимость перевозок грузов. Средняя себестоимость грузовых перевозок по рекам близка к железнодорожной, а пассажирских перевозок выше примерно в 2 раза.

- сравнительно меньшие капитальные вложения. Затраты на организацию судоходства по крупным рекам с пропускной способностью до 100 млн. т в год в несколько раз меньше, чем на сооружение железной дороги широкой колеи, в 3—4 раза меньше, чем на постройку автомобильной дороги с твердым покрытием.

Важным преимуществом речного транспорта является также относительно небольшой коэффициент отношения собственной массы судна к его грузоподъемности (0,15—0,20 по сравнению с 0,7—0,8 на железнодорожном транспорте и 1,0—1,2 на автомобильном); небольшое сопротивление жидкой среды движению судна, что обеспечивает более эффективное использование механической энергии, затрачиваемой на перемещение подвижного состава и, как следствие этого, значительно меньший расход топлива на единицу перевозок; меньшие по сравнению с остальными видами транспорта затраты металла на 1 т грузоподъемности подвижного состава.

К недостаткам речного транспорта следует отнести:

- нерегулярность перевозок, связанную с ограничением навигационного периода из-за замерзания рек. Ограничение в использовании подвижного состава связано также с обмелением рек в летний период;

- удлинение маршрутов следования грузов, вызванное извилистостью речных путей;

- небольшую по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов (4 - 13 км/ч).

Сферой применения речного транспорта является перевозка массовых грузов на средние и большие расстояния, особенно тех, время поступления которых для перевозки совпадает с сезоном работы речного транспорта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.