Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первобытного человека

Современные представления о морфологической и социальной эволюции

 

Люди очень давно стремились узнать, кто их предки, когда, где и почему они впервые появились на Земле. Научных знаний тогда еще не было, и люди думали, что человека создали неземные существа - боги. С годами вера в небесное творение уменьшилась, и люди начали искать своих предков на Земле. Одним из первых был фараон Древнего Египта - Псамметих.

Около 2700 лет назад, как рассказывал Геродот, Псамметих, чтобы выяснить, кто из людей первым появился на Земле, приказал отрезать языки роженицам и изолировать их младенцев. Фараон хотел узнать, на каком языке заговорят сами дети. Прошло два года. Он приказал несколько дней не кормить детей. Царю донесли, что когда к ним пришли люди, то голодные дети упали на колени и произнесли слово «бекос», что по-финикийски означало «хлеб». Значит, решил фараон, первыми людьми были финикийцы, вторыми - египтяне, а остальные люди происходят от египтян. Однако этот опыт не убедил ученых, и они продолжали искать своих предков.

До недавнего времени считалось, что первые люди появились на Земле около миллиона лет назад. Кости таких перволюдей были найдены на востоке и юге африканского континента, откуда, как полагали многие палеонтологи, эти существа, названные австралопитеками, распространились и по другим частям света. Внешне они мало отличались от высших обезьян, но уже были прямоходящими. Были найдены следы питекантропа, жившего в раннем палеолите (от 600 тыс. до 100 тыс. лет назад), неандертальца (от 100 тыс. до 40 тыс. лет назад - средний палеолит).

Кроманьонец уже в совершенстве владел техникой обработки камня, из которого делал довольно тонкие и острые орудия для охоты. Кроманьонцы использовали ловушки, применял лук, костяные крючки и гарпуны. Уже существовало разделение труда в зависимости от пола, возраста и способностей каждого: признавалось особое влияние таких людей, как старейшины, колдуны, шаманы и самые ловкие и смелые охотники. Эта эпоха характеризуется проявлениями искусства: наскальная живопись, женские статуэтки, тесно связанные с магией, ибо считалось, что они приносят удачу охотникам и способствуют размножению животных. Таким образом, искусство и магия играли важную роль в жизни первобытного человека, помогая ему добывать пищу: они были столь же необходимы, как лук, копье или ловушка на зверя.

За 10 тыс. лет до нашей эры закончилась ледниковая эпоха (плейстоцен), изменились климат и окружающая среда, а вместе с ними - фауна и флора. Исчезли крупные млекопитающие. Дальнейшая адаптация человека к природному окружению привела к крупному сдвигу в образе, жизни первых людей - они научились производить продукты питания. Многочисленные палеонтологические находки позволили уточнить представления о ходе эволюции первых людей: покорение огня, прямохождение, изготовление первых орудий труда, производство продуктов питания - вся эта цепь достижений в области жизнеобеспечения человека реально происходила в истории, а ее логика укладывалась в парадигму "от простого к сложному".

С появлением молекулярной биологии изложенная картина несколько изменилась. Со времен Дарвина антропологи поняли, что линия, ведущая к Homo Sapiens, и та, что восходит к нынешней африканской человекообразной обезьяне, имели общий корень. Предполагалось, что этот последний предок жил 15-20 млн. лет тому назад. Биологи сравнили белки крови нынешних человекообразных обезьян с человеческими и обнаружили поразительное сходство. Был доказано, что эти две линии не могли расщепиться ранее 4-6 млн. лет тому назад. Голая и волосатая обезьяны, появившиеся при этом (кстати, возможность появления в раскопках первого человекоподобного отпрыска биологи назвали гипотезой Евы), должны были иметь очень близкие генеалогические ветви, что и было доказано обнаружением в Эфиопии окаменелостей, принадлежащих самому древнему из известных нам прямых предков человека, жившего 4,4 млн. лет назад (австралопитекус рамидус - первое слово означает "южная человекообразная обезьяна", второе - "корень"). Взрослые особи должны были бы весить килограммов 30 и быть ростом 1 метр 20 сантиметров, - существа с этими данными точно "укладываются" между человеком и обезьяной. Так было найдено "недостающее звено" в теоретической схеме Дарвина.

Итак, новая, более доказательная схема появления и эволюции первых людей следующая: существовал гипотетический общий предок человека и обезьяны: Afarensis (объем мозга 400-500 миллилитров, прямоходячий, жил семейными группами на всей территории Восточной Африки, научная кличка - "Люси"); после него – Africanus - потомок "Люси" (объем мозга 400-500 миллилитров, длинные руки, ловкий и подвижный, жил общественными группами); Robustus - кузен африкануса (объем мозга 530 миллилитров, потомства не оставил); Homo Habilis - первый известный ряд, относящийся к семейству Homo, он первый стал использовать орудия труда (объем мозга 600-800 миллилитров); Homo Erectus - первый вид, вышедший за пределы Африки, колонизировал Ближний и Средний Восток до Китая (объем мозга - 750-1250 миллилитров, жил от 2 до 1 млн. лет до нашей эры); Homo Sapiens (современный человек), объем мозга - 1200-1700 миллилитров, "кроманьонец". Найден в 1868 г. в Кроманьоне, Франция. Появился между 40 тыс. и 10 тыс. лет до нашей эры.

Эти данные добыты антропологический палеонтологией и представляют собой картину прогрессивной биологии и морфологической эволюции человека. Но какая природная сила способствовала такой эволюции? В 1859 г. в Лондоне появилась книга Ч.Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь". Чарльз Дарвин пришел к выводу, что предками человека были человекообразные обезьяны, “четырехногие, хвостатые и волосатые” типа шимпанзе или гориллы. Книга вызвала острые дискуссии, не смолкающие до сих пор. Атаки идут по двум направлениям. Религиозное направление, отстаивая тезис о божественном происхождении человека ("бог создал человека по своему образу и подобию"), считает, что наука унижает человека, объявляя его продуктом эволюции животного мира. (В ряде штатов США дарвинизм даже запрещен как дисциплина преподавания в школах). Это направление под давлением все возрастающего числа научных фактов постепенно уходит в прошлое. Другое направление, наоборот, время от времени чрезвычайно актуализируется. После выхода книги Дарвина в свет ряд социологов-теоретиков буквально ухватились за идею естественного отбора и в своих схемах общественного устройства объявили, что в условиях конкуренции побеждают наиболее приспособленные, добившиеся успеха в борьбе за существование, и что естественный отбор является двигателем общественного прогресса. Следовательно, классы, "высшие" и "низшие", суть продукты естественного общественного развития. Позже такой перенос идей Дарвина на человеческое общество было названо "социал-дарвинизмом".

Действительно, на первый взгляд, сравнение устройства совместной жизни таких социальных насекомых, как муравьи, термиты, пчелы с человеческим обществом дает картину внешней схожести. Экономисты наших дней, невежественные в социальном плане, сегодня объявили, что спекулянты - это наиболее талантливые люди и что если кто-то сумел быстро разбогатеть, то значит, что он предприимчивый, умный человек, вне зависимости от всяких там моральных, а то и криминальных моментов. Между тем, после выхода книги Дарвина в России была в ходу шутка: теперь у нас и украсть ничего не могут по-простому, а непременно на законы науки ссылаются.

По поводу примитивного перенесения законов развития животного мира на человеческое общество Ч.Дарвин признавался, что, пожалуй, он не является дарвинистом. Даже рассматривая животный мир, он смягчал действие механизмов естественного отбора такими вечными свойствами живых организмов, как самозабвенная любовь матерей к детенышам, самопожертвование особи ради блага сообщества, феномен взаимопомощи, и добавил, что "убежден, что естественный отбор был главным, но не исключительным средством, вызывающим изменения". Н.Я.Данилевский резко критиковал абсолютизацию закона естественного отбора при объяснении эволюции человеческого общества, считая, что отбор - это замена разума случайностью. К.Ф.Кесслер, П.А.Кропоткин доказывали неоднократно, что взаимная помощь - такой же естественный закон, как и взаимная борьба, и что для прогрессивного развития вида первая несравненно важнее второй /Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди людей и животных как двигатель прогресса. - Пг.-М., 1922/.

Развитие экологии как науки показало, что гармония экологических систем возможна лишь там, где происходит уравновешенность взаимно противоположных по направленности сил. В нашем случае - это законы естественного отбора и взаимной помощи. Последний усиливается в человеческом обществе, поскольку оно существует и развивается, т.е. это не случайный отбор всего того, что содействует выживаемости человека и как индивида, и как народа, и как сообщества. Законы естественного и искусственного отбора взаимоуравновешиваются за счет разума, рационального целеполагания, присущего человеку как существу разумному.

Отсюда вытекает и естественный принцип жизнеобеспечения современного общества: полагаясь на инициативность, предприимчивость и создавая условия для повышения конкурентности продукции у ряда экономически активных групп населения, необходимо организовать государственную помощь социально уязвимым слоям населения. Так, шведский социализм основан на убежденности в том, что максимальная разница в доходах между слоями не должна превышать 1:10. В США эта разница достигает 100 и более раз и является одним из факторов непрерывного усиления преступности в обществе, поскольку в основе многих преступлений лежат экономические мотивы, стремление во что бы то ни стало и любым путем иметь денежный успех /В принятой в США в 90-е гг. ХХ в. программе снижения уровня преступности предусмотрено, в числе прочих мер, "предложить подросткам здоровую альтернативу способам наживы" (Бизнес Уик. - 1994. - № 3. С.21)/.

Отдавая должное дарвинской теории естественного отбора в формировании Homo Sapiens, мы должны отметить и уязвимые ее аспекты. Принципиальное замечание состоит в том, что нельзя отождествлять человека с его внешним, анатомическим обликом - не объясненным остается происхождение его разума. Судя по величине мозга, ее изменениям, можно сделать вывод о том, что разум человека становился постепенно, что именно труд, причем совместный, был основой формирования сознания человека. Но это есть лишь косвенный показатель, имеющий внешний характер и оставляющий в тени процессы исторического развития внутреннего плана человека. А именно с этим связано становление человеческой культуры.

Сегодня есть, по крайней мере, три подхода к этой теме. Во-первых, существует идея сошествия духа на биологическую субстанцию и преобразование под его влиянием тела обезьяны в тело человека (Ф.Шеллинг). Здесь многое надо принимать на веру. Во-вторых, есть "культурологическая" идея, трактующая происхождение человека не как процесс постепенно умнеющего человека, а как процесс, сущность которого задается извне, "проектом человека" данной культуры, и что нельзя говорить о человеке вообще. В-третьих, происхождение сознания человека объясняется воздействием знаков, языка, общения. Современная семиотика установила, что связь внешнего и внутреннего планов человека осуществляется через знак, имеющий значение (внутренний план) и включенность в деятельность человека как ее знаковое орудие и средство (внешний план) /Для горожанина, в своей жизни тысячи раз пересекающего улицу, заполненную движущимся транспортом, знак светофора в виде шагающего зеленого человека есть символ, само собой разумеющийся, перехода через улицу. Но какую сложную эволюцию должно было пройти человеческое сознание, чтобы освоить даже эту простейшую знаковую систему!/. Есть еще один подход - гипотеза о пришельцах из внеземных цивилизаций. Здесь, как и в случае с религиозным решением этого вопроса, для принятия этой позиции требуется изрядная фантазия и вера в сверхъестественное.

Объединим второй и третий подходы, ибо в обоих случаях главным фактором происхождения сознания человека выступает культура (ведь каждая культура имеет свой семиотический космос, систему). Такова культурологическая позиция в объяснении человека - в отличие от взгляда на него как на биологический вид, характерного для антропологической палеонтологии.

Можно попытаться объяснить происхождение сознания, а, следовательно, и появление у человека способности к искусственному (разумному) отбору из своего опыта взаимодействия с природным и человеческим окружением лишь того, что его защищает, спасает и т.д. Такая способность, естественно, появляется лишь с формированием у человека абстрактного мышления, умения выходить за пределы конкретной ситуации, с появлением надситуационной фазы в процессе самоидентификации человека со своим окружением (первоначальным слиянием человека с природой и социумом). Современные семиотические исследования позволяют утверждать, что в истории человека выживали лишь те особи, которые смогли выработать у себя так называемое "парадоксальное поведение". В.М.Розин приводит эпизод из рассказа Э.Сетон-Томпсона "Тито". Самку койота преследовали борзые. Они уже догоняли ее. "Но вдруг Тито остановилась и пошла навстречу собакам, приветливо помахивая хвостом. Борзые - совсем особенные собаки. Они готовы догнать и растерзать всякого, кто бежит от них. Но тот, кто не убегает и спокойно глядит им в глаза, сразу перестает быть им врагом. Так случилось и теперь... Борзые отказывались нападать на зверя, который вилял хвостом и не желал убегать" /Цит. по: Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1994. С. 36-37/.

Тито сумела выйти за пределы ситуации погони и своим поведением ("самоубийственным" - с точки зрения среднего койота) полностью изменила ее. Кстати, во всех рассказах Сетон-Томпсона, посвященных "животным-героям", так или иначе описываются поступки, когда в отчаянных ситуациях животные спасались с помощью своих парадоксальных, неожиданных действий. Возможно, это и есть проявление зачатков абстрактного мышления у животных. В связи с этим вспоминается один эпизод из гражданской войны в нашей стране, описанный в документах, посвященных проблемам борьбы с паникой в войсках. Случай был такой. Под давлением врага один полк из дивизии В.И.Чапаева в панике убежал с позиций. Чапаев на коне пытался остановить красноармейцев, он приказывал, ругался, хлестал людей нагайкой - ничего не получалось: полк бежал молча, у людей от испуга даже глаза стали белыми. Тогда, видимо, от отчаяния Чапаев вдруг закричал: "Стой, снимай сапоги!". И случилось чудо: бежавшие стали останавливаться и снимать сапоги. Командиры быстро привели их в порядок. Как видим, парадоксальность приказа командира, которого они знали и уважали, выбила людей из колеи паники, произошел "удар по мозгам", и самоуправление личности - основа любого управления людьми, было восстановлено.

Делая вывод из вышеуказанных примеров, можно сказать, что в истории человека "парадоксальное поведение", свидетельствующее о силе абстрактного, обобщающего мышления (в том случае, если оно приводит к желаемому результату - спасению, успешной охоте и т.д.), становится нормой, закрепленной опытом. Это ведет к появлению у человека способности к мысленному наложению на бесстрастные факты реальности своего ценностно-смыслового порядка и отбору для практики лишь того, что соответствует данному порядку. Этот момент и есть начало становления человеческой культуры /Весьма интересная точка зрения на появление разума изложена в книгах А.П.Назаретяна. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса. М., 1991; Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика социального прогресса). М., 1995. Формирование интеллекта (природного и человеческого) он объясняет необходимостью преодоления экологических кризисов, возникающих в органической природе/. Следовательно, истоки культуры лежат в самом человеке, в его природе.

Один из основоположников марксисткой социологии Фридрих Энгельс заявил, что обезьяны превратились в человека потому, что они начали пользоваться камнями и палками для добывания пищи. От того, что передние лапы были заняты орудиями, они привыкли ходит на двух задних лапах, появилось прямохождение, а передние у них из-за работы стали руками, то есть “труд создал человека”.

А если обезьяна за счет труда постепенно меняла строение своего организма, то, значит, были такие предки, которые были наполовину человеком, а наполовину обезьяной, “недостающим звеном” между человеком и обезьяной.

Вначале этого предка стали искать в Европе. В 1856 г. в Германии, около Неандерталя, нашли странный череп: у него были скошенный подбородок и утолщенные надбровные дуги. Предок? Однако биологи, изучив, изучив эти кости, пришли к выводу, что это останки человеческих уродов, а не предков, но потом все-таки признали неандертальца человеком. Врач Эжен Дюбуа заявил, что предков нужно искать только в Азии. И, отправившись на остров Ява, нашел там останки еще более древних людей и назвал их “питекантропами” (“обезьяночеловеками”). Однако и это были останки человека, хотя и очень древнего, а не “переходного звена”. Не было таких “переходных” существ нигде в мире.

Хотя были и сенсации. Например, в 1912 г. в Англии археолог-любитель Чарльз Дарвин представил ученым череп из местности Пильтдаун. Этот череп полностью соответствовал теории Дарвина-Энгельса. Верхняя часть его не отличалась от черепа современного человека, а нижняя челюсть была обезьяньей. Почти полвека марксисты торжествовали. Однако в 1953 г. британскими учеными было установлено, что это подделка. Химический анализ показал, что верхняя часть черепа была взята от современного человека, а нижняя - от человекообразной обезьяны.

Не обошлось без «сенсации» и у нас. В 1958 г. вышла книга «Пещерная стоянка Староселье», в которой утверждалось, что в этой пещере в 1952-1953 годах было найдено еще одно «недостающее звено» - череп переходного типа от неандертальца к современному человеку. Однако в 90-х годах ХХ в. украинские ученые вместе с американскими провели новые раскопки в пещере Староселье и установили, что этот череп принадлежал татарскому ребенку, похороненному здесь во времена Екатерины ΙΙ.

Вообще, исходя из генетики, таких переходных типов не могло существовать в природе. Ошибка была в самой теории Дарвина. И это подтвердили раскопки в Африке.

В 1924 г. профессору Йоханнесбургского университета Раймонду Дарту привезли из каменоломни Таунг (Южная Америка) кусок камня, в котором были видны очертания черепа. Два месяца Дарт железной спицей очищал кость от камня и, наконец, расчистил череп ребенка, который получил название «Бэби из Туанга». Дарт назвал его «австралопитеком», то есть «южной обезьяной». Но ему не поверили, Бэби был слишком мало похож на обезьяну. Он ходил как и мы на двух ногах, его череп был больше похож на наш, чем на обезьяний. Особенно зубы, без клыков, точнее такие же, как у человека.

Снова стали говорить, что этот череп не предка, а человеческого урода. Поиски продолжались. Прошло 35 лет. И вот археолог Луис Лики в местности Олдувай в Восточной Африки нашел несколько черепов предков, и все они были очень похожи на «Бэби из Таунга».

Олдувай - это глубокое ущелье. Здесь Луис Лики уже много лет вел раскопки. Он на свои деньги купил машину и каждый отпуск проводил в Олдувае. Работать было трудно: жара, пустыня, дикие животные. Однажды лев растерзал на глазах ученных их собаку. Только на 29-й год работы в Олдувае ученые нашли первые обломки черепа предка. Потом находки стали встречаться чаще. Уже в 70 пунктах были найдены останки предков и первых людей, их орудия, остатки жилищ. Все находки лежали под стометровой толщей камня, в который превратились выбросы из вулканов. Таких древних останков человека никто не находил. До сих пор считали, что человек появился не больше, чем полмиллиона лет назад. Этого предка назвали «человеком умелым» (Homo habilis). Ученный мир не поверил Лики, и множество экспедиций буквально «ринулось» в Африку «для разоблачения», но нашли еще больше останков предков и еще большей древности.

В 1974 г. Дон Джохансон на севере Эфиопии обнаружил почти полный скелет (60%) предка возрастом более 4 млн. лет. Он назвал его Люси. Люси ходила на двух ногах, как мы, и череп ее отличался от обезьяньего. Там же, в Гада Гоне, Джохансон нашел самые древние орудия из камня, изготовленные 2,65 млн. лет назад.

В 1976 г. Мэри Лики, жена Луиса, в Летолиле нашла следы двух предков, отпечатавшиеся на вулканическом пепле. Они почти не отличались от следов на песке пляжа, но оставлены были нашими предками 4 млн. лет назад.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Животное, испытавшее раскаяние: З.Фрейд | Философия и социальная антропология о природе человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.