Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание здорового морально - психологического климата в коллек­тивах




Вопрос 3. Профилактика профессионально-нравственной деформации со­трудников органов внутренних дел

Проблема профилактики деформации личности и деятельности относится к практически важным, но недостаточно исследованным. Учитывая причины возникновения профессиональной деформации, ее открытую и скрытую формы проявления, следует осуществлять целенаправленное профилактическое воз­действие.

К числу направлений такого воздействия относятся: общие меры - дейст­вительная, а не мнимая автономия органов внутренних дел, подчинение их только закону и высокая ответственность перед законом, непосредственные ме­ры:

- качественное улучшение профессиональной подготовки,

- совершенствование организации и управления,

Разрешению этой проблемы может способствовать совершенствование системы воспитания и обучения сотрудников органов внутренних дел, создание реальной перспективы продвижения по службе, формирование и поддержание чувства защищенно­сти, уверенности в полезности и справедливости своего дела.

Руководство учреждений должно вносить творческий компонент в про­цесс выполнения служебных обязанностей и его организацию (один раз в 5-7 лет изменение вида, характера труда: переход на другую работу, например, с практической на научную, изменение предмета деятельности). Отсюда целесо­образность перемены вида деятельности, реального продвижения по службе, материального и морального стимулирования на основе дифференцированного подхода.

В юридической науке и практике мало внимания уделяется такому важ­нейшему фактору, как состояние здоровья и физическая подготовленность сотрудников соответствующих органов. Между тем, этот фактор значительно влияет на производительность, качество и эффективность юридической дея­тельности. Работа сотрудника ОВД связана с огромными эмоциональными, интеллектуальными и физи­ческими нагрузками.

Если учесть также низкую научную организацию труда в этих органах, неудовлетворительные в целом условия деятельности, огромный объем рутин­ной канцелярской работы, отсутствие простейших средств оргтехники, механи­зации и автоматизации, то некоторые виды юридического труда должны быть отнесены к тяжелому физическому труду. Кроме того многие сотрудники осу­ществляют свою деятельность не только в дневное, но и в ночное время. Одна­ко в юридические ВУЗы, а затем и в правоохранительные органы в настоящее время принимаются и те лица, которые по своим физическим данным не могут эффективно осуществлять определенные профессиональные функции. Воздей­ствие комплекса причин, обусловливающих изменение деятельности сотрудни­ков ОВД, может привести первоначально к недобросовестному выполнению ими своих обязанностей, профессиональной деформации, а в некоторых случа­ях - и к деградации личности.

В настоящее время существует необходимость тщательного отбора кад­ров. Наряду с деловыми качествами сотрудника ОВД особо выделяются каче­ства нравственные. От того, каков нравственный облик сотрудника ОВД во многом зависит эффективность работы, исключение нарушений законности, положительный конечный результат.

Профессиональная деформация - это прежде всего нравственная дефор­мация. И, если сотрудник ОВД нравственно обеднел, то это может привести к злоупотреблению служебным положением, нарушению законности. Получая различного рода информацию, такой сотрудник может использовать ее в лич­ных целях, поэтому нравственная надежность играет важную роль, т.к. в этой профессиональной системе имеется сравнительно доступная возможность удовлетворить свои материальные и иные потребности за счет лиц, попавших в сферу деятельности.

Именно наличие моральных качеств, нравственное воспитание сотрудни­ков создает барьер профессиональной деформации.

Профессионально-нравственное формирование личности сотрудников органов внутренних дел предусматривает:

1. Совершенствование навыков соблюдения норм профессиональной этики,

2. Формирование моральных и деловых качеств.

Работа в этом направлении может реализовываться через пропаганду и распространение положительного опыта наиболее грамотных и квалифицированных сотрудников. Особое внимание должно уделяться профессионально-нравственному становлению молодых сотрудников ОВД.

Проявление профдеформации личности тесно связано с ее непосредственными детерминантами, обусловленными ближайшим социальным окружением сотрудника ОВД. Развитию профессиональной деформации в совокупности с другими при­чинами могут служить неблагоприятные семейные отношения. Специфика ра­боты, как правило, отрывает сотрудника в известной степени от семьи, если к этому прибавить плохие бытовые условия, отсутствие жилья - это может при­вести к нежелательным конфликтам в семье. Поэтому одна из важнейших за­дач, которая возлагается на начальника - создание оптимальных условий жизни сотрудников. С другой стороны правовоспитательное влияние семьи осуществляется через авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. Критериями оценки здесь выступают общечеловеческие ценности: борьба со злом и победа над ним, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благородным и многие другие. Все это реализуется через:

- обеспечение личной приемственности всех членов семьи в неукоснительном выполнении законов;

- проведение старшими членами семьи (возможно, действующих или бывших сотрудников ОВД) праворазъяснительной работы среди младших;

- формирование у всех членов семьи положительного отношения к апрвовым нормам;

- нравственное одобрение правопослушного поведения и правоприменительной деятельности;

Создание личностно-бытовых и деятельностных предпосылок для формирования правосознания и др.

Совершенствование организации и управления всей структурой ОВД яв­ляется важным направлением в профилактике профессиональной деформации. Недостатки, упущения, пренебрежение вопросами научной организации и управления могут способствовать развитию профессиональной деформации, которая проявляется в нечетком распределении функциональных обязанностей подчиненных, неравномерности служебной нагрузки, разобщенности, отсутст­вии четкой задачи и цели, конкретных путей их достижения. Руководитель должен знать науку управления, постоянно внедрять научную организацию управленческого труда, т.к. эта функция является его главной служебной обя­занностью. Современным руководителем может быть только профессионально грамотный, деятельный человек, требовательный к себе и подчиненным, гото­вый взять на себя ответственность.

Как уже отмечалось, конфликт в деятельности сотрудника ОВД заложен в самой природе этой работы. Она осуществляется в постоянном напряжении, в экстремальных условиях. Все это требует своеобразной психологической за­калки. Многое зависит от того, как сотрудник относится к работе. Потеря инте­реса к ней может привести, в конечном итоге, к нервозности, усталости, кон-фликтности с руководством.

Неправильная организация рабочего времени, постоянные перегрузки работой могут даже у сотрудника, любящего свое дело, сформировать уста­лость, физическое и психическое переутомление. В таком состоянии проявля­ется апатия, безразличие и даже отвращение к работе.

Таким образом, морально-психологическая подготовка сотрудников так­же является важнейшей защитной мерой от их профессионально-нравственной деформации.

Практика подтверждает наличие, как минимум, трех групп факторов, препятствующих профессиональной деформации личности сотрудника ОВД.

Первая из них непосредственно связана с направленностью личности. Чем выше уровень культуры сотрудника, багаж знаний, профессиональной подготовки и опыта, тем шире набор альтернативных моделей поведения, позволяющих остаться в обще-социальных рамках при любом обострении обстановки.

Многовековая практика показывает, что высокий уровень культуры – не декоративно-косметическое украшение статусных притязаний личности, а реальная основа сохранения себя в любых сложных ситуациях, в том числе основа физического выживания. Разумеется, речь идет не о демонстрации «культурности», а об устойчивом стремлении человека овладеть культурой для собственного самосовершенствования. Сотрудник, считающий, что он всего достиг, все понял и все знает, обречен не только на профессиональную, но и на личностную деформацию. Здоровое честолюбие является обязательным атрибутом профессионального успеха и дальнейшего профессионального роста.[1]

В то же время, анализ практической деятельности в экстремальных условиях (никто не будет оспаривать того факта, что деятельность сотрудников ОВД именно такова) показывает, что ориентация сотрудника исключительно на успех в профессиональной деятельности достаточно скоро влечет деформацию. Чаще всего других достигают профессионального успеха и практически не подвержены профессиональной деформации сотрудники, ориентированные не только на свою деятельность, но и на сохранение круга доверительного общения: семьи, друзей. Это «психологический тыл», позволяющий восстановиться после любых перегрузок. Поэтому так важно, чтобы он был крепким, а для крепких семейных отношений экономический вопрос – один из самых значительных, поэтому так важно, чтобы законодательные власти уделяли повышенное внимание денежному и материальному обеспечению сотрудников ОВД, тем самым устраняя одну из причин профессиональной деформации сотрудников.

Вторая группа факторов связана с прочностью личностных структур, уровнем развития профессионально значимых личностных качеств. Устойчивая направленность личности сотрудника, развитые волевые качества и коммуникативные способности являются базой противодействия любым деформирующим условиям. Прочность личностных структур – это не генетический признак. Она создается в ходе всего воспитательного процесса, и, прежде всего – в процессе самовоспитания сотрудника.

К третьей группе факторов мы можем отнести уровни овладения соответствующими профессиональными «психотехниками». Не каждый человек может выдержать длительные интенсивные эмоциональные нагрузки, но каждый может научиться регулировать свое эмоциональное состояние, «катализировать» агрессивные реакции в безопасном направлении. Не каждому дан талант общения, но каждый может овладеть «технологиями» контактного взаимодействия, нейтрализации конфликтов общения. В настоящее время существует множество высокоэффективных психологических технологий, позволяющих защитить любого сотрудника от деформирующих влияний. Чтобы овладеть ими, необходимо знание основ педагогики и психологии и четкое осознание необходимости такой защиты.

Очень важным средством отслеживания и изменений личности является постоянная психологическая помощь. В сочетании с контролем со стороны коллег по службе она дает возможность вовремя замечать негативные изменения. Лучше всего контролировать свое поведение может сам человек, поэтому важным направлением работы является развитие способности к самоконтролю. Многих людей способно заставить контролировать себя само по себе знание о возможности негативных изменениях.

В результате многочисленных исследований, были выделены факторы, препятствующие профессиональной деформации сотрудников различных правоохранительных структур:

- наличие широкого круга интересов и потребностей;

- способность контролировать свои действия и поступки;

- адекватная самооценка;

- сдержанность;

- проявление твердости характера в сложных ситуациях;

- терпимость к недостаткам окружающих;

- соответствие работы интересам;

- внимательное отношение к другим людям;

- четкость в определении функциональных обязанностей;

- удовлетворенность режимом и условиями службы;

- консультирование, дополнительное обучение;

- повышение квалификации;

- накопление профессионального опыта.

Поэтому к наиболее действенным способам преодоления личной профессиональной деформации можно отнести следующее:

- повышение интеллектуального, духовного и морального уровня сотрудников ОВД, они не должны замыкаться лишь на вопросах, связанных с прохождением службы. Порою бывает, что ответственный, искренне переживающий за службу сотрудник уже в кругу семьи, а голова его «забита службой». И хотя, свободного времени у сотрудника ни так уж и много, нужно его проводить, полностью стараясь расслабиться, не перенося проблемы службы на взаимоотношения в семье;

- повышение уровня морально-психологического климата в коллективах, основанного на взаимоуважении и взаимоподдержке;

- уважение к индивидуальной позиции другой личности, независимо от ее социального положения;

- творческий подход к выполнению служебных задач, избегая трафареты и штампы;

- принятие человеком самого себя, сохранение духовного суверенитета, своей индивидуальности;

- использование своего опыта в умении переоценивать ранее возникающую систему ценностей;

- гибкость в выборе и выполнении социальных ролей (на работе, в семье, в транспорте и т. д.);

- введение в штат РОВД психолога, который мог бы вести предупредительную и коррекционную работу по профессиональной деформации сотрудников;

- оборудование комнат психологической разгрузки.

Учитывая причины возникновения профессиональной деформации, ее открытую и скрытую формы проявления, руководству ОВД также следует осуществлять целенаправленное профилактическое воздействие по определенным направлениям, которые включают:

- общие меры, подразумевающие осознание того, что все правоохранительные органы подчинены исключительно закону и несут высокую ответственность перед законом;

- непосредственные меры (качественное улучшение профессиональной подготовки, совершенствование организации и управления, создание здорового морально-психологического климата в коллективах ОВД);

В обобщенном виде эти меры предполагают такие направления профилактики профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных структур:

- совершенствование системы воспитания и обучения, создание реальной перспективы продвижения по службе, формирование и поддержание чувства защищенности, уверенности в полезности и справедливости своей работы;

- необходимость уделять внимание такому фактору, как состояние здоровья и физическая подготовленность сотрудников, поскольку многие юридические профессии, особенно когда речь идет о правоохранительных органах, связаны с большими эмоциональными, интеллектуальными и физическими напряжениями;

- тщательный отбор кадров с учетом деловых и особенно нравственных качеств сотрудника. При этом нравственный облик сотрудника формируется в результате эффективной работы руководства всех уровней и рангов, когда нравственное воспитание прочно создает барьер профессиональной деформации;

- создание благоприятных, оптимальных условий жизни сотрудников (материальное и моральное стимулирование), совершенствование организации и управления всей правоохранительной системой, выработка психологической закалки к действиям в условиях постоянного напряжения, в экстремальных условиях, а также профилактика конфликтов в служебных коллективах;

- нормальная организация труда, рабочего времени сотрудников, чтобы исключить усталость, физическое и психологическое переутомление.

Таким образом, преодоление профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД – это острая и актуальная практическая проблема, в решении которой неотделимы никакие революционные меры, никакие одномоментные усилия. Как гласит народная мудрость: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Каково государство, общество, таковы и их правоохранительные органы. Главное условие преодоления и профилактики профессионально-нравственной деформации – это достижение социальной стабильности и порядка, постоянная кропотливая работа по минимизации негативных изменений. К сожалению, единого, универсального решения проблемы профессиональной деформации не существует.


Заключение

В лекции дана характеристика профессиональной деформации личности сотрудников ОВД и рассмотрены меры осуществления профилактики обсуж­даемого явления. Резюмируя содержание лекции, можно сделать следующие выводы:

1. Профессиональная деформация - это результат специфичных измене­ний личности специалиста, происходящих под влиянием особенностей профес­сиональной деятельности и профессиональной роли. В ходе профессиональной деформации происходит искажение характера и результата профессиональной деятельности сотрудников ОВД, искажение их служебных и внеслужебных от­ношений, развитие в духовном мире сотрудников отрицательных морально-психологических качеств.

2. Структура профессиональной деформации сотрудников ОВД включает деформацию профессиональной деятельности, морального сознания, служеб­ных и внеслужебных отношений.

3. Выделяют различные формы проявлений профессиональной деформа­ции (правовой нигилизм, обвинительный уклон и др.) и ряд факторов, вызы­вающих развитие профессиональной деформации, которые классифицируются на объективные и субъективные.

4. Особую значимость при рассмотрении явления профессиональной де­формации приобретает вопрос ее профилактики в подразделениях ОВД. К чис­лу направлений такого воздействия относятся общие и непосредственные меры.

Также выделяют подготовительную (аналитическую) работу, предва­ряющую профилактику профессиональной деформации сотрудников ОВД, ор­ганизационно-управленческое и воспитательное направления работы и психо­логическую профилактику.

 

Литература

 

1. Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел МВД России// http. www.rg.ru.

2. Приказ МВД РФ № 1138 от 24.12.2008г. «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

3. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. С изм. От 09.01.1996, 10.02.1996 и 09.06.2001г. – М.: Вече, 2006.

4. О милиции. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. // Ве­домости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 10, ст. 360, № 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2964; 1999, № 14, ст. 1666.

5. Кондрашев Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Коментарий к Закону Российской Федерации “О милиции” – 4-е изд., переаб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 448 с.

6. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. Энциклопедический словарь. – М., 2006.

7. Егорышев С.В., Ротовский А.Н., Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика: Курс лекций. – М.: ЦОКР МВД России, 2005.

8. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник ВУЗов. – 3-е изд. М., 2005.

9. Кубышко В.Л., Щеглов А.В. О кодексе профессионально/ Вестник кадровой политики МВД России, № 2, 2009 – С.6 – 13.

10. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие /Под ред. Г.В.Дубова и А.В.Опалева. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Щит-М, 2007. – 424 с.

11. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»/ [В.Я. Кикоть и др.]; под ред. В.Я.Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон иправо, 2011. – 559с.

12. Профессиональная этика сотрудников ОВД: Хрестоматия/ Сост. Ю.А. Полетухин. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.

13. Сокова З.К. Профессиональная этика: Курс лекций. – М.: ЦИиНМО КП МВД России, 2000. – 204 с.

14. Этика. Учебник ВУЗов /Под ред. Гусейнова А.А., Апресян Р.Г. – М., 2006. (там же материалы к докладу).

 


[1] Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие для студентов вузов. Минск, 2004

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.