Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Сущность и структура морального выбора

Вопрос 1. Единство нравственного и правового сознания сотрудников органов внутренних дел. Профессионально-нравственное сознание как элемент профессиональной культуры сотруд­ников органов внутренних дел.

Сознание - высшая форма отражения общественного бытия. Оно является предпосылкой и регулятором поведения людей. В сознании сходятся все субъективные и объективные факторы, порождающие как правомерное, так и противоправное, а частично и преступное поведе­ние. Оно испытывает определенное влияние материальных и других условий жизни общества, в том числе и права. Сознание возникает в процессе деятельности и проявляется в ней, поэтому важным элемен­том регулирования правоохранительной деятельности является про­фессиональное сознание сотрудников органов внутренних дел.

Структура профессионального сознания юристов, вообще, и сотруд­ников органов внутренних дел, в частности, включает в себя два эле­мента: профессиональный (правосознание) и нравственный (моральное сознание).

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отра­жающая действительность в форме юридических знаний, правовых установок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отноше­ние к праву.

Понятие и структура морального (нравственного) сознания как одного из трех элементов, образующих мораль, рассматривались нами в лекции «Мораль: происхождение, структура и основные функции».

Правосознание, также как и моральное, имеет два уровня отражения действительности (в данном случае - правовой) - эмоционально-чувственный и рациональный.

Эмоционально-чувственный уровень представлен правовой психологией, традиционно рассматриваемой как совокупность чувств, привычек, убеждений и т.д., характеризующих отношение личности к раз­личным правовым явлениям жизни и общества, к праву. Правовая психология возникает под непосредственным влиянием окружающей правовой действительности, является первой, начальной ступенью пра­восознания.

Под правовой действительностью следует понимать правовую культуру общества, в том числе и правовую деятельность, которая состоит из исполнения юридических обязанностей и использования субъек­тивных прав. Именно с этого уровня начинается осознание правовой реальности, первичное знакомство с ней.

В отличие от правовой психологии, правовая идеология представляет собой более высокий рациональный (или научно-теоретический) уровень правосознания, более глубокое осмысление людьми правовых яв­лений общественной жизни.

Правовая идеологии - совокупность понятий, представлений, идей, взглядов, относящихся к правовой действительности.

Основные функции профессионального сознания юристов - познава­тельная, оценочная, регулятивная. Они тесно связаны между собой.

Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний являющихся результатом интеллектуальной деятель­ности и выражающихся в понятии правовая подготовка.

Оценочная функция заключается в том, что профильтрованные через личный опыт и правовую практику разные стороны и явления жизни вызывают к себе определенное эмоциональное отношение субъекта. Оно выражается в оценке значимости полученных знаний с точки зрения человека и общества. В структуру правосознания входят четыре вида оценочных отношений:

- к праву (его нормам, принципам),

- к правовому поведению окружающих

- к правоохранительным органам и их деятельности

- к своему пра­вовому поведению (самооценка).

При этом формируется социальная установка личности – предрасположенность воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентации. Доминирующие установки опреде­ляют направленность личности, ее жизненную позицию. Соответствен­но, правовая ориентация - это совокупность правовых установок лич­ности или группы, непосредственно формирующая программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностных ориентаций. Результат ее реализации - поведенческая реакция (решение). Экспериментальные исследо­вания правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, определяющим соответ­ствие поведения или деятельности нормам права являются ценностные отношения к праву в целом, к отдельным его институтам и нормам, к практике их применения и нарушениям, к собственному правовому по­ведению.

Усвоение правовых ценностей, норм и стандартов правового поведе­ния осуществляется последовательно, по жизненном циклам: для юристов - целенаправленно в период обучения в специальных учебных заведениях, в ходе служебной подготовки, повышения квалификации, в процессе практической деятельности.

По мере развития и обогащения ценностно-нормативная сфера лич­ности приобретает все большую самостоятельность, независимость от внешних воздействий. Углубляется осознанность. Отсюда наличие двух принципиальных форм действия: человек ориентируется на собственные нормы (которые не расходятся с правом не вдаваясь в оценку возможных последствий, солидарен с правом, поддерживает его, или просто привык подчиняться нормам и фактически действующим правилам человек избирает правомерный вариант поведения, подчинив­шись требованиям общества, страшась наказания, общественного пори­цания и морального осуждения окружающих, нежелательных послед­ствий или, имея какой-то расчет.

Анализируя элементы структуры профессионального сознания необходимо иметь в виду его единство и целостность. Поскольку мораль иправо неотделимы друг от друга, нельзя также провести какую-либо четкую границу между нравственным и правовым сознанием на любом из двух уровней отражения действительности. Одна из особенностей права заключается в том, что в нем отражена, представлена иерархия моральных, политических и других социальных ценностей. Из соци­альных норм, регулирующих общественные отношения, нет более близкого к праву общественного явления, чем нравственность. Сфера действия морали, морального сознания, нравственной (этической) куль­туры шире, чем правовой: они в большей или в меньшей степени регу­лируют все общественные отношения. Многочисленные исследования показали, что обеспечить социально адекватное и законопослушное по­ведение людей в условиях государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Право не может быть очищено от морали, отделено от нравственности.

Применительно к юридической деятельности интерес представляет проблема взаимоотношения права и морали, правового и морального сознания, а именно: а) влияние норм и принципов морали на правотворчество; б) использование моральных норм и принципов при применении норм права; в) воздействие права на формирование норм и принципов морали, их реализацию, на воспитание нравственно­го сознания и нравственной культуры.

Следует иметь в виду, что при правовом регулировании законода­тель пользуется, прежде всего, моральными критериями. Основу права составляют нормы господствующей морали, поэтому правовые нормы имеют моральное содержание, выраженное либо непосредственно, либо через ряд опосредующих звеньев. Это придает им нравственное обос­нование и нравственный авторитет. Поэтому, когда говорят о нрав­ственной основе права, имеют в виду, что определённый нравственный аспект присущ не только самим нормам права, но и способам их реа­лизации. Одни и те же социальные потребности, ценности и блага часто охраняются и нормами права и нормами морали одновременно.

Однако области правового и морального регулирования совпадают не полностью. Право имеет специфическую сферу регулирования, связан­ную с функцией закрепления и развития экономических и политиче­ских основ общества. При этом степень значимости того или иного блага, охраняемого правом, определяется на основании не только мо­ральных, но и экономических, политических и других критериев.

В отличие от правовых моральные нормы не отличаются строгой определенностью, границы нравственного выбора очерчены менее строго. Здесь возникает «пограничный слой» проблем, особенно слож­ных для конкретного решения. Поэтому в пределах действия одной и той же системы моральных норм два человека в сходных условиях могут выбрать несовпадающие варианты поведения. В качестве приме­ра в этом случае обычно приводят выбор между правдивостью и ло­жью «во благо того, кого обманут».

В случае конфликта моральных ценностей каждый человек вынуж­ден самостоятельно проводить их сравнительную оценку, т.е. посту­паться одними, по его убеждению, низшими ценностями, в пользу других, с его точки зрения, высших.

Механизм морального влияния тоньше и действеннее правового ре­гулирования. Нравственные требования обращены к совести человека, связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга, чувства справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам. Следует подчеркнуть до­статочную гибкость наших законов, как правило, позволяющих их ис­полнителю выбрать из набора альтернатив - наиболее целесообразное, справедливое решение. В осуществлении этого выбора определяющую роль, как раз, и играют нормы морали, нравственное сознание.

Именно благодаря тому, что в правосознании нравственно-оценочный момент просматривается очень четко, правовые взгляды обладают ис­ключительно развитой ценностно-ориентирующей функцией, свой­ственной морали. Это позволяет считать, что в структуру профессио­нальной культуры сотрудников правоохранительных органов кроме правовой культуры включается и нравственная культура. В научной литературе господствует мнение, что ценности - это отношение человека к объектам удовлетворения своих потребностей. Ценными для чело­века являются реально существующие предметы природы и явления общественной жизни, а также идеалы, нормы, художественные образы и идеи, т.к. они удовлетворяют духовные потребности, соответственно это – материальные и духовные ценности. Наиболее общими эквивалентами моральных ценностей в этике являются категории блага, добра, справедливости, долга, совести, достоинства, смысла жизни, счастья.

Специфика моральных ценностей выводится из единства обществен­ных и личных интересов и потребностей. Однако то, что полезно с точки зрения ближнего интереса, сегодняшнего дня, момента может не оказаться полезным для интересов дальних, более общих. Даже общественная польза, как цель и результат поведения, становится цен­ностью с моральной точки зрения, когда ее достижение побуждается бескорыстными мотивами.

Если благо - объект стремлений человека, добро - деятельность, то долг, совесть, ответственность, достоинство - понятия, раскрывающие ценность мотива моральной деятельности. (П.М.Архангельский).

Нравственное сознание имеет в центре стержневой нравственный принцип, который вместе с другими элементами характеризует исходную моральную позицию личности. Таким стержневым принципом нравствен­ного сознания сотрудников правоохранительных органов, в частности ОВД, является принцип законности, следование которому не только слу­жебная обязанность, но и моральный долг.

Профессиональная мораль, ее нормы, принципы, а также нравственное сознание составляют содержание нравственно- этического фактора в системе обеспечения законности.

Сущность и особенности морали позволяют понять ее роль в меха­низме строгого и неуклонного соблюдения и исполнения норм права. В самом общем виде основная роль и функция морали заключается в следующем: она является предпосылкой, условием и составной частью правовых предписаний и требований структурным элементом профессионального сознания, критерием правильного толкования правовых норм выбора варианта поведения в пределах правовых предписаний, материалом для восполнения пробелов в праве.

Если попытаться определить некоторые функции морали примени­тельно к праву на примере его отдельных отраслей, то, прежде всего, можно выделить четыре формы связи морали и права.

Первая, наиболее общая – соответствие всех без исключения норм права принципам и требованиям господствующей морали. Моральность права может быть явной и скрытой. Последнее в, большей степени характерно для норм, носящих процедурный характер, определяющих сроки и порядок производства следственных действий.

Вторая - включает правовые нормы, непосредственно конкретизи­рующие моральные нормы. Нормы уголовного права, охраняющие жизнь, здоровье, честь и достоинство личности воплощают в себе моральные принципы гуманного отношения и взаимного уважения между людьми. Такой характер носят нормы уголовно-процессуального права, запрещающие домогаться показаний путем насилия, угроз и незакон­ных мер.

Третьи формы связи, не влияя на отношения к норме, воздействуют на сам процесс ее реализации. Так, в тексты многих уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм прямо включены этические категории такие как справедливость, добросовестность, чистосердечность. Ясно, что правильное применение данных норм связано с необходимостью одинакового с законодателем понимания содержащихся в них нравственных категорий.

Четвертая форма связи состоит в том, что правовые нормы носят несколько иной характер. Они включают оценочные категории, которые не имеют непосредственного нравственного содержания малозначитель­ность, тяжесть преступления, степень общественной опасности и др. При применении подобных статей моральные ценности служат шкалой, по которой оцениваются данные категории. Во всех рассмотренных формах связи права и морали проявляется сущность моральной регуляции с ее возможностями ориентировать и повелевать.

Понятие «культура» возникло в философии около двух столетий на­зад. Ученые толкуют данный термин по-разному. В настоящее время насчитывается свыше 1000 его определений. Некоторые ученые трак­туют или воспринимают культуру как своеобразную память мира или общества, материализованную в библиотеках, памятниках, языках. Наиболее обобщенным представляется определение культуры как совокупности всех созданных и создаваемых человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых по­следующим поколениям.

Соотношение профессиональной культуры с массовой есть соотноше­ние особенного и общего. Профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел, являясь формой правоохранительной и правоприменительной деятельности, включает себя правовую и нравствен­ную культуру и является материальной и духовной одновременно, т.к. представляет собой систему материальных и духовных элементов, от­носящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и пове­дении людей. Она складывается из достижений всех поколений в этой профессиональной сфере. Специфика целей и задач, общность интере­сов и условий труда, свои ценности, нормы и стандарты поведения, символы и профессиональный язык - все это создает своеобразную культуру определенной деятельности.

Профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел также неоднородна. В ее составе можно выделить, например, культуру сотрудников криминальной милиции, ГИБДД, следственных аппаратов и т.д., т.е. профессиональную культуру представителей всех аппаратов, служб и подразделений органов внутренних дел.

Профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел может рассматриваться в основном в двух аспектах: как оценочная (аксиологическая) категория и как категория содержательная. В первом аспекте культура понимается как степень овладения профессией, уро­вень специальной подготовки, который в свою очередь определяется уровнем развития права, профессиональным сознанием, качеством и эффективностью правоприменительной деятельности, высокий уровень, которой невозможен без наличия соответствующего уровня нравственного сознания. Кроме того, необходимо чтобы каждый сотрудник обладал достаточным объемом правовых знаний и мог легко и быстро найти те источники права, в которых содержатся интересующие его принципы и нормы. Результаты исследований уровня правовых знаний показывают, что в среднем 30-35% сотрудников профессиональные знания названным требованиям не отвечают полностью или частично. Помимо знаний каждому сотруднику должны быть присущи умения и навы­ки применения права, а также привычка соблюдать правовые предписания в соответствии не только с их буквой, но и духом.

Основным в характеристике профессионального сознания как эле­мента профессиональной культуры является отношение к праву, прак­тике его применения, к cобcтвенному правовому поведению.

Следует особо подчеркнуть, что никакие знания, умения и навыки не могут быть гарантией предупреждения нарушений законности без профессионального отношения к праву, правовым принципам и нормам. Необходимо, чтобы знания переросли в убеждения и образовали си­стему устойчивых, положительных правовых ценностных ориентаций, а умения и навыки – в привычку соблюдать правовые предписания.

Естественно, что к профессионально значимым качествам следует отнести также интеллектуальную активность, поскольку существует прямая зависимость между успешностью решения профессиональных задач и уровнем интеллекта сотрудника. В данной профессиональной сфере, где от ее представителей зависят судьбы, жизни, безопасность людей, желателен высокий и высший уровень интеллектуальной ак­тивности. Многие нарушения законности объясняются отсутствием не­обходимых правовых знаний и отсутствием профессиональных умений и навыков. Поэтому огромное значение имеет профессиональный отбор, обучение и воспитание личного состава органов внутренних дел.

Исключительно большое значение имеет степень развития эмоциональной сферы сотрудников, потому что неумение владеть собой, держать себя в рам­ках в напряженной обстановке, при провоцирующих действиях правонаруши­телей ведет нередко к нарушениям законности. Бывает, что мгновенно вспых­нувшая ненависть к преступнику, гнев, вызванный ущербом или горем, оказы­ваются сильнее, чем чувство служебного долга, обязанность строго и неуклонно следовать закону.

Таким образом, в данном аспекте (аксиологическом) под культурой понимается уровень образованности и воспитанности человека, степень его совершенства в осуществлении правоприменительной деятельности.

Содержательный анализ профессиональной культуры позволяет выделить в ее структуре следующие наиболее значимые составляющие: 1) право и мораль как систему норм и принципов; 2) профессиональные отношения как разновидность общественных отношении, участники которых связаны взаимными юридическими и моральными правами и обязанностями;

3) профессиональное сознание как система духовного отражения всей правовой действительности; 4) профессиональная деятельность и поведе­ние, как правомерное, так и противоправное.

Следует обратить внимание, что профессиональные отношения, со­знание и деятельность являются элементами, образующими профессиональную мораль, поэтому правомерно сделать вывод о том, что сле­дование профессиональной морали, этике является показателем овла­дения сотрудниками органов внутренних дел культурой своей профес­сиональной сферы.

Профессиональная культура находится в тесной взаимосвязи и единстве с другими областями культуры, поэтому в ее специфическом содержании обязательно проявляются черты и особенности, свойствен­ные культуре в целом и отдельным ее областям.

 


Сколько раз каждому из нас приходилось оказываться в си­туации, которая требовала выбора: от простых жизненных вопро­сов до сложных проблем, определяющих судьбу и затрагивающих интересы многих людей. Как поступить? Какой выбор сделать?

Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Достойно ли терпеть без ропота позор судьбы

Иль надо оказать сопротивленье,

Восстать, вооружиться, победить

Или погибнуть? Умереть. Забыться.

Эти слова шекспировского героя в полной мере раскрывают всю сложность, противоречивость, трагичность морального выбо­ра. Если в повседневной жизни человек действует как индивид, и каждый сделанный им выбор, совершенный поступок характери­зуют его лично, то в профессиональной деятельности все дейст­вия работника правоохранительных органов воспринимаются окружающими как действия представителя государственного органа, наделенного соответствующими властными полномочиями, валяющегося олицетворением и воплощением государственной власти. С одной стороны, это облегчает ему выбор поступка, по­скольку закон и ведомственные инструкции диктуют определенный тип поведения. Но с другой стороны, это порождает целый ряд коллизий, когда приходится выбирать между личными убеж­дениями и требованиями «мундира».

Группа хулиганов вечером на глазах жены и ребенка убивает мужа. По данному факту возбуждается уголовное дело. Видя, что Дело фактически топчется на месте, жена погибшего предлагает Следователю свои услуги по поиску преступников, но получает отказ. Наталкиваясь на безразличие, равнодушие, а то и просто грубость следственных работников, она решает действовать сама. Купив на толкучке пистолет и выследив преступников, она по одному убивает их. Следователь, ведущий дело, догадывается, кто убийца. Он приходит к ней на квартиру и требует отдать ему оружие. Ни слова не говоря, она выкладывает пистолет и собира­ет вещи, чтобы отправиться вместе со следователем. По дороге следователь останавливает машину на мосту, выходит из нее и выбрасывает пистолет в реку.

Этот сюжет фильма «Я сама» очень остро ставит вопрос мо­рального выбора: чему отдать предпочтение — требованию закона или моральным убеждениям человека? Как разрешать подобные вопросы? Есть ли какие-то правила, помогающие выйти из слож­ных, конфликтных ситуаций? Этому посвящена данная тема.

Анализ морали как системы норм и ценностей позволяет увидеть ее как общественное явление в статическом состоянии. Изучение морали с точки зрения морального выбора дает воз­можность раскрыть ее динамическую сторону, увидеть, как рабо­тают нормы, принципы, нравственные ценности и оценки в практике общественных отношений.

Моральный выборэто осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или общественными моральными установками.

Необходимость морального выбора появляется тогда, когда обстоятельства вынуждают человека принять одно решение из нескольких, каждое из которых имеет нравственное содержание, т.е. может быть оценено с позиций добра и зла.

Моральный выбор иногда трактуют слишком узко, лишь как сознательный акт принятия человеком решения. Но для того, чтобы это решение было принято, необходимо наличие опреде­ленных объективных и субъективных предпосылок и условий выбора, возможностей познания этого выбора. Кроме того, при­нятием решения не заканчивается акт выбора. Продолжением его служит выбор средств реализации решения, практическое его осуществление и оценка результата. Поэтому при рассмотрении морального выбора в поле зрения попадают почти все объектив­ные и субъективные компоненты поведения человека.

К числу объективных условий морального выбора можно от­нести наличие вариантов выбора поведения и возможности их реализации. Субъективные условия включают в себя уровень нравственного развития личности, степень усвоения ею норма­тивных требований той или иной системы морали, развитость чувства долга, совести и другие нравственные характеристики личности.

В этой связи возникает вопрос: насколько свободен человек в своем моральном выборе, если этот выбор обусловливается объективными и субъективными обстоятельствами?

В истории этики отчетливо выявились две альтернативные позиции по данному вопросу: фаталистическая и релятивистская. В соответствии с фаталистической позицией поведение человека предопределено объективными обстоятельствами, а потому моральный выбор оказывается фикцией, ибо человек совершает те или иные поступки не в результате личных решений, а под давлением жизненной необходимости. Релятивисты, напротив, полагают, что человек абсолютно свободен в своем выборе, и никакие объективные обстоятельства не могут ограничивать его в этой свободе. Эта позиция делает выбор совершенно произвольным, не учитывающим жизненные реалии, а потому обреченным на ошибку.

Другое дело, когда речь идет о ситуации, которую можно обозначить словами: «Не могу поступить иначе». Означает ли это отсутствие свободы выбора? Видимо, нет. В данном случае действует не объективная, а нравственная необходимость.

Объективная свобода выбора — это наличие вариантов поведения, обусловленных внешними обстоятельствами. Субъективная свобода выбора — возможность совершения поступков не под воздействием внешней принудительной силы (страх наказания, общественного осуждения или физического принуждения), а под влиянием внутренних убеждений. Субъективная свобода предпо­лагает и действие нравственной необходимости, которая является ни чем иным, как субъективно осознанной потребностью человека поступать в соответствии с требованиями нравственности. Иначе говоря, объективные обстоятельства предоставляют человеку возможность выбрать либо нравственный, либо безнравст­венный поступок, и в силу своей моральной позиции он выбирает свой вариант. Поскольку борьбы мотивов в этом случае не происходит, создается впечатление, что человек не совершает выбора, хотя объективно он присутствует. Следовательно, наличие или отсутствие борьбы мотивов характеризует форму морального выбора, но не его отсутствие.

Таким образом, моральный выбор характеризуется: наличием объективных условий, предоставляющих различные варианты поведения; возможностью оценки этих вариантов с позиций добра и зла; нравственной необходимостью, т.е. обусловленностью поведения человека действующими в обществе моральными нормами и ценностями.

Всякий выбор зависит от тех целей, которые встают перед человеком, группой или обществом. Диапазон этих целей, кото­рые определяют содержание выбора, достаточно широк. Он ха­рактеризуется и степенью общности субъекта (личность, группа, общество), и значимостью (удовлетворение сиюминутной потреб­ности или наиболее полная реализация интересов субъекта выбо­ра), и уровнем сложности (простая, ясная, легкодоступная цель и цель, требующая преодоления трудностей, связанная с большими материальными, физическими или моральными затратами). Соот­ветственно, и нравственная оценка различных целей будет неод­нозначна.

Цели, стоящие перед правоохранительными органами и их сотрудниками, обусловлены задачами борьбы с преступностью, носят социально значимый характер, имеют глубоко гуманисти­ческое содержание. Однако это не означает, что любая цель, ко­торую преследуют правоохранительные органы или их сотруд­ники, автоматически приобретает положительное нравственное содержание. Это содержание зависит от соблюдения законности, уровня правосознания, форм и методов деятельности и многих других факторов. Поэтому в каждом конкретном случае требуется всякий раз по-новому оценивать возникающую цель.

Для того чтобы выбор поступка был наиболее эффективным и с практической, и с нравственной стороны, человек должен познать все варианты возможных действий, чтобы затем опреде­лить среди них наилучший с его точки зрения. Специфика борь­бы с преступностью вносит некоторые особенности в познание вариантов выбора, главная среди которых состоит в том, что со­трудникам правоохранительных органов достаточно часто прихо­дится делать моральный выбор в ситуациях риска, когда трудно выяснить все возможные варианты выбора.

Отсутствие достаточной информации для принятия решения может толкнуть человека на совершение необдуманных действий, когда во имя долга и идеала он не обращает внимания на обстоя­тельства и последствия своих поступков. Это тип авантюрного поведения, нередко связанный с проявлениями индивидуализма, честолюбия, безответственности, стремлением выделиться.

Другой тип поведения в рискованных ситуациях — так назы­ваемый «гамлетизм», когда человек отказывается от решительных действий из-за боязни ошибиться. «И вянет, как цветок, реши­мость наша в бездумье умственного тупика», — эти шекспиров­ские слова достаточно полно характеризуют такое поведение. Но при этом следует учитывать, что отказ от выбора — это тоже форма выбора, к тому же не всегда лучшая.

Характер правоохранительной деятельности, связанный с острым противоборством, нестандартными ситуациями, значительно обостряет проблему выбора в условиях риска. Эту проблему подметил еще Аристотель в своей работе «Никомахова этика», когда выделил действия субъекта «по неведению» и «в неведении». Действия «в неведении» — когда человек сознательно избирает незнание, неведение. Действия «по неведению» имеют место тогда, когда остаются неизвестными некоторые частные или случайные обстоятельства, которые помимо воли действующего лица изменяют смысл поступка (когда, скажем, сотрудник ГИБДД, пытаясь задержать преступников и не зная, что в салоне автомобиля помимо них находится еще ребенок, случайно ранит этого ребенка). Установление того, является ли действие непроизвольным, представляет порой трудную задачу, идет ли речь об установлении обстоятельств по уголовному делу или о разбирательстве по служебному проступку сотрудника.

Специфика борьбы с преступностью нередко обусловливает ситуации, когда сотрудники правоохранительных органов в силу тех или иных причин не заинтересованы в познании всей совокупности возможных вариантов выбора, а ограничиваются познанием лишь некоторых из них, то есть сознательно выбирают неведение. Например, следователь, выдвинув одну, понравившуюся ему следственную гипотезу, не изучает другие, менее вероятные, на его взгляд, варианты совершения преступления. Но в силу скрытого характера преступной деятельности те обстоятельства, которые представляются следователю несущественными, могут на самом деле оказаться наиболее значимыми, то есть выбор, сделанный этим следователем, окажется неверным по его вине.

Иная ситуация возникает, когда приходится действовать «по неведению», то есть когда варианты поведения независимо от и человека остаются от него скрытыми, и поэтому его действия могут иметь иной смысл, нежели он предполагал. В правоохранительной деятельности такие ситуации нередки, поскольку преступники в большинстве случаев стараются скрыть истинные обстоятельства своей вины и направить действия правоохранительных органов на выбор ложного варианта. Кстати, и в приведенном выше примере действия следователя «в неведении» дополняются действиями «по неведению», что приводит к неверному выбору поведения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вопрос 3. Моральные (нравственные) конфликты в правоохранительной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.