КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние обычаев на нравственную основу общества
Введение Тема № 5 ЛЕКЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра социально философских дисциплин и экономики УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры социально-философских дисциплин и экономики майор милиции
Е.В. Сальников «____» _____________ 2011 г.
по дисциплине «Профессиональная этика» «Единство морали и права в деятельности сотрудников ОВД»
(специальность 030501 65 – Юриспруденция, очная форма обучения)
2 часа
Орел
П Л А Н
Введение
Основные вопросы: 1. Влияние обычаев на нравственную систему общества. 2. Соотношение морали и права. Мораль как ценностный критерий права. 3. Единство правовых и моральных основ деятельности сотрудников ОВД.
Заключение Литература
Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры СФДиЭ, к.ю.н., подполковником милиции, Леоновой И.А.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры 6 апреля 2011г. Протокол № 7.
Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО Мультимедийный проектор, слайды MS Power Point Соотношение права и морали - один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для сотрудников ОВД. Мораль и право – необходимые и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам. Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на их развитие и совершенствование и тем самым на преобразование сознания личности.
Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «моральная сторона и моральные заповеди… не могут быть предметом положительного законодательства». Законодательство не может декретировать нравственность.
Мораль — система исторически определенных взглядов, норм оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенным социальным слоям, государству и поддерживаемых личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями таких норм, оценок, убеждений выступают добро, честность, благородство, порядочность, совесть. С таких позиций дается моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей. По существу, все формы общественного сознания выполняют функцию регулирования, поскольку не только отражают бытие людей, но и активно воздействуют на их жизнь: политика, право, религия, наука, искусство. Влияние их выражается в тех или иных социальных нормах, о которых мы говорили раньше. Наиболее близкими к моральным нормам являются обычаи и традиции, которые складываются на протяжении жизни многих поколений людей путем опытного нахождения, отбора и закрепления определенных норм поведения в общепринятые образцы. К стихийно складывающимся формам регуляции относятся табу, ритуалы, правила этикета, санитарно-технические нормы, технические приемы труда и др. С возникновением государства и классового общества складываются особые институты, которые управляют отношениями между людьми: политика, право, различные административные и организационные нормативы, уставы, инструкции.
Отличия моральных норм от обычаев: 1. Моральные нормы дают лишь общее направление поведения человека, не строго регламентированы. Они предоставляют полную свободу человеку самому заботиться о себе в сомнительных случаях. Обычаи, как правило, строго регламентированы: детально описывают, как надо вести себя в том или ином случае. Так, обычай гостеприимства выражается в детальном описании того, как встретить гостей, рассадить их за столом и т.д. У многих народов складывались обычаи сватовства, помолвки молодых юношей и девушек. В Китае и Японии существуют обычаи-церемонии чаепития. 2. Усвоение моральных норм различно у разных людей. Нормы морали не всегда так прочно усваиваются людьми, поскольку допускают свободу их выполнения. В морали нет полного совпадения должного (как надо поступать) и сущего (как человек поступает). Обычаи отличаются высокой степенью усвоения людьми, имеют характер привычки (вспомним табу для первобытного человека). Они глубоко проникают в сознание людей, как правило, внедряются в сознание и поведение человека с детства («так должно», «так принято», «так поступают все»). Многие обычаи у народов связаны с их выживаемостью в определенных социально-экономических и природных условиях. В обычаях есть полное совпадение «должного» и «сущего». Хотя постепенно они могут утрачивать свой рациональный смысл. Например, у племени народности ибо, живущего на юго-востоке Нигерии, существовал обычай «откармливания» невесты. На протяжении веков у мужчин этого племени сложилось глубокое убеждение в том, что доброй женой, заботливой матерью и хорошей хозяйкой может быть лишь очень полная женщина. Потакая их слабости, женщины племени разработали своеобразные «курсы усовершенствования». Девушек, которым, по мнению старейшин, пришло время подумать о замужестве, помещали в отдельные хижины, куда опускались только их матери в течение года (в зависимости от успехов), и снабжали большим количество сытной пищи из риса, кукурузы и других мучнистых изделий. Одновременно опытные матроны делились с ними секретами ведения хозяйства, приготовления пищи, воспитания детей.
По законам племени девушка должна быть принята в семью мужа, а так называемый «испытательный срок» (обычно неделю), где ей предстоит показать свое умение вести хозяйство. Каждый год по окончании сезона дождей вождь устраивает «смотрины», где надо продемонстрировать ум, добрый нрав, хорошее воспитание. Но главная гарантия замужества — полнота невесты. Женихам, правда, приходится вытерпеть весьма суровые испытания. Сделав выбор, юноша на пути к своей избраннице проходит сквозь строй вооруженных палками ее родственников, каждый из которых норовит побольнее ударить будущего зятя. Только так можно проверить готовность молодого человека переносить трудности семейной жизни и грядущие удары судьбы. Трудно судить о роли побоев в создании прочной семьи, но разводов в семьях данного племени намного меньше, чем в цивилизованном обществе. Приведем пример изжившей себя традиции. В ряде мест Кавказа и поныне существует обычай, согласно которому муж идет впереди, а жена, обремененная вещами, следует за ним на почтенном расстоянии. Истоки этого обычая уходят в далекую древность, в эпоху межплеменной вражды и кровной мести. Мужчина шел тогда с оружием впереди, ожидая нападения врагов на каждом повороте горной тропы, а жена с детьми и поклажей шла сзади. Таким образом, в далекие времена этот обычай имел рациональный смысл, регламентировал порядок передвижения в опасных ситуациях. Но позднее он, вместо того чтобы отмереть, распространился на все другие ситуации и стал выражением неравноправного положения женщины в патриархальной семье. 3. Мораль регулирует не только обыденные действия, но также исключительные действия (героизм, подвиг, подвижничество). Обычай, как правило, фиксирует обыденные, общепринятые, обычные действия людей (в повседневной жизни).
4. Мораль в своих принципах дает тенденцию развития новых общественных отношений (новых форм поведения), т.е. содержит зачатки новых отношений, а обычай фиксирует только те формы поведения людей, которые уже сложились в обществе к настоящему времени. Конечно, мораль не творит новые отношения, но может угадывать прогрессивные тенденции развития общества. Мораль более активно, чем обычай, воздействует на общественное бытие людей. Она может укреплять, охранять общество или, наоборот, разрушать его. Она может сплачивать людей, а может разобщать. Может раскрывать человеку смысл его бытия, а может уводить в царство предрассудков и бесполезных мечтаний. Например, в нравственных идеалах оформляются пути развития и человека, и общественных отношений. В обществе к обычаям люди могут относиться по-разному. Например, в Испании существует коррида. Некоторые люди считают, что это жестокость, другие восхищаются мужеством и ловкостью матадоров. Э. Хемингуэй в романах «Фиеста» и «Смерть после полудням» красочно описывает этот обычай, подчеркивая, что целью боя был заключительный удар шпагой, смертельная схватка человека с быком, «момент истины», как его называют испанцы. И весь ход боя служил лишь подготовкой к этому моменту. Очевидно, в этом обычае выразилось человеческое стремление быть хозяином в животном мире, преклоняться перед человеческой силой в битве с животным. Но эта традиция испанцев не была воспринята повсеместно в испаноговорящих странах. Обряд является одной из актуальных форм социального общения. Каждый знает по собственному опыту, что человеку присуща потребность разделить свои наиболее сильные чувства радости и горести с другими людьми. Обряд дает возможность направить сильные эмоции в определенное русло, приобщить к своим радостям и печалям других людей, сделав, таким образом, событие личной жизни событием общественным. Необходимость обрядов — не индивидуальная потребность, а общественная, потребность социальной системы или социальной группы (обряд венчания, отпевания, крещения). Итак, мораль — система норм поведения людей в обществе, идей и взглядов о том, что справедливо, что нет, что — добро, что — зло и т. д. Мораль возникла как одна из форм регуляции поведения людей. Социальной основой возникновения морали являются глубокие социальные различия (и противоречия) между людьми, гносеологической предпосылкой — рост самосознания человека, выделение себя среди других. Если в первобытнообщинном строе стереотип отношений человека к обществу выражался словами «мы» и «они», то в более цивилизованном — Я и МЫ и Я и ОНИ. С развитием государственности, как мы уже отмечали, возникли правовые нормы. Единство правовых норм и норм морали основывается на общности того, что они являются мощным регулятором поведения людей в обществе; осуществляют регулирование посредством устойчивых, зафиксированных нормативных требований.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |